2017 - Э-Кран
Label: Чайник Болотных Богов
Format: Digital
Country: Russia
Released: 13 Mar 2017
Genre: Ambient Industrial Electronic
Style: Experimental Drone Ambient Noise
Link: https://swampgods.bandcamp.com/album/--4
Track List:
1. Э-Кран (Intro) 03:09
2. Свидетели босса-новы 04:10
3. Иоанъ 02:47
4. Яд 06:11
5. Восковая моль 02:27
6. Закат 03:30
7. Слёзы осени 02:59
8. Виктория 05:11
9. Призрак 04:12
10. Кувшин с демонами 03:37
11. Паутина 03:40
12. По ту сторону весны 04:37
13. Э-Кран (Outro) 02:50
В наше нелёгкое с точки зрения переизбытка информации время всё тяжелее отыскать по-настоящему аутентичные музыкальные творения. Ибо всё поросло и продолжает порастать мхом надменного и изысканного шума, облеченного во мрак напыщенности и самовосхваления. И касается это, очевидно, абсолютно всей музыкальной жизни планеты, любого жанра и подвида, вне зависимости от происхождения, национальности и социального статуса. В чём же причина всеобщего нигилизма и автоматического обнищания воображения? В-первую очередь, дело в развитие и доступности технологии, которая запросто позволяет кому попало приниматься за электронно-электрическую стряпню, совершенно не заботясь о засорение информационного пространства. Во-вторых, слишком велик соблазн засветиться в интернете, закосив под культовых апостолов того или иного жанра. В-третьих, переизбыток свободного времени современного человеко-попугая, вампира моды и вурдалака культурного вакуума, поглощающего бездумно тонны гигабайт чистой, не апробированной ни временем, ни собственным опытом информации. Как результат – появление тысячи новых и совершенно ненужных продуктов сублимации эгоистического самокопания и идеалистического бреда, замешанного на вареве исторических заблуждений в результате эклектического познания культурных и научных феноменов.
В данном виде предстают перед нашим взором новоявленные герои текущего времени, яростно и алчно пожирающие остатки человеческого внимания, ни грамма не заботясь о последствиях своего «творческого» решения, так или иначе, обкрадывающие нас громогласным, но бессмысленным окликом, настораживающим в пустоте, сеющим смуту и отупение.
Но горизонт реальности не всегда настолько слеп, запылен и мрачен. Иногда, всё же, проскальзывают лучики чистого солнечного света в виде отдельных звуковых и визуальных продуктов. Одним из таких редких явлений на небосводе пост-индастриал субкультуры становятся отечественные электронно-электрические гуру Антон Надеждин и Владимир Позынич – творческий музыкальный дует, двухлетнему сотрудничеству которого мы обязаны появлению на свет фантастического саундтрека к путешествию внутрь собственного сезонного расстройства и психотропной гармонии. Второй номинал проекта – «Э-Кран».
Несколько слов непосредственно о происхождение данного аудио-чуда. «Э-Кран» - международный альянс Украины и России. Антон, в рамках своего основного музыкального детища «Чайник Болотных Богов», на счету которого уже четыре полноформатных релиза, проживает и трудится в городе Петровск, Саратовской области, Россия. Владимир представляет город Одесса, Украина, и довольно долго и упорно занимается собственными экспериментами на бас-гитаре в рамках сольных и совместных с другими музыкальными личностями проектах «Обезбашенный Кран» и «Электронный Кран». Оба музыкальных деятеля без ложного стеснения демонстрируют свои работы на различных интернет платформах, включая огромный актуальный сайт независимых музыкантов Bandcamp.
Идея создания совместного детища появилась два года назад, в 2015, когда лунный круг пребывал в своей самой натальной фазе, и оба провидца узрели необходимость созидательного крещендо. Всё началось с интернет сотрудничества. Владимир, известный своим прихотливым, даже я бы сказал, причудливым вкусом к бас-гитарному звучанию, продолжительное время накапливал материал для сольных проектов. Некоторые свои арабески Володя выложил на всеобщее обозрение. Кое-что из этих упругих, но, по природному, диких и звучных смачных треков очень приглянулось Антону. В свою очередь, Владимир был очарован глубокими противоречивыми, но в то же время, интересными мелодическими решениями болотистого эмбиентного содержания, принадлежащих перу Антона.
Затем последовал период концептуального уравновешивания и кристаллизации жанрово-гармонического баланса между пространственным, завораживающим шаманизмом «Чайник Болотных Богов» и интенсивной, богатой звуковой палитрой и ритмической динамикой музыки Владимира, властного чародея своей неспокойной педалборд-машины. Спустя обозначенный период, а именно, 13 марта 2017 года, на суд слушателей был представлен совершенно нонконформистский сюрреалистический аудио опус.
