Выше уже говорилось о специфике научного познания. К сказанному можно добавить, что наука осваивает мир в понятиях. Именно оперирование понятиями и позволяет выполнять науке основные познавательные функции: описание, объяснение и предсказание явлений определённой предметной деятельности. Именно поэтому каждая наука имеет собственный язык, собственную предметную область исследования и собственный метод. В плане рациональности научное познание характеризуется ещё двумя чертами – доказательностью и системностью. Эти черты отличают научное познание от обыденного. В основе системности и доказательности лежит логическая взаимозависимость научных понятий и суждений.
Процесс научного исследования осуществляется всегда на основе исторически выработанных методов. Определение метода вам уже известно (из темы № 6).
В науке метод часто определяет судьбу исследования. При различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Характеризуя роль метода в научном познании, Ф. Бэкон сравнил его со светильником, освещающем путнику дорогу в темноте. «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, если следуешь по ложному пути. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.
Существуют по крайней мере, две систематизации методов:
1) по уровням исследования все методы делятся на эмпирические [наблюдение, описание, измерение (сравнение) и эксперимент] и теоретические (формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный и проч. методы);
2) по областям применения выделяют всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы. Последние (например, экстрагирование, сепарирование, препарирование и др.) останутся за рамками сегодняшней лекции. В каждой науке есть свои специфические методы, область применения которых ограничена рамками той или иной предметной области.
Важными методами исследования в науке, особенно в естествознании, являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным (при помощи приборов – микроскопа и др.). Наблюдение – это активная форма деятельности, направленная на определённый объект и предполагающая формулировку целей и задач. Однако, наблюдатель видит то, что предлагает сама природа. Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Эксперимент даёт возможность вскрыть причинную зависимость между условиями и свойствами исследуемого объекта, а также характер изменения этих свойств в связи с изменением условий. Для эксперимента характерны контролируемость условий, возможность измерения параметров процессов и использование инструментов и приборов.
В ходе и по итогам наблюдения и эксперимента осуществляется описание или протоколирование. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Описание всегда предполагает определённую систематизацию материала, т. е. его группировку и некоторое обобщение.
Измерение – это сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Сравнение есть установление различия и сходства предметов. Основное требование – сравниваться должны действительно однородные или близкие по своей сущности вещи. Нет смысла сравнивать, к примеру, килограммы с метрами.
В науке сравнение выступает как сравнительный, или сравнительно-исторический метод. Возникли целые отрасли знания, пользующиеся этим методом: сравнительная анатомия, сравнительная физиология, сравнительная психология и др. Так, в сравнительной психологии изучение психики осуществляется на основе сравнения психики взрослого человека с развитием психики у детей, а также животных. В ходе научного сравнения сопоставляются не произвольно выбранные свойства и связи, а существенные.
Анализ и синтез.
Анализ – мысленное расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Анализ применяется для изучения частностей. Когда путём анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания – синтез – мысленное объединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Синтез то существенно общее, что связывает части в единое целое. Анализ и синтез находятся в единстве.
Индукция и дедукция.
Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.
Другие методы:
Абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. В результате абстрагирования получились, например, такие понятия, как «растение», «человек», «объём», «длина» и др. В медицине абстрагирование применяют при постановке диагноза.
Обобщение – приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. В результате обобщения получились такие медицинские категории, как «больной», «норма», «патология» и др.
Идеализация – мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществления их практически. Абстрактные объекты не существуют и неосуществимы в действительности, но для них имеются прообразы в реальном мире. В результате идеализации получились такие понятия, как например, «точка», «прямая линия», «окружность». В медицинских учебниках течение заболеваний описывается по идеальной модели.
Аналогия – приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Аналогия с тем, что уже известно, помогает понять то, что неизвестно. Аналогия с тем, что является относительно простым, помогает понять то, что является более сложным. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.
