Инкультурация - процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.
Аккультурация (лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.
Аксиология.
(от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Семиотика.
Семиоло́гия (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).
Герменевтика.
(др.-греч. ἑρμηνευτική — искусство толкования, от ἑρμηνεύω — толкую)
Культурная динамика.
Культурная динамика - понятие, описывающее изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она распространяется от одной страны к другой, передается от прошлых поколений к будущим.
Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.
Данилевский отрицая всякую общечеловеческую задачу в истории, считает Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным. Видя в человечестве только отвлеченное понятие, лишенное всякого действительного значения, и вместе с тем оспаривая общепринятые деления: географическое (по частям света), и историческое (древняя, средняя и новая история), Д., так же как и немецкий историк Генрих Рюккерт, выставляет в качестве действительных носителей исторической жизни несколько обособленных «естественных групп», которые он, как и названный иностранный автор, обозначает термином «культурно-исторические типы».
Философия культуры О. Шпенглера
Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Культурологическая концепция «круговорота локальных цивилизаций» А. Тойнби.
Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби — замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и форма её организации; 2) территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.
Культурологичекая концепция Ф. Ницше.
В своей культурологической концепции Ницше центральное место отводит жизни, основу которой образует воля, и культуре, при которой человек, подчиняясь ей, мог бы облагородить свой внутренний мир.
Современная методология культурологии (кросс - культурные исследования, структурализм, функционализм, экзистенциализм).
Культурные исследования – новое междисциплинарное направление, возникшее на пересечении социологии, философии, теории культуры и искусствознания, центральной проблемой которого является исследование современного общества в контексте «визуального поворота».
Структурализм — направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики.
Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.
Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека.
«Культурный лаг», диффузия культуры культурная трансмиссия, культурная аккумуляция, диверсификация культуры.
Культурный лаг - относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например запаздывание развития нематериальной культуры по сравнению с материальной, в частности технологией.
КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСМИССИЯ, процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через научение.