Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исторические типы культуры.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

«ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГУМАНИТАРНЫХ РЕСУРСОВ. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ»

Цель занятия: закрепить представления об основных понятиях дисциплины, их значении для туризма.

Задачи:

1. актуализировать понятийный аппарат дисциплины, связать его с практической деятельностью в сфере туризма и гостеприимства;

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении гуманитарных ресурсов и культуры как основы для культурного туризма;

3. создавать условия для развития национального самосознания, чувства причастности к сохранению и развитию гуманитарных ресурсов страны.

 

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по темам: «Типология культуры», «Основные понятия теории культуры», «Материальное и нематериальное культурное наследие. Цивилизация».

2. Разработка проекта культурного туризма (Схема 1. «Проект культурного туризма»):

1) определение состава рабочих групп;

2) определение названия, общей концепции и целей проекта;

3) выбор целевой аудитории, на которую проект нацелен;

4) определение вида и формы проекта (маршрут, предприятие, мероприятие и др. + что именно, кем, где и когда организовывается);

5) определение культурно-событийного потенциала (включенные мероприятия);

6) выбор места расположения (либо создание маршрута) и природный потенциал (если имеется) мероприятия;

7) перечень вовлеченных в проект объектов материального и нематериального культурного наследия;

8) прочие особенности проекта.

3. Темы эссе:

1. Что такое культура каждый понимает по-своему.

Литература к теме:

1. Воробьёва, И.В. Культурология: учеб.-метод. пособие / И.В. Воробьёва. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

2. Культурология: учебное пособие / Авт.-сост. Л.А. Карпушевская [и др.]; под общ. ред. А.Н. Алпеева. – Минск: ЗАО «Веды», 2004.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

4. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М.А. Полякова [и др.]; под общ. ред. М.А. Поляковой. – М.: ИНФРА-М, 2007.


 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

«ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. МАТЕРИАЛЬНАЯ И НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»

Цель занятия: закрепить представления о видах культуры и основных объектах культурного наследия.

Задачи:

1. актуализировать представления о культурном наследии, его значении для сохранения цивилизации в целом и конкретного этноса, связать имеющиеся представления с практической деятельностью в сфере туризма и гостеприимства.

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении мирового и национального культурного наследия как основы для культурного туризма.

3. создавать условия для развития национального самосознания, чувства гордости за культурное наследие нации и сопричастности к его популяризации и сохранению.

Формы работы на занятии:

1. Темы презентаций и рефератов:

  Тема Примечания
  Культурное наследие моей малой родины Доклад (мультимедийная презентация) о культурном материальном и/или духовном наследии конкретного региона (города, местности, семьи и т.д.)
  Государственная политика Республики Беларусь в сфере сохранения культурного наследия Доклады об особенностях политики Республики Беларусь по вопросам охраны культурного наследия; акциях, программах и проч. проектах, способствующих сохранению культурного наследия
  Программы ООН (ЮНЕСКО) по охране всемирного культурного наследия (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/cultural_heritage_conv.shtml). Доклады о существующих программах, направленных на охрану, поддержание и развитие объектов всемирного культурного наследия
  Объекты, внесенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО (список: http://whc.unesco.org/ru/list/) Доклад (мультимедийная презентация) о конкретном объекте всемирного наследия

2. Темы эссе:

1. Наследие моего рода.

2. Что останется после нас?

3. Причины разрушения мирового культурного наследия.

Литература к теме:

1. Артюшевская, С.В. Модель подготовки менеджера по культурному наследию и туризму: учеб. пособие / С.В. Артюшевская, А.Н. Колбаско. – Минск: Европейский гуманитарный университет, 2003.

2. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М.А. Полякова [и др.]; под общ. ред. М.А. Поляковой. – М.: ИНФРА-М, 2007.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

«КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ. КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ»

Цель занятия: закрепить представления об основных разновидностях культурного туризма, его целях и задачах.

Задачи:

1. актуализировать представления о культурном туризме, его значении и задачах, связать имеющиеся представления с практической деятельностью в сфере туризма и гостеприимства;

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении мирового и национального культурного наследия как основы для культурного туризма;

3. создавать условия для развития творческого потенциала студентов в ходе выполнения творческого задания.

Формы работы на занятии:

1. Дискуссия на тему «Культура туристической деятельности» (понятия «идеал», «ценность», «норма» и «правило» в контексте туристической деятельности) (Схема 2. «Культура туристической деятельности»).

2. Защита проекта культурного туризма (Схема 1. «Проект культурного туризма»).

