Основные черты романтизма в литературе (материалы для урока)
4 5 | Микротема урока |
Слово РОМАНТИЗМ | |
Разные эпохи - разные критерии оценки человека | |
Двоемирие (антитеза) | |
Основные черты романтического героя | |
Необходимые составляющие романтического сюжета |
Слово РОМАНТИЗМ.
:
РОМАН - любовные отношения между мужчиной и женщиной.
РОМАНТИК - тот, кто возвышенно, эмоционально относится к чему-либо.
РОМАНС - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента,
написанное на стихи лирического содержания.
В ходе беседы учитель задает вопрос: "Чем похожи значения этих трех слов?" Термин РОМАНТИЗМ, значение которого вы узнаете сегодня на уроке, тоже напрямую связан с понятием чувства.
Разные эпохи - разные критерии оценки человека.
Обществу всегда было важен критерий, по которому можно было бы оценить человека. Каждая эпоха выдвигала разные критерии оценки. Так, например, античная эпоха рассматривала человека с точки зрения его внешности, физической красоты: достаточно вспомнить, что скульптуры того времени изображают обнаженных, физически развитых людей. На смену красоте внешней пришла красота духовная
Общество XVIII века было убеждено, что сила человека - в его разуме. Мир был создан Богом, а задача человека - разумно усовершенствовать этот мир. Так человечество вступило в эпоху Просвещения. Однако фанатическое восхищение силой разума, конечно, не могло существовать долго: убеждения убеждениями, а в лучшую сторону практически ничего не меняется. Даже наоборот: подобные идеи привели к революционным потрясениям и кровопролитию (так, например, под лозунгом «Во имя разума!» прошла революция во Франции), и уже к концу XVIII вв. прокатилась волна разочарования в силе разума. Стала очевидна необходимость альтернативы ему. Эта альтернатива была найдена. Что в человеке противопоставлено разуму? Чувства.
Как мы уже сказали, именно с понятием чувства и связан термин РОМАНТИЗМ. РОМАНТИЗМ - это направление в культуре, утверждающее самоценность духовно-творческой личности, культ природы, чувств и естественного в человеке.
Теперь художник, обращаясь к ценителю прекрасного, взывал, в первую очередь, к его чувствам, а не к разуму, руководствуясь не трезвым умственным размышлениями, а велением сердца.
Двоемирие (антитеза)
Для начала давайте вспомним понятие АНТИТЕЗЫ. Найдите антитезу в следующих отрывках:
1. Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог.
2. Они сошлись. Вода и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой...
3. Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моём, И падают светлые мысли, Сожжённые тёмным огнём.
4. Сегодня — трезво торжествую, завтра — плачу и пою.
5. Ты прозаик - я поэт
ты богат - я очень беден.
Антитеза (от греч. antithesis – противоположение) — сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.
Предполагаемые ответы:
1. царь – раб червь – бог
2. вода – камень стихи – проза лёд –пламень
3. светлые – тёмным
4. сегодня — завтра торжествую – плачу и пою
5. прозаик – поэт богат – беден
Какая антитеза обусловила переход от предыдущей эпохи к эпохе романтизма? РАЗУМ - ЧУВСТВА. Для понимания РОМАНТИЗМА ключевым становится понятие ЧУВСТВА, которое противопоставлено РАЗУМУ. Возникает антитеза, которая отражается и в отношении художника к окружающему миру. Разумная действительность не находит отклика в душе романтика: реальный мир несправедлив, жесток, страшен. В поисках лучшего художник мечтает выйти за пределы реальности: именно там, вне существующей жизни, ему представляется возможность обретения совершенства, мечты, идеала.
Так возникает свойственное романтизму ДВОЕМИРИЕ: «здесь» и «там». Презираемое «здесь» — это современная романтику реальность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» — некая поэтическая действительность, которую романтик противопоставляет реальной действительности.
Возникает вопрос: где найти это «там», этот идеальный мир? Романтики находят его и в собственной душе, и в потустороннем мире, и в жизни нецивилизованных народов, и в истории. Читателю же это «там» дается через призму взгляда художника. А пропущенное через душу романтика может ли быть будничным, прозаическим? Ни в коем случае! Оно, подчеркивая разрыв с прозой жизни, обязательно будет очень необычным, иногда даже неожиданным для читателя.
Основные черты романтического героя
Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Это принципиально новый герой, подобного ему не знала прежняя
литература. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой — воплощение романтического бунта против действительности. Романтический герой во плоти — английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824).
Самостоятельно ответить на вопросы:
1. Как романтик относится к реальной действительности?
Предполагаемый ответ: романтик не принимает реальную действительность, бежит он неё.
2. Куда устремлен романтик?
Предполагаемый ответ: романтик устремлен к мечте, к идеалу, к совершенству.
3. Как изображаются события, пейзаж, люди?
Предполагаемый ответ: событий, пейзаж, люди изображаются необычно, неожиданно.
4. Где романтик может найти идеал?
Предполагаемый ответ: романтик находит свой идеал в собственной душе, в потустороннем мире, в жизни нецивилизованных народов.
5. Что становится культом для романтика? Предполагаемый ответ: романтик стремится к свободе.
6. В чем смысл жизни романтика?
Предполагаемый ответ: смысл жизни романтика в бунте против действительности, в подвиге, в обретении свободы.
7. Как судьба проверяет романтика?
Предполагаемый ответ: судьба предлагает романтику исключительные, трагические обстоятельства.