Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ОСНОВНЫЕ «ПОРОКИ» ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕТАФИЗИКИ

Арашина А.С., 4 курс

 

«Отбросим некоторые суеверия, которые до сих пор были в ходу относительно философов!»

(Ф.Ницше «Воля к власти // критика философии)

 

Критика метафизики, так или иначе, присутствует во многих произведениях Ницше, однако, наиболее четко она выражена в одном из самых важных его трудов – в «Воле к власти». В этой книге Ницше критикует не какую-то определенную систему того или иного философа, но метафизику в целом.

Потребность в критике метафизики обусловлена, с одной стороны, различиями философии Ницше с предшествующей ему философской традицией, тем, что жизнь он понимает в виде потока, вечного и абсолютного становления, а само становление недоступно какому-либо разумному толкованию и в принципе непознаваемо; С другой стороны, критика определена тем, что с фигурой философа Ницше связывает появление сверхчеловека, и именно поэтому он критикует метафизику и стремится задать, тем самым, философам такую высокую планку, которая соответствовала бы сверхчеловеку: «Я должен создать идеал философа, наиболее трудный̆ для достижения»[1].

 

Философы, по словам Ницше, противоречат сами себе. С одной стороны, они хотят добиться вечных истин и абсолютной рациональности, руководствуясь предубеждением против иллюзорности, изменчивости, страдания, смерти, телесности, чувств, рока и т.д., а с другой стороны, ими руководят инстинктивные оценки и вера[2].

Философы чрезмерно полагаются на свои понятия, считая их, в отличие от чувственности, непоколебимыми и достоверными основами мышления. Ницше считает, что философ должен отпускать готовые понятия и создавать новые, позволяя им постоянно изменяться. Философы «не могут уже больше пользоваться готовыми понятиями, не могут только очищать и выяснять их, но должны сначала создать, сотворить их, установить их и убедить в них»[3]. Ницше заостряет внимание на том, что философы всецело полагаются на свои понятия, как на волшебный дар, не замечая, что эти понятия являются наследием как самых умных, так и самых глупых наших предков.

Также, Ницше говорит о проблеме морали в философии, которая зародилась еще в античности и по сей день продолжает занимать умы философов. «Прогресс философии больше всего задерживался до сих пор скрытыми моральными побуждениями»[4]. Философы так или иначе сталкиваются с вопросами морали, но они не могут их решить с помощью своей философии. Они сочиняют свои моральные учения, но на практике все это кончается, как пишет Ницше, «комедиантством», и это является доказательством того, что «в вопросах добра и справедливости «маленькие люди» стоят выше философов»[5]. В дополнение своей критике, Ницше приводит схожее мнение Достоевского и Толстого о простых мужиках, которые в своей практической̆ жизни являются более философами, и которые проявляют больше мужества в своем преодолении необходимости[6].

Вернемся к метафизике. В третьей книге «Воли к власти» ((k)Метафизическая потребность.) Ницше описывает логические заблуждения метафизики. Он говорит, что по ее логике, если этот мир иллюзорен, то есть и истинный мир; если этот мир условен, то есть и безусловный мир; если есть противоречивый мир, то есть и непротиворечивый мир; если этот мир – мир в становлении, то есть мир сущий[7]. Так метафизика от существования несовершенного, иллюзорного мира переходит к существованию идеального мира, что, по мнению Ницше, является неверным.

Ницше, также, заостряет внимание на самих носителях философии. По его словам, самого типичного философа можно приравнять к жрецу. Такой философ оценивает всех по «лестнице степеней», где на самой последней ступени находится его собственный тип. Он не считает важным ценности других людей, и в тоже время считает, что сам он знает: что такое истина, что такое Бог, что такое цель и т.д.[8]. Потребность же в скепсисе он чувствует лишь тогда, когда ему необходимо «приобрести право в самом главном для себя — говорить как догматик»[9]. Такой философ слепо верит, что остальным людям («нефилософам») такая форма познания не доступна, а критику в свой адрес он считает нападением на мораль, добродетель, религию и порядок.

Как мы видим, все претензии метафизической философии Ницше подвергает строгой критике, говоря, что её стремление к истине в действительности оказывается лишь погоней за иллюзиями, стремление к логической достоверности на самом деле основано на иррациональной вере, а рассмотрение проблем морали является завесой для инстинктивных устремлений.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— 880 с.

 


[1]Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 242

[2]Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 233

[3]Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 233

[4]Ницше Ф.: Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 241

[5]Ницше Ф.: Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 252

[6]Ницше Ф.:Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 252

[7]Ницше Ф.: Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 320

[8]Ницше Ф.: Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— с. 262

[9] Там же



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Категории участников и дистанции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 245 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2268 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.