Литература к теме:

1. Воробьёва, И.В. Культурология: учеб.-метод. пособие / И.В. Воробьёва. –Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

2. Культурология: учебное пособие / Авт.-сост. Л.А. Карпушевская [и др.]; под общ. ред. А.Н. Алпеева. – Минск: ЗАО «Веды», 2004.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

4. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М.А. Полякова [и др.]; под общ. ред. М.А. Поляковой. – М.: ИНФРА-М, 2007.


 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

«ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА. СУБКУЛЬТУРЫ»

Цель занятия: закрепить представления об особенностях культур социальных общностей, их основных признаках и различиях.

Задачи:

1. актуализировать представления о понятии «социальная общность», «субкультура», «контркультура», «антикультура», рассмотрев их особенности и отличительные черты;

2. формировать мировоззренческие позиции при работе с конкретными культурными запросами туристов;

3. создать условия для развития творческого потенциала студентов в ходе выполнения творческого задания.

Формы работы на занятии:

1. Темы презентаций и рефератов:

  Тема Примечания
  Современные субкультуры Доклад (мультимедийная презентация) по одной выбранной субкультуре. В ответе отразить: - исторические предпосылки зарождения данной субкультуры; - историческую справку о ходе развития данной субкультуры; - отличительные особенности, характеризующие данную субкультуру; - ареол распространения; - ситуацию развития данной субкультуры на сегодняшний день; - примеры.
  Особенности культуры социальных общностей в современном мире Особенности и сравнительная характеристика культур социальных общностей, примеры

2. Темы эссе:

1. Городская культура: ее отличительные характеристики.

2. Мое восприятие современной культуры.

3. Моя субкультура.

 

Литература к теме:

1. Воробьёва, И.В. Культурология: учеб.-метод. пособие / И.В. Воробьёва. –Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

2. Культурология: учебное пособие / Авт.-сост. Л.А. Карпушевская [и др.]; под общ. ред. А.Н. Алпеева. – Минск: ЗАО «Веды», 2004.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

4. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М.А. Полякова [и др.]; под общ. ред. М.А. Поляковой. – М.: ИНФРА-М, 2007.


 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ.

КУЛЬТУРНЫЕ ЭПОХИ И СТИЛИ»

Цель занятия: закрепить представления об основных культурных эпохах и стилях, признаках и идеях художественных стилей.

Задачи:

1. актуализировать представления о художественных стилях памятников мировой культуры, их значении для развития культурно-познавательного туризма;

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении мирового культурного наследия как основы для культурного туризма;

3. создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса на основе культурологического знания.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Теория культуры».

2. Темы презентаций и рефератов:

  Тема Примечания
  Сравнительная характеристика типологий культуры Представить в докладе (мультимедийной перезентации) сравнительный анализ типологий культуры: - историческую справку возникновения; - представить авторов; - продемонстрировать особенности и отличительные черты; - проследить в динамике изменения и проч.
  Характеристика культурных эпох и стилей Провести сравнительный анализ (проследить эволюцию) культурных стилей разных эпох, дать им характеристику, привести примеры

3. Темы эссе:

1. Что такое стиль.

2. Признаки стиля в культуре.

4. Командная работа по составлению схемы «Признаки стиля в культуре»: проанализировать и определить внешние, характерные, типичные и неповторимые стилевые признаки в культуре разных стран.

 

Литература к теме:

1. Воробьёва, И.В. Культурология: учеб.-метод. пособие / И.В. Воробьёва. –Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

2. Культурология: учебное пособие / Авт.-сост. Л.А. Карпушевская [и др.]; под общ. ред. А.Н. Алпеева. – Минск: ЗАО «Веды», 2004.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

4. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М.А. Полякова [и др.]; под общ. ред. М.А. Поляковой. – М.: ИНФРА-М, 2007.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

«ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОБЫТНОСТИ»

Цель занятия: закрепить представления о стилях, их идеях и признаках стилей первобытной культуры.

Задачи:

1. актуализировать представления о художественных стилях памятников мировой первобытной культуры, их значении для развития культурно-познавательного туризма;

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении мирового культурного наследия первобытной эпохи как основы для культурного туризма;

3. создавать условия для развития художественного вкуса и кругозора на основе образцов первобытного искусства.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры первобытности».

