Французское слово Ренессанс, итальянское Ринашименто - название нового периода в истории европейской культуры, связанного с утверждением гуманистической философии и попытками воссоздания идеалов античности. Процесс распространения античных веяний пережили многие страны Европы, но начался он в Италии, на той же территории, где античность завершила своё существование. Родиной Возрождения была Флоренция ("Афины Италии"), т.к. именно во Флоренции в 1293 г., была принята первая, фактически республиканская конституция в христианской Европе. Флоренция была городом богатых купцов, владельцев мануфактур, огромного количества ремесленников - ткачей, меховщиков, врачей, аптекарей, музыкантов, юристов - адвокатов, стряпчих, нотариусов. Флорентийские банкиры финансировали римского папу, германского императора, французского короля, флорентийская монета - золотой флорин, чеканившаяся с 1252 г., считалась наряду с венецианским дукатом самой полновесной в Европе. Именно во Флоренции, а чуть позже - в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Сам термин произошел от названия наук, которыми занимались художественно одаренные флорентийцы; науками, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противоположность теологии науке, изучающей божественное. Гуманисты были знатоками Писания, патристики (работ отцов церкви), но главным направлением их деятельности была филология. Гуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности: скульптуру и античные книги. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства.
Поэты и художники стремятся подражать древним авторам, возрождая античное искусство. Однако возрождение давних форм приводит к созданию совершенно нового. Само слово " возрождение " появилось позже слова "гуманизм" - в трудах живописца, архитектора и историка искусств XVI в. Джорджо Вазари. Всю культуру итальянского Возрождения принято делить на четыре этапа, из которых каждый имеет свои художественные, идеологические и психологические особенности, фиксирует определённое ее состояние: XIII в. дученто - проторенессанс, предвозрождение; XIV в. треченто - раннее Возрождение; XV в. кватроченто - высокое Возрождение; XVI в. чинквиченто - позднее Возрождение. Всякая периодизация условна. Редко творчество большого художника укладывается в рамки одного конкретного периода. В предренессансную пору, в XIII в., повсюду в Европе еще доминирует готика. Но в творчестве некоторых мастеров Флоренции уже просматриваются новые черты. Так, в знаменитом флорентийском соборе Санта-Кроче зодчего Арнольфо ди Камбио заметно стремление вернуться к некоторым принципам древнеримской архитектуры. Крупнейший живописец дученто - Чимабуэ не порывает со старыми традициями плоскостного письма, но стремится к индивидуальной характерности образов. На грани дученто и треченто - два великих имени: поэт Данте Алигьери и живописец, ученик Чимабуэ, Джотто ди Бондоне. Данте в "Божественной комедии", Джотто в монументальных фресках создали галерею ярких образов, глубоко индивидуальных и психологически достоверных, что и составляет черту ренессансного искусства. Данте, а также его младшие современники - Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо - стали создателями итальянского литературного языка. Их творчество - образец гуманизма. Книга новелл "Декамерон" Джованни Бокаччо имела огромный успех у современников. В простых по сюжету историях отражена вера автора в то, что человеческое достоинство и благородство коренятся не в знатности рода, а в доблестных деяниях, что человеческая природа не должна подавляться аскетизмом церковной морали, что ум, сметливость, мужество всегда помогают выстоять в жизненных невзгодах. "Средневековье, сосредоточив и дисциплинировав духовные силы человека, вместе с тем связывало их… На заре нового времени были отпущены на свободу творческие силы человека. И вот шипучая пора этих творческих сил и создала то, что мы называем Ренессансом, последствия которого продолжаются и до XIX века", - пишет в работе "Смысл истории" Н. Бердяев [ 2 ]. "Итальянское Возрождение таило в себе все положительные силы, которым мы обязаны современной культурой, а именно: освобождение мысли, презрение к авторитетам, победу образования над высокомерием родовой знати, восторженную любовь к науке и к научному прошлому людей, снятие оков с личности, пламя правдивости и отвращение к пустой внешности и эффекту…То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки", - таково восприятие сущности эпохи Фридрихом Ницше [ 7]. И хотя не все в наши дни так однозначно положительно оценивают эту эпоху (см. А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения) [11 ], но нельзя не признать провозглашенного ею гуманизма - философского мировоззренческого направления, основанного на признании ценности человеческой личности, на утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый и как важнейшая часть природы, и как наиболее совершенное её творение. Гуманистическая этика возвеличивала и человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой, деятельной творческой личности. Ярким примером такого универсального человека был Леонардо да Винчи (1452-1519), ставший первооткрывателем не только во многих сферах художественного творчества, но и в различных областях науки. Он был талантливым живописцем, разработавшим теорию световоздушной перспективы в живописи, скульптором, поэтом и музыкантом, создателем проектов землеройной машины, подводной лодки, летательных аппаратов и т.