Типы онтологий
§ Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
§ Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия, определённые в мета-онтологии (если используется), и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
§ Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
§ Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.
Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальноймодальности.
Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).
Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).
Идеи и вещи
В учении Платона (подлинное имя Аристокл) (427-347 гг. до н.э.) древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения. Был одним из любимых учеников Сократа, образ которого активно использовал в своих произведениях. Широко использовал и развивал далее различные идеи пифагорийцев, Парменида, Гераклита и других. Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей. Описание взаимоотношений между ними составляет ядро его философского учения.
Истинное знание невозможно взять из вещей. Вещи неполноценны. Мир подчиняется идеям, а идеи предшествуют вещам. Самая главная идея – идея блага.
Познание вещей возможно, потому что существуют идеи.
Качества идей: неизменны, вечны, умопостигаемы, божественны
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — величайший мыслитель древности, основатель логики и некоторых других отраслей знания. Один из ближайших соратников и учеников Платона. Аристотель систематизировал весь накопленный предшествующий философский опыт в своих произведениях: «Органон», «Физика», «Метафизика» и другие. «Платон мой друг, но истина дороже». Острие его критики было направлено против концепции двух миров: мира идей и мира вещей. Вопреки Платону, рассматривающему в качестве причины мира лишь одну — идею, Аристотель формулирует четыре причины: формальная (сущность бытия, в силу которой всякая вещь такова, какая она есть); материальная (то, из чего что-либо возникает); движущая (начало движения, изменения); целевая (то, ради чего что-либо осуществляется). Идеи заключены в вещах. Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей. Поднимаясь по «лестнице» форм, утверждает Аристотель, мы постигаем высшую форму, которую уже нельзя рассматривать как материю или возможность более высокой формы. Такая предельная форма есть демиург, бог, неподвижный, перводвигатель, пребывающий вне мира и сообщающего целенаправленное движение всему сущему. Под бытием Аристотель понимает существование отдельных вещей, но познать сущность вещи с помощью чувств нельзя, ее можно мыслить только разумом. Философия Платона (учение об идеях, соотношение идеи и вещи, отношение души и тела)
Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей.
Вещь – может быть материальная и идеальная. Истинное знание невозможно взять из вещей. Идеи предшествуют вещам. Само познание вещей возможно, потому, что существует мир вещей.
Идеи: 1) неизменны 2) вечны 3) умопостигаемые 4) божественны. 5) вещи лишь похожи на идеи. Самой главной идеей является идея блага.
Истинное знание – это припоминание. Душа все знает. Душа вселяющая в тело все забывает. Познание – средство освбождения души от власти тела.
Тело материальное и тянется к подобному.
Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна.
Душа состоит из 3х частей: 1) разумная, обращ. К идеям. Основа добродетели, мудрости. 2) Пылкая, аффектно-волевая часть души – основа мужества. 3)Чувственная, движимая страстями, вожделениями. Эта часть должна быть ограничена в проявлениях.
Согласно учению, изложенному в диалоге «Государство», в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. Если мы согласимся, что вред душе наносит порок и нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать, что порок не приводит душу к смерти, а просто извращает её и делает её нечестивой. То, что неспособно погибнуть ни от какого зла, можно считать бессмертным: «раз что-то не гибнет ни от одного из этих зол — ни от собственного, ни от постороннего, то ясно, что это непременно должно быть чем-то вечно существующим, а раз оно вечно существует, оно бессмертно»
Чувственное восприятие космоса
Чувственное познание
Развитие органов чувств человека является результатом, с одной стороны, эволюции органического мира, с другой — социального развития.
Если иметь в виду сугубо физиологические механизмы отражения внешнего мира, то вряд ли можно считать органы чувств человека самыми развитыми. Термиты, например, непосредственно ощущают магнитное поле, гремучая змея воспринимает инфракрасные лучи в широком диапазоне, и т.п. Многие животные обладают способностями, которым бы мог позавидовать человек. И слабым утешением является факт акселерации человека, вроде бы свидетельствующий о его продолжающейся биологической эволюции: сколько-нибудь заметного изменения в отражательной способности человека при этом не установлено.
