Мирзоев Аврангзеб
ДОКЛАД
на тему: «Уникальные календарные праздники»
Уникальные календарные праздники характерные для Севера России (Хакасы).
Хакасы – одни из коренных народов Сибири. При любых обрядах, связанных с жизненным благополучием, хакасы совершали движение по солнцу. Обычай движения по солнцу называется «кунгер». Он наблюдается во время общественных молений, при семейных торжествах, во время лечебных процедур, например: у хакасов и тувинцев свадебный кортеж трижды по солнцу объезжал юрту, где проводилось свадебное торжество. Лунный месяц насчитывал 30 суток и делился на две фазы по 15 дней: «ай наазы» - новая луна и «ай иргизи» - старая луна. При новолунии совершали перекочевки, проводили семейные праздники и общественные жертвоприношения, устраивали новоселья, лечили больных и ставили «ызыхи» (освящаемых животных, служивших оберегами стада) и т. д.
1.Хакасы пользовались системой измерения времени и пространства, созданной ещё далекими предками тюрко-монгольских народов Южной Сибири и Центральной Азии. Во времена Кыргызского государства, как сообщали китайские летописи, население с помощью двенадцати животных считало годы. Год начинался с периода весеннего равноденствия и носил название «Чыл пазы» (букв, начало года). Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока.
Поздравление с наступившим Новым годом звучало следующим образом: «Чыл пазы айланды, чылан пазы сойылды»— «Вернулось начало года, змеиная голова облезла». Хонгорцы считали, что в это время змея меняет кожу.
Добрым знамением считалось найти змеиный выползок - «чылан киби», лежащий головой в сторону восхода солнца. Он, якобы, обладал магическими свойствами. Если выползок найден целым, то нашедший будет долгожителем, если оборванным - доживет до средних лет. Цельную шкуру змеи на счастье хранили дома в сундуке. Она способствовала увеличению поголовья скота, служила оберегом от болезней и защитой благополучия семьи.
Жители одного аала всегда встречали «Чыл пазы» вместе. Каждая семья, даже самая бедная, по мере своих возможностей усердно готовилась к встрече праздника. Необходимо было справить и надеть новую одежду.
До начала «Чыл пазы» на всей территории аала - в скотных дворах, кошарах, у коновязей, вокруг каждой юрты - весь сор, все нечистое тщательно убиралось и выметалось. Юрту внутри и снаружи очищали от снега, грязи и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и трясли постель, одежду, обувь и т. д. При этом соблюдалась одна обязательная формальность - необходимо было оставить возле дверей яома, в углу кошары небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу.
Раньше празднование «Чыл пазы» начинали с прилета первых птиц, первого кукования кукушки и растягивали до первых раскатов грома. Ныне его отмечают в день весеннего равноденствия - 22 марта.
Рано утром жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца. Необходимо было совершить моление на играющее в утреннем мареве солнце. Почтенный старец произносил молитву: «Златолистая священная береза пусть опояшется светом луны! Серебряная священная береза пусть опояшется лучами солнца!».
После встречи с весенним солнцем совершали ритуальное кормление фетишей. В каждой юрте находились фетиши - изображения почитаемых духов-предков, называемые «тёси». Во время праздника «Чыл пазы» необходимо было окропить вином семейно-родовые тёси и поклониться им. Вероятно, в этом обряде отразилось поклонение воскресающим силам природы.
Затем начинался общий, аальный, праздничный пир - «той». Начинались взаимные визиты и угощения. В каждую юрту, богатую или бедную, надо было зайти, хотя бы ненадолго. Люди обращались друг к другу со словами: «Чыл пазы чылды, чылан киби сойылды» - «Пришел Новый год, снялась змеиная шкура!» Хозяин, зачерпнув араки небольшой деревянной или фарфоровой чашкой и попросив благополучия для скота, брызгал вином вверх и по сторонам юрты, отливал немного в огонь и выпивал, стряхнув остатки из чашки в огонь. Воздаяние огню делалось, впрочем, во всех случаях, при приготовлении любого кушанья: кусочек мяса, жира, масла сбрасывался в огонь. Следующая чашка араки подавалась хозяином по очереди каждому из гостей на мужской половине, хозяйкой- на женской. Одновременно на столиках появляется приготовленное заблаговременно угощение, состоящее из пызлаха (хакасского сыра), сметаны и чая с печеньем.
Во время первого кукования кукушки - звукового сигнала начала весны - нельзя выходить утром на улицу натощак. Если услышишь впервые её голос натощак, то весь год будешь голодным. Поэтому надо обязательно промолвить: «Мин тохпын»— «Я сыт!», - и кукушка будет обманута. Южные хакасы, услышав голоса первых кукушек, выходили на кладбище и жгли пищу умершему в прошедшем году. Исходя из этого обычая, можно предположить, что когда-то хакасы хоронили останки кремированных умерших через год, как это делали их предки - кыргызы.
2.Среди календарных праздников хакасского народа видное место занимает скотоводческий праздник «Тун-пайрам» (Тун-айран) - праздник первого айрана (айран - кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока). Он проводился обычно в конце мая - начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корме и появлялись первые молочные продукты. Праздник Тун-пайрам был связан с почитанием скотоводства - основы традиционного хакасского хозяйства.
К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, готовили первые молочные продукты, шили новые национальные платья. В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где на ритуальной площадке устанавливались березки, священная коновязь, разводился большой костер. Праздничный народ собирался у священной коновязи «алтын сарчын», прихватив с собой айран, араку, пиалы, шампуры и т. д.
Вперед выходил руководитель моления «алгысчыл», который держал в руках жезл «сабыт». За «алгысчылом» шли девять парней с горнами «пыргы» (национальный музыкальный инструмент). Они трубили в «пыргы», звуками которых извещалось о начале праздника. Вслед за парнями шли семь девушек, которые держали в руках пиалы, наполненные айраном. За этой группой двигался весь собравшийся народ.
К коновязи «алтын сарчын» привязывали освящаемого белого коня, называемого по-хакасски «ызых». «Ызых» считался хранителем благополучия скота. Почтенный старец «алгысчыл» подходил к коню, мыл его молоком, окуривал богородской травой. К хвосту и гриве привязывали флажки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю, сняв уздечку. Выборный старец, руководитель праздника, краплением айрана на ритуальные костер, березки, коновязь благословлял-«Пусть белое молоко белых кобылиц будет нескончаемым, пусть не переведется айран от белых коров, пусть льется дождь из белого неба, пусть растут, зеленея, зеленые травы святой степи, пусть пасущийся скот имеет нескончаемое пропитание, пусть черноголовый народ будет счастливым, пусть обычай тун айран, начатый предками, будет вечным!»
После ритуальной части устраивались спортивно-массовые мероприятия. К ним относились конные скачки, стрельба из лука, соревнования в силе и ловкости. Конные скачки, а также другие спортивные состязания, типа борьбы и стрельбы из лука, в хакасском языке носят общее название «арга-мёрий». Победителей щедро угощали айраном и первой аракой (молочная водка, перегнанная из айрана). Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Поэтому во время праздника их нельзя было проливать на землю. По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника. Оставлять её на следующий день запрещалось.
На празднике Тун-пайрам звучит музыка, исполняемая на различных музыкальных инструментах, таких как чатхан, пыргы, хомыс, хобрах и т. д. Со всех аалов съезжаются на конкурс мастера тахпаха. Победителем конкурса среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считается тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее.