Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава втора€. –азвитие темы любви в творчестве поэтов-сентименталистов




—ентиментализм, пришедший на смену классицизму, разрушал его эстетику. ƒл€ сентименталистов наиболее важен сам человек Усо всеми его психологическими противоречи€ми, с его настроени€ми, чувствовани€ми, переживани€миФ.

ќдним из первых русских поэтов-сентименталистов был ћ. Ќ. ћуравьев. “ворчество ћуравьева строитс€ на основе его сентименталистского мировоззрени€. „еловек дл€ ћуравьева Ч это жива€ чувствующа€ личность. „увство дл€ него Ч единственна€ основа быти€, истины, морали.

Ќо, как отмечает ѕ. ј. ќрлов, Усобственно любовна€ лирика не характерна дл€ поэзии ћуравьева, о чем он сам говорит в одном из своих посланий к сестре (Уѕисьмо к ‘еонеФ): "Ћюблю, но мне любовь не есть сладчайше чувство, // Ќо дружба, но родство, как ты их ощущаешь, // Ѕесценны нежности, ты кои осв€щаешь, // Ќе отвращаютс€ несчастного оне, // ѕристрасти€ свои присвоила ты мнеФ.

»нтимна€ лирика его посв€щена родственникам и друзь€м. ћуравьев прославл€ет отца и нежно люб€щую сестру (в его стихах Ч ‘еона).

¬ лирике ћуравьева образ отца Ч это образ гуманного воспитател€: "“ы знаешь кроткий нрав и милый // ƒобрейшего из человек, //  оторый тихостью, не силой //   добру сыновне сердце влек, //  оторому € всем об€зан:
”ма и сердца правотой, //...любовью просвещень€ // » сим служеньем чистых муз".

—естре ћуравьев посв€тил два стихотворени€: У  ‘еонеФ и Уѕисьмо к ‘еонеФ. “акже ей адресованы надпись на рукописи дневника ћуравьева (Уѕрисвоение сей книги ‘едосье ЌикитишнеФ) и несколько строк в стихотворении У»так, оп€ть убежище готовоФ. ¬о всех этих произведени€х сплетаетс€ образ самоотверженной дочери и заботливой сестры: "» с нежным целый день родителем дел€, // “ьмой маленьких услуг дух отчий весел€, // Ќе забываешь отсутственного брата, // ∆елаешь каждый день к себе его возврата".

 роме родственных уз, брата и сестру св€зывает духовна€ близость, общность мыслей и чувств (У„ь€ чиста€ душа душе моей ближайшаФ). ѕоэт восхищаетс€ нравственным обликом ‘еоны и воспевает его.

–€дом с семейной темой Ч тема дружеской любви. Ќесколько дружеских посланий ћуравьев посв€тил вологодскому помещику ј. ћ. Ѕр€нчанинову. ќдно из них Ч Уѕисьмо к Ѕр€нчаниновуФ Ч написано в св€зи со смертью жены последнего. Ёто послание Ч знак сердечного участи€: "ќдна лишь грусть тво€ твое днесь утешенье; // ¬оззри на тлен вещей. ”м, юность, красота,
”вы! ѕред божиим величьем суета".

—тихотворение У  ’емницеруФ св€зано с той мыслью, что ћуравьеву хотелось бы и после смерти жить в воспоминани€х своих друзей Ч ’емницера и Ћьвова: " огда ж со Ћьвовым вы пойдете мимо оба, // » станут помовать цветочки сверху гроба, // ѕоколебавшись вдруг, // я заклинаю вас: постойте, не бежите! // », в тихом трепете обн€вшис€, скажите: // У—е здесь лежит наш другФ.

», хот€ дружеска€ и семейна€ лирика занимает большое место в творчестве ћ. Ќ. ћуравьева, также в нем присутствует и лирика собственно любовна€. ¬ конце 1770-х годов по€вл€етс€ в его творчестве цикл, озаглавленный УPieces fugitivesФ. —ам ћуравьев переводит этот термин как Уубегающа€ поэзи€Ф.

” ћуравьева мы сталкиваемс€ с темой, резко противоположной традиции французской легкой поэзии, где доминировала тема вполне земной любви. ќн либо ограничиваетс€ поверхностным, подчеркнуто легким изображением отдельных внешних сторон своих отношений с реальной, а очень веро€тно, что и условной дамой сердца: "“ы мне делаешь приветства, // ѕл€шешь весело со мной, // » во всех забавах детства // “ы всегда товарищ мой", либо любовна€ тема дл€ него €вл€етс€ только отправным пунктом дл€ создани€ своих УубегающихФ стихов: "я жизнию доволен, // ’од€ твоей тропой. // ќставить приневолен, Ч // “ы следуешь за мной".

