Внутренняя политика второй половины 40-50-х гг. во многом связана с деятельностью графа П.И.Шувалова, ставшего фактически руководителем правительства при царице Елизавете Петровне. Он почувствовал, что пришло время очередной таможенной реформы. По его инициативе была проведена переориентация бюджетных поступлений с прямого обложения на косвенное, что позволило увеличить доходы казны.
Важнейшим направлением в области таможенной политики была ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще в XV-XVI вв., в экономическом отношении до середины XVIII в. оставалось раздробленным. В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мостовщины» и др. существовало еще множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.
Это был очень смелый, прогрессивный шаг. Доклад Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года.
Потери казны от отмены внутренних таможенных сборов были с избытком возмещены увеличением пошлин на ввозимые товары, что также послужило интересам российских купцов и промышленников.
В 1754 г. внутренние пошлины были заменены единой таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в портовых, в пограничных таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости. Также был издан табель «нормальных цен», на основании которых производился расчет нового сбора.
В отличии от «ефимочной» пошлины, взимавшейся согласно тарифу 1731 г. в золотой валюте, 13%-я пошлина уплачивалась российскими «ходячими деньгами», что чрезвычайно осложняло работу таможенных чиновников.
Несоответствие положений тарифа 1731 года и реалиями того времени была очевидна. Однако оно не могло быть преодолено лишь путем общего пересмотра тарифа 1731 года.
-во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений;
-во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.;
-в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары;
-в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближенных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.
Разработкой нового тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате.
Согласно тарифу 1757 г. размер таможенного обложения ввозимых фабрично-заводских изделий устанавливался в зависимости от освоенности их производства в России. При этом пошлинная ставка повышалась одновременно с повышением степени обработки сырья. Ввозимые товары облагались 17,5-25%-й адвалорной ставкой (ставка таможенной пошлины, определенная в процентах к таможенной стоимости товаров), а также «внутренней» пошлиной, которая взималась в портовых и пограничных таможнях. В сумме это составляло 30-33% к стоимости импорта.
Тариф 1757 г. оказался неудобным в практическом отношении. Пошлины продолжали взиматься как металлической валютой, так и «ходячими» деньгами. Многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление однородных товаров, затрудняли применение тарифа.
В целях борьбы с контрабандой была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, были установлены таможенные объездчики. Для того, чтобы заинтересовать объездчиков в поимке контрабандистов, было определено отдавать им четвертую часть конфискованных товаров.
Таможенная реформа увенчалась успехом: резко возросли таможенные доходы в казну государства; ускорен процесс формирования всероссийского рынка; быстро развивалась внутренняя торговля.
Одновременно правительство Елизаветы всячески поощряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма: за период ее правления российский экспорт вырос почти в 2,5 раза, а импорт – в 4 раза.
Внешняя торговля России была ориентирована преимущественно на Западную Европу, где ее ведущим партнером была Англия. В Европу уходило главным образом сырье – конопля и лен, в меньшем объеме – уральское железо и полотно. Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.
В целом торгово-экономическая политика администрации императрицы Елизаветы Петровны была успешной и, безусловно, благоприятствовала развитию России. Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.