2. Темы презентаций и рефератов:

  Тема Примечания
  Памятники первобытного изобразительного искусства, декоративного искусства, скульптуры Доклад (мультимедийная презентация), посвященный особенностям: - первобытного изобразительного искусства (графика, рисунки и силуэты), роспись пещер Ориньяка; рисунки в пещерах Ле-Комбатель и Ля-Мут, «картинные галереи» Фон де Гом и Альтамиры и пр.). - первобытной скульптуры (барельефы, профильные контуры и пр., палеолитические «венеры»); - декоративного искусства первобытности.
  Идеи и признаки стилей первобытной культуры различных исторических эпох: палеолитической, мезолитической и неолитической. Доклад (мультимедийная презентация), посвященный особенностям одного из трех первобытных стилей  

3. Темы эссе:

1. Признаки первобытной культуры в современном мире.

 

Литература к теме:

1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.

2. Верман, К. История искусства всех времен и народов (Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия), т.1. / К. Верман – М.: Искусство, 2000.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.


 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

«ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

Цель занятия: закрепить представления о культуре и памятниках древних цивилизаций, их основных особенностях.

Задачи:

1. актуализировать представления о культуре древних цивилизаций, их общих чертах и различиях;

2. формировать представления о вкладе древних цивилизаций в мировую культуру и развитие культурного туризма;

3. создавать условия для развития художественного вкуса и кругозора при восприятии памятников древних цивилизаций.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры древних цивилизаций».

2. Темы презентаций и рефератов:

  Тема Примечания
  Памятники культуры древних цивилизаций Латинской Америки. – культура майя/ацтеков/тольтеков/инков в целом; – архитектура одной из цивилизаций мезоамерики (общий обзор, типы сооружений, отличительные черты, примеры); – подробный разбор какого-либо памятника архитектуры; – скульптура/живопись древних цивилизаций мезоамерики; – утварь и украшения из золота культуры инков; – нематериальная культура цивилизаций мезоамерики: мифология, традиции, игры, музыка и т.д.
  Памятники культуры шумерской и ассирийской цивилизации. – памятники шумерской или ассирийской культуры; – сравнительный анализ шумерской и ассирийской культур.
  Памятники культуры государства Урарту. Особенности культуры в целом, или отдельных памятниках государства Урарту.
  Памятники культуры Междуречья – Вавилон. Особенности культуры в целом, или отдельных памятниках.
  Памятники культуры древнеегипетской цивилизации. – архитектура Др.Египта в целом (эволюция стилей, классификация и общая характеристика памятников), или подробное рассмотрение отдельного памятника архитектуры; – скульптура и живопись Др.Египта (виды сюжетов, наиболее яркие примеры); – памятники декоративно-прикладного искусства (предметы мебели, украшения, домашняя утварь и т.д.); – мифология Др.Египта.
  Памятники культуры древнего Китая. – архитектура Др.Китая в целом (отличительные черты, типы сооружений, примеры памятников), или подробное рассмотрение отдельного памятника архитектуры; – живопись Др.Китая (жанры, наиболее яркие примеры); – памятники декоративно-прикладного искусства (резьба по камню, резьба по лаку, бронзовое литье, керамика и т.д.).
  Памятники культуры древней Индии. – архитектура Др.Индии в целом (отличительные черты, типы сооружений, примеры памятников), или подробное рассмотрение отдельного памятника архитектуры; – скульптура и живопись Др.Индии (виды сюжетов, наиболее яркие примеры); – памятники декоративно-прикладного искусства (предметы одежды, украшения, домашняя утварь и т.д.); – нематериальная культура Др.Индии (мифология, традиции, праздники и т.д.);
  Памятники культуры древней Японии. – архитектура Др.Японии в целом (отличительные черты, типы сооружений, примеры памятников), или подробное рассмотрение отдельного памятника архитектуры; – садово-парковое искусство Японии; – живопись и гравюра в культуре Др.Японии (жанры, направления, примеры); – памятники декоративно-прикладного искусства (традиционная одежда, украшения, керамика, домашняя утварь и т.д.); – нематериальная культура Др.Японии (мифология, традиции, праздники и т.д.);
  Памятники древнеарабской культуры. Доклад (мультимедийная презентация) об особенностях культуры в целом, или отдельных памятниках.

3. Темы эссе:

1. Моя версия гибели культур древнейших цивилизаций

2. Восток – дело тонкое…

 

Литература к теме:

4. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.

5. Верман, К. История искусства всех времен и народов (Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия), т.1. / К. Верман – М.: Искусство, 2000.

6. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8

«ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ АНТИЧНОСТИ»

Цель занятия: закрепить представления о динамической характеристике культуры античности и признаках стилей в памятниках античной культуры различных периодов.