С одной стороны, композиции альбома проникнуты тягучим, по «Aphex Twin»`овски гипнотическим глубоким эмбиентом, переходящим то тут, то там в сумрачный дроун. С другой, музыкальные психоаналитики не дают слушателю расслабиться ни на минуту. Стоит только задремать под убаюкивающее звучание растворённой гитары Антона, сдобренной гипер-субтильным мелодизмом особых семплов, как наступает новая фаза быстрого сна разума, сопровождаемого вкрадчивыми звуками бас и электрогитар, размеренно погружающих в коварные извилистые лабиринты подсознательного ужаса и пантеистического переживания.
Первые две композиции «Э-Кран (Intro)» и «Свидетели босса-новы» своей мягкостью и мелодичной меланхолией ненавязчиво напомнили мне о таких классических дарк-эмбиентных шедеврах, как «Raison d’être» и «Coph Nia», да и вообще релизы лейбла «Cold Meat Industry». Замечательное обманчивое, даже одурманивающее начало музыкального трипа.
Третий трек «Иоанъ» является, пожалуй, наиболее садистическим полотном альбома, приближая слушателя вплотную к нойз-индастриалу. Его мистическая, почти клаустрофобная атмосфера туго оседает на плечи аудио реципиента, раскрепощая первородные инфантильные страхи. Мне представилась картина видения Апокалипсиса, но в какой-то нестандартной, извращённой зацикленной форме. Как будто, маска смерти ниспадает с человечества, раскрывая образ обезвоженного, освежеванного старца на самом последнем своём издыхании, агонизирующего в провидческом инсульте, в отречение и ужасе. Этот аудио трек наиболее подходит визуальному оформлению опуса.
Четвёртый круг ада под названием «Яд» является самым продолжительным и длится шесть минут с небольшим. Чисто композиционно эта вещь вполне логично следует за «Иоаном», так как мрачность и безумие последнего невероятно сгущают краски целого аудио полотна. «Яд» - своего рода отступление от первой части альбома, его эпилог, внушающий тревогу и надежду одновременно. Именно здесь смягчённый саунд надвигающегося гитарного дисторшна определяет ритмику общей последовательности кирпичиков опуса – его отстраненность, решительная сосредоточенность и финальный размыв создают сюжет созерцания разгрома, опустошения и рождение чего-то нового.
Следующая «Восковая моль» - довольно нуарная вещь, отсылающая своим репетитативным, незамолкающим рефреном к творениям Richard D.James эмбиентного периода, хотя данные ассоциации, естественно, всплывают сугубо индивидуально. Своим тревожным позвякиванием «Моль» за короткие две минуты способна просверлить дырку в вашем черепе. Если вы посмеете зациклить её в плеере, уверен, вас постигнет депрессивный синдром, начальная фаза деперсонализации, возникнет диссоциативное расстройство идентичности и прочие «прелести» составляющие список МКБ-10. Как знать, кто-то, возможно, и Будду с Кришной узрит – всё зависит от степени вашей эстетической искушенности и подготовленности. Ну, и конечно, от степени наркотического опьянения в параллельном процессе аудио абсорбции. Индастриальный настойчивый бас Владимира размеренно вбивается в сваи ритмического клавишного фона Антона, цементируя фоновый фундамент наиболее основательным образом.
«Закат» снова возвращает слушателя во времена и нравы Иоанна, но на этот раз мы наслаждаемся гитарным размытым пейзажем оставленного на произвол судьбы инопланетного космопорта. Отражающиеся в металлических колоннах отзвуки эха мерно разгуливают в пределах минималистичного по-«Non»`овски умиротворённого нойзового урчания. Звуки моторов кораблей, управляемых гигантами-ксеноморфами навсегда запечатлены в лучах уходящего Ра, лишь изредка отражаясь причудливыми иероглифическими надписями и картинами на артефактах, оставленных древними племенами Майя и Ацтеков. «Закат» по своей структуре и гармонии напоминает звёздную балладу, забытую песнь мёртвых цивилизаций, эллинистический гимн, если хотите. Что-то, что давно и намеренно похоронено, но, стоит только зазвучать мотиву, как тут же в памяти проносятся невероятные образы никогда неувиденных карт, никем несовершённых подвигов, память об Атлантиде, Лемурии и марсианском бедствии прото-людей.
