Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русский культурный архетип.

Вариант 1.

Тема 1. Культурология как наука

 

1. Культурология—это:

а) наука, изучающая историю и теорию культуры;

б) интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперируя материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, со­циальных, психологических и др. исследований;

в) наука, рассматривающая отношения человека с окружающей средой.

2. Кто из ученых придал термину «культура» ценностную окра­ску, указывал на то, что культура возвышает человека, выступает как результат его собственной деятельности?

а) Ж.-Ж. Руссо;

б); С. Пуффендорф;

в) Вольтер.

3. Кто из представителей функциональной школы связывал функционирование культуры с удовлетворением деятельностных по­требностей человека?

а) А.Р. Рэдклифф-Браун;

б) Б. Малиновский;

в) А.Н. Уайтхед.

4. Какие методы используются в культурологии?

а) эмпирические и компаративные;

б) математического моделирования;

в) структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ;

г) все перечисленные.

 

Тема 2. Сущность и смыслы культуры

 

5. Кто из ученых проанализировал культуру с четырех точек зре­ния: временной или вневременной, обобщающей или уточняющей?

а) Л. Уайт;

б) Э. Трельч;

в) К.Ясперс.

6. Какая культурологическая школа опиралась на тезис родоначальника немецкой культурной антропологии В. Дильтея о принци пиальном несовпадении предмета «наук о духе«и «наук о природе»?

а) культурно-историческая школа;

б) социологическая школа;

в) антропологическая школа.

7. Харизматический тип господства по М. Веберу:

а) основан на рациональном восприятии власти, определяется интересами господствующих и подчиненных;

б) базируется на незыблемости традиций;

в) основан на эмоциональном восприятии власти, когда господствующие используют свои способности убеждать и увлекать

подданных.

8. Структура культуры предполагает, что:

а) элементы системы находятся в иерархическом отношении друг

к другу;

б) устойчивые элементы культурной системы находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая ее стабильность, воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта;

в) все элементы системы хаотически влияют друг на друга, обеспечивая ее существование.

9. Кто из ученых занимался проблемами массовой культуры, введя в научный оборот термины «человек толпы», «человек-масса»?

а) Д. Белл;

б) Э. Тоффлер;

в) Х. Ортега-и-Гассет.

 

Тема 3. Типология культуры

10. Типологизация культуры — это:

а) метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы;

б) характеристика различных культур;

в) типы различных личностей.

11. Основаниями типологизации культур могут выступать:

а) этнографические, пространственно-географические, хроноло­гически-временные критерии;

б) социальные критерии, по формам мышления, ценностные критерии, формы обмена информацией;

в) все перечисленные.

12. Период средневековой культуры продолжался:

а) с III по X в.;

б) с V по XVII в.;

в) с I по V в.

13. Для какого ученого цивилизация — это старость культурного организма, переход от творчества к бесплодию, преимущество материалистических взглядов, вырождение искусства, невостребованность таланта и гения; переход от органического состояния к неорганическому?

а) X. Ортега-и-Гассет;

б) Ф.Ницше;

в) О. Шпенглер.

14. Основное деление субкультур в культуре:

а) на традиционные и инновационно-авангардные;

б) на временные и вневременные;

в) на позитивные и негативные.

Тема 4. Социокультурная динамика

15. Кто из ученых считал, что вера в закон прогресса сковывает историческое воображение?

а) Г.Г. Гегель;

б) К. Маркс;

в) К.Поппер.

16. Какой ученый, проанализировав экономическое развитие, сформулировал в 20-х годах XX столетия теорию циклов мировой конъюнктуры, фиксирующую волнообразно-циклический характер динамики капиталистического хозяйства?

а) А. Тойнби;

б) О. Шпенглер;

в) Н.Д. Кондратьев.

17. Какие стадии волновой динамики выделяет Э. Тоффлер в работе «Третья волна»?

а) аграрная, индустриальная, информационная;

б) присваивающая, капиталистическая, научно-техническая;

в) все перечисленные.

18. Что фиксирует теория смены аналитического и синтетического типов информационных процессов в культуре?

а) эмоциональных и рациональных процессов;

б) смену лево-полушарных и право-полушарных типов познавательных предпочтений;

в) все перечисленное.

19. Синергетическая парадигма рассматривается как: а) знаково-символическая модель культуры;

б) вариант циклической модели культуры; в) комплексное научное направление, включившее в себя дости жения неравновесной термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации.

Тема 5. Язык культуры

20. Актуальность проблемы языка культуры связана:

а) с проблемой понимания;

б) с проблемой диалога культур;

в) с проблемой осмысления культуры;

г) все перечисленное.

