— Я в Америку поехал. Америка — кормилица, генератор идей! Там в городе Сан-Франциско, моем любимом, есть пивоварня, такая microbrewery, меня в нее привел один знакомый, говорит: «Смотри, вся Америка сюда ходит, вся молодежь. Спрос на массовое пиво падает, а на это — растет». Я посмотрел и тоже, как и он, был заражен этим концептом. Я понял, что это нужно делать. То есть банально скопировал.
— И суши-бар тоже скопировали?
— С лодочками? Вот это, кстати, провальная идея. Я сто тысяч долларов заплатил за это и не угадал. Это проект, где я потерял. Я не имею в виду деньги, японские рестораны — это очень выгодно. Он провальный с точки зрения концепции. По сути дела, это фаст-фуд. Лодочки должны плавать, а люди — приходить и брать суши прямо с лодочек. От цвета тарелочки зависит цена, три вида цен. Официант быстро посчитал и ушел. Это культура бизнес-ланча в сочетании с культурой японского фаст-фуда, один из самых популярных концептов на Западе. В Америке эти рестораны битком набиты. Я взял и перенес это к нам.
И что же? На бизнес-ланч никто не приходит. В Питере вообще нет культуры бизнес-ланча. А рыба не может больше полутора-двух часов плавать, она начинает сохнуть, и мы стали ее выкидывать. Потом мы перестали ставить суши на лодочки. Вся беда в том, что нет потока. И вторая проблема — это пафос. То есть люди приходят, смотрят и шарахаются. Вот в этом я ошибся, потому что иногда не понимаю, как думают новые русские. Это тяжелые люди, им, оказывается, надо не поесть, а самоудовлетвориться. Про японские рестораны все знают, что они самые дорогие: надо сесть за отдельный стол, девушку посадить, пафосно саке попить. А тут какое-то железо, что-то плавает, надо самому брать, в общем, конвейер. Вот концепция, которая не сработала. Но это моя проблема, потому что бизнесмен должен все предугадывать. Хотя я уверен, что через три года все изменится, и люди будут приходить в японский ресторан, чтобы просто поесть.
Много ли идей вам не удалось реализовать?
— Не скажу, что много. Есть интересные идеи, но денег не хватает. Вот хочу завод большой построить. Вы слышали, спрос на пиво в три раза превышает предложение, цены приходится повышать.
Пойдете в промышленное производство?
— Нет, конечно, это не «Балтика». Мы выпускаем сейчас триста тысяч бутылок в месяц, а «Балтика» выпускает миллионов тридцать. Если мы построим производство на пять-шесть миллионов бутылок, это будет средних размеров предприятие, даже меньше. Построить такой заводик стоит миллионов десять долларов. Я точно знаю, что за два года деньги будут возвращены, но где их взять?
Дальше, есть идея построить сеть кофеен — стопроцентная, я знаю технологию, знаю, как свежее кофе варить...
Откуда?
— У меня есть приятель, который работал в «Старбаксе». Это безусловный успех. Только надо не так делать, как в «Идеальной чашке» в Петербурге: там у них все камерно, чтобы посидеть. А надо делать картонную чашку, знаете, чтобы на ходу пить. Налил, пошел... Посидеть тоже можно, но на этом не акцентировать. Еще одна суперидея — построить правильную сеть бензозаправок, с правильной торговой маркой. У нас ведь бензозаправки не сегментированы, в Москве — абсолютно разношерстная картина.
Пельменные, я думаю, хорошая тема, очень хорошая. Учитывая наше советское прошлое и популярность пельменей как продукта.
Чем же она интересна?
— Это фастфуд, только в русском варианте. Прямая альтернатива, что называется, «Макдональдсу». Во-первых, это наше родное. Во-вторых, бульончик, то есть не сухомятка, да и мясо получаешь. А технология-то простейшая.
— Странно, что после стильного «Тинькофф» вас тянет на фастфуд, бумажные стаканчики...
— Тут нет противоречия. Стиль — это когда сексуально. Мне кажется, что бумажный стаканчик — это сексуально, если на нем правильный, красивый логотип. Это круто: ты идешь и пьешь. Это красиво. У нас считается, что стиль — это когда «шестисотый мерседес» или «феррари». На самом деле стиль — это когда ты что-то чувствуешь. Если вокруг все из нержавеечки, бумажный стаканчик сделан из качественного картона и хороший сервис, люди быстро делают, улыбаются и подают тебе, дымок идет, — почему же, это очень стильно.
Не зря мы говорим про оболочку — нужен брэнд, эмоциональная составляющая. Главное — правильно подать, а потом уж ты можешь запросить любую цен
Кстати, мне никогда не было интересно продавать дешевле. Я считаю, что дать скидку или снизить цену — это конкурентное преимущество, которое может позволить себе каждый, а вот продавать дороже всех — не каждый, и это меня возбуждает. В «Техношоке» цены были на пятнадцать-двадцать процентов выше, чем во всем городе. Сейчас, я думаю, «Тинькофф» самый высокорентабельный ресторан Петербурга. Даже уверен. У нас очень большие наценки. И на пиве мы очень много зарабатываем.