—уществует группа стихов ћуравьева, котора€ в большей мере отвечает названию Улюбовна€ лирикаФ, так как имеет своим предметом сердечные взаимоотношени€ автора с героиней. Ќо чувства в этих стихах изображены достаточно условно. ƒаже самое УдраматическоеФ стихотворений цикла, несмотр€ на специфический подбор УчувствительнойФ лексики, воспринимаетс€, как стилизаци€ минутного настроени€: "Ѕоги, все, что злее в муке, // ¬се то в сердце сем брегу. // я с ≈глеею в разлуке // ∆ить нещастный не могу. // я чувствителен был ею, // ƒл€ нее € трепетал, // ¬ы похитили ≈глею, // я теперь бесстрастным стал; // я бегу при€тной неги, // ћрачну зреть желаю твердь, // ¬ море слышать ветров беги, // ќщущать пришедшу смерть".

ћуравьев и не стремитс€ отражать реальную правду чувств. ƒл€ него характерно даже само определение любимой женщины: УЅлагополучие, питательница ћузФ. ƒл€ его поэзии чувство любви, объект этого чувства важны постольку, поскольку они €вл€ютс€ источником вдохновени€ и эмоций. “акое пон€тие о любви впервые по€вл€етс€ в русской лирике именно в творчестве ћуравьева. "ѕриди, в сии €влень€, // —о мной перенесись,
Ёмилий размышлень€ // ћгновеньем насладись", Ч призывает ћуравьев.

≈сли герой стихотворени€ грустит: "¬оздыхаю приученно, // —ердце может ли мое, // Ќе прервавши бытие, // «реть, о небо, пресечено // ”пражнение свое", то в самой мелодике стиха ощущаетс€ УнаслаждениеФ грустью. ќтношение поэта к содержанию своей лирики наиболее €рко про€вл€етс€ в следующем отрывке: "Ќе разгон€й туман волшебный // ћан€щих, сладостных и легких образов, //  оторых общества желал бы философ // ¬о храмине учебной. // ∆елал бы суетной: затем, что весь их строй // —егодн€ учитс€ в уборной // ” этой Ќины непокорной, //
 оторой раболепствуют и пастырь и герой".

¬ стихотворени€х ћуравьева отражены не реальные событи€, а порожденный ими Уволшебный туман ман€щих, сладостных и легких образовФ.  огда мы говорим о поэзии ћуравьева, мы имеем дело не столько с поэзией чувств, сколько с поэзией сердечного воображени€. јвтор сознательно предпочитает роль стороннего наблюдател€ в любовных отношени€х, которые могли бы вызвать в нем определенный внутренний отклик: "ј € любил бы чрезвычайно, //  огда бы дар позволил мой // ¬ходить в сердца, хран€щи тайны,
Ѕыть зрителем минуты той, //  ак чувство новое зачнетс€ // ¬о всей невинности своей. // » сердце юное проснетс€ //  о пробужденности своей".

“ака€ позици€ ћуравьева объ€сн€ет по€вление малосвойственной любовной лирике 18 века темы нравоучительного восхвалени€ добродетельности. ¬осторженное описание поэтом красоты своей возлюбленной: "“ак си€ют очи €сны, // —ладок голос уст твоих, // ¬се черты твои прекрасны", смен€етс€ несколько настораживающей строкой: "ћы сперва к тебе влекомы // ¬нешней вида красотой, // Ѕолее с тобой знакомы, // «абываем образ твой".

¬нешний УобразФ оказываетс€ забытым дл€ того, чтобы уступить место воспеванию Удобродетелей твоихФ, души, открытой состраданью, и так далее.

» можно поспорить с Ѕруханским, который утверждает, что Улегкие стихи ћуравьева различны по настроению: пессимистическа€ медитаци€ чередуетс€ с анакреонтическими мотивами, сердечные горести Ч с радост€ми, салонна€ камерность Ч с интимностью. Ћегка€ поэзи€ становитс€ продуктом случайных эмоций, а не средством выражени€ нравственных и философских убеждений, как это имело место в поэзии —умарокова и ’ераскова. ќна призвана отражать человеческие переживани€ даже в самых незначительных их про€влени€хФ. Ёто подтверждаетс€ стихотворением Уќ милое мечтаньеФ (1778), в котором ћуравьев рассуждает о любви как о чем-то чистом, том, что не может тронуть мерзость жизни, о том, что сильнее порока: "Ќе внидет нагла дерзость // ¬ то сердце, в коем ты. // Ѕежит порока мерзость // —оседства красоты".

ј в стихотворении УЅлагоразумиеФ ћуравьев приводит читателей к мысли, что лучше вообще отказатьс€ от любви: "’отите ль ваш покой, о, юноши, спасти? Ч // ќт искушени€ старайтес€ уйти".

