В соответствии с ч. 2 ст. 20 и ч. 5 ст. 319 УПК заявление потерпевшего о примирении является единственным и безусловным основанием для прекращения производства по делам частного обвинения.
Кроме уголовно-правовых последствий, прекращение дела связано и с гражданско-правовыми, т.е. с решением вопроса о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, о судьбе гражданского иска. Лицу разъясняется, что прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон не является реабилитирующим, и если обвиняемый признал свою вину, то в дальнейшем к нему может быть предъявлен гражданский иск, поэтому же основанию и факт признания им вины может быть использован против него в гражданском процессе. Право окончательного разрешения гражданского иска (в форме отказа или удовлетворения исковых требований) принадлежит суду и производится им в порядке уголовного или гражданского судопроизводства (ст. 299 УПК).
К числу процессуальных последствий прекращения уголовного дела следует относить невозможность в последующем привлечения к уголовной ответственности за те же действия лица, на которое подана жалоба.. В связи с этим судам следует в каждом случае разъяснять потерпевшим положение ст. 27 УПК. Процессуальными последствиями прекращения уголовных дел также является отмена мер процессуального принуждения и разрешение вопроса о судьбе вещественных доказательств.
Во-вторых, в случае прекращения дела примирением сторон к подсудимому может быть предъявлен гражданский иск о возмещении морального и материального ущерба, и постановление о прекращении уголовного дела будет одним из доказательств по гражданскому делу.
Последствиях соглашения – для потерпевшего это невозможность повторного обращения в суд с просьбой о привлечении обидчика к уголовной ответственности по данному эпизоду обвинения, а для подсудимого - прекращение дела по нереабилитирующему основанию, влекущему соответствующие правовые последствия, в том числе предъявление гражданского иска.
Задача 3.
Порядок возбуждения уголовных дел частного обвинения регламентируется ст. 318 УПК РФ, согласно требованиям которой уголовные дела частного обвинения возбуждаются в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в суд.
Согласно ч. 5 ст. 318 УПК РФ заявление должно содержать:
1) наименование суда, в который оно подается;
2) описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;
3) просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству;
3.1) данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;
4) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
5) список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;
6) подпись лица, его подавшего.
В случаях, если поданное заявление не отвечает указанным требованиям, в соответствии с ч. 1 ст. 319 УПК РФ мировой судья выносит постановление о возвращении заявления лицу, его подавшему, в котором предлагает привести заявление в соответствие с указанными требованиями и устанавливает для этого срок. В случае неисполнения данного указания мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и уведомляет об этом лицо, его подавшее.
Можно сделать вывод, что отсутствие подписи является основанием для возвращения заявления гражданину Галкину.
Длительность срока, который устанавливает мировой судья для приведения заявления в соответствие с требованиями закона, в УПК РФ не указана. Однако данный срок должен быть реальным, достаточным для исправления недостатков заявления (в том числе с учетом времени, необходимого для почтовой доставки). – от 10 до 15 дней.
Отказ мирового судьи в принятии заявления не препятствует повторному обращению потерпевшего по тому же обвинению с новым заявлением в случае, если не истекли сроки давности привлечения виновного лица к уголовной ответственности.
Формулировка обвинения. Заявление частного обвинения должно содержать квалификацию действий обвиняемого по статье и части статьи закона, которые, по мнению потерпевшего, нарушил виновный, поскольку представляет собой необходимый элемент формирования обвинения, одновременно выступая гарантией права обвиняемого на защиту от обвинения.
Изложенное напрямую не предусмотрено в ст. 318 Уголовно-процессуального кодекса, но проистекает из положений этой статьи о необходимости указания события преступления, а также следует из общих требований закона к документам подобного рода (обвинительному заключению, обвинительному акту), а также из общего понятия обвинения.
Как указано в п. 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.06.2010 № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве», существо обвинения, выдвинутого против лица по делу частного обвинения, и, соответственно, пределы судебного разбирательства по нему определяются исходя из содержания заявления потерпевшего.
Таким образом, в соответствии с условиями задачи, а именно «отсутствие разъяснениие (??) формулировки обвинения», в случае, если гр-н Галкин не описал событие преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения, то также в соответствии с ч. 1 ст. 319 УПК РФ мировой судья выносит постановление о возвращении заявления лицу, его подавшему, в котором предлагает привести заявление в соответствие с указанными требованиями и устанавливает для этого срок.
В случае если не дано было пояснение положений ч. 1 ст. 128.1 (клевета) УК РФ (с юридической точки зрения), которая, по мнению заявителя, должна быть вменена Игоренко, то это не является нарушением требований ч. 5 ст. 318 УПК РФ и не является основанием для возвращения заявления Галкину.
Задача 4.