Вопросы для самоконтроля
1. Основные истоки становления средневековой культуры?
2. Нравственные ценности христианства; его отношение к науке, образованию и искусству?
3. Что вы знаете о таких ученых средневековья как Аврелий Августин, Ф.Аквинский, У.Оккам, П.Абеляр?
4. Назовите систему ценностей рыцарства.
5. Каковы достижения в развитии науки, литературы и искусства в средневековье?
6. Какой смысл вкладывался в термин «Ренессанс»?
7. Покажите характер изменения приоритетов социально-культурных ценностей при переходе от средневековья к Возрождению.
8. Охарактеризуйте суть высокого Возрождения (творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Макиавелли, Рабле).
9. Значение эпохи Возрождения для становления западноевропейской и мировой культуры?
10. Покажите сущность Реформации католицизма и ее роль в становлении новоевропейской (буржуазной) культуры.
11. Каковы особенности гуманистического движения в XVI веке?
12. Характер формирования западноевропейской культуры Нового времени?
Семинар 3
Тема 3.3 Культура стран Востока
Цель занятия: ознакомиться с особенностями культурного развития на примере восточной культуры.
План:
1.Культура Китая и Японии
2. Культура Индии
3. Культура исламского мира.
Темы докладов и научных сообщений
1. Культура Китая периода правления династий Шан и Чжоу.
2. Китайское «Пятикнижие» и его роль в китайской культуре.
3. «Книга перемен» и её роль в китайской культуре.
4. История Великой Китайской стены
5. Культура Китая периода правления династий Тан и Сун.
6. Китайская живопись
7. Культура Китая периода правления династии Мин.
8. Буддизм в культуре Китая
9. Хокку и танка в японской поэзии.
10. «Рамаяна» в культуре Индии
11. Поэзия в исламском мире.
12. Достижения науки исламского мира.
Основная литература:
Культурология. Уч- к для вузов под ред. Г.В.Драча М., 2007
Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология Спб, 2008
Кравченко А.И. Культурология. Уч-к для вузов. М., 2008
Культурология под ред. Золкина А.Л. М.,2008
Дополнительная литература
Тришин А. Мировые религии и религиозные памятники М., 1997
Васильев Л. История религий Востока М., 2002
Шемякин Я.Г. История мировых религий М., 2005
Г.Померанц, З.Миркина Великие религии мира М.,2006
Маслов А.А. Религии Китая М., 2004
К.Роджерс, К.Хикмен Религии мира М., 2003
Народы и религии мира. Энциклопедия под ред. Тишкова М., 2000
Мень А. История религий в 2 – х т. М., 2005
.Никитин В.Н., Обухов В.П. Вероучение религий мира М., 1999
Л.Мухин, Я.Здоровец Религиозные конфессии и секты М., 2005
М.Элиаде Исследования веры и религиозных идей в 3 – х т. М., 2002
Порублев Н. Культы и мировые религии М., 2006
Шахнович М.М. Религии мира М., 2006
Горелов А.А. История мировых религий М., 2005
Фишер М.П. Живые религии М., 1997
Храм земной и небесный Ин-т востоковедения РАН М., 2004
Рассмотрение первого вопроса представляет определенную сложность, т.к. он охватывает целостный процесс развития китайско-конфуцианской культуры, длящийся на протяжении 5 тыс. лет, а также примыкающую к ней японскую культуру. Изучение проблем развития культуры в странах Востока должно идти в сравнении с культурой Запада, представляющих собой два типа духовности. Принципиальные отличия двух названных культурных полюсов необходимо проследить по следующим позициям: в отношении человека к истине; в оценке познавательных и преобразовательных возможностей человека; в сущности и механизмах процесса познания; в понимании устройства мироздания, человеческой природы и человеческого бытия; во временной ориентации человеческого поведения; в ценностных ориентация личности общества; в отношении к религиозной вере.
В рамках первого вопроса необходимо рассмотреть эволюцию китайской культуры, начиная от периодов Шан и Чжоу, заканчивая современной культурой. Важно подчеркнуть, что в китайской культуре ощущается определенная преемственность, связанная с конфуцианской религиозной традицией.
В рамках второго вопроса рассматривается индо-буддийская культура. Здесь важно обратить внимание на зависимость индо-буддийской культуры от религиозных факторов. Следует выделять следующие основные периоды в индийской культуре: ведийский, буддийский, индуистский, исламский
При рассмотрении третьего вопроса следует обратить внимание на зависимость исламской культуры в первую очередь от религиозного фактора. Следует знать основные положения ислама для того, чтобы уяснить специфику культуры стран Востока.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключаются главные особенности культуры стран Востока?
2. Кратко охарактеризуйте индо-буддийскую культуру
3.Дайте характеристику китайско-конфуцианской культуры.
4. Чем определялось становление культуры Японии?
