Предисловие
Хвала Аллаhу, Господу миров! Мир и благословение Аллаhа лучшему из сынов Адама, последнему пророку и посланнику Мухаммаду, его роду и сподвижникам, а также всем тем, кто следует их прямым путем!
А затем:
Ислям – это совершенная религия, затрагивающая все аспекты жизни. И поистине, не упустил Всевышний Аллаh ничего из того, что необходимо людям для счастья в этом и следующем мире, кроме как разъяснив это:
«Мы ничего не упустили в Писании.» Аль-Ан’ам, 38.
Всевышний Аллаh обучил людей через своего посланника Мухаммада, صلى الله عليه و سلم, правильным вероубеждениям, благим нравам, взаимоотношениям с созданиями и всему тому, в чем они нуждаются. И также Пречистый Аллаh поведал и о вопросах медицины, указал на причины и виды болезней, открыл по милости Своей для сынов Адама знание о наилучших лекарствах.
Сказал Всевышний Аллаh:
«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» Ан-Нахль, 89.
Говорит шейх Ас-Са’ди, رحمه الله تعالى, в толковании этого аята: «Всевышний Аллаh поведал о том, что Священный Къур`ан разъясняет людям основные и второстепенные вопросы религии, а также излагает законы, действующие в этом мире и Последней жизни. В этом писании разъясняется все, в чем нуждаются рабы Аллаhа. Истина разъясняется в нем самым ясным и выразительным образом, потому что слова этого писания ясны, а их смысл – очевиден и доступен.»
В Къур`ане приводятся слова пророка Ибраhима, мир ему:
«И если я заболею, то Он исцеляет меня.» Аш-Шу’ара, 80.
А это указывает на то, что именно Аллаh и никто другой исцеляет от болезней, и, значит, необходимо полностью уповать на Всевышнего Аллаhа, а не на людей и лекарства.
Всевышний АЛЛАh сказал:
«... И уповайте на АЛЛАhа, если вы верующие!» Аль-Маида, 23.
Болезнь – это испытание
Говорит Аллаh, Свят Он и Велик:
«Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни.» аль-Бакъара, 214.
Говорит имам ибн Касир в тафсире этого аята: «Всевышний говорит: «Или вы полагали, что войдете в Рай», до того, как вы будете испытаны, как это было сделано с предшествующими вам общинами. Поэтому Он сказал: «… не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни», а это – болезни, нездоровье, страдания и бедствия.»
Пророк наш Мухаммад, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Тому, кому Аллаh желает блага, его постигает что-либо из этого (т.е. из болезней)» аль-Бухари 5645.
Также он, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллаh непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» аль-Бухари, 5641.
‘АбдуЛлаh ибн Мас‘уд, رضي الله عنه, сказал: «Однажды я зашёл к пророку, صلى الله عليه و سلم, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “ Какая у тебя сильная горячка! ” И я спросил: “ Это потому, что тебе предназначена двойная награда? ” Он сказал: “ Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллаh обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев ”» аль-Бухари 5647.
Передаются со слов Сухейба, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Удивительно положение верующего! Ведь все происходящее с ним — это благо. Это не дано никому, кроме верующего. Если его постигнет радость, он возблагодарит (Аллаhа), и это становится благом для него. А если с ним случается беда, он проявляет терпение, и это становится благом для него». Муслим, 2999.
Мусульманин должен стойко переносить испытания в виде болезней, проявлять терпение, не жаловаться, не стонать, и тогда простятся ему его прегрешения. Но, также вместе с этим человеку не следует оказываться от приёма лекарств и обращений к Аллаhу с мольбами.
От всякой болезни есть излечение, кроме старости
Использование лекарств узаконено в Шари’ате, а отказ от них противоречит ему.
В хадисе говорится: «У каждой болезни есть лечение, и если совпадают лекарство и болезнь, то по воле АЛЛАhа наступает выздоровление.» Муслим, 2204.
Передают со слов Абу Хурайры, رضي الله عنه, что пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Какую бы болезнь ни ниспослал Аллаh, Он обязательно ниспосылает и средство её исцеления». аль-Бухари, 5678.
Сказал шейх ас-Са’ди, رحمه الله تعالى: «Общий смысл этого хадиса заключается в том, что для всех тайных и явных болезней существуют свои средства борьбы с ними, которые предотвращают то, что еще не случилось, и помогают либо полностью избавиться от того, что уже произошло, либо облегчают это.
В этом хадисе содержится побуждение к изучению медицины подобно тому, как изучаются способы лечения сердец, и это относится к числу полезных вещей. Все основные и частные вопросы медицины представляют собой пояснение к данному хадису, поскольку посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сообщил нам, что существуют лекарства против любых болезней, а из этого следует, что мы должны стремиться изучить их, после чего применить полученные знания на практике.
Раньше многие люди считали, что некоторые болезни, наподобие туберкулеза и ему подобных, неизлечимы, но с развитием медицины и достижением новых степеней знания они убедились в справедливости того, о чем говорится в данном хадисе, а также в том, что он носит универсальный характер.» См. “Бахджату къулюбиль-абрар”.