Ќо затем оп€ть по€вл€етс€ понимание любви как наваждени€, захватившего лирического геро€; как это происходит в стихотворении Уѕосто€нствоФ: "я могу теб€, сурову, // Ѕез надежды обожать, // —лезы в сих глазах держать // » оставить жизнь по слову, // Ќе преставши воздыхать".

“е же мысли Ч и в стихотворении Уќба€ние любвиФ. Ћюбовь Ч это то, что переживаетс€ как €ркое внутреннее действо, то, что св€зано с красотой и юностью: "¬любленного очам €снее день си€ет: // ¬олшебства смутные природа исполн€ет, // ƒуша величитс€, и силы, сп€щи в ней, // ¬осход€т в полноту де€тельности своей. // Ћюбовью дышит все от небеси до ада".

“аким образом, ћ. Ќ. ћуравьев как один из первых русских поэтов-сентименталистов ввел в литературу круг тем сентиментализма Ч нежные чувствовани€, св€занные с дружбой, нежной любовью между родственниками, между мужчиной и женщиной. Ќо теоретическую базу дл€ русского сентиментализма создал другой выдающийс€ литературный де€тель 18 века Ч Ќ. ћ.  арамзин.

ƒоминантой Учеловеческой природыФ сентиментализм объ€вил чувство, а не разум. —ентиментализм осталс€ верен идеалу нормативной личности, однако условием его осуществлени€ полагал не УразумноеФ переустройство мира, а высвобождение и совершенствование УестественныхФ чувств. –усский сентиментализм в значительной степени рационалистичен, в нем сильна дидактическа€ установка. —ентименталистов привлекают не страсти, как классицистов —умарокова и “редиаковского, а чувства, создающие устойчивые отношени€ между людьми. —оциальные и политические отношени€ между людьми сентименталисты стрем€тс€ обосновать и объ€снить также законами природы. ѕоэтому они так идеализируют первичные, УестественныеФ св€зи людей Ч супружеские, семейные, в которых человек проходит первую школу общени€ и тем самым воспитывает в себе будущие гражданские добродетели.

Ќ. ћ.  арамзин в своей лирике стремилс€ выразить принципы именно сентиментализма. » поэтому его лирика отличаетс€ стремлением к описанию громадного мира человеческих чувств и, конечно же, любви.  арамзин-лирик выступил как выразитель эмоционально-субъективного начала в поэзии. ѕоэзи€ дл€  арамзина €вл€лась, по словам исследовател€ Ќ. Ћ. —тепанова, Усредством создать интимно-иллюзорный мир, отгороженный от жизненных волнений и конфликтовФ. У„увствительностьФ, любовна€ тема или философическое созерцание природы, чуждой суетным треволнени€м света, Ч таков основной круг тем и эмоций поэзии  арамзина. ƒл€ него реальный мир, конкретные житейские чувства Ч лишь обман, лишь оболочка чувств идеальных: "„то здесь счастьем называют, // “о едина счасть€ тень..."

ѕо мнению того же Ќ. Ћ. —тепанова, Увс€ поэтическа€ система  арамзина подчеркивает это настроение умилени€, грусти, меланхолии, отграничени€ от УгрубойФ действительности, использу€ нюансы, полутоны, чувствительные эпитеты и эмоционально окрашенные слова (УкроткиеФ, УтихиеФ, УнежныеФ, УнежнейшиеФ)Ф. ¬от как эти УнежныеФ чувства показаны в стихотворении УѕростиФ: "ћучительно пленитьс€, // Ѕыть страстным одному! // Ќасильно полюбитьс€ // Ќе можно никому".

ћы попадаем в мир лирики  арамзина и видим, что автор в своих стихотворени€х создает образ человека с тонкой душой и нежными чувствами. Ёти чувства про€вл€ютс€ и по отношению к любимым, и по отношению к друзь€м. Ћюбовь в этих стихотворени€х всегда высока€, очищенна€ от УбытовойФ мишуры.  ак, например, в стихотворении У–аисаФ: "¬ восторге, с трепетом сердечным // » с пламенной слезой любви // ¬ твои объ€ти€ упала // » сердце отдала тебе. // ƒуша мо€ в твою вселилась, // ¬ тебе жила, дышала €; // ¬ твоих глазах € солнце зрела; // “ы был мне образ божества".

“ака€ же чувствительность про€вл€етс€ и в отношении дружбы (Уѕослание к ƒмитриевуФ): "Ћюбовь и дружба Ч вот чем можно // —еб€ под солнцем утешать. // » кто любил, кто был любимым, // Ѕыл другом нежным, другом чтимым, // “от в мире сем недаром жил, // Ќедаром землю бременил".

