Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Семиотический» подход к идеологии: историко-философская реконструкция

В. В. Бурсевич

 

Несмотря на существующее многообразие определений и концепций идеологии в философской традиции может быть выделено два ведущих подхода к определению и интерпретации данного феномена – «критический» (негативный) и «нейтральный» (позитивный) подходы. «Критический» подход понимает под идеологией одну из форм «ложного сознания» и связывает ее с механизмами легитимации и поддержания властной диспропорции в социуме, соответственно, в понятие «идеологии» изначально закладывается негативный смысл. «Нейтральный» подход, менее широко представленный в социальных и философских исследованиях, опирается на программу «социального конструкционизма», т.е. рассматривает социум как продукт знаково-символической деятельности, а идеологию понимает как одну из символических форм культуры, обладающую позитивными социально-интегративными и культуросозидающими функциями. Тем не менее, для наиболее полного понимания идеологии необходимо учитывать потенциал обоих подходов. Подобный синтез позволяет учесть лучшие достижения подходов, как в построении теории, так и в анализе конкретных идеологий, а с другой стороны – избежать характерных для них методологических проблем.

Всестороннее исследование феномена идеологии с необходимостью предполагает рассмотрение взаимодействия идеологии и языка. Это связано с тем, что идеология, представляя собой совокупность основополагающих идей, норм и легитимирующих принципов, задающих групповую идентичность, всегда связана с конструированием символической реальности для социальной группы. Иными словами, производство идеологий является одним из способов символической деятельности человека, наряду с наукой, искусством, политикой и т.д. Признание этого влечет необходимость исследования специфики идеологического характера символической деятельности, с одной стороны, и исследования конкретных механизмов воплощения идеологических представлений в языке – с другой. Подобный подход к пониманию и анализу идеологии как знакового по своей природе феномена может быть обозначен как «семиотический» подход к идеологии. Следует отметить, что понятие «семиотический» в данном случае рассматривается в широком смысле, как синоним понятия «знаковый», без отсылки к философской семиотике, которая представляет собой лишь одну из методологических программ «семиотического» подхода. В философии предпосылки «семиотического» подхода к исследованию идеологии обнаруживаются достаточно рано, еще в Новое время. Однако его фундаментальные основания были заданы в рамках семиотических концепций культуры (В. фон Гумбольдт, Э. Кассирер, Э. Сепир, Б.Л.Уорф, К. Гирц, К. Бёрк) и социальной теории (П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель, И. Гофман). Данные исследователи, не занимаясь непосредственным анализом идеологии, создают теоретические основания для «семиотического поворота» в понимании идеологии и формирования развитых направлений, анализирующих взаимосвязь идеологии и языка.

Первые развернутые системы понимания идеологии с точки зрения ее знаковой природы формируются в 1960-1970 гг. в философской семиотике (Р. Барт, Ю. Кристева, М.М. Бахтин, Тартуско-Московская школа, У. Эко). Спецификой рассмотрения данной проблемы в семиотике оказывается замыкание исследователей на формальной стороне анализа, т.е. на исследовании форм передачи идеологии посредством семиотического кода и текста. В философской семиотике можно выделить два определяющих этапа в развитии теории идеологии: на первом этапе идеология рассматривается посредством понятия «вторичных» знаковых систем, надстраивающихся над обыденным языком; на втором – для понимания механизмов функционирования идеологии вводится понятие «текст», призванное подчеркнуть сосуществование в культуре множественных, противоречивых идеологий. Кроме того, следует выделить два различных вектора в понимании идеологии, представленных западной и русскоязычной ветвями семиотики, акцентирующими, соответственно, «критический» и «нейтральный» подходы к ее пониманию. Несмотря на то, что в семиотике были сформулированы первые развернутые семиотические концепции идеологии, ее методология оказывается неспособной осуществить комплексный анализ языковых механизмов функционирования идеологии в социуме, поэтому она постепенно сменяется иными исследовательскими программами.

Начиная с 1970-х гг. дискурс-анализ становится одним из ведущих направлений в исследовании знаковой природы идеологии и ее связи с языковыми практиками, т.е. дискурсами. В дискурс-анализе происходит радикальная трансформация методологии анализа идеологии по сравнению с философской семиотикой. Можно констатировать поворот от формального исследования структуры идеологии к исследованию прагматики, стратегий, т.е. сложных процессов производства, восприятия и конвертирования идеологий социуме. В определении понятия «идеология» в дискурс-анализе необходимо отметить постепенную замену радикально «критического» и «нейтрального» подходов, развиваемых, соответственно, школами М. Пешё и Э. Лакло - Ш. Муфф, органичным сочетанием обоих подходов в критическом дискурс-анализе. В своих методологических основаниях дискурс-анализ характеризуется конструкционистским подходом к пониманию социума; акцентом на междисциплинарности; признанием многоуровневости, рекурсивности и опосредованности взаимосвязей идеологии и языка.

«Семиотический» подход к идеологии, предлагаемый современными направлениями дискурс-анализа, обладает огромным эвристическим потенциалом. Данный методологический подход, во-первых, позволяет на уровне знака найти связующее звено между идеологией как макросоциальной структурой и конкретными идеологическими практиками, между коллективным и индивидуальным сознанием. Во-вторых, он предоставляет методологический и концептуальный аппарат, как для развития теории идеологии, так и для анализа языковых механизмов функционирования совершенно конкретных социальных идеологий. Однако в то же время с «семиотическим» подходом, фундирующим современные дискурс-аналитические исследования, связан ряд пока не решенных методологических трудностей. К наиболее важным среди них необходимо отнести соединения «реалисткой» и «конструкционистской» исследовательских программ; обоснование междисциплинарного синтеза; а также объединение макро- и микроуровней анализа идеологии.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы и методы оценки экономических рисков | Проблемы стандартной методики обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 991 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2367 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.