21. Какие разделы содержит семиотика?

а) эволюционный, информационный, революционный;

б) социальный и гуманитарный;

в) семантика, синтактика, прагматика.

22. Что такое мемы?

а) единицы культурной информации, выраженные в текстах;

б) биологическая память человечества;

в) все перечисленное.

23. Для кого из ученых термины «сигнал» и «знак» идентичны?

а) Ж. Деррида;

б) Р. Барт;

в)Э. Кассирер

24. Какое направление в науке использует методологию синтеза семиотических и герменевтических подходов?

а) неоэволюционизм;

б) неофрейдизм;

в) постструктурализм.

Вариант 2.

Тема 1. Культурология как наука

1. К. Поппер делил науки на:

а)пронатуралистические и антинатуралистические;

б) точные и сомнительные;

в) естественные и гуманитарные.

2. Ж.-Ж. Руссо считал культурные народы:

а) «испорченными», морально «развращенными» по сравнению с первобытными народами;

б) «более совершенными», чем первобытные народы;

в) «нейтральными» и «чистыми».

3. Создателем культурного релятивизма является:

а) М. Херсковиц;

б) 3. Фрейд;

в) И. Хейзинга.

4. Главные черты гуманистического типа мышления:

а) осмысление и жизненное воплощение нравственных принци пов, органичное сочетание логики и здравого смысла, чувства и ра зума;

б) эволюционность, структурность, функциональность;

в) психологичность, установку на естественнонаучную парадиг­му.

 

Тема 2. Сущность и смыслы культуры.

5. Как называется область научного познания, где изучаются проблемы существования человека в природной и искусственной среде?

а) социология;

б) философия;

в) антропология.

6. Теория «культурных кругов» Ф. Гребнера развивалась как на­правление:

а) структурализма;

б) функционализма;

в) диффузионизма.

7. Какие авторы являются представителями структурно-символического направления?

а) Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Р. Барт. Ж. Лакан. Ю.М. Лот-

ман

б) Ф. де Соссюр; Ч. Пирс; Ч. Моррис; Г. Фишер; М. Блок;

в) все перечисленные.

8. В рамках специализированной культуры организационный блок включает в себя:

а) образование, просвещение, массовую культуру;

б) религиозную, художественную, философскую, научную куль­туру;

в) хозяйственную, политическую, правовую культуры.

9. Какие основные функциональные блоки культуры выделил Т. Парсонс?

а) экономический, политический, философский, религиозный;

6) адаптивный, целедостигающий, нормативный и интегративный функции производства культуры;

в) все перечисленные.

Тема 3. Типология культуры

10.. Что такое тип культуры?

а) расчленение социокультурных объектов и их группировка по общим основаниям;

б) сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество культур от других;

в) все перечисленное.

11. Каковы хронологические рамки эпохи неолита?

а) 3 млн. лет до X тыс. до н.э.;

б) VI тыс. до н.э.— до III тыс. до н.э.;

в) III тыс. до н.э.— I тыс. до н.э.

12. Началу эпохи Просвещения соответствует:

а) X в.;

б) XIX в.;

в) XVIII в.

13. Какова познавательная задача типологии культур Н.Я. Данилевского?

а) обосновать гипотетическое существование 4-основного культурно-исторического типа;

б) обосновать кризис западноевропейской культуры;

в) представить концепцию языка культуры.

14. Какие эпохи выделяет К. Ясперс в работе «Смысл и назначение истории»?

а) прометеевская, эпоха Великих цивилизаций, осевое время,

научно-техническая эпоха;

б) первобытнообщинная эпоха, рабовладельческая эпоха, фео­дальная эпоха, капиталистическая эпоха;

в) дикость, варварство, цивилизация.

Тема 4. Социокультурная динамика

15. Какие существуют макро-модели социокультурного развития?

а) статические и динамические;

б) циклические, эволюционные, социально-синергетические;

в) позитивные и негативные.

16. Что П. Сорокин считал основой социокультурной динамики?

а) изменение ценностной доминанты в культуре;

б) влияние других культур;

в) классовую борьбу.

17. Какие идеи разрабатывал Л.Н. Гумилев в работе «Этногенез и биосфера Земли»?

а) цикличности в динамике этнических систем;

б) связи динамики с ландшафтными изменениями;

в) пассионарности;

г) все перечисленные.

18. Какие типы эволюционных концепций принято выделять?

а) однолинейная, универсальная, многолинейная;

б) линейная и двухлинейная;

в) линейная и зигзагообразная.

19. Чем (из ниже перечисленного) не характеризуются процессы самоорганизации в нелинейных системах?