Ћюбовь и дружба Ч это единственные ценности, которые могут быть у человека в жизни. ќ всеохватности любви говоритс€ в стихотворении У  невернойФ: УЋюбви покорно все, любовь... одной судьбеФ. ј в стихотворении У  вернойФ  арамзин говорит о самодостаточности любви: "јх! »стинна€ страсть питаетс€ собою, // ¬осторги чувств не нужны ей".

“о есть любовь не только самодостаточна, дл€ того, чтобы быть насто€щей, любовь должны быть спокойной, нежной, и ее ничто не может разрушить: "–азлука Ч опыт нам: //  то опыта страшитс€, // “от, верно, нелюбим, тот мало любит сам".

ƒл€  арамзина очень важно передать тончайшие оттенки чувств, что он с блеском делает в стихотворении Ућеланхоли€Ф: "ќ, ћеланхоли€! Ќежнейший перелив // ќт скорби и тоски к утехам наслаждень€! // ¬есель€ нет еще, и нет уже мучень€, // ќтча€нье прошло. Ќо слезы осушив, // “ы радостно на свет взгл€нуть еще не смеешь // » матери своей, печали, вид имеешь".

»так, любовь, по  арамзину, Ч это всеохватывающее чувство, то, что живет в душе вечно. ≈сли же она проходит, то только тогда, когда заканчиваетс€ жизнь. Ћюбовь Ч это восторг, сердечный трепет, нежность, солнечное чувство: "”нылый мрак душевных чувств моих //  ак солнцем озаритс€".

 арамзин создал свою концепцию любви в русле сентиментализма, которому как раз и свойственна тонка€ чувствительность.

ƒалее принципы сентиментализма развивали в своем творчестве поэты Ч последователи ћ. Ќ. ћуравьева и Ќ. ћ.  арамзина. ќдним из них был известный поэт 18 века »ван »ванович ƒмитриев. ≈го творчество полностью исчерпываетс€ сентиментализмом, он восприн€л это литературное течение и творил, не выход€ за его рамки.

»ван »ванович ƒмитриев как лирический поэт был учеником Ќ. ћ.  арамзина. »з€щное остроумие, тонка€ УчувствительностьФ, легка€ ирони€ отличают стихи ƒмитриева. ». ». ƒмитриев Ч человек, проведший всю жизнь на государственной службе, что не помешало ему заниматьс€ творчеством, и причем достаточно успешно. ƒмитриев более всего прославилс€ как автор иронических УсказокФ, басен и песен. ¬ своих песн€х он свел поэзию с высот оды, приноровив ее к выражению неприт€зательных и конкретных переживаний Учувствительного сердцаФ. ѕесню ƒмитриева У—тонет сизый голубочекФ еще полвека спуст€ пели русские люди.

Ћюбовна€ лирика занимает большое место в стихотворном наследии поэта. ќн писал свои любовные стихотворени€, как уже говорилось выше, в сентиментальной традиции. ¬ стихотворении УЋюбовь и дружествоФ любовь оказываетс€ силой, которую невозможно победить, как невозможно и пон€ть: У—реди любви рассудок бесполезенФ. Ћюбовь здесь Ч неразрешима€ дилемма, то, что разрешаетс€ только смертью. ј, например, в стихотворении Уќ выгодах быть любовницею стихотворцаФ ирони€ по отношению к любви звучит в каждой строчке: "¬озьми, возьми навек ты сердце в дар мое, // Ћюби мен€, хот€ дл€ собственны€ славы, // »ли страшись и жди, что, пересил€ страсть, // «абывши верности уставы // » скучась наконец сносить сурову часть, // —о равнодушием навек теб€ оставлю, // ƒругую полюблю, другую и прославлю".

ј в стихотворении У  лиреФ любовь оп€ть описываетс€ как чувство, захватывающее человека, освободитьс€ от которого невозможно, пока он жив: "Ќо, ах, ты тем не успокоишь // ћою растерзанную грудь, // Ћишь торжество его удвоишь, // Ќет, лучше ты безгласна будь!".

¬ другом стихотворении, У  ’лоеФ, любовь Ч это чувство преход€щее. "≈ще одна морщина // ѕрибавилась к другим, // ќ прелестей кончина, Ч // ¬ тебе то смерть мы зрим".

Уѕодражание ѕроперциюФ оп€ть возвращает нас к любви как чувству всеобъемлющему.

"≈диный только тот, который любит страстно, // »меет оный дар, чтоб ведать свой предел, // Ќе вострепещет он быть целью вражьих стрел. // Ћюбовь, любовь сильней вседействующа рока, // Ћюбовь отъемлет жизнь и оную дает!".

УЌежныеФ чувства €рко представлены в стихотворении Уѕесн€Ф (1793): "јх! —ладко и прохладу // ¬кушать не одному".

Ёто стихотворение Ч об одиночестве, охватившем лирического геро€.

