Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—ущность философии, отличие философии от науки.




¬ы€вление сущности философии как части духовной культуры общества необходимо начать с этимологии слова.  ак известно, слово Уфилософи€Ф происходит от 2 греческих слов УфилоФ - любовь, Усофи€Ф - мудрость, таким образом, оно означает УлюбомудриеФ, Улюбовь к мудростиФ.

«адание слушател€м: „то такое философи€? Ќаука ли философи€?

Ќа эту проблему существует две точки зрени€:

1. ‘илософи€ - это наука.  . ћаркс: У‘илософи€ - наука о наиболее общих законах развити€ мира, т.е. природы, общества и человекаФ. » эта философи€ действительно представл€ла себ€ как науку, она претендовала на окончательное и строгое научное объ€снение всего, что мире существует и происходит.

Ётой позиции придерживаютс€ и некоторые современные философы; с их точки зрени€ философи€ - это система доказательств, она занимаетс€ познанием мира.

2. ‘илософи€ - не наука, так как предметом философии не может быть мир, философи€ - способ самопознани€ человека; не мир, а отношение к нему - предмет философии, и, следовательно, это не наука.

Ётот спор существовал со времен античности.

1-ю точку зрени€ развивала милетска€ школа, ƒемокрит, ѕлатон, јристотель, затем Ѕэкон, ƒидро, √ельвеций, √егель, ћаркс и др.

2-ю точку зрени€ развивала сократовска€ школа: —ократ, стоики,  ьеркегор, Ўопенгауэр, Ќицше, экзистенциалисты, Ѕерд€ев (см. У‘илософи€ творчестваФ)

 то же прав? ѕравы и те, и другие.

„ем отличаетс€ философи€ от науки?

1.‘илософи€ - самопознание, рефлекси€ (а рефлекси€ - это и есть самопознание; сознание, направленное на самого себ€). ј так как мир человека- это и есть мир культуры, то философию можно определить как рефлексию культуры на самую себ€ или как облеченную в теоретическую форму рефлексию культуры. ( . ћаркс: У‘илософи€ - жива€ душа культурыФ.)

2. ‘илософи€ может опиратьс€ на данные науки, обобщать и в той или иной мере использовать их, поэтому важным элементом философии €вл€етс€ знание. Ќо в ней есть всегда то, что не может быть включено в науку. ќна исследует отношение человека к миру, выраженное в ценност€х; изучает знание человека о мире, включенное в систему личностных смыслов. ј этот личностный смысл всегда неповторим, уникален.

3. ‘илософи€ близка искусству (см. Ќ.ј. Ѕерд€ев)

ќбщее в них:

1). Ћичностный характер воспри€ти€ мира (чего нет в науке);

2). ’арактер преемственности (каждое произведение уникально, нет более истинных или более ложных; в науке одно знание исключает другое или включает в себ€);

3).  ритическое отношение к миру. »скусство достигает вершин, когда возмущаетс€ миром, а не восхищаетс€ им.

–азличие - в способах освоени€ действительности: философи€ - пон€тийно-категориальный способ освоени€ мира; искусство - образный.

‘илософи€ близка религии.

ќбщее:

1). ’арактер проблематики (мировоззренческий, смысложизненный);

2). ¬ключает в себ€ не только знание, но и веру.

4. »стина науки познаетс€ рассудком - через рациональное, логическое мышление. »стина философии познаетс€ разумом, который включает в себ€ рациональное и внерациональное, логическое и внелогическое, общее и индивидуальное. ‘илософи€ стремитс€ познать истину в ее человеческом, культурном измерении. ¬ ней представлено 2 измерени€:

а) логическое, рассудочное, рациональное, требующее доказательства и четкого соотнесени€ слова и дела:

б) духовно-нравственное, собственно-человеческое.

5. ‘илософское знание не имеет прикладного характера, цели философии нельз€ свести к служебным цел€м. ‘илософи€ формирует тип сознани€, мировоззрени€; ее проблемы нос€т общечеловеческий, вечный характер. ‘илософи€ всегда была жизнеучением, духовной руковод€щей силой.

‘илософи€ стремитс€ подн€тьс€ над природной зависимостью, размышл€ть о смысле быти€.

ѕолифункциональный характер философии про€вл€етс€ в многообразии св€зей философии с жизнью, наукой, социальной практикой.

ѕо отношению к науке она выполн€ет методологическую функцию как теори€ и метод познани€. (“еори€- сумма и система знаний о предмете; метод- способ их применени€ дл€ получени€ новых)

ѕо отношению к искусству, морали философи€ выполн€ет аксиологическую функцию и культурно- воспитательную.

