Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема: Философия Средних веков.

План:

1.Основные принципы религиозно – философского мышления и мировоззрения (или основные концепты христианской теологии).

2.Патристика: Августин Аврелий.

3.Схолатика. Фома Аквинский.

4.Схолатика. Проблема универсалий.

 

Принято считать, что Средние века начинаются с 467 года, с падения последнего римского императора Ромула Августула. Но грань, отделяющая средневековье от античности, приходится на годы правления первого христианского императора Константина Великого (306-337 гг.). Эпоха Средних веков – это огромный перелом в жизни европейских народов. Рухнул весь античный мир с его бытом, религией, философией, искусством. Нужны были новые мифы, новые символы. Задачу создания нового мира взяла на себя христианская религия. Так, например, место театра и скульптуры, основных видов искусства в античности, занимают литургия и икона. Скульптуры теперь считают идолами, а воздвигать идолов – кощунство.

Переход от античности к средневековому миропониманию – это переход вовнутрь человека. У греков все было вовне: истина всегда явлена, вся публичная жизнь проходила на площадях, нет ничего внутреннего, скрытого. Главным тезисом в Средние века стал тезис основоположника средневековой философии Августина Блаженного: «Не блуждай во вне, но войди внутрь себя!».

Сменяются ориентиры человеческого мышления – от внешнего мира к поискам внутреннего пространства души, сменяется настрой человека – от мужественной героической жизни к покорности перед божественным предопределением.

Характерной чертой средневековой философии является её связь с религией и мистикой. Если брать за критерий античность - то это упадок философии, но если учесть, что благодаря религии огромные массы приобщились к культуре, то это явление прогрессивное. По мнению В.Д. Губина, если бы философия не вступила в союз с религией, она была бы уничтожена нахлынувшими волнами варварства. Он видит главную специфику философии средневековья в том, что она осознала свою вторичность и стала обслуживать религию.

I. Основные принципы религиозно – философского мышления и мировоззрения (или основные концепты христианской теологии).

1. Теоцентризм. Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Если античное мировоззрение по своей сущности – космоцентрично, то средневековое – теоцентрично. Реальностью, определяющей всё сущее в мире для христианства, является не природа и космос, а сверхъестественное начало - Бог. Христианские мыслители придают сверхъестественному роль определяющего начала во всех происходящих в мире процессах, ставят в зависимость от него существование природы, человека и общества.

2. Сотериологизм ( от лат. soter - спаситель ) – ориентация всей жизнедеятельности человека на «спасение души». Иисус Христос рассматривается как спаситель мира и человечества, своей мученической смертью искупивший грехи человечества. Само же спасение интерпретируется как процесс обожествления, соединения человека с Богом в так называемом «божьем царстве». Таким образом, смысл человеческого бытия, с точки зрения теоретиков христианства, состоит не в познании и преобразовании природы и общества, а в соединении с Богом в так называемом «царстве божьем». При таком подходе все стороны жизнедеятельности человека рассматриваются через призму религиозных ценностей, как факторы, благоприятствующие или препятствующие спасению.

3. Ревеляционизм (от лат. revelatio – откровение) принцип богооткровенности. Принцип откровения предполагает существование некоего «таинственного», которое необходимо знать всем людям для спасения. Но своим умом люди не способны получить эти знания. Они постигаются только благодаря трансцедентному общению с Богом.

Трансцедентный – (выходящий за пределы) – запредельный по отношению к миру.

Само общение понимается как процесс передачи Богом людям своей «тайны», как акт божественного самораскрытия через пророков и апостолов в Священном писании (Библии). Отметим, что единственно верное и безошибочное толкование «тайны» дается церковью. Правда, человек может самостоятельно общаться с Богом – благодаря вхождению Бога в человека через мистическую интуицию. Этот способ общения – привилегия Святых.

4. Креационизм – учение о сотворении Богом мира из ничего. Бог трактуется как абсолютное творческое начало. Бог – это высшее бытие, высшее Благо, высшая Истина и высшая Красота.

5. Атропоцентризм – совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди творений Бога: человека – венец творения. Высокий статус человеческого бытия определяется формулой «человек – образ и подобие Бога». Божественные качества человека – разум и воля. Именно разум и свободная воля делают человека нравственным существом и представителем бога в этом мире, продолжателем божественных деяний. Человеку, как и Богу, дана способность высказывать суждения, различать добро и зло. Свобода воли позволяет человеку сделать выбор в пользу добра и зла. Первые люди – Адам и Ева - сделали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и тем самым совершили грехопадение. Отныне природа человека оказалась испорченной, на него постоянно оказывает воздействие грехопадение. Поэтому христианские мыслители определяют природу человека двойственной. Таким образом, двойственность природы человека – важнейшая черта всего христианского мировоззрения.

