Сугубая ектения (прилежное моление).
Ектения (от греч. - усердный) означает усердное моление. Её особенность в том, что она является молитвою о лицах (в отличие от Просительной, где молятся о вещах и потребностях). Она является повторением и дополнением Великой ектении. Например: здесь дополняется прошение о плодоносящих.
Мы поем после первых двух прошений Господи, помилуй по одному разу, а начиная с третьего – трижды.
Троекратное пение Господи, помилуй служит выражением наиболее усердной молитвы.
Важно! Во время этой ектении поминаются, то есть читаются записки, поданные «на ектению». Часть записок предстоятель передает диакону, остальные записки священники поминают сами.
Заупокойная ектения.
После сугубой ектении диакон, с кадилом в руках, произносит заупокойную ектению.
Строго говоря, эту ектению нельзя произносить в воскресный день, так как в воскресенье вслух не поминают усопших. Но по снисхождению к тем верующим, которые только в воскресенье могут прийти в храм (а сегодня это большинство прихожан), в Церкви эту ектению возглашают и в воскресенье. Опускают ее только в дни больших праздников.
Священник во время диаконской ектении тайно молится словами древней молитвы, в которой просит Господа принять души всех усопших, о ком здесь молятся, в Свои объятия и поселить их «в месте светле [светлом], в месте злачне [изобильном], в месте покойне [спокойном], отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание [там, откуда ушла всякая болезнь, всякая печаль и тоска]».
Затем произносятся ектении об оглашенных.
Ектении об оглашенных.
Оглашенными в древности назывались люди готовящиеся принять крещение. Они изучали основы веры, молились, посещали богослужения. Но что-то в христианской жизни было для них недоступно.
Вопрос: что для оглашенных было не доступно?
Ответ: причащение. А, кроме того, и молитва за самой священной частью Литургии, когда призывается Дух Святой. Эта часть Литургии и называлась Литургией верных – то есть крещёных – людей.
Причина отсутствия оглашенных на Литургии верных.
Для человека, не приобщённого благодати, не рождённого свыше, чьё сердце не пережило духовного переворота от встречи с Богом, сокрыта духовная составляющая богослужебного действа. И оно может показаться лишь красочным театральным действом, но не священнодейством. Суть Таинства – есть событие встречи человека с Богом. Для того чтобы полноценно и осознанно участвовать в Божественной литургии, человек должен быть крещёным, то есть приобщённым к тайнам веры. Все некрещёные с этого момента, по древней традиции, должны были покинуть храм.
Диакон: Помолитеся, оглашении, Господеви.
Хор: Господи, помилуй.
…Диакон: Оглашении, главы ваша Господеви приклоните.
Хор: Тебе, Господи.
Важно! Эти молитвы имеют отношение именно к оглашенным. Часто приходится наблюдать, как при возгласе диакона: «Оглашении, главы ваша Господеви приклоните» стоящие в храме верные наклоняют головы. Может быть, для смирения это и хорошо, но с точки зрения богослужения – бессмысленно.
Ектения о выходе оглашенных.
Диакон: Елицы оглашении, изыдите! Оглашеннии, изыдите! Елицы оглашении, изыдите! Да никто от оглашенных, елицы верни, паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Смысл ектении об оглашенных в сегодняшнее время.
Во-первых, эти ектении побуждают священнослужителей вводить катехизацию, огласительные беседы, как-то готовить людей к крещению.
Во-вторых, в некоторых храмах система оглашения, чем-то напоминающая древнюю, постепенно вводится. Таких храмов, в которых от пришедшего креститься требуют посещения нескольких занятий, выучивания основных молитв, год от года становится все больше.
В-третьих, пусть оглашенных в понимании Древней Церкви сейчас нет, но это не значит, что нет людей, желающих креститься, но по каким-то причинам ещё не собравшихся с духом, чтобы переступить порог храма. Немало людей колеблется.
…Итак, Оглашении, изыдите – и в храме остаются елицы вернии, то есть только крещёные (во всяком случае, так должно быть).