Вместе с тем имеются факты, показывающие большие возможности Человеческого организма к чувственно-сенситивному отражению. Изучающиеся в последние десятилетия феномены кожно-оптической чувствительности и биомагнитных полей говорят о способностях, которые могут быть развиты у многих людей. Но сколько бы ни был важен этот путь усиления познавательной способности человека, он все же ограничен; в данном отношении надо признать неконкурентоспособность человека с рядом других существ.
Анамнезис
АНАМНЕСИС
АНАМНЕСИС (греч. припоминание), идея-метафора древнегреческой философии, в соответствии с которой путь к истинному познанию лежит через воспоминание души о ее пребывании в более реальном и совершенном мире. Как философское понятие кристаллизовалась у Платона. В отличие от более общего понятия памяти, анамнесис характеризует процесс логического и морального преображения, который следует из "собранности" в памяти разрозненных моментов действительности. Анамнесис в античной философии. Философема анамнесиса содержится уже в общегреческой мифологии. Мнемосина (Память), одна из древнейших богинь-титанид, является матерью Муз, а значит — одной из прародительниц культурного космоса. Как противоположность богини Леты (дочери Раздора), властвующей над забвением, Мнемосина гармонизирует разрозненное, пользуясь тем, что память о целом хранится в каждой части. Греческая философия наследует философему анамнесиса от орфиков. Орфические мистерии и заклинания отводят процессу анамнесиса значительную роль. Ключи Памяти, по учению орфиков, спасают душу от растворения в безличной стихии, сохраняя ее как "знающую", и выключают ее из круговорота переселения душ. Эта орфическая тема вплоть до позднего неоплатонизма остается в арсенале античной философии. У пифагорейцев мы встречаемся не только с этим толкованием анамнесиса, но и с целенаправленной техникой культивации памяти, что было связано как с уставом школы, так и с утопическими идеями пифагорейцев. Орфические мотивы можно найти и у Гераклита, связывающего память с градацией состояний души, и у Эмпедокла, с его теорией очищений как воспоминаний о прошлых переселениях души, ведущих к осознанию моральной цели этих странствий. Всесторонне раскрывает возможности философемы анамнесиса Платон, для которого анамнесис становится центральным понятием теории познания. С одной стороны, Платон использует образ "восковых дощечек" ("Теэтет", 191 — 195а), который как бы показывает материальный субстрат памяти, с другой — описывает процесс активного воспроизведения в душе тех знаний, которые не выводимы из относительного и непостоянного мира чувственного опыта, а следовательно — запечатлены во время пребывания души в мире "истинно сущего", ("Менон"; 81b — 86b; "Федон", 72е — 76е; "Федр", 250 b-d). В "Федре" анамнесис тесно связан с картиной циркуляции души в космосе. В 249с-d подчеркивается, что воспоминаниями о бытии следует пользоваться правильно, чтобы прийти к "совершенным таинствам", в которых определенным образом "исполняется" предназначение души философа. Если этический аспект анамнесиса был хорошо изучен орфико-пифагорейской традицией, то гносеологический аспект разработан впервые именно Платоном. Анамнесис в его толковании — первая концепция априорного знания в западноевропейской философии. У Платона усиливается значение "майевтических" процедур, т. е. воздействия внешней силы, ведущей за собой субъект "припоминания".
Миф о пещере — знаменитая аллегория, использованная Платоном в трактате «Государство» для пояснения своего учения об идеях. Считается краеугольным камнем платонизма и объективного идеализма в целом. Изложена в форме диалога между Сократом и Платоновым братом Главконом:
Человек и его тень.
Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаряорганам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия. Посему Платон продолжает:
Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
– Конечно, он так подумает.
– А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?
Излагая данную притчу, Платон демонстрирует своим слушателям, что познание требует известного труда — беспрестанных усилий, направленных на изучение и понимание тех или иных предметов. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те люди, которые проникли в сущность идей, и в особенности идеи блага.
Сопоставление аллегории с другими платоновскими диалогами, в частности с «Федоном», позволяет заключить, что это не просто притча, а сердце платонической мифологемы. В «Федоне» Платон устами Сократа клеймит чувственный мир как тюрьму души. Единственной подлинной реальностью для него является мир вечных идей, к постижению которого душа может приблизиться посредством философии.