4 Какова роль ислама в становлении индийской культуры?
5. Каково влияние восточной культуры на развитие культуры России?
Семинар 4
Тема 2.4. Историческое развитие культуры России
Цель занятия: ознакомиться с основными этапами развития русской культуры, понять важность преемственности в культуре и ее влиянии на духовное развитие гражданина и патриота России.
План
1. Культура Древней Руси.
2. Русская культура XIV-XVIII веков.
3. Русская культура XIX - начала XX вв.
4. Советский период отечественной культуры.
Темы докладов и научных сообщений:
1. Памятники древнерусской культуры.
2. Петровские реформы в области образования и развития научного знания.
3. В чем уникальность XIX века как социально-культурной эпохи?
4. Художественная культура «Серебряного века».
5. Сущность принципа социалистического реализма, его влияние на развитие культуры советского периода.
6. Кого и за что я люблю из представителей художественной культуры русского зарубежья?
Основная литература
Культурология. Уч- к для вузов под ред. Г.В.Драча М., 2007
Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология Спб, 2008
Кравченко А.И. Культурология. Уч-к для вузов. М., 2008
Культурология под ред. Золкина А.Л. М.,2008
Николаев Ю.П., Тагирова Р.М. История русской культуры. Вып. I. – М.: МЮИ МВД РФ, 1999.
Кононенко Б.И., Николаев Ю.П., Тагирова Р.М. История русской культуры. Вып. II. – М.: МЮИ МВД РФ, 1999.
Дополнительная литература
Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М.: Художественная литература,1992.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1995.
Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М., 1990.
История русского искусства (под ред. М.Раковой и И.Рязанцева). – М., 1991, т. I.
Капустин М.П. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. – М., Новости, 1990.К
Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть I. – М., 1987.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М.: Аспект Пресс, 1996.
Кононенко Б.И. Культура и цивилизация. – М.: МЮИ МВД РФ, 1997.
Костиков В. Не будем проклинать изгнанье... (Пути и судьбы русской эмиграции). – М., 1990.
Лихачев Д.С. Раздумья. – М., 1991.
Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М., 1994.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1990.
Розанов В.В. Религия. Философия. культура. – М., 1992.
Русская идея. – М., 1992.
Русская мысль в век Просвещения. – М.: Наука, 1991, гл. I, 2.
Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М.,1989.
Суровая драма народа. – М.: Политиздат, 1989.
Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // О России и русской культуре. – М., 1990.
Методические рекомендации
Освещение первого вопроса следует начать с истории появления самого понятия «Русь», особенностей культуры древних славян, ее оценки византийскими историками. Затем раскрыть специфику становления двух самостоятельных регионов (Киев и Новгород) с различными культурными традициями. Уметь обосновать влияние христианства (православия) на развитие духовной жизни Киевской Руси и становление правовых норм ("Русская правда"), древнерусской литературы и искусства. В заключение остановиться на проблеме влияния монголо-татарского нашествия на культуру России.
Второй вопрос охватывает развитие русской культуры в период становления и укрепления единого государства (XIV-XVII вв.) и «бунташного» XVII века. Здесь следует уяснить особенности политической и православной культуры Московского царства, а также причины раскола русской православной церкви (спор о духе и букве православия), появление ереси и влияние этих процессов на культурную жизнь. Привести примеры развития зодчества, живописи, просвещения и наук.
Говоря о направленности реформ Петра I в области общественно-политической и культурной жизни начала XVIII века, следует подчеркнуть, что они были вызваны разложением феодального способа производства и вызреванием в недрах феодальной экономики капиталистического уклада, а также формированием русской нации на базе великорусской народности. Затем раскрыть суть церковной реформы, преобразований в области, просвещения, развития научного знания и общественно-политической мысли, показать, как отразились социально-политические реформы на развитии литературы, театра, изобразительного искусства, музыки. Необходимо уяснить влияние петровских реформ на становление российской цивилизации.
Особое место в развитии русской культуры занимают XIX-й и начало XX-го века (третий вопрос). Здесь надо охарактеризовать социокультурные доминанты эпохи: влияние войны 1812 г. на ситуацию в стране; крепостничество и систему реформ 60-х гг.; концепцию «Трех идей» (самодержавие, православие, народность) и ее место в русской культуре XIX века; формирование революционно-демократических взглядов; становление первичных буржуазных отношений. Курсанты должны дать аргументированные ответы на вопросы: почему культурный подъем этого периода считается великим российским Ренессансом («Золотой век» русской литературы)? В чем заключались поиски философско-нравственной свободы и справедливости, патриотически-идеологический характер русской культуры? Следует ответить и на вопросы, почему идет идейная борьба вокруг проблемы оценки вклада русской интеллигенции и литературы на формирование духовно-нравственного состояния общества. В заключение охарактеризовать «Серебряный век» как эпоху выдающихся художественных открытий, новых направлений в литературе и искусстве, появления философии ненасилия, религиозно-философский Ренессанс.
