Демократизация государства сказалась и в отказе от жёсткого диктата центра по отношению к республикам. Им были предоставлены более широкие полномочия в рамках СССР. Подъём национального самосознания способствовал усилению центробежных тенденций в регионах, на политической арене набирали силу национальные фронты.
На XVII съезде КПСС был поставлен вопрос о расширении суверенитета союзных республик. Большинство съезда проголосовало за сохранение Союза. Назрела необходимость заключения нового федеративного договора, причём далеко не все республики стремились к его подписанию.
Так, народный фронт во главе с З. Гамсахурдиа составил оппозицию официальным коммунистическим властям в Грузии. Это противостояние закончилось в 1989 г. разгоном митинга в центре Тбилиси с использованием армейских подразделений, в результате которого было убито около 20 сторонников Народного фронта. После такого поворота событий парламент Грузии одобрил курс на переход к “суверенной и полностью независимой Грузии”.
Прибалтийские республики, чьё присоединение перед войной было следствием раздела сфер влияния между СССР и Германией, требовали отделения от СССР. Народные фронты Прибалтики были наиболее влиятельными. Применение военной силы в Латвии для призыва молодёжи в армию, в результате которого было убито 16 человек, вывело конфликт между центром и республиками на международный уровень. По результатам прошедшего в Литве референдума более 90 % населения высказалось за независимую Литву, однако центральная власть отказывалась признать эти цифры. Трагические события с применением вооружённой силы повторились через несколько дней в Латвии.
Постоянные столкновения российского и центрального правительств по вопросам проведения экономической политики приводили в конечном итоге к “войне законов” – противоречию между законами центра и законами РСФСР. Получившая одобрение российских парламентариев экономическая программа перехода к рынку “500 дней” не была принята центром, поддержавшим более умеренную программу Председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. Тем не менее, по результатам проведённого в СССР 17 марта 1991 г. референдума 71, 3 % россиян высказались за сохранение Союза.
По результатам этого референдума 70, 2 % Украины также высказались за сохранение СССР. Однако по количеству проголосовавших за сохранение Союза Украина оказалась на последнем месте (за исключением Прибалтики).
В такой ситуации в апреле 1991 г. в Ново-Огарёво был подписан Федеративный договор “9 + 1” между центром и девятью республиками: Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Туркменией, Таджикистаном и Азербайджаном. Вопрос о статусе 6 республик, не подписавших союзный договор (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия), решён не был.
В июле 1991 г., перед отъездом на отдых, Президент СССР М. С. Горбачёв провёл встречу с президентами России и Казахстана Б. Н. Ельциным и Н. Назарбаевым. На встрече речь шла о подписании союзного договора, после чего должна была последовать отставка наиболее консервативных руководителей в правительстве СССР – премьер-министра В. Павлова, министра обороны Д. Язова, председателя КГБ В. Крючкова. Благодаря подслушивающей аппаратуре руководитель КГБ был осведомлён о разговоре[11]. Предполагаемая отставка ускорила реализацию заговора консерваторов, направленного на восстановление властных структур КПСС и центрального союзного руководства.
19 августа 1991 г. во время нахождения Президента СССР М. С. Горбачёва на отдыхе в Форосе в Крыму, группа оппозиционных ему высших руководителей предприняла попытку совершить государственный переворот. Стране было объявлено, что президент по состоянию здоровья не может управлять страной и власть берёт Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В ГКЧП вошли: премьер-министр СССР В. Павлов, вице-президент СССР Г. Янаев, объявивший о вступлении в исполнение обязанностей Президента СССР, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков, первый заместитель председателя Совета обороны СССР О. Бакланов, председатель Крестьянского Союза СССР В. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР.
Обращаясь к населению страны, ГКЧП объявил, что перестройка зашла в тупик, что политика Горбачёва привела к распаду государственности, а также заявил о намерении восстановить в стране порядок и предотвратить развал СССР, для чего устанавливалось чрезвычайное положение на 6 месяцев и вводилась цензура. Была также приостановлена деятельность партий, движений и объединений, оппозиционных КПСС, запрещён выпуск оппозиционных газет.
Угроза новой политической диктатуры стала реальностью. В Москву были введены войска, однако утром 19 августа 1991 г. люди собирались на возводимых баррикадах, чтобы защищать российскую власть в Белом доме, ставшую во главе сопротивления путчистам. Часть войск, введённых в Москву путчистами, перешла на сторону демократов, другая часть вместо активных действий заняла выжидательную позицию. Большинство республик не признали законность ГКЧП[12].
Противостояние в столице закончилось 21 августа 1991 г. Путчисты, потерявшие рычаги власти, отправились на Форос к президенту Горбачёву, где и были арестованы. М. С. Горбачёв, находившийся во время путча под арестом на своей даче, вернулся в Москву. По требованию демократов КПСС была распущена, ЦК КПСС объявил о самороспуске. Также был распущен кабинет министров.
Попытка переворота ускорила процесс распада СССР. Начался последовательный развал всех государственных структур. После путча 8 республик заявили о своём суверенитете. Были признаны независимыми республики Прибалтики. Съезд народных депутатов СССР объявил о самороспуске, и до заключения нового союзного договора его функции перешли к Верховному Совету СССР. Ликвидировано было и большинство союзных министерств.
На встрече президентов России, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще без участия центра было образовано новое государственное формирование – Содружество независимых государств (СНГ), открытое для вступления в него других республик. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате, куда М. С. Горбачёв даже не был приглашён, к СНГ присоединились ещё 8 республик, что фактически означало конец СССР. Горбачёву, президенту ещё не существующей страны, не оставалось иного выхода, как сложить с себя президентские полномочия.
