С именем Аристотеля связано возникновение слова метафизика. Полагают, что этот термин вошел в философский язык, когда среди рукописей Аристотеля был найден трактат без заглавия. Поскольку в собрании рукописей он шел после трактата «Физика», то ему дали имя «Метафизика» (греческое слово мета означает «после»). Впоследствии это слово стало обозначать философскую дисциплину, изучающую то, что находится за пределами физического мира. Метафизика объясняет, почему мир такой, каков он есть, и стремится увидеть Единое под покровом множественного.
Аристотель обозначил «метафизику», как колыбель философских наук или же учением об основных направлениях познания мира. Данная трактовка выходила за пределы непосредственно наблюдаемого, а также включала в себя учения о вне- и доопытном знании. Метафизическая теория Аристотеля отличалась от платоновской, так как здесь присутствуют разные плоскости интересов. Аристотель нормально воспринял системный подход, но отбросил платоновскую мистико-религизно-эсхатологическую структуру. Он создал свою философскую теорию в метафизике и при этом, обратившись к эмпирике, опыту без научного обоснования – полагаясь на очевидность и риторические доказательства. Аристотель разделил науку на три раздела: теоретический раздел ведет поиск информации ради познания; практический раздел познает с целью морального усовершенствования; продуктивный раздел производит различные предметы. Считается, что самыми ценными являются теоретические науки: метафизика, физика, математика и психология. Философия физики по мнению Аристотеля можно отнести ко второй философии, так как первая философия изучает надфизическую реальность. Метафизика Аристотеля объединила в себе высказывания и идеи основных философов античности, что позволило обозначить четыре главных направления: изучение первопричин (высших начал), познание термина бытия, наука изучающая субстанции и познание божественной сверхчувствительной субстанции. Метафизику Аристотель обожествлял, как одну из возвышенных наук, которая не имеет связи с материальными потребностями и не преследует цель разрешения практических задач.
Аристотель разделил первопричины на 4 типа: формальные причины, материальные причины, действующие (движущие) причины, финальные причины. Аристотель не отвергал происхождение сверхчувствительного характера идеи, которую выдвинул Платон, но немного с ней не согласен. Аристотель утверждал, что умопостигаемое – это обрамление чувственного. Он противопоставил идеям Платона его любимые формы. Аристотель считал, что отделенные от мира вещей идеи не могут быть основой существования вещей, а тем более быть причиной их познания. По его мнению именно форма может быть информационным источником, который облагораживает материю, она неотъемлемая составляющая вещей. Форма имеет свою суть – наметки разумного в чувственном.
Бытие по Аристотелю может иметь различное смысловое значение. Каждый смысл должен иметь связь с целым, то есть иметь структурное соотношение с субстанцией. Он говорил, что все бытийное является субстанцией или ее проявлением. Чтобы сделать классификацию бытия системной, Аристотель предложил ввести 4 группы основных характеристик бытия: бытия как категории, бытия как проявление потенции или акта, бытия как акциденции и бытия как истины, а небытие классифицировать как ложь. Он создал модель, в которой все смыслы бытия вращаются вокруг субстанции, а материя и форма композитно соединены в индивидуальное начало, объединяющие разные полюса. Аристотель считал первой субстанцией форму (бытийную суть) всякой вещи. Поэтому по Аристотелю принято считать сильным смыслом бытия – субстанцию, а самым сильным смыслом субстанции является форма. По этому и возникла такая теория, что душа человека – энтелехия тела, а Бог – это чистая энтелехия.
Напоследок хотелось бы обсудить понятие сверхчувственной субстанции по Аристотелю. Он утверждал, что первичная реальность – это субстанция, последующие этапы зависят от ее самой, так как не сотворенные понятия времени и движения являются вечными процессами. Первоначало обеспечивает эту вечность, так как в силу некоторых причин подвижное должно быть вечным и неподвижным, то есть лишено потенциальности, только чистота акта, которая свойственна сверхчувствительной субстанции, способна быть неподвижным двигателем, который приводит в движение все остальное.Такой акт превосходит все существующие со стороны антологического и логического мышления, так как существование вечного остается всегда актуальным. Напрашивается вывод, что мир является вечным, а космический хаос, как результата чистой потенции не было, так как хаос как потенция не может быть зародышем актуального мира. Бог является воплощением чистой энтелехии, которая притягивает к себе вселенную и мир в таком состоянии, какой он есть. Разум Бога направлен на мышление о мышлении, в нем объедены процесс понимания и предмет понимания, а также его миссия - это осознание самого возвышенного и благого. То есть Бог по Аристотелю не тот, который создал мир, это мир с его очарованием является Богом.