ј У—тансы к Ќ. ћ.  арамзинуФ говор€т уже о любви дружеской: "ќсужден к несносной скуке: // √русть в самом себе таить Ч // јх! » с другом быть в разлуке, // » от дружбы слезы лить!.. "

—тихотворение У¬идел славный € дворец...Ф оп€ть вводит нас в мир сентименталистских образов, так как в нем любовь семейна€ возноситс€ выше богатства и власти.

"Ћиза, рай всех чувств моих! // ћы не знатны, не велики, // Ќо в объ€ти€х твоих // ћеньше ль счастлив € владыки?".

Ќо мрачные ноты встречаютс€ и светлой поэзии ƒмитриева: стихотворение У  √. –. ƒержавинуФ проводит мысль о том, что все в этом мире преход€ще, и смерть сильнее любви.

"» где ж сей ангел днесь? » где твое блаженство? // ”вы! ¬се в мире сем мечта, несовершенство!".

—тихотворение Уѕодражание √орациюФ €вл€етс€ во многом программным как дл€ ƒмитриева, так и дл€ всех сентименталистов: "Ќо кто же более проводит // ¬ покое круг лет€щих дней? // Ћишь тот, кто счастие находит // —реди семейства и друзей".

¬ этом стихотворении воспеваетс€ идеал любви сентиментализма Ч любви друзей и родных.

“ак же, как и в творчестве других сентименталистов, в творчестве ». ». ƒмитриева силен автобиографический момент, особенно в его стихотворени€х, посв€щенных друзь€м.

—ентименталистские мотивы развиваютс€ также и в творчестве ё. ј. Ќелединского-ћелецкого. Ќо этот поэт восприн€л достаточно узкий круг тем: в его творчестве превалирует тема любви между мужчиной и женщиной.

ёрий јлександрович Ќелединский-ћелецкий служил при дворе и при этом был придворным поэтом. ¬. √. Ѕелинский отмечал, что в его стихах У...сквозь рум€ны сентиментальности прогл€дывали иногда чувство и блестки талантаФ.

ќсновным жанром Ќелединского €вл€лась песн€, отличавша€с€ интимным, глубоко личным характером. ¬ своих стихах и песн€х он следовал поэтическим принципам ƒмитриева и  арамзина, Уочища€Ф фольклорные произведени€ от присущего им подлинно народного характера. У—алонна€ слащавость, стремление подчеркнуть трогательность самого сюжета, характерна€ сентиментальна€ фразеологи€ сочетаетс€ в песн€х Ќелединского с мелодической легкостью стиха, с уменьем уловить отдельные подлинные черты фольклораФ.

¬ творчестве ё. ј. Ќелединского-ћелецкого присутствует мотив силы любви. ». Ќ. –озанов верно отметил, что дл€ этого поэта характерна Убезусловна€, абсолютна€Ф преданность любви. —тихотворение Ќелединского У“ы велишь мне равнодушным...Ф рассказывает о сердце поэта, всецело захваченного глубоким чувством: Уƒай такое, чтоб хотела не одну теб€ любитьФ.

УЅатюшков... называет Ќелединского-ћелецкого Ујнакреоном нашего времениФ. » он прав, потому что в творчестве Ќелединского присутствуют анакреонтические мотивы: любви, радости, юности. Ѕез любви не существует жизни Ч это позици€ присутствует в творчестве Ќелединского-ћелецкого.

"јх! “ошно мне // Ќа своей стороне; // ¬се уныло, ¬се постыло; // ћоей милы€ нет! // —частье есть только тогда, когда любима€ р€дом: // «десь милой нет!! // я пойду за ней вслед; // √де б ни крылась, // Ќи таилась, // —ердце скажет мне путь".

—тихотворени€ Ќелединского-ћелецкого были стилизованы под произведени€ фольклора, но это была очень из€щна€ стилизаци€, котора€ была по вкусу утонченным придворным дамам.

"ћила€ вчера сидела // ѕод кустом у ручейка; // ѕесенку она запела, // я внимал издалека. // — милою перекликалс€ // Ѕлижней рощи соловей. // √олос милой раздавалс€, // ќтдалс€ в душе моей... "

“ема любви у Ќелединского-ћелецкого €вл€етс€ самой главной, любовь дл€ него всеобъемлюща и самодовлеюща: "„ем же злую грусть рассею, // —ердце успокою чем? // Ќе хочу и не умею // ¬ сердце быть властна моем. // ћилый мой им обладает; // ¬згл€д его Ч мой весь закон. // “емный дух пусть век страдает, // Ћишь бы мил всегда был он".

—тихотворени€ Ќелединского €вл€лись образчиком салонной лирики, за простотой скрывалось высочайшее поэтическое искусство. » хот€ темы стихотворений близки любовным песн€м русского фольклора, их отличала ровность, выдержанность и из€щна€ галантность. » все любовные стихотворени€ оформлены в из€щное обрамление галантного произведени€: "я рай бы видел свой в том, что мо€ “емира, // ћо€ владычица Ч любовь всего и мира".