«Слёзы Осени» - одна из самых мелодичных и дарк-фолковых композиций альбома. Эта та самая, одна и единственная вещь во всём многогранном с точки зрения образности и насыщенности звуковых оттенков калейдоскопе опуса, которая могла бы стать песней, но не стала. И от этого приобрела невыразимую замороженную красоту журчащего ручья, струящегося из недр молодого Гранд Каньона на стыке рождения новых цивилизаций. И хронометраж «Слёз», и их форма, как и секвенция аккордов, настаивают на вокальном дополнение. Но это – всего лишь первое впечатление. При повторном прослушивании становится совершенно очевидно, что никакой вокал не смог бы передать душу этого чистого и разряженного воздушного пространства, словно в малахитовую шкатулку, заложенного в недра композиции. Воздуха, который струится и в пространной гитарной аранжировке, и в сказочном лепете клавишного соло ближе к завершению. Этот трек, являясь, к тому, же наиболее мелодичным творением альбома, как бы, завершает вторую часть длинного путешествия в неизведанный мир за Э-Краном. Автором этого дождливого панегирика является Антон. Не смотря на то, что, чисто стилистически «Слёзы» не вписываются в общую канву аудио ленты, композиция вносит особый свежий эффект, мелькнув на мгновение зайчиком внешней реальности в окно слушателя, и намекая на то, что мир вне сна совсем рядом, и, может быть, не так уж и страшен в своей переменчивости.
Далее следует новый цикл музыкального повествования. «Виктория» по своей сути, похожа на первую и последнюю композицию сумрачной дроун-оперетты, и знаменует очередную фазу быстрого сна, пропитанного самоанализом и мистическим откровением. Гармония композиции необыкновенно красива, а местами просто умопомрачительна загадочностью своей внутренней космогонии и мраморной грацией. Витиеватые бардены Владимира расчетливо дополнены Антоном плотными семплами дроунинг нойза. Совершенно непредсказуемыми кажутся гармонические отступления. Мажор и минор соседствуют совсем рядом, настаивая на дуализме человеческого бытия, его коллаборационистическом парадоксе мышления. Но, какая бы сталь не звучала в голосе бас-гитары, газообразность синтезаторных семплов лейтмотивом проносится в мозгу бодрствующего коматозника – я всё ещё дышу… аммиаком вечности.
«Призрак», словно ожившая пост-индастриальная симфония из «Чужого». Словно в ясном сновидение проносит она слушателя сквозь чертоги Аида прямиком в никуда. Скользкая подвешенная аура композиции парит над слухом, лживо обольщая астрального путешественника своим заговорческим нашептыванием. Слов не разобрать, слышен только призрачный вопль, судорожно подёргивающийся в дымке погребального костра. Пожалуй, наиболее игровая вещь на альбоме, в том, смысле, что её структура, броская напряжённость и откровенное упоение фобофилией напоминают сюжет из виртуальной реальности. С этой композиции начинается самая глубокая фаза сна – погружение в бессознательное. То есть межгалактический звездолёт «Э-Крана» близится к своему финальному пункту назначения.
Все последующие треки наиболее эмбиентны, пространны и поэтичны по своему содержанию. «Кувшин с Демонами», как и «Паутина» - своего рода шумовая колыбельная, но с очень нежным, обволакивающим налётом. На фоне иссиня-черного звёздного небосвода начинают проглядываться подснежники утренней зари. Оба эти трека взаимодополняют друг друга, на мой взгляд, с одной стороны внушая сакральный трепет перед непознанным, неизведанным, инородным – достаточно прислушаться к этим демоническим воплям в «Кувшине», как вам станет до отвращения мерзко. Но это лишь изнанка, тёмная сторона жизни, ночные кошмары в душную летнюю ночь, навеянные отдалёнными раскатами грома. В «Паутине» потусторонние эманации приобретают едва осязаемые поблекнувшие инкарнации – своего рода игра воображения перед самым пробуждением. Постепенный выход из комы, сопровождаемый глухим шорохом больничного аппарата. Образы, трансформирующиеся в жутковатые аморфные видения силуэтов неведомого смертным мира в последних попытках запутать, запугать пробуждающегося, заставить его остаться там, с ними.
Те же отчаянные попытки предприняты агентами форзи (см. «Прикосновение», фильм режиссёра Альберта Мкртчяна 1992 года) и в композиции «По ту сторону весны», по ту сторону жизни, на обратной стороне луны, в анти-материи. Здесь шумовой дисбаланс достигает своего тонального апогея: амплитуда эмоций смещается в сторону отрицания того потустороннего ужаса, которым наполнен альбом в своих самых чёрных тонах. Наиболее жуткая, до головной боли неприятная композиция, поражающая своей удушливой безысходностью и истерическим эсхатологизмом, паникой плоти и оцепенением души.
Бас-гитара Владимира ставит точку на последнем треке «Э-Кран (Outro)», обозначив неопределённость человеческого существования, ведь каждую ночь этот сон приходит к нам снова…
Подытожить свой обзор я бы хотел следующим резюме. Среди всего творческого наследия, которое на данный момент громоздится на виртуальных полках интернета, не часто я встречаю столь глубокие и проникновенные шедевры, поражающие не только широтой стилистического охвата, но и исполнительским и композиторским мастерством.
Тельман А.
28-03-2017