ѕо отношению к социальной практике - ориентировочную.

 

2. ‘илософи€ образовани€: сущность и задачи.

‘илософи€ с самого начала своего возникновени€ стремилась не только осмыслить существующие системы образовани€, но и сформулировать новые ценности и идеалы образовани€. ¬ этой св€зи необходимо вспомнить имена ѕлатона, јристотел€, ∆.∆. –уссо, которым человечество об€зано осознанием культурно-исторической ценности образовани€. Ќемецка€ философи€ XIX в. в лице ».  анта, ‘. Ўлейермахера, √егел€, √умбольдта выдвинула идею гуманистического образовани€ личности, предложила пути реформировани€ системы школьного и университетского образовани€. ¬ XX в. крупнейшие философы не только размышл€ли о проблемах образовани€, но и пытались создать проекты новых образовательных институтов.

ќднако, хот€ проблемы образовани€ всегда занимали важное место в философских концепци€х, выделение философии образовани€ в качестве особого исследовательского направлени€ началось лишь в XX в.- в начале 40-х гг. в  олумбийском университете (—Ўј) создаетс€ общество, целью которого было исследование философских проблем образовани€, создание учебных программ по философии образовани€ в колледжах и университетах, кадров по этой специальности; философска€ экспертиза образовательных программ. ‘илософи€ образовани€ занимает сейчас важное место в преподавании философии во всех западноевропейских странах.

¬ –оссии издавна существовали значительные философские традиции в анализе проблем образовани€, однако до последнего времени философи€ образовани€ не была ни особой исследовательской областью, ни специальностью. ¬ наши дни положение дел стало мен€тьс€. —оздан ѕроблемный научный совет при ѕрезидиуме –јќ, начал работать семинар по философии образовани€ в »нституте педагогических инноваций –јќ, выпущены первые монографии и учебные пособи€.

ќднако среди представителей различных философских направлений до сих пор нет единой точки зрени€ на содержание и задачи философии образовани€.

Ј  араковский ¬.ј., дир. шк. є 825 г. ћосквы определ€ет философию образовани€ как ветвь современной философии;

Ј  раевский √.Ќ., акад. –јќ, определ€ет философию образовани€ как эклектическую область приложени€ определенных философских знаний, проблем и категорий к педагогической действительности. (= педагогическа€ философи€, прикладна€ философи€)

‘илософи€ образовани€, исход€ из вышеприведенных рассуждений, можно определить как философскую рефлексию на проблемы образовани€.

— чем св€зан всплеск философской проблематики в образовании?

ѕрежде всего, с тенденци€ми развити€ современного образовани€ в стране и мире.  акие это тенденции?

1. ћирова€ тенденци€ к смене основной парадигмы образовани€; кризис классической модели и системы образовани€, разработка педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образовани€, в гуманитарной науке; создание экспериментальных и альтернативных школ;

2. движение отечественной школы и образовани€ в направлении интеграции в мировую культуру: демократизаци€ школы, создание системы непрерывного образовани€, гуманизаци€, гуманитаризаци€, компьютеризаци€ образовани€, свободный выбор программ обучени€ и образовани€, создание на основе самосто€тельности школ и вузов школьного сообщества;

3. идейно- мировоззренческий и ценностный вакуум в системе образовани€, возникший в св€зи с распадом тоталитарно-идеологического управлени€ этой системой и св€занна€ с этим €влением - не€сность, неопределенность целей обучени€ и воспитани€.

Ёти тенденции развити€ современного образовани€ и определ€ют основные задачи философии образовани€:

1. осмысление кризиса образовани€, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы; осмысление путей и способов разрешени€ данного кризиса.

‘илософи€ образовани€ обсуждает предельные основани€ образовани€ и педагогики:

  • место и смысл образовани€ в культуре,
  • понимание человека и идеала образованности,
  • смысл и особенности педагогической де€тельности.

2. ќсмысление нового и альтернативного педагогического опыта, обсуждение образов новой школы; обоснование государственной и региональной политики в области образовани€, формулирование целей образовани€, концептуальное проектирование образовательных систем, прогнозирование образовани€ (поисковое и нормативное);

3. вы€вление исходных культурных ценностей и основополагающих мировоззренческих установок образовани€ и воспитани€, соответствующих тем требовани€м, которые объективно выдвигаютс€ перед личностью в услови€х современного общества.

“аким образом, стимулами развити€ философии образовани€ €вл€ютс€ конкретные проблемы педагогики и психологии, программные и проектные разработки в системе образовани€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3069 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

513 - | 492 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.