В четвертом вопросе следует раскрыть противоречивый характер развития культуры России в советский период. Показать особенности развития системы образования и науки, литературы и искусства, драматизм классовой, партийной их направленности, уметь объяснить сущность социалистического реализма. Уяснить суть интернационализации культурной жизни как ведущей тенденции развития культуры, ее противоречивость и судьбу национальной культуры народов СССР после его развала. Необходимо объяснить, каким образом культурно-национальный фактор должен учитываться в деятельности сотрудников милиции, а также уметь проанализировать связь кризисных явлений в современной отечественной культуре с проблемой преступности. И как итог – попытаться дать оценку тенденциям развития российской культуры на современном ее этапе, уяснить место России в мировой цивилизации.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключаются особенности культуры древних славян?
2. Какова роль Киева в становлении древнерусской культуры?
3. Какое влияние оказала Византия на развитие русской культуры?
4.Значение введения христианства для развития русской культуры?
5. Влияние татаро-монгольского нашествия на особенности развития русской культуры?
6. В чем особенности политической, правовой и духовной культуры Московского царства?
7. В чем сущность реформ Петра I в области образования и культуры?
8. Почему «Век Екатерины» называют веком расцвета дворянской культуры?
9. Какой век называют «Золотым веком» русской культуры и почему?
10.Какие социокультурные доминанты повлияли на формирование культуры XIX века?
11. Как исторически развивалась «русская идея»? Охарактеризуйте сущность концепций «западников» и «славянофилов».
12. В чем заключаются особенности культуры «Серебряного века»? Назовите его выдающихся представителей.
13. Основные факторы, повлиявшие на становление культуры советского периода?
14. В чем сущность принципа социалистического реализма и его влияние на творчество советской интеллигенции?
15. Покажите достижения культуры советского периода и потери в духовном развитии.
16. Каковы тенденции развития российской культуры на современном этапе?
Семинар 5 Особенности развития культуры XX века (тема 2.5)
Цель изучения проблемы: изучить особенности развития культуры XX века, основные ее противоречия, ценности и проблемы.
План
1. Ценности и противоречия культуры XX века.
2. Основные направления художественной культуры ХХ века
3 Массовая и элитарная культура: сущность и проявления.
Основная литература
Культурология. Уч- к для вузов под ред. Г.В.Драча М., 2011
Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология Спб, 2008
Кравченко А.И. Культурология. Уч-к для вузов. М., 2012
Культурология под ред. Золкина А.Л. М.,2008
Кононенко Б.И., Николаев Ю.П., Тагирова Р.М., Шестакова А.В. Культурология. Вып.2. Теория культуры М.,2003
Дополнительная литература
Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1991.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
Кризис современной цивилизации: выбор пути. – М., 1992.
Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя... // Новый мир, 1994, N 6. Философия культуры. – М., 1991.
Самосознание европейской культуры XX века // Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. – М., 1991.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
Цивилизация: современный облик // Социально-политический журнал, 1992, N 10.
Швейцер А. Культура и этика. – М.: Прогресс, 1993.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.
Методические рекомендации
При изучении первого вопроса прежде всего следует уяснить достижения культуры в материальной сфере, связанные с научно-техническим прогрессом, и особенности развития науки, литературы и искусства, их новаторский характер. Затем остановиться на противоречиях: с одной стороны, величайшие успехи, расцвет культуры, с другой, – ее глубокий кризис, сказывающийся на части населения, рост преступности, межнациональные войны; научно-технические достижения, ведущие к милитаризации многих стран и угрозе жизни человечества.
Второй вопрос предполагает рассмотрение основных направлений художественной культуры ХХ века. Следует уяснить, что художественная культура ХХ века обращается к освещению не поверхностного слоя вещей, но их глубинной сути, которая трактуется по-разному в различных направлениях. Нужно понять философский, метафизический смысл искусства ХХ века. Среди течений культуры ХХ века следует назвать абстракционизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, дадаизм. Особого внимания заслуживает сюрреализм, изображающий глубинную жизнь человека.
В рамках вопроса следует рассмотреть феномен постмодернизма, являющегося стилем культуры конца ХХ века, согласно которому реальность представляет собой хаос, который может быть адекватно отражён лишь с помощью коллажа.
Третий вопрос связан с освещением феномена XX века – «массовой культурой». В чем ее суть? Благо это или зло, если широчайшие области литературы и искусства охвачены атмосферой массовой культуры? И только ли литература и искусство охвачены этим феноменом? Какие еще сферы духовной жизни оказались в сфере массовой культуры? Проанализируйте, в связи с этим, классификацию понятия «массы», сделанную американским исследователем Д.Беллом: 1) Массы как недифференцированное множество. 2) Массы как синоним невежественности. 3) Массы как механизированное общество. 4) Массы как бюрократизированное общество. 5) Массы как толпа. Как вы оцениваете эти положения?