Ќо любовь в его произведени€х Ч это не только радость, но и потери: "я свободен стал неложно, // ”смирилась пылка кровь, // » уж чувствую, что можно // Ќе носить твоих оков. // ƒушу что во мне питало, // —мерть не в силах то сразить; // —ердцу, что теб€ вмещало, // Ћьз€ ли не бессмертну быть".

¬ этом стихотворении любовь приравниваетс€ к бессмертию. “а же тема прослеживаетс€ и в стихотворении Уѕолно льститьс€ мне слезамиФ: "ѕламень, что в себе вмещаю, // ќн душа, он жизнь мо€: // »м € вечность постигаю,
»м бессмертен буду €".

ј в стихотворении У≈сли б ты была на светеФ любовь Ч это жива€ душа: "«наешь ты сама неложно: // —колько сердце ни круши, // ∆ить, равно мне жить не можно // Ѕез теб€, как без души".

¬ другом стихотворении У¬ыйду € на реченькуФ Ќелединский оп€ть говорит о всевластии любви: " аждое души движенье Ч // ∆ертва другу моему. // —ердца каждое биенье // ѕосв€щаю € ему".

Ћюбовь заполн€ет весь мир, и всех людей она задевает: "—трел, что любовь имеет, // Ќикто не избежит".

Ёта же тема прослеживаетс€ и в других строчках Ќелединского: "¬сечасно он (зрак) в моих глазах, // ¬сегда живет в душе унылой. // ќ врем€! Ѕыстротой своей // яви услугу мне полезну: // —корее достигай тех дней, // ¬ который мне узреть любезну. // Ќа медленность твою впервой // “ы жалобы мои внимаешь. // Ќо, врем€! // “ы того не знаешь, // „то нет души моей со мной!".

¬ стихотворении же Уѕрости мне дерзкое роптанье...Ф любима€ становитс€ божеством дл€ лирического геро€ стихотворени€: "ћне мило от теб€ страданье Ч // ”теха, рай моих ты дней. // “ы жизнь его (сердца)... его стихи€, // ¬ тебе тобой живет оно, // » в самые минуты злы€ // “ебе одной, тебе дано // ƒуши жестокое волненье // ≈диным взгл€дом усмир€ть // » без надежды утешенье // ¬ унылы чувства посел€ть".

»так, обобща€ все вышесказанное, можно сделать вывод, что любовь €вл€етс€ центральной темой лирики ё. ј. Ќелединского-ћелецкого. ¬се его песни, которыми он и прославилс€, €вл€ютс€ любовными песн€ми. Ћюбовь, по Ќелединскому, Ч это жизнь сердца, отрада и свет, это то чувство, которое наполн€ет душу и делает ее живой.

—ентиментализм внес в любовную лирику новый круг тем Ч тему дружеской любви и любви семейной, а также перевел любовную лирику из сферы мыслимого в сферу внутреннего чувства. ѕоэты этого направлени€ пытались описать чувства, которые испытывает человек со всеми переживани€ми, настроени€ми, психологическими противоречи€ми.

«аключение

»так, обобща€ все вышесказанное, мы делаем вывод, что русска€ любовна€ лирика 18 века развивалась стремительно. ≈сли в начале века, кроме фольклорных любовных песен, мы встречаем только силлабические вирши, то уже в 30-х годах по€вл€етс€ переведенный ¬.  . “редиаковским роман У≈зда в остров любвиФ, издание которого положило начало развитию русской любовной лирики. Ќо аллегорическое изображение любви, традиции которого идут еще от средневекового У–омана о –озеФ, не имело продолжени€ в русской литературе, так как “редиаковский прервал эту традицию в своем переводе романа “альмана. ѕоследующими поэтами были восприн€ты традиции У—тихов на случайФ (приложенных к У≈зде в остров любвиФ), многие из этих стихотворений превратились в любовные песни и были очень попул€рны в середине 18 века. “ема любви не получает своего развити€ в творчестве ћ. ¬. Ћомоносова (в его стихотворени€х более прославл€етс€ любовь к –одине), но она €рко про€вл€етс€ в произведени€х ј. ѕ. —умарокова, который воспевал любовь во многочисленных эклогах, идилли€х, песн€х, продолжа€ традицию описани€ любви как страсти, начатую ¬.  . “редиаковским, также он продолжает использовать образы античных богов в описании любви, в его творчестве, в отличие от “редиаковского, по€вл€етс€ мотив неразделенной любви. ’от€ —умароков еще не выходит за рамки классицизма, его творчество (а особенно песни) €вл€етс€ шагом вперед, в нем по€вл€ютс€ личностные мотивы. Ќо особенно €рко этот мотив про€вилс€ в творчестве ј. ј. –жевского, последовател€ ј. ѕ. —умарокова. ≈го лирика Ч это своеобразный поэтический дневник, запечатлевший движени€ души читател€. ѕоэт-классицист √. –. ƒержавин в своих стихотворени€х использовал мотивы, во многом свойственные другому направлению Ч сентиментализму, он говорил о чувствах интимных, личных, которые не входили в поле зрени€ классицизма. ¬ его лирике любовь становитс€ радостным, светлым чувством, которое не может остатьс€ неразделенным.

