Элементарная теория музыки
Темы и задания 2-го семестра.
I. Интервалы в тональности. Знать, строить и разрешать в тон-тях до 5 зн.:
- все диатонические интервалы (ч.,б.,м., 1 пара тритонов) на ступенях натурального мажора и нат. минора;
- характерные интервалы и вторая пара тритонов в гармоническом мажоре и гарм. миноре (знать наизусть ступени, составляющие эти интервалы!);
- определять интервалы в музыкальных примерах;
- все вышеуказанные интервалы и их разрешение играть на ф-но, а также играть цепочки интервалов.
II. Интервалы от звука с определением тональностей, в которых они встречаются. Строить от любого звука, определять тональности и разрешать все диатонические интервалы, характерные интервалы, две пары тритонов. Всё играть.
III. Трезвучия в тональности. Знать, строить, обращать в тон-тях до 5 зн. главные и побочные трезвучия натурального и гармонического мажора и минора (знать наизусть ступени, входящие в аккорд; структуру каждого аккорда). Разрешать S, D, ум. и ув. трезвучия с их обращениями. Всё играть. Играть аккордовые цепочки. Определять трезвучия и их обращения в музыкальных примерах.
IV. Септаккорды в тональности. Знать, строить и разрешать (письменно и на ф-но) в тон-тях до 5 зн.:
- доминантовый септаккорд с обращениями. Знать наизусть структуру аккордов, ступени тон-ти, на которых они строятся, и аккорды Тоники, в которые они разрешаются;
- вводный септаккорд (в мажоре – двух видов) с обращениями и разрешением двумя способами (сразу в Т и через D). Знать наизусть структуру аккордов, ступени тон-ти, на которых они строятся, и аккорды, в которые разрешаются;
- септаккорд II ступени (в мажоре – двух видов) с обращениями и разрешением двумя способами (сразу в Т и через D). Знать наизусть структуру аккордов, ступени тон-ти, на которых они строятся, и аккорды, в которые разрешаются;
- септаккорды на остальных ступенях натурального и гармонического мажора и минора с обращениями. Знать структуру каждого аккорда и ступень тон-ти, на которой он встречается;
- определять септаккорды и их обращения в музыкальных примерах.
- играть аккордовые цепочки.
V. Трезвучия и септаккорды с обращениями от звука с определением тональностей, в которых они встречаются. Строить от любого звука, определять тональности и разрешать все виды трезвучий и септаккордов с их обращениями. Всё играть.
VI. Гармонические обороты. Знать: гармонические тональные функции; принципы соединения аккордов в цепочки; основные гармонические обороты. Играть примеры.
VII. Тональные соотношения. Параллельные, одноименные, однотерцовые тональности. Сравнительный обзор параллельных и одноименных тональностей. Определение лада и тональности произведения.
VIII. Разновидности ладов. Диатонизм. Пентатоника. Особые виды диатонического мажора и минора. Знать структуру диатонических ладов и пентатоники, строить и играть их от разных звуков, определять лады музыкальных примеров.
IX. Переменные лады. Разновидности минора. Увеличенный и уменьшенный лад. Строить и играть от разных звуков изучаемые лады и определять их в музыкальных примерах.
X. Общие понятия о модуляции и родстве тональностей. Знать тональности 1 степени родства и называть их в тональностях до 3 знаков.
XI. Хроматизм и альтерация. Строить и разрешать альтерированные ступени в тональностях до 3 знаков. Все играть.
XII. Хроматическая гамма. Строить и играть мажорные и минорные хроматические гаммы до 3 знаков.
XIII. Транспозиция.
XIV. Мелодия. Динамические оттенки. Фактура. Анализировать в музыкальных примерах: тип мелодии, характер мелодического рисунка, интонационное развитие.
XV. Понятие о музыкальной форме. Цезура. Построение. Каденции. Период. Синтаксические структуры. Анализировать в примерах все элементы музыкальной формы (периода).
XVI. Приемы мелодического развития. Секвенция.
XVII. Мелизмы. Находить в музыкальных примерах знаки, указывающие на мелизмы, и расшифровывать их.
Экзаменационный билет включает:
1. Теоретический вопрос. Построение и определение интервалов, аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями), ладов.
2. Исполнение на ф-но.
3. Музыкальный анализ.
Исполнение на ф-но.
I. От звука:
- пройденных интервалов и аккордов с обращениями;
- ладов.
II. В мажорных и минорных тональностях до 5 знаков:
- пройденных интервалов и аккордов с разрешением;
- интервальных и аккордовых цепочек;
- альтерированных ступеней с разрешением;
- хроматической гаммы.
Музыкальный анализ.
В музыкальных примерах анализировать:
- метроритмические особенности (размер такта: сложный, смешанный, переменный; особые виды ритмического деления);
- лад;
- тонально-гармоническое развитие;
- мелодическую линию и интонационное развитие, мелизмы;
- структуру.