Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общая характеристика философии Нового времени.




План

 

1. Работа с понятиями.

2. Общая характеристика философии Нового времени.

3. Проблема метода в философии Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт.

а) методология Ф. Бэкона.

б) Ф. Бэкон о заблуждениях сознания.

в) методология Р. Декарта.

4. Проблема субстанции в философии Нового времени:

а) дуализм Р. Декарта;

б) монизм Б. Спинозы;

в) плюрализм Г. Лейбница;

г) сенсуализм Дж. Локка;

д) субъективный идеализм Д. Беркли.

5. Психофизическая проблема (Р. Декарт, Г. Лейбниц).

6. Основные проблемы философии Просвещения.

7. Философия английского Просвещения (Т. Гоббс и Дж. Локк).

8. Французское Просвещение (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, Д. Дидро).

2 часа.

 

I. Вводная часть занятия.

1. Организация занятия.

2. Определение темы, мотивации, задач занятия.

5 минут.

 

II. Основная часть занятия.

3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.

28 минут.

 

 

Работа с понятиями.

Метод - 1) способ построения и обоснования системы философского знания;

2) совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности;

3) совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата.

Методология - 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;

2) учение о методах познания и преобразования деятельности.

Деизм - религиозно-философское воззрение эпохи Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Эмпиризм - 1)направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему;

2)исследовательский метод, основанный на описании фактов без последующих заключений и теоретических обобщений.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственный опыт (ощущения) является главной формой достоверного знания.

Рационализм - направление философской мысли, ориентировавшиеся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Субъективный идеализм - разновидность идеализма, отрицающая наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривающая её (реальность) как нечто полностью определяемое его активностью.

Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

Субстанция - предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

В марксизме понятие «субстанция» и «материя» отождествляются.

Модус -некоторое состояние (единичное проявление) объекта (предмета, явления).

Просвещение - политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества.

Психофизи(ологи)ческая проблема - 1) вопрос об отношении психических явлений к физи(ологи)ческим;

2) соотношение между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами.

 

Общая характеристика философии Нового времени.

Западноевропейская философия XVII–XVII вв. – это философия Нового времени. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капиталистических отношений. Это было связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные изменения в социальной структуре. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. В XVII в. была создана классическая механика, основа экспериментальных математических наук. Вот лишь несколько примеров: Н. Коперник (1473 – 1543) – гелиоцентрическая модель мира; Г. Галилей (1564 – 1642) – изучал законы движения; И. Ньютон (1643 – 1727) сформулировал три закона движения и закон всемирного тяготения, разрабатывал теорию дифференциального исчисления; У. Гарвей (1548 – 1657) открыл кровообращение; А. Везалий (1514 – 1564) изучал анатомию человека. Этот период именуют эпохой научной революции.

В XVII в. преобладающее развитие получила механика. Именно в механике мыслители видели ключ к тайнам всего мироздания. Применение механистического подхода привело к поразительному прогрессу в познании физического мира. На основе механики сложилась механистическая картина мира. Мир создан Богом и подчиняется законам механики. Бог, создав небесные тела и явив причину их движения («первотолчок»), не вмешивается в закономерное течение событий. Природа материальна. Материя имеет внутреннюю инерцию, протяжённость, фигуру, непроницаемость. Её взаимодействия понимаются как простые механические перемещения. Механическое движение, следовательно, – основная форма движения материи. Жизнь и человек тоже объясняются с механистических позиций. Предполагается, что, зная начальные условия, можно безошибочно рассчитать положения и состояния материальных тел в будущем, если умело применить законы механики.

Иными словами, мир представлялся гигантским часовым механизмом, который был создан и приведён в движение Богом. Эти взгляды получили название деистических.

К основным направлениям философии XVII в. относятся эмпиризм и рационализм.

Родоначальник эмпиризма английский философ Ф. Бэкон (1561 – 1626) считал, что наука – средство для увеличения власти человека над природой. Его афоризм «Знание – сила» в английском оригинале выглядит следующим образом: «Knowledge itself is power», что можно перевести на русский также как «Знание – власть». Итак, предмет научного познания – природа, причинная связь природных явлений; задача научного познания – увеличение власти человека над природой. Цель научного познания состоит в принесении пользы человеческому роду. Для популяризации своих взглядов Бэкон написал роман «Новая Атлантида», в котором описал общество, пользующееся всеми достижениями науки и техники. Это была первая в мире технократическая утопия.

Эмпиризм можно определить как гносеологическую концепцию, согласно которой основу человеческого познания составляет чувственный опыт. [ Концепция – способ понимания, основной принцип или точка зрения в изложении определённых фактов и положений, система взглядов]. Основным источником знания и критерием его истинности эмпирики считали опыт (прежде всего, научно-организованный) или эксперимент. Наибольшее распространение эмпиризм получил в Англии. Линия эмпиризма: Ф. Бэкон – Т. Гоббс – Дж. Локк (сенсуализм) – Дж. Беркли и Д. Юм (субъективный идеализм).

Рационализм (от лат. ratio – разум) – гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет деятельность разума. Все рационалисты XVIII в. в той или иной степени были учёными-математиками и верили в существование врождённых идей. Рационализм развивался на европейском континенте. Его линия: Р. Декарт – Б. Паскаль – Б. Спиноза – Г. Лейбниц.

 

3. Проблема метода в философии Нового времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт.

а) методология Ф. Бэкона.

Метод (в дословном переводе с греческого – путь исследования или познания, теория, учение) – 1) совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности, а также 2) способ построения и обоснования системы философского знания.

С точки зрения эмпиризма, всякое познание должно полагаться на опыт. В качестве основного метода научного познания Ф. Бэкон предложил индуктивный способ мышления (от изучения единичных фактов к общим положениям). Путём, ведущим к знанию, являются наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент.

Бэкон выделил полную индукцию (когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство) и неполную индукцию (когда на основе конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений). Классический пример такого вывода – суждение «все лебеди белые»; такое суждение кажется достоверным только до тех пор, пока нам не попадётся чёрный лебедь. Стало быть, в основе неполной индукции лежит заключение по аналогии; а оно всегда носит лишь вероятностный характер, но не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим и тем самым создать «истинную индукцию», Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определённый вывод, но и факты, опровергающие его.

Вот пример, иллюстрирующий метод Ф. Бэкона.

Предмет изучения – тепло.

I. Составляем таблицу – перечень всех (природных и искусственных) источников тепла.

II. Составляем перечень сходных явлений, где тепло отсутствует (Луна – светит но не греет, хемилюминесценция и проч.).

III. Составляем «таблицу степеней», обращая внимание на степень интенсивности, условия и проч.

IV. Сопоставляя все три таблицы, исключаем свойства, присущие и неприсущие а) тёплому, б) холодному телу, в) свойства, остающиеся неизменными при увеличении тепла.

Вывод: «природой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1676 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.