Задачи:

1. актуализировать представления о художественных стилях памятников античной культуры, их значении для развития культурно-познавательного туризма;

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении культурного наследия античности как основы для культурного туризма;

3. создавать условия для развития художественного вкуса и кругозора на основе образцов искусства античной эпохи.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры античности».

2. Темы презентаций и рефератов:

  Тема Примечания
  Памятники античной культуры:
  Крито-микенского периода Доклад (мультимедийная презентация) должен включать в себя: - характерные признаки; - идея стиля; - отличительные особенности; - ареол и время распространения; - классические представители и т.д.
  Гомеровского периода
  Архаического периода
  Классического периода
  Эллинистического периода
  Римского периода

3. Темы эссе:

1. Признаки античной культуры в современности.

 

Литература к теме:

1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.

2. Верман, К. История искусства всех времен и народов (Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия), т.1. / К. Верман – М.: Искусство, 2000.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.


 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9

«ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

Цель занятия: закрепить представления об основных особенностях памятников культуры средневековья.

Задачи:

1. актуализировать представления о культурной эпохе и стилях средневековья;

2. формировать умение распознавать и классифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей культуры средневековья;

3. создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса при восприятии памятников культуры средневековья.

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры средневековья».

2. Темы презентаций и рефератов:

  Тема Примечания
  Памятники византийской культуры. – общая характеристика стиля, идея и признаки; – храмы Равенны и Никеи; – собор Святой Софии (Стамбул); – византийские мозаики и иконопись.
  Памятники романского стиля. – общая характеристика стиля, идея и признаки; – придворные замки и монастыри Испании, Италии, Германии, Франции, Великобритании и др.; – рассмотрение отдельного памятника романского стиля; – рыцарская культура (особенности, этикет, соревнования).
  Памятники готического стиля. – общая характеристика стиля, идея и признаки; – памятники ранней готики; – памятники зрелой (высокой готики); – памятники поздней (пламенеющей) готики; – гражданская архитектура и ратуши в готическом стиле; – готическая скульптура; – подробное рассмотрение отдельного памятника – примера готического стиля.
  Рыцарские и монашеские ордена средневековой Европы. Доклад (мультимедийная презентация) об одном из монашеских орденов средневековой Европы: история, направления деятельности, вклад в развитие средневековой культуры.
  Сравнительный анализ стилей средневекового искусства. Сравнение любых двух стилей средневекового искусства: сходства и отличия, характерные черты, формы, элементы.
  Памятники средневековой культуры в Беларуси – средневековые замки и крепости в Беларуси; – памятники культовой архитектуры (средневековые храмы).

3. Темы эссе:

1. Готика – вершина средневековой архитектуры.

2. Готика – возвращение стиля.

3. Жизнь средневекового города.

 

Литература к теме:

1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.

2. Верман, К. История искусства всех времен и народов (Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия), т.1. / К. Верман – М.: Искусство, 2000.

3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.


 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10

«ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Цель занятия: сформировать представления об основных особенностях памятников культуры эпохи Возрождения (Ренессанса).

Задачи:

1. формировать представления о культурной эпохе и стилях Ренессанса (ХIV – ХVI вв.);

2. учить распознавать и квалифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей эпохи Возрождения;

3. создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса при восприятии памятников культуры эпохи Возрождения.

 

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры эпохи Возрождения».

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов:

  Тема Примечания
  Памятники культуры эпохи Возрождения Особенности архитектуры, скульптуры и живописи от Дученто до маньеризма
  Памятники культуры мастеров эпохи Возрождения Именитые мастера, их жизнь и творчество (деятельность): - архитектура; - скульптура; - живопись; - литература; - музыка; - наука.
  Жемчужины Возрождения: - итальянское; - испанское; - европейское; - русское; - белорусское. Именитые мастера
  Памятники архитектуры Проторенессанса: - церковь Санта Кроче и дворец Палаццо Веккьо во Флоренции (Арнольфо ди Камбио); - купол собора Санта Мария дель Фьоре и церковь Сан Лоренцо во Флоренции (Филиппо Брунеллески); - фасады церквей Санта Мария Новелла во Флоренции, Сан Франческо в Римини и Сант Андреа в Мантуе (Леон Баптиста Альберти) и др.
  Скульптура и живопись Проторенессанса Творения: - Никколо Пизано; - Пьетро Каваллини; - Джотто и др.
  Культура Раннего Возрождения - творчество Лоренцо Гиберти; - фрески Сикстинской капеллы в Ватикане; - полотна Сандро Боттичелли; - полиптих в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции; - росписи капеллы Бранкаччи Мазаччо и пр
  Скульптура и живопись эпохи Высокого Возрождения Творения: - Донателло; - Джорджо Вазари; - Бенвенуто Челлини; - Микеланджело Буанарроти и др.
  Памятники архитектуры эпохи Высокого Возрождения: - собор Святого Петра в Риме; - монастырь Сан-Пьетро ин Монторио в Риме; - двор бельведера в Ватикане; - церковь Санта-Мария делле Грация в Милане и др.
  Живопись эпохи Высокого Возрождения Творения: - Рафаэля Санти; - Леонардо да Винчи и др.
  Архитектура эпохи Позднего Возрождения Творения Андреа Палладио.
  Живопись эпохи Позднего Возрождения Полотна: - Джорджоне; - Паоло Веронезе; - Тинторетто; - Тициана и др.
  Памятники культуры Северного Возрождения Живопись и графика - Альбрехта Дюрера; - М. Грюневальда; - Лукаса Кранаха Старшего; - А. Альтдорфера; - Г. Гольбейна Младшего; - Ганса Бальдунга. Скульптура: - Т. Рименшнейдера; - Ф. Штоса; - А. Крафта и пр.