6. Провиденциализм - понимание теории как реализации заранее предусмотренного Богом плана спасения человека (мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию). Исторический процесс при таком подходе предстает как раскрытие богочеловеческого отношения, характеризующегося, с одной стороны, упадком, регрессом, вызванным грехопадением и отчуждением человека от Бога, с другой стороны, - восхождением человека к Богу. Основная миссия истории характеризуется как спасительная, искупительная, испытательная и назидательная.

7. Эсхатология – учение о конце мира. История в христианском мировоззрении изображается как целесообразный процесс, направляемый Богом к заранее предопределяемой цели - царству Эсхатона («царству Божию»).

II. Патристика: Августин Аврелий.

В развитии христианской теологии и связанной с ней философии обычно выделяют два периода: патристику (II-VI вв.) и схоластику (VII-XIV вв.).

Патристика (от греч. pater – отец) – период создания христианской теологии, в которой очень активны были так называемые «отцы церкви», её основатели. Теологическая теория была создана Аврелием Августином (354-430 гг.) и просуществовала до XIII века, почитаясь за образцовую. Августин написал около 30 произведений, из них основными считаются «О граде Божьем» и «Исповедь».

Особенностью размышлений Аврелия является то, что при анализе любой проблемы он её «замыкает» на Бога. Общество, личность, космос – все они символизируют Бога. Мысль Августина движется от Бога к Богу.

Подлинное бытие – Бог и только он. Бог абсолютно совершенен, его достоинства не могут прирастать или убывать. Бог вечен: «Нет времени вечного, как Ты, ибо Ты пребываешь, а если бы время пребывало, то оно не было бы временем». Бог есть творец всего. Божественная сущность присуща только Богу. Людям предоставляется возможность любить Бога и стремиться к нему.

Тема времени у Августина приобрела более актуальное значение, чем у любого мыслителя до него. Время – творение вечного Бога. Там, где царствует время, бытие не является подлинным. Творения разума изменяются только во времени, но не в пространстве. Материальные вещи существуют и во времени и в пространстве, их степень небытия максимальна.

Весь мир – и материальные вещи, и души людей созданы Богом. Природу души Августин понимал и психологически, и теологически (т.е. духовно). По Августину, основа духовной жизни – не чувства и разум, а свободная воля, которая может быть доброй и злой. Наличие у человека свободной воли объясняет существование зла в мире, воля Бога направляет человека к добру. Грешит же человек посредством своей свободной воли. Смыслом человеческой жизни является счастье, приобщение к божественному. Успеха в этом деле достигает лишь тот, кто умеет соизмерять чувства, волю, разум, кто обладает добродетелями, высшая из которых – справедливость. Но самая главная добродетель, которую особо выделял Августин, - любовь к Богу. Любящие Бога образуют град Божий, который противостоит земному. Град Божий – это избранное меньшинство. Сначала оно состояло из верных богу ангелов, потом из ветхозаветных патриархов, пророков. А после пришествия Христа этим градом стали истинные христиане, окружавшие Христа и продолжавшие его дело. Град Божий был вкраплен в град земной – нечестивую среду. Град земной господствует в мире, где происходят насилие, войны, создаются государства, руководимые шайками разбойников. Град Божий имеет незримый, идеальный характер. Единственным зримым его представителем на земле является церковь в лице святых. Именно церковь рано или поздно должна прийти к власти и править миром. Второе пришествие Христа должно ознаменовать собой конец града земного.

III. Схолатика. Фома Аквинский.

Схоластика (от лат. schola – школа) – школьная наука, школьное движение в период западноевропейского средневековья, целью которого было теоретическое оправдание церковных догматов с помощью умозрительных, формальных логических аргументов.

Величайшим представителем схоластической философии считается Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) – основатель томизма.

Томизмсоединение философии Аристотеля с христианским мировоззрением. Основная мысль – подчинение воли разуму, известная свобода воли и глубокая идея о наличии степеней в построении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.

По сей день во всех католических учебных заведениях в обязательном порядке изучают труды Аквината. Он был сыном графа Аквинского, имевшего свой замок в неаполитанском королевстве, учился в Неаполе, Кельне, Париже. За свои труды получил звание «ангельского доктора». Главные его сочинения – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В его работах кроме богословия и философии рассматриваются вопросы морали, прав, государственного устройства, экономики. Считается, что Ф. Аквинский завершил построение здания католической теологии.

