Понятие философия Древнего Востока включает в себя философские учения Индии и Китая. Философия этих стран сохраняла тесную связь с религией и мифологией, отличалась традиционализмом и созерцательностью. Особое внимание уделялось идеалу нравственного совершенствования личности, поэтому основной идейной установкой стал отказ индивида от активной деятельности, предполагавшей преобразование природы и общества.
Для древнеиндийской философии характерно представление о том, что весь мир и личность тесно взаимосвязаны. Человек должен вести аскетический образ жизни, соблюдать принцип недеяния, заниматься самоанализом и самоуглублением. В философии Древней Индии выделялось два направления – ортодоксальное и неортодоксальное. Первое из них представляло собой философские школы, которые основывались на авторитете Вед – священной книги индийцев, излагавшей смысл обрядов и верований. Второе направление представляло учения, критически относившееся к Ведам. На основе этих двух традиций сложились философские системы Древней Индии – веданта, санкхья, йога, вайшешика, миманса, джайнизм, буддизм и др. Их главными понятиями стали сансара, карма и нирвана.
Сансара – круговорот перерождений души человека, приносящий душе страдание. Карма представляет собой сумму всех поступков и помыслов человека во всех его предыдущих перерождениях. Нирвана означает состояние покоя и умиротворения личности, переживание единства всего существующего.
В буддизме, который с течением времени стал мировой религией, была сформирована оригинальная этическая концепция. В ее основе находилось учение о страдании, сопровождавшим человека всю жизнь. Цель буддизма заключалась в том, чтобы указать путь самосовершенствования личности, который ведет к освобождению от мирского страдания и обретению душевного покоя.
Китайская философия не ставила своей задачей приобретение новых знаний. Ее цель заключалась в том, чтобы сберечь существующую мудрость. Обращалось внимание не на анализ вещей, а на выявление их ценностной значимости. Процесс познания был связан с эстетическим восприятием и стремлением к воплощению в реальную жизнь нравственных норм. Этим объясняется связь философии с проблемами обыденного опыта. Наиболее влиятельными философскими школами Древнего Китая были конфуцианство, даосизм и легизм. Конфуцианство было ориентировано на поиск таких этических, политических и социальных ценностей, которые способствовали бы процветанию государства. Этот идеал возможен лишь при условии поддержания традиций и нравственном совершенствовании людей. Социально-политическая проблематика получила дальнейшее развитие в легизме. В этом учении отстаивалась мысль о том, что для процветания государства нужны не столько нравственные качества людей, сколько справедливые законы и власть. Основополагающим принципом даосизма является «недеяние», сущность которого сводится к отказу от целенаправленной деятельности, чтобы приобщиться к гармонии космоса – дао.
ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ | ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ |
• традиционное общество; экстенсивный тип экономики; • господство общинной собственности; подчинение общества государству, личности – общине; • деспотическое государство; • регуляция социальной жизни обычаями и традициями | • ориентация на конкретный результат и эффективность социальных технологий; • стремление изменить мир и самого человека; • установка на инновационный путь развития; • гражданское общество и права личности; • стремление к установлению гармонии общества и государства. |
Философия Древнего Востока:
• Понятие «философия Древнего Востока» включает в себя философские учения Индии и Китая.
• Философия этих стран сохраняла тесную связь с религией и мифологией, отличалась традиционализмом и созерцательностью.
Древнеиндийская философия:
• Мир и личность тесно взаимосвязаны
• Аскетический образ жизни;
• Самоанализ и самоуглубление;
• Веды – священная книга (ортодоксальное направление: брахманизм);
• Неортодоксальное направление: буддизм, джайнизм, др.
• Сансара – круговорот перерождений души человека, приносящий душе страдание.
• Карма – сумма всех поступков и помыслов человека в предыдущих перерождениях.
• Мокша – освобождение от круговорота бытия, цепи новых рождений, зависимых от кармы.
• Нирвана – состояние покоя и умиротворения личности, переживание единства всего существующего.
БУДДИЗМ
• Учение о страдании (этическая концепция)
• Цель буддизма – указать путь самосовершенствования, ведущий к освобождению от страдания и обретению душевного покоя.
• 4 благородные истины: 1) жизнь есть страдание; 2) причины страдания – желания; 3) можно прекратить страдание через отказ от желаний; 4) путь достижения нирваны – «благородный восьмеричный путь» - срединный.
Древнекитайская философия:
• Конфуцианство (цель – процветание государства через поддержание традиций и нравственное совершенствование).
• Даосизм (принцип недеяния – отказ от целенаправленной деятельности, чтобы приобщиться к гармонии космоса – дао).