Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 3. Основы правового статуса личности

 

1. Понятие правового статуса личности.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина.

3. Гарантии прав и свобод человека и.

 

 

1. Понятие правового статуса личности

 

Первые конституции и конституционные акты, закрепив приоритетную значимость человека в отношениях с обществом и государством, кардинально изменили его общественный и правовой статус.

Под общественным статусом понимают положение личности в обществе, определяемое правовыми, моральными и иными видами социальных норм. Составной частью общественного статуса является правовой статус личности, в котором отражаются все основные стороны юридического бытия индивида, все виды взаимоотношений с государством.

В самом общем виде понятие правового статуса личности можно определить как юридически закрепленное ее положение в обществе и государстве. Последний имеет несколько видов:

1) общий или конституционный статус человека и гражданина;

2) родовой статус определенной категории граждан (студенты);

3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.;

4) статусы иностранцев, беженцев и т.д.

Базовым является конституционный статус. Он един и одинаков для всех. Все иные статусы производны от него.

Конституционный статус носит интегративный характер и включает в свою структуру следующие компоненты: 1) гражданство; 2) правосубъектность; 3) основные права, свободы и обязанности; 4) правовые принципы; 5) гарантии правового статуса.

 

К началу лекции 3

 

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина

 

Сердцевину правового статуса личности составляют права, свободы и обязанности человека и гражданина, представляющие в своей совокупности соответствующий генеральный институт. Его содержание и структуру определяют нормы как конституции и законодательства отдельно взятой страны, так и нормы международно-правовых актов гуманитарного характера ООН, Совета Европы, Евросоюза и др.

В понимании природы и сущности прав человека имеют место два основных подхода – естественно-правовой и позитивистский.

С точки зрения первого права человека – это его естественные, прирожденные свойства, не зависящие от их признания или непризнания государством. Естественные права, обусловленные природой человека, носят неотъемлемый, неотчуждаемый характер.

Одним из первых писанных источников права, в котором нашли свое отражение естественно-правовые идеи явилась «Декларация независимости» США 1776 г. «Мы считаем очевидным, - говорится в ней, - следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых».

Идеи естественного права нашли свое закрепление и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, - читаем в ней, - цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивления угнетению».

В отличие от сторонников естественного права, считающих что государство не предоставляет прав и свобод, а лишь устанавливает пределы их осуществления согласно принципу: «все что не запрещено, то разрешено», сторонники позитивистского подхода считают, что права человека предоставляет государство, определяя их вид, содержание и объем.

Отдавая должное обоим подходам, следует отметить их односторонний характер. Если абсолютизация естественно-правового подхода ведет к столкновению с реалиями общественной жизни, примером чему служит Конституция США, то абсолютизация позитивистского подхода утверждает примат государства над личностью, о чем свидетельствуют советские конституции с присущим им принципом: «делать можно только то, что разрешено».

Односторонний характер обоих подходов был преодолен во второй половине ХХ в., когда получила признание доктрина естественного права в сочетании с социальной доктриной, в результате чего в конституциях стали закреплять права и свободы, идущие как от природы человека, так и от природы общества.

В истории становления и развития института прав и свобод человека выделяется три периода.

Первый период охватывает конец XVIII – ХIХ в.в., время появления и действия старых конституций.

Здесь, прежде всего, следует сказать о Конституции США 1787 г. Ее создатели, будучи сторонниками естественного права, посчитали излишним закреплять в конституции права, принадлежащие, как считали они, человеку от природы. Поскольку отсутствие в конституции упоминания о правах вызвало недовольство народа и поставило под угрозу ее ратификацию «отцы основатели» США в спешном порядке внесли первые десять поправок в конституцию, которые вошли в историю как «Билль о правах» 1789 г.

Так было положено начало закреплению в конституционных актах прав и свобод первого поколения, т.е. личных и политических прав.

Второй период охватывает время первой воловины ХХ в. – время появления и действия новых конституций. Обострение классовой борьбы в капиталистическом обществе, влияние социалистических идей и советских конституций обусловили конституционное закрепление прав и свобод второго поколения – социально-экономических, духовно-культурных.

Третий период охватывает время второй половины ХХ в. и по сегодняшний день. В рамках этого периода происходит значительное расширение прав и свобод. К правам третьего поколения относятся права, призванные разрешить проблемы мирного сосуществования, безопасности окружающей среды, свободной информации, охраны этнических, языковых и религиозных меньшинств и др.

Большинство новейших конституций носят не только политический, но и социальный характер, закрепляя основы социального государства и все основные виды прав и свобод – личные, политические, экономические, социальные и духовно-культурные. Для примера можно сослаться на конституции Италии, Франции, РФ, Украины, Казахстана и др. страны.

