Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Петербург Мережковского Д. С. и Гиппиус З. Н.

I. Пара Мережковского Д. С. и З. Н. Гиппиус – один из самых ярких тандемов литературного Петербурга начала XX века. Основатели и идейные вдохновители русского символизма они поняли сразу, в первый момент знакомства, что должны быть вместе. Это произошло в Боржоми в 1888 году. Уже через год они венчались, а еще через год переехали в Петербург. Первым их адресом, правда, ненадолго стал дом на Верейской улице, 12. Но уже очень скоро они поселились в известном доме Мурузи (Литейный пр-т, 24), где прожили до 1912 года.

Дом Мурузи – это огромный 5-этажный дом, оборудованный в то время по последнему слову техники: водяное отопление, водопровод, электричество, 28 ванных комнат. Его сооружение было настоящим событием для столицы. Авторами выступили А. К. Серебряков и П. И. Шестов, оформившие дом в мавтритано-турецком стиле. Строительство заняло стандартные 2 года, а вот на оформление интерьеров ушел еще 1 года: ковры, мраморные лестницы, резьба, зеркала, даже фонтан – все это украшало интерьеры доходного дома. Сам хозяин, Александр Мурузи, занимал квартиру на бель-этаже в 26 комнат.

Чета Мережковских поначалу жила в квартире на 4-м этаже, выходившую окнами на Спасо-Преображенскую церковь, но чуть позже переехала в более дорогую на 2-м. Именно эти две квартиры стали своеобразным центром русского символизма и всей литературно-художественной жизни Петербурга, ведь здесь чета устроила свой знаменитейший салон. Но пребывание здесь Мережковских-Гиппиус не завершилось в 1912 году. В 20-х г.г. в этом же доме поселился Корней Чуковский с семьей. Мережковские, а также Гумилев, Маршак, Кони очень часто наведывались сюда.

Но литературный салон четы Мережковских-Гиппиус был ни единственным из известных. Еще одним адресом их обитания в Петербурге можно назвать знаменитейшую Таврическую, 35 – «башню» Вячеслава Иванова. Здесь проходили знаменитые «среды» В. Иванова, где собирались многочисленные писатели, художники.

В. Е. Беклемишева: «Гостей становится все больше и больше. Вот хозяйка - величественная Зиновьева-Аннибал в римской тоге. Вот в венце из золоых волос, с пенсне на носу, с тягучим голосом, с устремленным куда-то взором, Вячеслав Иванов. Совсем юный, кажущийся мне почему-то зеленым, Городецкий. Вот Бакст и Сомов, изысканные художники… Вот Гиппиус и Мережковский». Именно в этих двух салонах – Мережковских и Иванова – посетители искали приюта от обостренной социальными противоречиями реальности.

Сразу после переезда в Петербург Гиппиус начала сотрудничать с художественным журналом «Мир искусства». З. Н. сотрудничала с «Миром искусства» с 1899 по 1901 г.г., в котором она под псевдонимами Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман публиковала свои первые литературно-критические очерки. В этот временной промежуток редакция сначала располагалась в доме Дягилева, Литейный пр-т, 45 (1899-1900), затем на наб. р. Фонтанки, 11 (с 1900).

Но в 1901 году Гиппиус поняла, что пути у нее с редакцией «Мира искусства» расходятся. Многочисленные литературные встречи, религиозно-философские изыскания в скором времени нашли воплощение в журнале «Новый путь»», основанный Мережковскими в 1902 году. Его редакция находилась на Невском пр-те, 88. Чета Мережковских-Гиппиус являлась идейным центром журнала, редактором же выступал П. П. Перцов. В литературном отделе печатались Блок, Брюсов, Бальмонт, Арцибашев и другие. Чуть позже редакция переехала в квартиру писателя, переводчика, основателя теории мистического анархизма и, в целом, всей литературной жизни «серебряного века» Георгия Ивановича Чулкова и писателя Алексея Михайловича Ремизова на Саперном переулке, 10.

Журнал выходил до 1904 года, а затем стал основой для другого журнала – «Вопросы жизни», первый выпуск которого вышел в январе 1905.