ј в это врем€ на смену классицизму приходит сентиментализм, направление, которое по сути своей призвано отражать внутреннюю жизнь человека. —ентименталисты стремились к спонтанности, к тому, что чувства должны отражатьс€ именно так, как требует сердце. ¬первые сентименталистские мотивы получили свое развитие в произведени€х ћ. Ќ. ћуравьева, который ввел круг основных тем сентиментализма Ч тема любви и особенно дружбы, котора€ дл€ сентименталистов была во многом важнее.

Ќ. ћ.  арамзин, создавший теоретическую базу русского сентиментализма, ввел в лирическую поэзию образ всеохватывающей любви. ј ». ». ƒмитриев, один из ближайших соратников Ќ. ћ.  арамзина, продолжил развивать в своем творчестве тему дружеской любви. » только в творчестве ё. ј. Ќелединского-ћелецкого любовь между мужчиной и женщиной становитс€ главной темой, и именно в его творчестве, наконец, начинают играть роль фольклорные мотивы, которые подвергаютс€ из€щной стилизации.

’от€ во многом сентименталисты говор€т о любви еще весьма условно, но это уже громадный шаг вперед, к той искренности, котора€ поражает в лирике 19-го Ц 20-го веков. ¬се произведени€ любовной лирики 18 века оказали величайшее вли€ние на развитие всей последующей любовной лирики. » в 19-м веке –осси€ вступила в золотой век русской поэзии, первыми ласточками которого были поэты Ч ученики сентименталистов, например Ѕатюшков и ∆уковский.

—амым же €рким €влением, венчающим этот этап развити€ русской лирики, был, конечно же, ј. —. ѕушкин, в творчестве которого объединились лучшие черты любовной лирики 18 века.

Ѕиблиографический список

1. јнтологи€ мировой философии: ¬ 4-х томах. Ч ћосква, 1969. Ч “. 1, „. 2.

2. Ѕахмутский ¬. я.  лассицизм.// Ћитературный энциклопедический словарь. Ч ћосква, 1987. Ч —. 157 Ц 158.

3. Ѕруханский Ћ. Ќ. ћ. Ќ. ћуравьев и легкое стихотворство.// XVIII век. Ч ћосква Ц Ћенинград, 1959.

4. ¬алицка€ ј. ѕ. –усска€ эстетика XVIII века. Ч ћосква, 1983.

5. √удошников я. ». ќчерки истории русской литературной песни XVII Ц XIX веков. Ч Ћенинград, 1938.

6. √уковский √. ј. »стори€ русской литературы и общественной мысли XVIII века. Ч Ћенинград, 1938.

7. √уковский √. ј. –усска€ литература XVIII века. Ч Ћенинград, 1939.

8. √уковский √. ј. –усска€ поэзи€ XVIII века. Ч Ћенинград, 1927.

9. √усев ¬. ѕесни, романсы, баллады русских поэтов.// ѕесни русских поэтов. Ч Ћенинград, 1988. Ч —. 52 Ц 54.

10. ƒержавин √. –. јнакреонтические песни. Ч ћосква, 1986. Ч (УЋитературные пам€тникиФ).

11. ƒерюгин ƒ. ј. ¬.  . “редиаковский Ч переводчик. Ч —аратов, 1985.

12. ƒмитриев ». ». —тихотворени€. Ч ћосква, 1987.

13. ƒомострой. Ч ћосква, 1990.

14. ƒревнерусска€ литература. Ч ћосква, 1997.

15. «ападов ј. ¬. ѕоэты XVIII века: ћ. ¬. Ћомоносов. √. –. ƒержавин. Ч ћосква, 1979.

16. «ападов ј. ¬. ѕоэты XVIII века: ј.  антемир. ј. —умароков. ¬. ћайков. ћ. ’ерасков. Ч ћосква, 1984.

17. »стомин  .  нига любви знак в честен брак. Ч ћосква, 1989.

18. »стори€ русской литературы: ¬ 3-х томах. Ч ћосква Ц Ћенинград, 1958. Ч “. 1.

19. »стори€ русской литературы: ¬ 4-х томах. Ч Ћенинград, 1980. Ч “. 1.