Не менее интересна проблема развития элитарной культуры. Надо показать ее различные формы и роль в духовном развитии общества.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные социокультурные ценности, которые приняты цивилизованным миром: в области экономики, политики и духовной жизни?
2. Покажите сущность противоречивого характера развития современной культуры и цивилизации, в чем он проявляется?
3. Раскройте понятия «индустриальное общество», «постиндустриальное общество», «информационное общество», «супериндустриальное общество»; кто авторы этих теорий?
4. В чём состоит философский смысл художественной культуры ХХ века?
5. Какие основные направления художественной культуры ХХ века вам известны?
6. Охарактеризуйте феномен «массовой культуры».
7. Сущность элитарной культуры и ее роль в духовном развитии общества?
8. Что такое модернизм и постмодернизм?
9. Прокомментируйте высказывание: «XXI век будет гуманитарным, или его не будет».
Тематика рефератов по культурологии.
1. Культурология как интегративная наука о культуре
2. Развитие культурологии в ХХ веке. Л.Уайт
3. Ф. Боас как основоположник культурной антропологии.
4. Критика культуры и цивилизации Ж.-Ж. Руссо.
5. Символическая концепция культуры Э.Кассирера
6. Структуралистские модели культуры. К.Леви-Стросс
7. Традиции и новации в культуре. Культурная революция
8. Правовая культура и ее особенности в современной России.
9. Восток – Запад: противостояние или диалог культур?
10. Историко-культурная типология О. Шпенглера.
11. Теория локальных цивилизаций А. Тойнби.
12. Теория культуры и культурных типов П. Сорокина.
13. Теория культуры и культурных типов Н.Я. Данилевского.
14. Концепция истории культуры К. Ясперса.
15. Этнос и культура в концепции Л.Н. Гумилева.
16. Символика и символизм в культуре и искусстве.
17. Вербальные и невербальные языки культуры.
18. Первобытная культура
19. Художественная культура Древнего Египта.
20. Ф.Шампольон и раскрытие тайн иероглифов
21. Культура шумеро-аккадского царства
22. Культура Древнего Вавилона.
23. Гомеровский период в культуре Древней Греции
24. Г.Шлиман и его археологические находки
25. Художественная культура Древней Греции архаического периода
26. Художественная культура Древней Греции классического периода
27. Культура эпохи эллинизма.
28. Развитие ораторского искусства в эпоху Античности.
29. Художественная культура Древнего Рима периода республики
30. Особенности культуры Древнего Рима периода империи
31. Римская архитектура: синтез математики и искусства.
32. Особенности художественной культуры Средневековья.
33. Шедевры готической архитектуры
34. Рыцарская культура Средневековья
35. Культура Древнего Китая.
36. Архитектура и живопись Китая.
37. Художественное наследие Древней Индии.
38. Культура Японии
39. Культура Возрождения в Италии. Раннее Возрождение
40. Титаны Высокого Возрождения (конец XV – нач. XVI вв.): Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти.
41. Искусство Северного Возрождения
42. «Золотой век» испанской живописи (XVII век)
43. Расцвет фламандской живописи в XVII веке
44. Стиль барокко в европейской культуре
45. Культура Франции в эпоху Просвещения.
46. Стиль рококо в европейской культуре
47. Романтизм как художественное направление европейской культуры
48. Импрессионизм и постимпрессионизм
49. Центры древнерусской культуры. Киев. Новгород. Псков
50. Культура Византии и ее влияние на культурные традиции Руси.
51. Русская иконопись кон. XIV – нач. XV вв.
52. Архитекторы Московского Кремля
53. Культура России XVIII в
54. Вклад М.В. Ломоносова в русскую культуру.
55. Архитекторы Санкт- Петербурга
56. А.С. Пушкин и мировая культура.
57. «Серебряный век» русской литературы и искусства.
58. Элитарная художественная культура: признаки и особенности: роль в духовном развитии общества.
59. Элитарное и массовое искусство.
60. Компьютерное искусство: сущность и перспективы.
61. Массовая культура как социальный феномен.
62. Концепция «дегуманизации искусства» Х. Ортеги-и-Гассета.
63. Авангард в контексте культурной жизни: мечты о будущем и реальность.
64. Классика и модернизм.
65. Модерн и модернизм: проблема поиска новых художественных средств выразительности.
66. «Мир искусства» – его место в русской культуре и выдающиеся представители: А. Бакст, К. Коровин, С. Дягилев.
67. Русский авангардизм.
68. Техногенная цивилизация: есть ли будущее?
69. История и коллекция Третьяковской галереи.
70. Сокровища Эрмитажа.