Неотъемлемой частью жизни Мережковских-Гиппиус являлись заседания Религиозно-философского общества. Зинаида Николаевна, по сути, и являлась инициатором создания общества. В заседаниях очень часто принимал участие и выступал Д. Мережковский. Темы докладов поднимали бурную полемику, среди которых можно выделить наиболее яркие: «Народ и интеллигенция» Блока, «О современном патриотизме» Соловьева, «О религиозной лжи национализма» Мережковского.

Последним адресом Мережковских-Гиппиус в Петрограде стала ул. Чайковского, 83 (бывш. Сергиевская). Сюда Мережковские переехали и жили здесь вплоть до отъезда в эмиграцию в 1920 году. Сюда же приходил и Есенин. Вместе они посещали и салон графини М. Э. Клейнмихель, находившийся неподалеку, на Сергиевской, 33.

II. Петербург в творчестве Мережковского и Гиппиус:

Центральным произведением в творчестве Мережковского, отразившим образ Петербурга, является трилогия «Царство зверя».

Петербург Мережковского необычен. Он находится между реальным, земным миром и потусторонним. Именно поэтому он абстрактен и, разрушая все границы, находится вне времени и пространства. В традициях символизма Мережковский раскрывает истоки петербургского мифа: рациональный, а лучше – умышленный, выверенный, отчасти даже искусственный город не прижился, как и в месте, выбранном Петром, так и в целом на русской почве – отсюда его призрачность, фантомность. Отсюда и его литературная сущность: Петр «сочинил» город, как писатель сочиняет свое произведение.

В то же время Петербург Мережковского выступает символом противоречий русского общества. Он соединил в себе европейское и исконно русское начала, и породил тем самым противоречия, которые, в конце концов, предрекают конец Петербурга. Символом этого соединения Мережковский называет «Медного всадника»: именно с Петра, по мнению Мережковского, поставившего Россию на непригодный для нее европейский путь, появились эти противоречия. Но писатель принимает преобразования Петра и его самого, а точнее его двойственную натуру, которую создатель и передал своему городу («Антихрист (Петр и Алексей)»): «это человек и очень хороший, и очень дурной», «рядом с набожностью кощунство». Петру он противопоставляет Алексея со своей правотой и в то же время односторонностью, представляющего народ.

Совсем по-иному Петербург отражен в творчестве З. Н. Гиппиус. Город в ее творчестве выступает проклятым местом, обреченным на погибель:

«Нет! Ты утонешь в тине черной,

Проклятый город, Божий враг!

И червь болотный, червь упорный

Изъест твой каменный костяк!»

(«Петербург», 1909)

Для нее «прекрасно-страшный» Петербург обречен на погибель: «твое дыханье – смерть и тленье,//А воды – горькая полынь», «из скверов тянет трупной мглой». Город гниет изнутри, на нем лежит печать греха, которую не искупить. Складывается ощущение, будто Гиппиус ставит городу в вину то, что с ним происходит, как будто обращается к живому организму. Стоит отметить, что в этом стихотворении находят отражение и природные символы Петербурга – белые ночи и наводнения: «как уголь дни, - а ночи белы», «бывает: водный ход обратен,//Вздыбясь, идет река назад…».

Особого внимания стоит стих-е «Петроград» - реакция З. Н. на переименование города: «Чему бездарное в вас сердце радо?//Славянщине убогой? Иль тому,// Что к «Петрограду» рифм гулящих стадо// Крикливо льнет, как будто к своему?»

Ее позиция меняется в феврале 1917 года, когда она осознает пророческий характер своего первого стихотворения про Петербург. Город, стоящий теперь на краю гибели, вызывает у нее жалость, желание его спасти от верной гибели. Можно выделить одну черту, присущую и Петербургу Мережковского, и Петербургу Гиппиус – они видят Петербург как один из великих городов, которому не избежать гибели (сравнение с Вавилоном). Различие же проявляется в отношении к главному символу города «Медному всаднику»: для Мережковского он – символ соединения европейского и русского, старого и нового, то для Гиппиус – защитник города, его душа. Но, что, безусловно, характерно для обоих – они, обладая двойственным отношением, любят город.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как происходит зрительское голосование за проекты премии «Серебряная Сова»? | V. Порядок проведения и подведения итогов Конкурса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1246 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.