3. Темы эссе:

1. Роль личности в культуре Ренессанса.

2. Признаки Ренессанса в современной культуре.

 

Литература к теме:

1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.

2. Карсавин, Л.П. Культура Средних веков / Л.П. Карсавин. – М.: Книжная находка, 2003.

3. Качановский, В.В. История культуры Западной Европы / В.В. Качановский. – Минск: Экоперспектива, 1998.

4. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.


5.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11

«ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Цель занятия: сформировать представления об особенностях памятников культуры эпохи Просвещения (XVII – XVIII вв.).

Задачи:

1. формировать представления о культурной эпохе и стилях эпохи Просвещения (XVII – XVIII вв.);

2. учить распознавать и квалифицировать объекты эпохи Просвещения по признакам, характерным для художественных стилей: барокко, рококо, классицизм;

3. создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса при восприятии памятников культуры эпохи Просвещения.

 

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры эпохи Просвещения».

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов:

  Тема Примечания
  Памятники мировой культуры в стиле барокко. Архитектура барокко: – памятники барокко в Италии; – памятники барокко в России (дворцы в Санкт-Петербурге и окрестностях – Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф; барочные соборы и монастыри); – дворцово-парковый комплекс Версаля; – памятники барокко в Беларуси; – творчество Д. Бернини, Ф.Борромини, Б.Ф.Растрелли, Ж.Ардуэн-Мансара, Скульптура барокко: – творчество Д.Бернини; Живопись барокко: – творчество П.П.Рубенса, Караваджо, Рембрандта, Я.Вермеера, Музыка барокко: – жанры, особенности, отличительные черты музыки барокко; – творчество И.С.Баха, А.Вивальди, Г.Ф.Генделя; Садово-парковое искусство барокко; Декоративно-прикладное искусство барокко (предметы одежды, украшения, мебель и др.).
  Памятники мировой культуры в стиле рококо. Архитектура рококо: – памятники рококо во Франции, Германии (баварское рококо), России, Португалии; – Гатчинский дворец, Ораниенбаум; Живопись рококо: – творчество Ф. Буше, А. Ватто, Ж.О. Фрагонара, Н.Ланкре; – портретная живопись Антропова и Рокотова; Музыка рококо: – жанры, особенности, отличительные черты музыки рококо; – творчество «великиъ французских клавесинистов» Ф.Куперен и Ж.Ф. Рамо Декоративно-прикладное искусство рококо (фарфор, одежда, украшения, мебель и др.).
  Памятники мировой культуры в стиле классицизма. Архитектура классицизма: – памятники классицизма во Франции, России – творчество А.Ринальди; – памятники архитектуры классицизма в Беларуси; – памятники классицизма в США; – стиль ампир во Франции; – стиль ампир в России; Скульптура классицизма: – творчество А. Канова; Живопись классицизма: – творчество К. Лоррена, Н.Пуссена, Энгра, К.Брюллова; Литература классицизма: – жанры, особенности, отличительные черты литературы классицизма; – творчество Вольтера; – творчество И.В. Гёте и Ф.Шиллера; – литература классицизма в России; Музыка эпохи классицизма: – мастера венской классической школы: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен.

3. Темы эссе:

1. Парадоксы стилей в памятниках культуры эпохи Просвещения.

2. Признаки стилей культуры эпохи Просвещения в современности.