д. Значение всеобъемлющей деятельности Леонардо да Винчи, научной и художественной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. Искусство для Леонардо было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научных исследований и в то же время - это произведения высокого искусства. Великий ученый настаивал на тесной связи науки и искусства с жизнью. Леонардо по праву считают предтечей современного экспериментального естествознания. В живописи Леонардо воплотил гуманистический идеал человека, духовно и физически совершенного, исполненного жизненных сил: "Мадонна с цветком", "Мадонне в гроте" и "Благовещение", монументальная роспись - "Тайная вечеря", портрет Моны Лизы ("Джоконда"). За Леонардо да Винчи и его младшими современниками прочно укрепилась слава титанов Возрождения - общепринятое определение величайших художников итальянского Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, подчеркивающее степень значимости и соответствие идеалам эпохи. Для образов, запечатленных кистью этих мастеров, характерна гармония тела и души, эмоциональным миром и разумом, человеком и природой. Представление о возвышенных идеалах гуманизма воплощены в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520), картинах, фресках, графике: "Сикстинская ма濮онна", росписи в станцах (комнатах) Ватикана, во фреске "Афинская школа". Разносторонним мастером был Микеланджело Буонарроти (1475-1564), скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Идеал человека приобретает в его искусстве возвышенно - героические, титанические черты. Вазари (ученик Микеланджело) писал, что гигантская статуя Давида, выполненная Микеланджело, "отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских". Глубокие эмоциональные переживания вызывают у современников скульптура Моисей (собор Св.Петра в цепях, Рим), вариант сцены «Пиета» (оплакивание) в соборе Св.Петра, Ватикан). Фрески капеллы папы Сикста на почти 660 квадратных метрах (плафон и стены) создавались более четырех лет. Сверхчеловеческое напряжение в момент работы над циклом сотворения мира отразились в его полных драматизма сонетах. Купол собора св. Петра – пример архитектурного творчества Микеланджело: бурный динамизм, внутренняя борьба контрастов, предвосхищение новой грядущей эпохи. Североитальянская школа с центром в Венеции славилась богатством и насыщенностью цветовой гаммы. Языческое преклонение перед физической красотой сочеталось с интересом к духовной жизни человека. Венецианская школа живописи достигла расцвета в творчестве выдающихся художников Джорджоне и Тициана Вечеллио. Гармоническая связь человека с природой - важная особенность творений Джорджоне:"Сельский концерт", "Спящая Венера").Тициан (1477-1576) принадлежит к величайшим мастерам высокого Возрождения: "Даная", "Венера с зеркалом", "Венера Урбинская" и многие другие отражают свойственный Тициану восторг перед красотой жизни. В экспозиции Севастопольского художественного музея представлено произведение кисти неизвестного мастера круга Тициана, изучение которого дает возможность познакомиться со своеобразием живописи Венецианской школы, проявляющемся в богатой колористической нюансировке, особенной цветонасыщенности, композиционной гармонии. Наиболее яркими научными открытиями эпохи Ренессанса традиционно считают гелиоцентрическую систему Коперника и учение "О бесконечности, Вселенной и мирах" Джордано Бруно. Но всё это было передовым и революционным для последующих веков, а мировосприятию Возрождения явно противоречило. Ренессанс беспредельно возвеличил человека, а Коперник и Бруно, превратив Землю лишь в песчинку мироздания, вместе с тем показали и человека несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового пространства. Гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но были ее отрицанием. Бруно к тому же был сторонником атомистической теории. Атом и бог для него тождественны. Вселенная и природа являются для него воплощением бога. Взгляды Бруно были осуждены церковью, он сожжен в Риме в 1600 г. Почва, на которую попадают ренессансные веяния, очень разнообразна. Философия, искусство, поэзия, музыка, вбирая новые тенденции, вместе с тем видоизменяют многое в соответствии со своей местной и национальной традицией. В Италии расцвели все виды искусства. Живопись, архитектура, скульптура, музыка, поэзия, театр достигли высочайшего развития. Но в 1530 г. начинается феодально - католическая реакция (контрреформация), и этот год по праву можно считать конечной датой развития Возрождения. Именно развития, потому что влияние искусства Возрождения распространяется еще на весь XVI в., а иногда и на часть XVII в. В рамках эпохи Возрождения был и ещё один переворот в области христианской религии.