Заключение.
В течение шести лет реформ М. С. Горбачёву удалось выдержать линию на эволюционное развитие, основательно перетряхнуть идеологические, социально-психологические основы советского общества, дестабилизировать командно-административную систему. Перестройка добилась фактического ослабления старой политической системы: Союза республик, КПСС и Советов, Госплана и Госснаба, КГБ и цензуры. Были сделаны первые шаги к экономической демократии, признанию рыночной экономики и всех форм собственности, включая частную. Реальным содержанием стали наполняться формально декларируемые ранее демократические ценности. С отменой шестой статьи Конституции СССР 1977 г. было ликвидировано монопольное господство КПСС, началось преобразование унитарного государства, фактом стали идейно-политический плюрализм, свобода слова и гласность. Развернувшееся мощное общественное движение различной политической и идейной ориентации создало условия для становления многопартийности. Одним из главных результатов перестройки стало создание в стране основ парламентской системы, изменение тысячелетней практики России, когда она управлялась не законами, а людьми.
Вместе с тем это были лишь первые шаги на пути становления правового государства. Общество ещё не стало демократичным, народ по-прежнему был отчуждён от собственности, рычагов власти и управления.
Период развития страны во второй половине 80-х – начале 90-х гг. ХХ века, получивший название перестройки, неразрывно связан с именем Михаила Сергеевича Горбачёва. Реформационно-перестроечный процесс был призван обеспечить эволюционное развитие СССР от мобилизационно-авторитарного общества к обществу со смешанной экономикой, рыночными механизмами хозяйствования, с демократическими институтами власти. Историческая судьба, поставив в середине 80-х гг. нового лидера страны во главе этого процесса, дала ему шанс стать выдающимся реформатором Отечества.
Пребывание М. С. Горбачёва на высших политических и государственных должностях, его деятельность в роли лидера великой державы во многом оказались судьбоносными для страны. В эти годы Горбачёв в полной мере раскрылся как политик и человек со своими сильными и слабыми качествами.
Перестроечный процесс, инициированный М. С. Горбачёвым и протекавший с весны 1985 г. по конец 1991 г. в своём развитии прошёл три основных этапа: 1) традиционно-авторитарный (1985 – 1986 гг.); 2) социал-демократический (1987 – 1989 гг.); 3) либерал-радикальный (1990 – 1991 гг.).
Критическая оценка роли Горбачёва в развитии нашего общества не может перечеркнуть его заслуг перед страной. Уже одно то, что он осмелился начать процесс глубокого реформирования советской мобилизационно-авторитарной системы, делает его государственным деятелем эпохального масштаба. Однако подлинный реформатор не только инициирует реформы, не только их осуществляет, но и добивается определённых позитивных качественных результатов в созидательном переустройстве общества. Горбачёв же, стремясь к обновлению и модернизации общества, преуспел лишь в разрушении существовавшей модели общественного устройства, содействуя слому социальной и государственной системы.
Литература
Основная
Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991. М., 1994. С. 493 – 528.
История России. ХХ век/А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. М., 1999. С. 584 – 593.
История России (Россия в мировой цивилизации)/Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1998. С. 316 – 326.
История России. Часть III. ХХ век: выбор моделей общественного развития / М. М. Горинов, А. А. Данилов, В. П. Дмитренко. М., 1994. С. 161 – 184.
Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1999. С. 534 – 547.
История России в вопросах и ответах/Составитель С. А. Кислицын. Ростов н/Д, 1999. С. 446 – 466, 664 – 687.
Дополнительная
Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 2. М., 1990. С. 546 – 558.
Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964 – 1994. М., 1996. С. 132 – 207.
Бурлацкий Ф. М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. М., 1989.
Бутенко А. П. Современный социализм. М., 1989.
Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. В двух книгах. М., 1995.
Горбачёв М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987.
Ельцин Б. Н. Исповедь на заданную тему. М., 1990.
Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. М., 1989.
Рыжков Н. И. Перестройка: история предательства. М., 1992.
Собчак А. А. Хождение во власть. Рассказ о рождении парламента. М., 1991.
Согрин В. Политическая история современной России. 1985 – 1994: от Горбачёва до Ельцина. М., 1994. С. 3 – 108.
Степанков В. Г., Лисов Е. К. Кремлёвский заговор. М., 1992.
Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917 – 1991. М., 1994. С. 457 – 510.
[1] Михаилу Сергеевичу Горбачёву тогда было 54 года (2 марта 1931 г. р.).
[2] См.: Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991. М., 1994. С. 498 – 500.
[3] Вошёл в силу с 1 января 1989 г.
[4] Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991. М., 1994. С. 503 – 504.
[5] С уведомлением за два месяца.
[6] Согрин В. Политическая история современной России. 1985 – 1994: от Горбачёва до Ельцина. М., 1994. С. 43 – 44.
[7] Согрин В. Политическая история современной России. 1985 – 1994: от Горбачёва до Ельцина. М., 1994.
С. 58.
[8] Согрин В. Политическая история современной России. 1985 – 1994: от Горбачёва до Ельцина. М., 1994. С. 79.
[9] См.: История России (Россия в мировой цивилизации)/Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1998. С. 324.
[10] Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991. М., 1994. С. 516.
[11] Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1999. С. 543.
[12] За исключением республик Средней Азии и Азербайджана.