Моделирование – изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих исследователя. Например, исследуя свойства модели самолёта, мы тем самым познаём свойства самого самолёта. Моделирование основано на подобии, аналогии, общности свойств различных объектов, на относительной самостоятельности формы.
Формализация – построение абстрактно-математических, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Частными случаями формализации являются математизация (создание математических моделей) и компьютеризация (создание компьютерных моделей). Типичным примером результата формализации являются символы (например, знаки дорожного движения и проч.).
Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом – утверждений, доказательства истинности которых не требуется.
Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
Кроме вышеперечисленных методов, выделяют ещё и общенаучные подходы: системный (исследование объектов как систем), структурный (исследование уровней организации), вероятностный (основанный на применении вероятностных методов) и т. п.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое «истина», «заблуждение», «ложь», «практика», «наука»?
2. В чём разница между истиной относительной и истиной абсолютной? Какая между ними взаимосвязь?
3. В чём заключается конкретность истины?
4. Какие формы практики вам известны?
5. Какие функции практики в отношении познания вам известны?
6. В чём заключается специфика научного познания?
7. Какие методы эмпирического познания вам известны?
8. Назовите методы теоретического познания.
Выводы по теме
5 минут
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
001. Что такое гносеология?
а) философская дисциплина (раздел), в которой исследуется сам процесс познания
б) учение о первосущности
в) учение об оценке знаний
г) раздел философии, где осмысливаются проблемы бытия
002.Что означает философская концепция "агностицизм"?
а) специфическая познавательная практика
б) познание, не имеющее осмысленного решения
в) теория, отрицающая познаваемость мира
г) все вместе взятое
003. Можно ли достоверно познать предметы и явления, их сущности и проявления сущности? Какой ответ более правильный?
а) для агностицизма - сущность материальных систем
не может иметь достоверного знания
б) знания как и мир, который они отражают - объективны,
то есть достоверны
в) нельзя требовать абсолютной достоверности истины -
мы постоянные ее искатели (Поппер)
г) познание мира также диалектично как и диалектика мира
004. Какое определение истины можно считать классическим?
а) истина - это соответствие знания действительности
б) истина - это опытная подтверждаемость
в) истина - полезность знания, его эффективность
г) истина - это свойство самосогласованность знаний
005. Определений понятий "истина" множество. Укажите на определение, наиболее распространенное в медицинской среде?
а) как характеристика отношения между идеей и фактом
б) как содержание человеческого сознания
в) как соответствие субъективных представлений объекту
г) как абсолютное самотождество (сущее)
006. Что такое "понимание" в философии?
а) это истолкование, интерпретирование информации
б) это процедура осмысления, выявление смысла, значения
в) это результат и процесс применения герменевтики
г) это все вместе взятое
007. Дайте определение понятию "субъект"
а) субстанциональное начало мира
б) обладающий сознанием и волей индивид
в) единство психической деятельности индивида
г) активное начало в познавательном процессе
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Философия (под. ред. В.Н. Лавриненко) - М, 2002.
2. Введение в философию. В 2-х частях. Часть 2 - М., 1989.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия - М. Любое издание.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика - М., 1991.
5. Философия. - Ростов-на-Дону, 1995, 1999.
6. Новая философская энциклопедия - М.. 2000.
7. Философия и методология науки. Часть 1 - М., 1994 - с. 112-129.
8. Концепции современного естествознания - М., 1997. Глава 2.
9. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание - М., 1994 - с.78-87.
10. Никифоров А.С. Познание мира - М., 1989.
11. Дружинин Б.И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? //Вопросы философии
- 1994, № 2.
12. Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой
//Вопросы философии - 1996, № 5.
Маркова Л.А. О возможностях соотнесения науки и религии // Вопросы философии
-1997, №11.
14. Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) //Вопросы
философии - 1999, № 8.
15. Заблуждающийся Разум? Многообразие вненаучного знания - М., 1990.
16. Спиркин А.Г. Философия - М., 2000.
17. Философия - М., 2000.