Параметры речи | Характеристика |
Дикция | от лат. dictio – "произнесение" – это отчетливое произнесение каждого отдельного звука и их сочетаний. Ясная дикция избавляет слушателей от необходимости длительного напряжения, позволяет сосредоточиться на содержании речи. Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции. |
Темп | от лат. tempus – "время" – это скорость, быстрота речи, с которой оратор произносим текст. Темп речи следует избирать с таким расчетом, чтобы восприятие речине отставало от сообщения, скорости поступления информации, заключенной в речи. Иначе говоря, нельзя говорить бстрее (медленнее), чем люди думают. Поэтому выступление должно быть изложено разным темпом в различных по уроню аудиториях. В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализовываться только на коротких отрезках сообщения. Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания. Нормальный темп речи при докладе – 100 слов в минуту. При оживленной дискуссии допускается до 120 слов в минуту (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2–2,5 минуты.) |
Ритм | представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов, а также звучащей речи и пауз. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его “скелет”, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек. |
1. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. —2-е изд., пере- раб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 558. — (Высшее образование). 2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998, 304 с. |
метаОТ-5.5 (система знаний) СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ОРАТОРА (ВАЖНЕЙШИЕ РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ)
Параметры речи | Характеристика |
Умение Организовать речь | означает способность упорядочить ее содержание до выступления (в виде письменного или устного плана), а также умение вносить коррективы в содержание выступления перед его началом или в процессе его (т.е. способность импровизировать). Это часто связано с условиями, в которых приходится выступать, с характером аудитории и другими обстоятельствами. |
Умение Вести монолог | требует особых усилий от начинающего оратора, поскольку его речевые навыки и умения ориентированы в основном на диалог. Вести диалог, особенно обыденный, гораздо проще и легче, чем произносить монолог. |
Умение правильно строить фразы | базируется прежде всего на знании и соблюдении языковых норм, которые определяются характером общения, стилем речи, ситуацией. Поэтому владение нормами литературного языка не только не исключает, но и предполагает творческое отношение к языку. |
Умение индивидуализировать речь | Овладение языковыми средствами речевой выразительности обусловливает, т.е. делать ее непохожей на речь других людей. Яркость, самобытность речи вызывает интерес к личности выступающего, усиливает внимание к содержанию его выступления. Существенную роль играют также знание стилей литературного языка и умение выступающего использовать стилистические ресурсы для выработки индивидуального стиля; умение переходить от информации к размышлению; умение интонационно разнообразить речь, подкрепляя сказанное выразительными жестами; |
Культура мышления | можно определить как следование определенным принципам интеллектуальной работы, которые диктуются особенностями сегодняшнего уровня общественного мышления. К числу важнейших принципов, характеризующих современный способ мышления и позволяющих говорить о его культуре, относятся: постоянное расширение, углубление и обновление знаний; сознательное ограничение знаний, отбор информации; умение поновому видеть старое; системный анализ фактов; умение сосредоточиться на узком участке; сочетание научного и художественного видения явлений; интеллектуальная терпимость; юмор. |
Этика выступления | это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих от ношение выступающего к своим обязанностям, к своим слушателям. Говоря об этике, нельзя забывать о роли жестов при выступлении. Когда человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова, ораторский жест призван усиливать речь, помогать убеждать. Общеупотребимой системы жестов нет, каждый выступающий, говоря искренне, увлеченно, для людей, желающий убедить их в чем-то, со временем находит свой жест. Специально этого делать не следует, но контролировать жест не обходимо. |
Безупречная логичность | один из главных признаков хорошего выступления. Чем логичнее речь и стройнее логика доказательства, тем лучше доходит до сознания содержание, сильнее убеждаю щее воздействие сказанного. Цель логики изложения — доведение известной истины до конкретной аудитории, убеждение или побуждение ее к определенному действию. Важная черта логики 320 состоит в том, что, работая над логическим замыслом будущего выступления, подбирая аргументацию, оратор ориентируется не на себя, а на своих будущих собеседников, прогнозирует движение их мысли под воздействием речи. Стройной логикой речи выступающий должен стремиться захватить внимание слушателей, пробудить, сформировать их мысль, а затем повести к намеченной цели. |
Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. —2-е изд., пере- раб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 558. — (Высшее образование). Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998, 304 с. |