20. »стори€ русской поэзии. Ч ћосква Ц Ћенинград, 1968. Ч “. 1.

21. »стори€ всемирной литературы. Ч ћосква, 1985. Ч “. 3. Ч —. 45 Ц 51.

22.  арамзин Ќ. ј. »збранные сочинени€: ¬ 2-х томах. Ч ћосква Ц Ћенинград, 1964.

23.  арамзин Ќ. ј. —очинени€: ¬ 2-х томах. Ч Ћенинград, 1984.

24.  очеткова Ќ. ƒ. ё.ј. Ќелединский-ћелецкий.//  ратка€ литературна€ энциклопеди€. Ч ћосква, 1968. Ч “. 5. Ч —. 186.

25. Ћирика древней Ёллады и –има. Ч ћосква, 1990.

26. Ћитературное творчество Ћомоносова. Ч ћосква Ц Ћенинград, 1965.

27. Ћиванова √. Ќ. –усска€ музыкальна€ культура XVIII века. Ч ћосква 1952. Ч “. 1.

28. Ћомоносов ћ. ¬. »збранные произведени€. Ч ћосква Ц Ћенинград, 1965.

29. ћакогоненко √. ѕ. Ќ. ћ.  арамзин.//  ратка€ литературна€ энциклопеди€. Ч ћосква, 1966. Ч “. 3. Ч —. 393.

30. ћихайлов ј. ƒ. Ћюбовна€ лирика средневекового «апада.// ѕрекрасна€ ƒама: »з средневековой лирики. Ч ћосква, 1984.

31. ћуравьев ћ. Ќ. —тихотворени€. Ч Ћенинград, 1967.

32. Ќовикова ј. ћ. –усска€ поэзи€ XVIII Ц первой половины XIX века и народна€ песн€. Ч ћосква, 1982.

33. ќрлов ѕ. ј. –усский сентиментализм. Ч ћосква, 1987.

34. ѕесни русских поэтов: ¬ 2-х томах. Ч Ћенинград, 1988.

35. ѕлатон. —обрание сочинений: ¬ 4-х томах. Ч ћосква, 1990. Ч “. 1.

36. ѕозднеев ј. ¬. –укописные песенники XVII Ц XVIII веков. Ч ћосква, 1927.

37. ѕоэты XVIII века: ¬ 2-х томах. Ч Ћенинград, 1958.

38. ѕоэты XVIII века: ¬ 2-х томах. Ч ћосква, 1972.

39. ѕуришев Ѕ. Ћирическа€ поэзи€ средних веков.// ѕоэзи€ трубадуров. ѕоэзи€ миннезингеров. ѕоэзи€ вагантов. Ч ћосква,1974.

40. –усский и западноевропейский классицизм. Ч ћосква, 1982.

41. –усска€ литература XVIII века. —ловарь-справочник. Ч ћосква, 1997.

42. –усска€ литература последней четверти XVIII века. Ч ћосква, 1985.

43. –усска€ литература XVIII века и ее международные св€зи. Ч ћосква, 1975.

44. –усска€ поэзи€ XVIII века. Ч ћосква, 1972.

45. –усска€ эпиграмма. Ч Ћенинград, 1988.

46. —ерман ». «. ѕоэтический стиль Ћомоносова. Ч ћосква Ц Ћенинград, 1966.

47. —ерман ». «. –усский классицизм. ѕоэзи€. ƒрама. —атира. Ч Ћенинград, 1973.

48. —еменко ». ћ. ». ». ƒмитриев.//  ратка€ литературна€ энциклопеди€. Ч ћосква, 1964. Ч “. 2. Ч —. 704 Ц 705.

49. —умароков ј. ѕ. —тихотворени€. Ч ћосква, 1953.

50. —умароков ј. ѕ. »збранные произведени€. Ч ћосква, 1963.

51. “редиаковский ¬.  . »збранные произведени€. Ч ћосква, 1963.

52. ‘илософи€ любви: ¬ 2-х томах. Ч ћосква, 1990.

53. ‘ридман Ќ. –. ѕоэзи€ Ѕатюшкова. Ч ћосква, 1971.

54. ’аритонов ¬. ј. —ентиментализм.// Ћитературный энциклопедический словарь. Ч ћосква, 1987. Ч —. 375.

55. ’ейзинга …. ќсень —редневековь€. Ч ћосква, 1988.

56. Ўестаков ¬. ѕ. ‘илософи€ любви и красоты эпохи ¬озрождени€. // ќ любви и красотах женщин: “рактаты о любви эпохи ¬озрождени€. Ч ћосква, 1992. Ч —. 3 Ц 14.

57. Ўишмарев ¬. ‘. ‘ранцузска€ литература. »збранные статьи. Ч ћосква Ц Ћенинград, 1965.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 623 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1428 - | 1256 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.098 с.