3. Дворцовый этикет эпохи Просвещения.

4. Современная интерпретация произведений «трех венских классиков» (Гайдна, Моцарта, Бетховена).

5. Возрождение ампира в XX в. – «сталинский ампир» в СССР.

 

Литература к теме:

1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.

2. Горюнов, В.С. Архитектура эпохи модерна: концепции, направления, мастера / В.С. Горюнов, М.П. Тубли. – СПб.: Питер, 2000.

3. Усовская, Э.А. Постмодернизм: учеб. пособие для вузов / Э.А. Усовская. – Минск: ТетраСистемс, 2006.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12

«Памятники культуры XIX–XX века»

Цель занятия: сформировать представления об основных особенностях памятников культуры XIX и ХХ веков.

Задачи:

1. формировать представления о культурной эпохе и стилях, доминирующих в искусстве XIX–XX вв.

2. учить распознавать и квалифицировать объекты культурного наследия данного периода по признакам, характерным для художественных стилей XIX–XX вв.

3. создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса при восприятии памятников культуры XIX–XX вв.

 

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по теме «Памятники культуры XIX–XX вв.».

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов:

  Тема Примечания
  Памятники культуры Романтизма. Романтизм в архитектуре: – неороманский стиль; – неоготический стиль; – «замковый романтизм» в Германии XIX в.; – национальный романтизм в Финляндии. Романтизм в живописи: – идеи и особенности живописи романтизма; – творчество Э.Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойя. Романтизм в литературе: – мифологические мотивы в литературе, творчество В.и Я. Гримм, Гофмана; – английский романтизм, творчество Байрона, Шелли и др.; – французский романтизм: В.Гюго, Ж.Санд и др.; – русский романтизм, творчество М.Ю.Лермонтова. Романтизм в музыке: – жанры, направления и особенности стиля; – творчество Ф.Шуберта, Ф.Шопена, И.Брамса, Р.Шумана; – русский романтизм в музыке: П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, М.И.Глинка и др.
  Памятники культуры Модерна. – направления и особенности модерна в архитектуре; – архитектура модерна в Бельгии, Франции, Испании, Чехии, России и др.; – памятники модерна в Москве; – творчество Антонио Гауди: Саграда Фамилия, Каса Бальо, Каса Мила, и пр.; – элементы восточной культуры в искусстве модерна; – декоративно-прикладное искусство модерна: ювелирное мастерство, одежда, мебель, витражи, мозаики, керамика и др. – стиль ар-деко в искусстве.
  Живопись XIX – XX вв. – символизм в живописи; – творчество Г.Климта, М.А.Врубеля, Л.Бакста, А.Мухи и др.; – импрессионизм (К.Моне, Э.Мане, О.Ренуар); – творчество русских художников «передвижников» (И.Шишкин, В.Суриков, В.Поленов, И.Крамской, И.Репин, В.Маковский, И.Левитан, В.Серов и др.); – экспрессионизм (Э.Мунк); – абстракционизм (творчество В.Кандинского, П.Мондриана); – супрематизм (творчество К.Малевича); – кубизм (творчество П.Пикассо); – сюрреализм (творчество С.Дали, Х.Миро, Ф.Кало); – фовизм (А.Матисс); – постимпрессионизм (П.Сезанн, В. Ван Гог, Гоген); – поп-арт (Э. Уорхол); – оптическое искусство (оп-арт); – творчество белорусских художников XIX–XX вв.
  Модернизм в музыке – музыкальный импрессионизм (Эрик Сати, Клод Дебюсси, Морис Равель); – музыкальный экспрессионизм («вторая венская школа», атональная музыка).
  Памятники культуры XX в. Архитектура модернизма: – работы Вальтера Гропиуса, Мис ван дер Роэ и пр.; – архитектура Ле Корбюзье: «дом как машина для жилья»; Стили архитектуры XX в.: – органическая архитектура; – памятники конструктивизма в мире и в Беларуси; – стиль хай-тек; – деконструктивизм в архитектуре; – промышленная архитектура; – творчество современных архитекторов: Френк Гери, Норман Фостер, Заха Хадид, Жан Нувель, Сантьяго Калатрава; – современная архитектура Беларуси. Музыкальные стили XX века.
  Особенности стилей культуры XX в. Анализ и сравнение любых двух стилей в архитектуре, живописи, литературе, музыке.

3. Темы эссе:

1. ХIХ век – век перемен…

2. Мой город – свидетель культуры ХIХ века.

3. Эклектика в художественной культуре второй половины XIX в.