Речь идет о Реформации – широком общественном движении в странах Западной и Центральной Европы XVI в., связанном с борьбой за обновление католической церкви. В Германии в первой половине XVI в. окончательно оформился протестантизм, и это во многом объяснялось всё тем же возрожденческим свободомыслием. Реформа Мартина Лютера в равной степени была предопределена как "антипапскими", антикатолическими выступлениями ещё во второй половине XIV в. священнослужителей Джона Виклифа (Англия) и Яна Гуса (Чехия), так и распространением в образованных кругах Германии гуманистических идей. Именно гуманистическое движение, гуманистическая литература способствовали расшатыванию авторитета католической церкви, особенно римской курии и, в конечном счете, победе протестантизма. В кругах немецких гуманистов в начале XVI в. большим авторитетом пользовался нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1466-1536), называвший себя "гражданином Вселенной". Его произведение "Похвала глупости ", в котором он с тонкой иронией описывает пороки современного ему общества, занимает выдающееся место в литературе XVI в. Во всех областях политической, культурной и церковной жизни он видит лживость, пошлость, пустой формализм и, прежде всего, глупость, отсутствие всякого разумного начала. Эразм Роттердамский так же, как и другой представитель немецкого гуманизма, писатель-сатирик Иоганн Рейхлин, автор памфлета "Письма тёмных людей", к Реформации не присоединились, но именно их рассуждения о приоритете личной веры над церковными обрядами во многом подготовили Реформацию. Всевозможные злоупотребления католического клира, выкачивание из Германии и вообще Северной Европы денег в пользу папской казны, пренебрежение пап-итальянцев к "северным варварам", стремление удешевить богослужение - причины успеха Реформации. Протестантизм, ставший с того времени одним из трех наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, в настоящее время представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных своим происхождением с Реформацией. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая католическое чистилище). Вместе с тем он выдвинул принципиально новые принципы: спасение личной верой, священство всех верующих, а не только священнослужителей, исключительный авторитет Библии. Каждый христианин, будучи избранным и крещенным, получает "посвящение" на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенство). Произошли изменения и в культе. Протестантизм упразднил многочисленные таинства, оставив лишь крещение и причащение, отверг учение о благодати т.д. Молитвенные дома были освобождены от пышного убранства, алтарей, икон, статуй, сняты колокола. Обмирщая церковь, протестантизм отказался от монастырей и монашества, предельно упростив богослужение, которое стало вестись только на родном языке. Лютеранство - первая форма протестантизма, позже появились разновидности: англиканство, кальвинизм. С Реформацией тесно связано и творчество великих немецких художников XV-XVI вв.: Альбрехта Дюрера (немецкий Леонардо), Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Грюневальда. А. Дюрер - портретист, график, разработчик техники офорта (гравюра на меди), создатель графической серии "Апокалипсис", автор живописных работ "Адам и Ева", "Мадонна с чётками" и др. Ганс Гольбейн – портретист (портреты Эразма Роттердамского и его друга, английского гуманиста Томаса Мора), иллюстратор "Похвалы глупости". Лукас Кранах – портретист (портрет Лютера) и гравер. Еще до Реформации Кранах создавал карикатуры, высмеивающие торговлю индульгенциями, монашество, папскую курию. Все они художники одного поколения, составившие славу "Северного Возрождения", культуры Германии, Нидерландов и скандинавских стран XV-XVI вв. В Нидерландах началом Возрождения можно считать творчество Яна ван Эйка (1390-1441), творца Гентского алтаря и ряда замечательных портретов. С городом Брюгге неразрывно связано творчество Ганса Мемлинга, прославившего себя лирическими образами мадонн. Общественная жизнь Нидерландов второй половины XV - н. XVI вв. была полна острых социальных противоречий и конфликтов. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450-1516), создателя мрачных мистических композиций, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму, и к живой конкретной действительности. Острый гротеск его знаменитых работ "Корабль дураков" и "Сад наслаждений" сродни "Похвале глупости" Эразма Роттердамского и книге дидактических стихов Себастьяна Бранта "Корабль дураков". Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525-1569): "Зимний пейзаж" из цикла "Времена года" ("Охотники на снегу"), "Слепые" (природа вечна, как вечен мир, путь слепых - жизненный путь всех людей)[цит.по7,67].