1.
2.
3.
4.
5.
ТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
1.Романтим как направление мысли в истории (Н.Я.Данилевский), этнографии, герменевтике.
2.Романтизм как особый способ отношения к миру (жизнь как постоянный творческий процесс, художник как творческая личность).
3.Мировоззренческие истоки романтизма (гуманизм эпохи Возрождения и Реформации, разочарования в идеалах Просвещения).
4.Основные идеи романтизма: антидогматичность, понимание природы как непрерывного творчества, интерес к мифу как форме художественного сознания, обращение к народному творчеству-фольклору, антипросветительские тенденции, несоответствие возможности и действительности, конфликт художника и толпы, «внутренняя эмиграция»: путешествия, прошлое, любовная страсть, обращение к женской душе.
5. Образ Наполеона в искусстве романтизма и в искусстве ампира.
6. Немецкий романтизм и музыка.
7. Реализм: содержание понятия.
8. Реализм как исследование общества и человека.
9.Разработка понятия «реализм» в русской литературной критике («натурализм» В.Г.Белинского, философский реализм А.И.Герцена, «критическое направление» Н.Г.Чернышевского, «реальная критика» Н.А.Добролюбова, «реализм» М.Е.Салтыкова-Щедрина).
10.«Маленький человек» реалистической литературы: его достоинства и недостатки.
11.Литературоцентризм как культурный феномен эпохи.
12.Трактовка реализма в современной эстетической литературе.
ТЕОРИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ
Проблемы эстетики у немецких философов (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель).
ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804)
Произведения:
«Критика способности суждения»
ТЕМЫ РЕФЛЕКСИИ
1.Чувственность человека как предмет философской рефлексии.
2.Рефлектирующая способность суждения (частное мыслится как общее).
3.Субъективный характер художественного вкуса.
4.Гениальность как явление природы.
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831)
Произведения:
«Лекции по эстетике», «Феноменология духа», «Философия духа».
ТЕМЫ РЕФЛЕКСИИ
1.Искусство как явление духа.
2.Классификация искусств и их развитие.
3.Доминирующие виды искусств (живопись, поэзия, музыка).
4.Диалектика духовной деятельности.
ЗАДАНИЯ.
А. Дайте общую характеристику немецкой классической философии и немецкой классической эстетики как исторического этапа:
Б.. Иммануил Кант посвятил теории познания «Критику чистого разума», эстетике «Критику способности суждения». По Канту, прекрасное - это центральная категория эстетики. Оно зависит от рефлектирующей способности суждения, от эстетического вкуса. Прекрасное носит субъективный характер. Прокомментируйте устно одну из этих характеристик прекрасного, которые называет И.Кант.
В. В своем учении о гении И.Кант утверждает, что правила искусству дает сама природа в субъекте. Гений в качестве природы дает правило, но не может объяснить, как это делает. Гений-способность создавать то, для чего не может быть дано правил. Прокомментируйте устно данное суждение Канта и приведите письменно три примера из истории искусства:
1.
2.
3.
Г. В философии Г.В.Ф. Гегеля изложена диалектика развития духа. Дух проходит стадии развития (объективный дух, субъективный и абсолютный дух)
Абсолютный дух –это третья (после субъективного и объективного духа), последняя ступень отчуждения абсолютной идеи, на которой происходит её возвращение к себе, полное её самосознание. Формы (ступени развития) абсолютного духа:
Религия (абсолютный дух предстает в виде представления).
Искусство (абсолютный дух предстает в виде созерцания).
Философия (абсолютный дух предстает в форме понятия).
Устно объясните, какое место занимает искусство, исходя из этой классификации Гегеля.
Д. Гегелевская классификация искусств выглядит следующим образом:
Три формы искусства:
Символическая (содержание преобладает над формой).
Пример: искусство Древнего Египта.
Доминирующий вид искусства: архитектура.
Классическая (содержание находится в гармонии с формой).
Пример: искусство Древней Греции.
Доминирующий вид искусства: скульптура.
Романтическая ( форма преобладает над содержанием).
Пример: христианское искусство.
Доминирующие виды искусства: живопись, поэзия, музыка.
Каковы основания такой классификации? Можно ли считать подобную классификацию спекулятивной и схоластической или диалектической? Аргументируйте свой устный ответ.