4. Декаданс как культурное явление конца XIX века.

5. Техногенная цивилизация в искусстве конца XIX века (башня Г. Эйфеля).

6. Мой город – свидетель культуры ХХ века.

 

Литература к теме:

1. Воробьёва, И.В. Культурология: учеб.-метод. пособие / И.В. Воробьёва. –Минск: ГИУСТ БГУ, 2006.

2. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.

3. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России: учеб. пособие для вузов / М.А. Полякова [и др.]; под общ. ред. М.А. Поляковой. – М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Культурология: учебное пособие / Авт.-сост. Л.А. Карпушевская [и др.]; под общ. ред. А.Н. Алпеева. – Минск: ЗАО «Веды», 2004.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 13

«Теория и практика музееведения»

Цель занятия: сформировать представления о музее как средстве сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия, а также об основных характеристиках музееведения как отрасли культуры и науки.

Задачи:

1. формировать представления о значении музеев в деле сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия, его роли и возможностях в развитии культурно-познавательного туризма.

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении истории, методологии, практики музееведения.

3. создавать условия для развития познавательного интереса студентов к музею и музейному делу как составляющей туристического продукта.

 

Формы работы на занятии:

1. Разработка проекта специализированного программного музейного туризма (Схема 3. «Проект специализированного музейного туризма»).

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов: деятельность музеев мира (рассмотрение истории, коллекций и особенностей деятельности одного из предложенных музеев, Схема 4. «План презентации музея»).

Литература к теме:

1. Артюшевская, С.В. Модель подготовки менеджера по культурному наследию и туризму: учеб. пособие / С.В. Артюшевская, А.Н. Колбаско. – Минск: Европейский гуманитарный университет, 2003.

2. Дукельский, В.Ю. Музейный туризм: соблазн или панацея? / В.Ю. Дукельский // Музей и туризм. – Петрозаводск: Карел-пресс, 2002.

3. Никишин, Н.А. Культурный туризм как технология управления региональным развитием / Н.А. Никишин. – Петрозаводск: Карел-пресс, 2002.

4. Пирожник, И.И. Международный туризм в мировом хозяйстве: учеб. пособие / И.И. Пирожник. – Минск: Министерство образования и науки Республики Беларусь, БГУ, 1996.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 14

«Возникновение музеев. Музейный туризм»

Цель занятия: сформировать представления об основных характеристиках и роли предшествующих музею форм; сформировать представления об основных особенностях музейного туризма, его характеристиках, возможностей развития.

Задачи:

1. формировать представления о значении музейного туризма для сохранения и продвижения объектов мирового и национального культурного наследия, а также о значении протомузейных форм в развитии музея.

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении истории появления, развития и трансформации музея.

3. создавать условия для развития познавательного интереса к музею и музейному делу как составляющей туристического продукта, а также условия для развития чувства сопричастности к миссии сохранения объектов культурного наследия посредством музеев и музейного туризма.

 

Формы работы на занятии:

1. Программированный контроль по темам «Теория и практика музееведения», «Возникновение музеев», «Музейный туризм».

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов: деятельность музеев мира (рассмотрение истории, коллекций и особенностей деятельности одного из предложенных музеев, Схема 4. «План презентации музея»).

3. Темы эссе:

1. Новые формы работы с посетителем в музейном туризме.

2. Зачем нужен «музейный менеджмент».

3. Музейный туризм: куда бы я поехал только ради посещения музея?

Литература к теме:

5. Артюшевская, С.В. Модель подготовки менеджера по культурному наследию и туризму: учеб. пособие / С.В. Артюшевская, А.Н. Колбаско. – Минск: Европейский гуманитарный университет, 2003.

6. Дукельский, В.Ю. Музейный туризм: соблазн или панацея? / В.Ю. Дукельский // Музей и туризм. – Петрозаводск: Карел-пресс, 2002.

7. Никишин, Н.А. Культурный туризм как технология управления региональным развитием / Н.А. Никишин. – Петрозаводск: Карел-пресс, 2002.

8. Пирожник, И.И. Международный туризм в мировом хозяйстве: учеб. пособие / И.И. Пирожник. – Минск: Министерство образования и науки Республики Беларусь, БГУ, 1996.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 15

«Организация деятельности музея»

Цель занятия: сформировать представления об основных характеристиках и роли предшествующих музею форм; сформировать представления об основных особенностях музейного туризма, его характеристиках, возможностей развития.

Задачи:

1. формировать представления о значении музейного туризма для сохранения и продвижения объектов мирового и национального культурного наследия, а также о значении протомузейных форм в развитии музея.