Знаение и мнение Содержание пропозиционального знания обычно выражается посредством некоторого высказывания. Другой характерной особенностью такого рода знания является то, что оно представляет собой функцию человеческих убеждений. Например, если некто знает, что Земля вращается вокруг Солнца, то он должен быть в этом убежден, то есть он должен по крайней мере считать, или полагать, что Земля вращается вокруг Солнца. Здесь важно иметь в виду, что используемый в англоязычной философской литературе аналитического направления термин " belief " не имеет однозначного русского эквивалента. Его можно перевести и как "мнение", и как "вера", и как "убеждение". Наиболее близким по значению является термин "убеждение", истолковываемый при этом максимально нейтрально, без какой-либо эмоционально-психологической нагруженности. В этом смысле "Х убежден, что А" следует понимать просто как "Х считает, что А", или "Х полагает, что А", или "по мнению Х, имеет место А". Именно в этом значении и будет в дальнейшем использоваться термин "убеждение" и его возможные эквиваленты. Вообще в современной аналитической эпистемологии категории убеждения (мнения) уделяется достаточно большое внимание. Многие исследователи отмечают, что теория познания не может ограничиться лишь анализом феномена собственно знания. Необходимо учитывать гораздо более широкий класс "пропозициональных установок", среди которых убеждения занимают далеко не последнее место.
К важнейшими характеристиками наших убеждений относят их интенциональность и репрезентативность. Убеждения всегда суть убеждения в чем-то (или о чем-то), они призваны выполнять функцию представления некоторой реальности и обеспечивать ориентацию человека в мире. Благодаря своей репрезентирующей роли, убеждения могут иметь истинностное значение. Если наши убеждения некорректно представляют ту реальность, которую призваны репрезентировать, они являются ложными, если же убеждения адекватно представляют мир, то они являются истинными.
Идеальное гос-во
Платону
рисовалось идеальное государство во главе с философами, созерцателями чистых и
вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют
свободные земледельцы и ремесленники.
Основным
принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость.
Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным
содержанием.
По разъяснению
Платона, каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение.
Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства
в гармоническое целое.
Наилучшая
государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической
и политической организации, которые в своем соединительном действии
обеспечивают решение самых важных задач. Такое государство должно обладать
силой собственной организации и средствами ее зашиты, достаточными для
сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно
осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества
необходимыми для них материальными благами. В-третьих, оно должно руководить
духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало
бы осуществление «идеи блага» как высшей идеи, правящей миром.
В утопическом
государстве Платона необходимые для общества виды работ разделены между специальными
разрядами граждан, но в целом образуют гармоничное сочетание.
За основу для
распределения граждан государства по разрядам Платон взял различия между
отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам.
Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с разделением производительного
труда. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему
общественного и государственного строя.
При этом
основная мысль Платона состоит в утверждении, что потребности граждан,
составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица к
удовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя бывает
недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда прямо выводится необходимость
возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает других, либо
для той, либо для иной потребности, когда, имея нужду во многом, мы располагаем
к сожитию многих общников и помощников - тогда это сожитие получает у нас
название города».
Для Платона
характерно, что значение разделения труда он рассматривает не с точки зрения
работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей,
принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работник должен приспособляться к делу,
а не дело к работнику».
В разделении
труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия, но и
основной принцип строения государства.
Главная задача
трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной жизни общества в
целом и его членов.
Наисовершеннейшее
благо обладает четырьмя главными доблестями:
1.
Мудрость
2.
Мужество
3.
Сдерживающая
мера4.Справедливость
Под мудростью
Платон понимает высшее знание, или способность дать добрый совет, когда речь
идет о государстве в целом. Такое знание - охранительное, а обладают этим
знанием правители государства. Мудрость - это доблесть, свойственная весьма
немногим - философам, - и это не столько даже специальность по руководству
государством, сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных идей -
доблесть, в основе своей нравственная.
Как утверждает
Платон, только при правителях-философах государство не будет знать царящего в
нем настоящее время зла.
Но для
достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, а истинными
философами: под ними Платон разумеет только «любящих созерцать истину».
Вторая доблесть
- мужество. Оно так же свойственно лишь небольшому кругу лиц, хотя в сравнении
с мудрыми этих лиц больше.