Тезисы по теме курсовой работы 1 курса
«Социологические идеи П.А. Сорокина»
Глава. Биография П.А. Сорокина
Сорокин П.А. родился 23.01.1889 года в селе Турья Яренского уезда Волгоградской губернии.
Отец — Александр Прокопьевич Сорокин. Мать Сорокина, Пелагея Васильевна умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы.
Осенью 1907 года Питирим переезжает в Санкт-Петербург. Питирим приступает к достижению своей основной цели — поступлению в университет. С этим были определённые трудности.
Питирим решает попробовать поступить на известные Черняевские курсы.
В мае 1909 года он успешно сдаёт экзамен и после летнего продолжает образование.
В июле 1910 года Сорокин поступает на юридический факультет Санкт-петербургского университета, в том же году появляются в печати первые публикации студента Питирима. В 1916 году становится внештатным преподавателем университета.
В 1917 году Питирим вступает в партию эсеров, избирается депутатом Учредительного собрания.
С февраля 1917 – секретарь Керенского правительства буржуазной России, один из редакторов газете эсеров «Воля народа».
26 мая 1917 года П. А. Сорокин женился на Елене Петровне Баратынской.
В 1922 году Сорокина с другими выдающимися учеными и философами выдворили из Советской России по указанию Ленина.
В 1930 году в Гарвардском университете Сорокин организовал первый в США факультет социологии, деканом которого он оставался на протяжении двенадцати лет.
Умер ученый 11 февраля 1968 года в своем доме на Клифф-стрит, № 8 в г.Винчестере, пригороде Кембриджа, где прожил большую часть своей жизни в США.
Он получил всемирное признание как лидер развития макросоциологии.
глава.Обзор творчества П.А. Сорокина
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного.
В Главными формами взаимодействия социальных групп являются:
1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих;
2) взаимодействие сходных и несходных лиц.
Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств.
Указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации.
Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы.
Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:1. разряду космических (физико-химических) сил; 2. разряду сил биологических; 3. разряду сил социально-психических.
В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь.
22 апреля 1922г. на диспуте тайным голосованием ученый Совет признал Сорокина заслуживающим степени доктора социологии.
В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества Сорокина – русский и американский. Для «американского» социолога Сорокина «русский период» творчества является
В 1928г. Вышла в свет книга «Современные социологические теории», в 1929г. – «основания городской и сельской социологии. Увидела свет его новая работа «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук», в 1956г. вышла работа «Современные социологические теории».
Резкие слова члена Учредительного собрания Сорокина привели к закрытию газеты «Воля народа», к аресту, помещению его в Петропавловскую крепость, где он пробыл 57 дней, приговорен к расстрелу «Враг №1». Он отрекается от своих взглядов политика, решает посвятить себя науке. Кара за политическое преступление Сорокину была снисходительной – не расстрел, а высылка, но мучительна и безнадежна вдали от Родины.
Сорокин стал на Западе одним из «отцов – основателей» современной научной социологии.
Книга «Превосходная вещь» получила высокую оценку его кумиров Ковалевского и Де Роберти.
Итак, Социальное явление – это социальная связь с психологией природы, реализуюсь в сознании индивида. Первоначальные взгляды П.А. основывались на учении народников Лаврова, Кропоткина, Михайлова которое основалось на отношении к обществу как биологическому фактору. Его привлекали и идеи Л.Н.
Сорокин вывел понятие «преступление» с оценки психических переживаний в душе индивида с представлением запрета. Наказание и награда всегда связаны с преступлением и подвигом.
Питирим Александрович проводит анализ и динамику в улучшении социальной культуры, научных открытий, менталитета индивида, этики, общественных отношений во избежание войн.
3 глава. Анализ фрагмента работы «Социология революции» из книги «Человек.Цивилизация.Общество» П.А.Сорокина
Автор говорит нам о том,что мы можем исследовать, анализировать и наблюдать революцию.
Питирим Александрович ставит вопрос «что такое революция?» на что многие авторы отвечают по- разному.
По словам автора, каждый революционный период распадается на две стадии, неразрывно связанные друг с другом.
Сорокин говорит, что война есть инструмент смерти. Она подавляет инстинкт самосохранения, или принуждает человека поступать против его воли.
По словам автора, в нашей повседневной жизни престиж и репутация человека могут незамедлительно пошатнуться под воздействием обвинения в аморализме или в результате скандала на этой почве.
По словам Сорокина, во Франции крайний экстремизм проявляют неудачливые интеллектуалы, рабочие, преступники и авантюристы, составившие ядро якобинцев. В союзе с другими группами они представляют собой "загонщиков" революции.
Из всего рассмотренного материала Питирим Сорокин отметил, что число групп, вовлеченных в революционное движение, особенно во времена великих революций, достаточно значительное. Эти группы крайне разношерстны и состоят из людей самых разных социальных позиций.
Автор отметил, что человек его инстинктами и рефлексами менее приспособлен к условиям большого города, чем сельскому образу жизни. Город — явление сравнительно недавнее в истории человечества, особенно современный индустриальный город. Люди в течение тысячелетий адаптировались к деревенской среде обитания, а не к городской.
Автор отмечает, что к какой бы группы инстинктов мы ни касалисьво всех наблюдается возрастание репрессий. Во всем этом "примитивном хаосе"— происходит всеобщее подавление всех инстинктов.
Социолог утверждает, что социальный порядок не случаен, он есть продукт многовекового приспособления человечества к среде обитания и индивидов друг к другу.