А вот что касается Конституции США, то она осталась конституцией политической. США не является социальным государством. В этой стране социальные, экономические и культурные права не относятся к числу фундаментальных и не имеют конституционной гарантии.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина представляют собой генеральный конституционно-правовой институт, целостность которого обусловлена принципами, лежащими в его основе. Речь идет о выраженных в юридической форме основополагающих политико-правовых идеях, которые в общем виде определяют характер взаимоотношений человека и государства, служат руководящим началом в осуществлении субъективных прав и обязанностей каждого лица. Основу правового статуса личности определяют принципы: равноправие граждан, неотчуждаемости прав и свобод, сочетания общественных и индивидуальных интересов, единства прав и обязанностей, гарантированности прав и свобод и др.

Отдельно следует сказать о принципе равноправия, который означает равенство всех граждан перед законом. Можно привести немало примеров его реализации во многих странах мира, но есть примеры и иного свойства. В частности в США, поучающих всех и всему, отсутствует равенство между женщинами и мужчинами, между прирожденными и натурализированными гражданами. Так, принятая Конгрессом США поправка к конституции о равенстве женщин и мужчин так и не была ратифицирована и не стала 27-ой поправкой Конституции.

Примером ущемления в правах натурализированных граждан служит также то, что президентом США может быть только прирожденный американец.

США могут фигурировать в качестве примера нарушения принципа неотъемлемости естественных прав человека. О чем свидетельствует существование в ряде штатов смертной казни, наличие резерваций, определяющих место проживания аборигенов.

 

К началу лекции 3

 

3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина

 

Реальность правового статуса личности, закрепленного на конституционном уровне, в решающей степени зависит от его гарантированности, иначе говоря, от наличия необходимых условий для осуществления прав и свобод человека.

Гарантии соблюдения прав и свобод личности делятся на внутригосударственные и международно-правовые, материальные и юридические.

Материальные гарантии делятся на экономические и политические. Под первыми понимают обладание человеком собственностью, наличие в государстве соответствующей материально-технической базы. Под вторыми понимаются реальные возможности участия граждан в управлении государством путем использования различных форм народовластия.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина. Среди них важную роль играют формально-юридические гарантии, которые представляют собой закрепление прав и свобод личности в конституциях и других законодательных актах зарубежных стран. В конституциях многих стран нашли свое закрепление все основные виды прав – личные, политические, экономические, социальные, культурные (Италия, Франция, РФ, Украина, ФРГ и др.). Однако конституции не всех стран закрепляют права и свободы в полном объеме. В США, например, как отмечалось выше, в конституции нет упоминания о социально-экономических и культурных правах. В конституциях Швеции, Австралии, Новой Зеландии и других стран вообще отсутствует перечень прав и свобод.

Важнейшим видом юридических гарантий является организационно-правовые гарантия, которые включают в себя создание и деятельность соответствующих государственных институтов по защите прав и свобод человека. К этим институтам относятся суд, прокуратура, парламент, правительство, глава государства и т.д.

В некоторых странах (Австралия, Канада, Южная Корея и др.) создаются и действуют специфические органы – комиссии по правам человека, осуществляющие мониторинг соблюдения и нарушения прав человека и содержащие решения конкретных проблем в данной сфере.

Широкое распространение в современном мире получил институт омбудсмана.

Омбудсман – это государственный орган представляющий собой должностное лицо, избираемое парламентом, целью которого является защита права и законных интересов человека от посягательств административных органов и должностных лиц.

Институт омбудсмана зародился в Швеции в 1809 г. Ныне этот институт существует почти в 100 странах.

Почти во всех странах омбудсман (уполномоченные по правам человека) избирается парламентом. Исключение составляет Франция. Здесь омбудсман назначается Советом Министров.

Теория и практика мирового конституционализма позволяет сделать вывод, что главным гарантом правового статуса личности является государство, все его институты и в первую очередь органы судебной власти.

После второй мировой войны проблема прав человека приобрела планетарный характер, превратившись из чисто внутригосударственной в международную. Это обусловило появление международно-правовой защиты прав человека.

Международно-правовыми гарантиями прав человека служат правовые акты гуманитарного характера ООн, ОБСЕ, Совета Европы, а также различного рода международные институты, среди которых заслуживает быть отмеченным Европейский Суд по права м человека, юрисдикция которого распространена на все страны Совета Европы.

 

К началу лекции 3



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гипотеза лингвистической относительности | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 800 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2269 - | 2040 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.