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении истории появления, развития и трансформации музея.

3. создавать условия для развития познавательного интереса к музею и музейному делу как составляющей туристического продукта, а также условия для развития чувства сопричастности к миссии сохранения объектов культурного наследия посредством музеев и музейного туризма.

 

Формы работы на занятии:

1. Защита проектов специализированного программного музейного туризма (Схема 3. «Проект специализированного музейного туризма»).

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов: деятельность музеев мира (рассмотрение истории, коллекций и особенностей деятельности одного из предложенных музеев, Схема 4. «План презентации музея»).

3. Темы эссе:

1. Мое посещение знаменитого музея.

2. Я поведу тебя в музей...

3. Музейные технологии сегодня и завтра.

Литература к теме:

1. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. – М.: Высшая школа, 1988.

2. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учебник для студентов вузов / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004.

3. Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. – М.: Альфа-М, 2003.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 16

«Музейная педагогика»

Цель занятия: сформировать представления о музейной педагогике, как специфической педагогической деятельности музея, направленной на решение просветительных, образовательных и воспитательных задач.

Задачи:

1. формировать представления о педагогической деятельности музея, ее значении в просвещении, образовании и воспитании.

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении необходимости грамотного и творческого подхода в решении задач музейной педагогики.

3. создавать условия для развития познавательного интереса студентов к музею и музейной педагогике как составляющей туристической деятельности.

 

Формы работы на занятии:

1. Темы мультимедийных презентаций и рефератов: деятельность белорусских музеев (рассмотрение истории, коллекций и особенностей деятельности одного из белорусских музеев по плану Схемы 4. «План презентации музея»).

2. Разработка воспитательного мероприятия в музее по заданному плану для конкретной аудитории (по возрасту, семейному статусу и т.д.).

План-конспект воспитательного мероприятия в музее:

1. Название мероприятия.

2. Форма проведения мероприятия.

3. Место проведения (музей, зал или помещение музея).

4. Время проведения.

5. Цель мероприятия.

6. Задачи:

- образовательная (научить созерцать и давать оценку…, передать знания о …, сформировать представления о…, сообщить, заинтересовать и пр.);

- воспитательная (создавать условия для развития: интереса к…, чувства сопричастности к…, гордости за…, патриотических чувств и пр.);

- развивающая (стимулировать интерес к …, побуждать к собственному творчеству, рефлексии на тему…и пр.).

7. Последовательность проведения:

- организационный момент (знакомство, сообщение темы и правил поведения в ходе мероприятия и пр.);

- вступительная часть (введение в тему, предыстория вопроса, изучение уровня знаний с помощью вопросов и пр.);

- основная часть мероприятия (перечислить все виды деятельности, распределить их последовательно, хронометрировать);

- заключительная часть (подведение итогов, групповая рефлексия, ответы на вопросы и пр.)

8. Материалы (основные и дополнительные, оборудование)

9. Использованная литература или иные источники.

Литература к теме:

1. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. – М.: Высшая школа, 1988.

2. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учебник для студентов вузов / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004.

3. Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. – М.: Альфа-М, 2003.

 

 


17. «Музеи Республики Беларусь»

Цель занятия: сформировать представления об основных характеристиках музейной сети Республики Беларусь.

Задачи:

1. формировать представления о музейной сети Республики Беларусь, перспективах ее развития, новых видах музейных учреждений.

2. формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении необходимости грамотного подхода в устройстве деятельности музея.

3. создавать условия для развития познавательного интереса студентов к музею и музейному делу как составляющей туристической деятельности.

 

Формы работы на занятии:

1. Итоговый программированный контроль по темам «Организация деятельности музея», «Музейная педагогика».

2. Темы мультимедийных презентаций и рефератов: деятельность белорусских музеев (рассмотрение истории, коллекций и особенностей деятельности одного из белорусских музеев по плану Схемы 4. «План презентации музея»).

3. Темы эссе:

1. Мой любимый белорусский музей.

2. Символ Беларуси – это…

3. Мой город в истории и история моего города.

Литература к теме:

1. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. – М.: Высшая школа, 1988.

2. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учебник для студентов вузов / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004.

3. Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. – М.: Альфа-М, 2003.

4. www.museum.by

5. www.etominsk.land.ru/muzeum-minsk.htm

6. sinfo.net.ru/sites/category/103/message/236/

7. litmuseums.iatp.by/



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Примерная схема анализа публичного выступления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 289 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2232 - | 2119 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.