Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Остановимся кратко на каждой из пьес КВ.

После символичного появления автора (в Прогулке) в повествовании возникает фантастически-сказочный персонаж«Гном». Прототипом пьесы является рисунок Гартмана, изображающий елочную игрушку – уродца на кривых ножках. Для воплощения портрета Мусоргский с удивительной точностью выбирает темные краски тональности ми бемоль минор, лишенной теплых «человеческих» оттенков. Движения гнома угловаты, фантастический облик подчеркивается неустойчивыми гармониями. Но в мрачности персонажа передается и оттенок горестного размышления, преходящего во взрыв отчаяния. Образ «Гнома» глубже и обобщеннее, чем просто фантастический портрет.

Удаляясь от Гнома (вновь звучит тема Прогулки) переходим к новой картинке – «Старый замок»

В масштабах этой пьесы Мусоргский выразил образ, допускающий множество трактовок. Одну из них увековечил В. Стасов – как «средневековый замок, перед которым трубадур поет песню». Действительно, под пульсирующий аккомпанемент с тянущимися квинтами льется спокойная печальная мелодия. Строение целого похоже на строфы песни, что напоминает черты старинных (песенных) форм.

От последнего звука «Старого замка» отталкивается связующая тема прогулки – и слушатель неожиданно оказывается в «Тюльерийском саду». Это радостная, залитая солнечным светом картинка природы, детства, счастья. Согласно имеющимся сведениям, рисунок-прототип представлял собой зарисовку аллеи сада со множеством детей и нянек. В музыке крайних частей пьесы, в звонком регистре, слышится детская речь, средняя часть пьесы рисует разговор нянюшек. Подобная сценка могла происходить не только в Тюльериском саду в Париже, но и в Летнем саду Петербурга.

Без всякого перехода слушатель переносится в совершенно иную сферу – мир тяжелого крестьянского труда. Стасов поясняет – «’Быдло’ – польская телега с огромными колесами, запряженная волами». Поступь телеги представлена медленным движением аккордов в низком регистре. На этом фоне звучит простой и несколько заунывный напев крестьянина-возницы. В музыке можно найти черты славянского фольклора – это ладовая переменность и плагальность. Пьеса построена на эффекте приближения – удаления.

Следующая картинка – «Балет невылупившихся птенцов» перекликается с пьесой «Тюльерийский сад». Это вновь легкое подвижное скерцо, характеристичная картинка беззаботной и веселой птичьей жизни. Рисунок Гартмана представлял собой эскизы костюмов к балету Гербера «Трильби», шедшему в то время в Петербурге. Звуковая ткань пьесы живописно-изобразительна. В ней слышится исключительная по остроумию и наблюдательности имитация птичьего щебета, перелеты птичьей стайки. Мусоргский использует радостное сверкание аккордов-блесток с форшлагами в неудержимом движении.

От радостной и изящной картинки действие переходит к реалистической сцене, выраженной в пьесе «Два еврея, богатый и бедный», своеобразном двойном портрете. Сначала композитор останавливает внимание на портрете богатого, изображенного у Гартмана как «Еврей в меховой шапке». Его музыкальная тема построена на властных повелительных интонациях, эффект национальной достоверности достигается использованием двух увеличенных секунд в минорном ладу. Совсем по-иному показан бедный еврей (у Гартмана «Сандомирский еврей-старик») – его речь звучит подвижнее, в слабом верхнем регистре и начинается как продолжение последнего звука фразы богатого еврея. Приниженный облик персонажа подчеркивается использованием пониженных ступеней, трепещущей линией мелодии. Третья часть пьесы предстает как одновременная речь обоих героев, в которой последнее слово остается за богатым.

По окончании пьесы «Два еврея» возвращается тема Прогулки в своем первоначальном виде. Этот момент знаменует новый поворот в сюжете. Дальнейшее развитие связано с усложнением противопоставлений и контрастов.

