Вопросы:
1) Кто (повествователь или рассказчик) появляется в начале рассказа?
2) Что конкретно нам известно о повествователе? При каких обстоятельствах происходит его встреча с рассказчиком?
3) Какова роль повествователя в композиции рассказа (вступление; концовка, завершение; его речь «обрамляет» рассказ)?
4) От кого сначала мы узнаем о рассказчике (об уездном лекаре)? Каким человеком предстает рассказчик в описании повествователя (цитаты из текста)? Как повествователь относится к нему (с добродушной иронией)?
5) Как повествователь характеризует речевую манеру рассказчика (привести примеры: «Малый он был неглупый, выражался бойко и довольно забавно»; «начал он расслабленным и дрожащим голосом»). Выделите все «задержки», отмечаемые повествователем: «Тут лекарь опять с ожесточеньем понюхал табаку и на мгновение оцепенел» (о чем он говорит перед этим?); «Лекарь помолчал»; «Он снова понюхал табаку, крякнул и хлебнул глоток чаю»; «Лекарь потупился и покраснел»; «лекарь с улыбкой взглянул на себя»; «прибавил лекарь скороговоркой и со вздохом».
Вывод: функция повествователя- следить за изменением эмоционального состояния, настроения рассказчика.
6) Почему наиболее драматичные события (признание в бреду и смерть героини) обходятся без таких комментирующих помет повествователя?
7) Какова речь лекаря в действительности и как она его характеризует?
Проследите то, как тон рассказчика меняется в зависимости от того, что он говорит. Когда его речь становится особенно эмоциональной? Почему так происходит?
8) Обратите внимание на особенности речи:
Обилие повторов, многоточия, восклицательные знаки, междометия (указывают на эмоциональность, экспрессивность; история для него волнительна). Когда текст особенно насыщен этими особенностями?
Вежливые обороты («вы не изволите знать», «изволите видеть», «смею сказать»): он скромен, не выпячивает свои достоинства; скорее даже склонен к самоуничижению. Обращение «милостивый государь»; выражения типа «Но вот-с... тут-с... как бы вам изложить-с...».
Установка на доверительность к собеседнику: «вы понимаете», «вы изволите смеяться», «Поверите ли», «Скажу вам без обиняков», «откровенно признаться», «знаете ли».
Много предложений неинформативных, выдающих волнение: «как бы вам сказать — не солгать», «а, впрочем... право, как это, того-с...».
Близость разговорному языку (который не любит долгих отступлений и описаний, в основном регистрирует события) проявляется в использовании односоставных и неполных предложений: «Сижу я у него, у нашего судьи, и играю в преферанс. Судья у нас хороший человек и в преферанс играть охотник»; «Так и есть: от больного...»; «Дорога адская: ручьи, снег, грязь, водомоины, а там вдруг плотину прорвало — беда!»; «Навстречу мне старушка, почтенная такая, в чепце». Часто повторяющиеся «вдруг» (что отмечает и повествователь): «мой лекарь часто употреблял слово: вдруг»; слово «однако» (почему?). Просторечные частицы «да», «ну» в начале фразы; просторечные слова «дескать», «мол» «беднеющая», «сумнительно», «тележчонка», «ей-богу», «неглижировать», «кое-что тоже смекаю», «дурак», «наш брат».
Экспрессивные междометия: «дороги такие, что фа!», «Эх!».
Устойчивые выражения: не на золоте едят, сидит князем, смело бей на две депозитки, с ума нейдет, душа в пятки уходит, как говорится.
9) Что нового о личности рассказчика нам дает история, которую он рассказывает, его действия, поступки (реакция не бедность кучера; сочувствие к девушке: важно, как меняется отношение к ней; высказывания о смерти человека; никогда не забывает о своем интересе; женитьба на Акулине)? Выделите его положительные и отрицательные качества. Почему лекаря можно соотнести с широко распространенным типом «маленького человека»?
10) При каких обстоятельствах нам становится известно имя рассказчика; как соотносится имя с образом рассказчика (это важно)?
11) Какие чувства этот случай из жизни постороннего человека вызвал у повествователя? Что об этом свидетельствует (в конце рассказа)?
12) Почему «Уездный лекарь» заканчивается так подчеркнуто прозаически?
13) Обобщите: чья позиция больше выражена в тексте; чья соотносится со скрытой авторской позицией? Для чего понадобилось введение в текст рассказчика (помимо повествователя) (голос простого человека, близость жизни и т. д.)?