В «Сумме теологии» Ф. Аквинский попытался в популярной форме изложить основные идеи схоластической философии. Важно его учение о соотношении веры и разума. Цель философии – возвестить истину, исповедуемую католическим вероучением. Но для этого необходимо прибегнуть к помощи естественного разума, так как многие не понимают авторитета Священного Писания. Однако разуму не все доступно, он может доказать существование Бога и бессмертия души, но ему не доступно понимание Троичности или последнего суда, которое дается только откровением. Откровение не противоречит разуму. Главная задача – примирить истины веры и истины разума. Лучше понимать, чем просто верить – на этом основывается «естественное богословие» - высшая часть философии. Итак, философия находится на услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Любовь к Богу важнее познания Бога.

Важное значение у Фомы имеет соотношение потенциального и актуального, то есть акта и потенции. Бог является чистым актом, чистой формой, единственно подлинно существующим. Чем дальше от Бога, тем больше материи и меньше духа, меньше формы, больше содержания. Материя – это чистая потенциальность, пассивность, которая становится чем-то конкретным только благодаря активной форме.

IV. Схолатика. Проблема универсалий.

Для периода христианской схоластики характерен так называемый схоластический метод, внешне имевший несколько ступеней: от лекции к вопросам, от вопросов к диспуту (публичный спор на определенную тему), от диспута к заключительному слову учителя (магистра). Этот метод имел ограниченные возможности, что было вызвано с его ориентацией на богословие. Всякий диспут, лишенный научного содержания, неминуемо превращается в схоластические словопрения. Считается, что наиболее содержательные с философских позиций дискуссии были связаны с проблемой универсалий.

Универсалии – это понятия, выражающие общее. В зависимости от понимания универсалий формируются основания теории познания.

Спор об универсалиях шел между реалистами и номиналистами.

Реалисты (от лат realis – вещественный) настаивали на действительности общего. Так, Ансельм Кентерберийский (XI в.) полагал, что универсалии существуют в божественном разуме, но не в вещах. Такая позиция представляется как крайний реализм и на сегодняшний день несостоятельна.

Согласно умеренным реалистам (Альберт Великий, Фома Аквинский), в божественном разуме универсалии существуют как идеи вещей, в уме человека – в качестве понятий, в вещах в виде сущностей, форм. Современные ученые признают наличие общего в вещах: все тела обладают массой.

Номиналисты (от лат. nomen - имя) отрицали универсалии, полагая, что реально существуют только единичные вещи. Крайний номиналист И. Росцелин (XI в.) полагал, что универсалии представляют собой лишь имена, общее в вещах отсутствует. Умеренный номиналист Уильям Окаам считал универсалии удобными словесными формами, необходимыми в логике. Номинализм поставил под сомнение науку о сущностях, но не справился с проблемой наличия общих законов и общих свойств для одного класса веществ.

Концептуалисты (от лат. conceptus – понятие) стремились найти средний путь между реализмом и номинализмом. Так, Пьер Абеляр (XII в.) считал, что понятия выражают результат обобщения в уме сходных свойств вещей. В природе понятия не существуют, но они имеют важное теоретическое значение. Но концептуалисты не ответили на вопрос, что именно обозначают понятия.

Итак, и реалисты, и номиналисты, и концептуалисты встретились со значительными трудностями, поскольку в их распоряжении не было семантической науки, то есть концепции, описывающей посредством понятий реальные процессы. Поэтому можно говорить о том, что на рассуждениях средневековых философов об универсалиях лежит печать схоластики.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит отличие средневековой философии от античной?

2. Почему главным тезисом в Средние века стало высказывание Августина Блаженного «Не блуждай во вне, но войди внутрь себя»? Как вы его понимаете?

3. Раскройте содержание основных принципов религиозно-философского мышления.

4. Что такое патристика?

5. Почему в творчестве А. Августина большое значение имеет тема времени?

6. Чем град земной отличается от града божьего в соответствии со взглядами А. Августина?

7. А. Августин считал главной добродетелью любовь к Богу. Как вы думаете, почему?

8. Что такое схоластика?

9. Дайте определение томизму.

10. Как вы понимаете главную задачу философии Ф. Аквинского: примирение истины веры и истины разума?

11. Раскройте суть спора об универсалиях. Что такое универсалии по мнению реалистов, номиналистов и концептуалистов?

12. Знаете ли вы вопросы, которые разрешимы не разумом, а только верой? Назовите их.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современное понимание российского Патриотизма и Отечества | Основные проблемы экологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1407 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.