В пьесе №7 «Лимож. Рынок» с подзаголовком «большая новость» действие выплескивается на большую рыночную площадь, где все сверкает красками жизнерадостного юмора. Гартман жил во французском городе Лимож, сохранились рисунки, изображающие бытовые сценки и наброски, но живописный прототип пьесы неизвестен. Мусоргский сам создал и героев, и драматургию этой сценки. В живой быстрой ритмической пульсации и безостановочном движении чувствуется веселое оживление и суета (Стасов дает по этому поводу замечает – «французские бабы, ожесточено спорящие на рынке»). Фактура пьесы напоминает сварливое кудахтанье, а господствующее моторное движение и технические приемы придают пьесе черты токкаты. Звуковая палитра красочна и необычайно богата оттенками.

Волна площадной суеты внезапно разбивается о сумрачно-строгие аккорды «Катакомб». Жизнь оборачивается смертью, свет – мраком. Под №8 у Мусоргского звучат без перерыва две пьесы – «Катакомбы» и «С мертвыми на мертвом языке». Прототипом послужил рисунок Гартмана «Парижские катакомбы», где изображен он сам, рассматривающий мрачное подземелье со множеством черепов. Мусоргский переносит действие в Рим, создавая образы, связанные настроением мрачной сосредоточенности и тяжелого раздумья.

В «Катакомбах» картина смерти изображена ударами гулких унисонов и мощных, резко диссонирующих аккордов. Эта музыка существует как бы вне времени. Каждое созвучие – отдельный каменный монолит. Пьеса останавливается на нерешенном, тяжелом вопросе. Здесь автор дает такой комментарий: «Творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним…».

Этот «разговор Гартмана с Мусоргским» слышится в пьесе «С мертвыми на мертвом языке». На фоне фантастически-призрачного тремоло скорбно и тихо звучит тема Прогулки. Диалог заканчивается примиренно-светлым утверждением мажорной тональности, снимающим безысходность трагического мироощущения.

Мрак смерти сменяется устрашающим и неуклюже-комическим образом «Бабы-Яги». Ассоциация с этим сказочным персонажем возникла у Мусоргского по поводу рисунка настольных часов в виде избушки на курьих ножках. В музыке нет и следа изысканности рисунка-прототипа. Сначала слышится топот и резкий стук, «кляксы» и несуразные сопоставления. Постепенно движение набирает силу. Центр первой части – удалая победная тема. Средняя часть пьесы – картина волшебного леса, в которой слышны тревожные и таинственные голоса. Вновь возвращается первая тема, фантастический полет Бабы-Яги сметает все на своем пути, и тут – после погружения в потусторонний мир – идея внезапно взмывает к свету и торжественным звонам финала.

Название финальной пьесы – «Богатырские ворота». Прообразом для нее стал рисунок-проект городских ворот для Киева в древнерусском стиле. Образ древнего города связан с символическим образом родины. Светлый и торжественный Финал Картинок с выставки воспринимается как мощный оперный финал-апофеоз с колокольными звонами. В «Богатырских воротах» две темы, в которых отчетливо слышны интонации Прогулки. Каждая тема раскрывает все новые оттенки колокольных звучаний, широту и величавость русской души. В заключении пьесы достигается грандиозный масштаб звучания, изложение сопоставимо с оркестровым.

Так «русская» авторская тема Прогулки превратилась в своей Финальной вариации в образ мощной силы, веры в будущее и символ величия Родины.

 

Цикл КВ завоевал популярность у пианистов уже после смерти автора. Богатство и разнообразие т е мбровых красок, найденные Мусоргским в звучании фортепиано вдохновили выдающегося французского композитора Мор и са Равеля на оркестровое переложение. (В этой редакции «Картинки» стали даже более известны). Фортепианная сюита получила не только оркестровое, но и театральное воплощение – в 1963 году, силами московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тема 5. Безопасность региона в инвестиционной сфере
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 379 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2354 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.