Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


без всеобщего нельзя правильно построить и раз­вивать особенное и единич­ное.

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ РОССИИ. Попов М.В. ЗРД-КУ №1 (200) 2017

file:///D:/03-ФРА/ФРА-ГАЗЕТА/ZRD-KU-1-200.pdf

 

Современная буржуазная Россия страдает одно­временно от капитализма и от его неразвитости.

Острейшей проблемой является социаль­ное неравенство.

Если взять отношение доходов 10% самых богатых семей к 10% доходов самых бедных (децильный коэффициент), то если в скандинавских странах децильный коэффициент составляет 3 — 5, в Европе в целом 5 — 7, в США — 9, то в России — 32.

 

Экономика строится не на примате соб­ственного машиностроения, а на закупках иностранной сложной техники за счет продажи своего неперера­ботанного сырья.

 

Нормы амортизации не соблюдаются, накопление с целью расшире­ния производства на основе достижений научно­-техниче­ского прогресса — скорее ис­ключение, чем правило.

 

Банки вместо того, чтобы давать дешевые кредиты, путем не­померно вздутых ставок по кредитам с легкой руки Цен­тробанка удушают производ­ство.

 

Отсюда стагнация соб­ственного производства и чрезмерная зависимость от за­рубежных поставок, нехватка средств для полнокровного развития науки, образования, медицины, культуры.

 

Несмотря на наличие Зако­на о стратегическом планиро­вании — отсутствие планов в государственном секторе и единой Программы социаль­но­-экономического развития страны. Как следствие, — неуверенность в завтрашнем дне при том, что территория, природные богатства России необыкновенно велики.

 

Может ли социальная фи­лософия стоять в стороне от этих и других проблем разви­тия России?

Философия как таковая есть наука о всеобщих законах природы, общества и мышления.

 

Особенное и еди­ничное как целокупности включают в себя всеобщее, так что

без всеобщего нельзя правильно построить и раз­вивать особенное и единич­ное.

 

Следовательно, без фи­лософского обобщения невозможно обеспечить удовлетворительное развитие общества. Поэтому решение проблем развития общества — прямая задача и ответствен­ность социальной философии и философии истории.

 

Однако в философии были раньше и суть сейчас проти­воположные философские те­чения. Самое крупное деление — на идеализм и материализм.

 

В последнее время особен­но широко распространился субъективный идеализм,

сво­дящийся ныне к высказыва­нию субъективных мнений, по-­разному разукрашенных, без стремления к познанию объективной истины.

 

Вместо возвышения мнения до знания имеет место подмена знания мнением.

Есть, видите ли, только то, что наделено смыслом, а наделяет смыслом то, чего нет без смысла, некий неопределенный субъект, ско­рее всего автор таких рассуж­дений.

Ждать от таких фи­лософских изысков рекомендаций по преобразова­нию объективного мира бес­смысленно и безнадежно.

Это тупиковая ветвь философии, которая никак не может претендовать на роль социаль­ной философии.

Объективный идеализм, как показали тщетные попытки ге­ниального Гегеля в «Лекциях по философии истории» и в «Философии права» изоб­разить социальное развитие как выражение и воплощение абсолютной идеи, ведут лишь к консервации реакционных социальных отношений и институтов и парализуют социальную активность дей­ствительных творцов истории — народных масс.

 

Применять сегодня к иссле­дованию истории идеализм поэтому как-­то стыдно.

 

Идеа­листов много, но никто из них не желает честно и откровенно признать себя историческим идеалистом, хотя «метод» его — исторический идеализм.

 

На этом фоне предпри­нимаются слабые попытки не столько нападать на материа­лизм, сколько походя лягать его, стыдиться исторического материализма, сторониться его.

 

А ведь материализм, при­мененный к истории, и есть исторический материализм. Другое дело, что применять к исследованию истории разви­тия человеческого общества фейербаховский созерцатель­ный материализм сегодня, по­сле работ Маркса и Энгельса, взявших на вооружение мате­риалистически истолкованную диалектику Гегеля, означало бы повторять хвосты и зады материализма.

Недаром Ленин говорил, что умный идеалист лучше глупого материалиста.

Наступила эра освоения и материалистического истол­кования диалектики Гегеля и применения диалектического материализма к исследованию общества и выработке идей по его преобразованию в направ­лении развития, по пути движения низшего к высшему, простого к сложному.

Исторический материализм сегодня — это самая современная, самая передовая философия и только она в состоянии оказывать действи­тельную помощь практиче­ской деятельности по пре­образованию общества в процессе борьбы противопо­ложных тенденций.

 

ИСТОРИЧЕ­СКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВА­ НИЯ МИРА, НО МЕТОДОМ ОН ЯВ­ЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ФИЛОСОФИЯ УЧАСТВУЕТ В ЭТОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ, ПРОКЛАДЫВАЯ ИДЕЙНЫЙ ПУТЬ ОБЩЕСТВЕННОМУ ПРОГРЕССУ.

В этом состоит миссия социальной философии и ее историческое предназначение.

 

М.В.Попов,

профессор по кафедре экономики и права,

доктор философских наук,

преподаватель Красного Университета,

член Рабочей Партии России



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подведение итогов фестиваля. | Порядок выделения путевок в летние оздоровительные лагеря и приема в детские оздоровительные лагеря детей в каникулярное время
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-04-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 267 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.