а) развитие осуществляется через неустойчивость, в точках бифуркации происходит переход в качественно иное состояние;

б) хаос необратимо действует на все возможные состояния;

в) новое появляется как непредсказуемое, но в то же имеющееся в спектре возможных состояний;

г) настоящее не только определяется прошлым, но и формируется из будущего, развитие необратимо.

Тема 5. Язык культуры

20. Фундаментальный характер языка культуры заключается в том, что:

а) язык - это продукт культуры:

б) язык - структурный элемент культуры;

в) язык - условие культуры;

г) все перечисленное.

21. Какие разделы содержит семиотика?

а) эволюционный, информационный, революционный;

б) социальный и гуманитарный;

в) семантика, синтактика, прагматика.

22. Кто из ученых считается основателем современной герменевтики?

а) В. Пропп;

б) Г.Г. Гадамер;

в) К. Ясперс.

23. Как называется материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации?

а) знак;

б) текст;

в) артефакт.

24. Кто является автором работ «Умозрение в красках» и «Два мира в среднерусской иконописи»?

а) П. Флоренский;

б) Е. Трубецкой;

в) В. Кандинский.

 

 

Вариант 3.

 

Тема 1. Культурология как наука

1. Кто из ученых ввел термин и выделил культурологию как са­мостоятельную науку?

а) Э. Дюркгейм;

б) М. Вебер;

в) Л.Уайт

2. Какой немецкий философ понимал развитие культуры как со­вершенствование разума?

а) И. Кант;

б) И.Г. Фихте;

в) И. Г. Гердер.

3. В рамках какого направления происходит включение личности в культуру?

а) структуральной антропологии;

б) функционализма;

в) психологической антропологии.

4. Какому типу культуры соответствуют понятия: цивилизация, покорение, закон, норма, рассудок, рационализм, анализ, дедукция:

а) гетерогенный;

б) мифологемный;

в) техногенный.

Тема 2. Сущность и смыслы культуры.

5. Кто из английских антропологов является автором трудов: «Первобытная культура», «Введение к изучению человека и циви­лизации (Антропология)»?

а) Г.Г. Гадамер;

б) Э.Б. Тайлор;

в) М. Мид.

6. Кто считается основателем социологической школы?

а) П. Сорокин;

б) Платон;

в) В. Вебер.

7. Что такое артефакт?

а) искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ и т.п.

б) исторический факт;

в) все перечисленное.

8. Какие каналы трансляции социально значимого опыта суще­ствуют, согласно концепции Э.А. Орловой?

а) сфера образования, СМК, учреждения культуры;

б) экономика, политика, право;

в) наука и техника.

9. Какие сферы проявления массовой культуры выделяются?

а) «субкультура детства», массовая образовательная школа, средства массовой информации, система национальной или государ ственной идеологии;

б) массовая социальная мифология, индустрия рекламы, моды, индустрия физического имиджа, индустрия досуга, Интернет;

в) все перечисленное.

Тема 3. Типология культуры

10.. Кто из ученых является создателем концепции «идеальных типов»?

а) Дж. Хофстед:

б) А.Е. Гленн;

в) М. Вебер.

11. Для типологизации культуры необходимо два условия: выбор основания и...? Что это за условие?

а) познавательная цель (задача);

б) информация;

в) свобода выбора.

12. Классический период древнегреческой культуры:

а) III — II тыс. до н.э.;

б) XI —IX вв. до н.э.;

в) V—IV вв. до н.э.

13. Какие познавательные задачи ставит типологизация культур по формам мышления?

а) позволяет проследить точки психологического напряжения и найти регуляторы для снятия напряженности;

б) позволяет увидеть, как организовывается в данном обществе в определенном социокультурном пространстве взаимодействия, на что они ориентированы;

в) позволяет определить как в той или иной культуре осуществляется выбор решения, как определяется ситуация, на базе чего отбирается информация, какого качества.

14. Как называется работа Н.Я. Данилевского, в которой он представил концепцию культурно-исторических типов?

а) «Смысл и назначение истории»;

б) «Россия и Европа»:

в) «Кризис нашего времени».

15. П. Сорокин в работе «Кризис нашего времени» выделяет два основных типа культуры:

а) гуманитарный и естественный;

б) антропологический и феноменологический;

в) идеациональный и чувственный.

Тема 4. Социокультурная динамика

16. Через какие эпохи человечество последовательно проходит, согласно закону трех состояний О. Конта?

а) мифологическая, героическая, революционная эпохи;

б) цикличная, привычная и актуальная эпохи;

в) теологическая, метафизическая и эпоха позитивных наук.

17. А. Тойнби в работе «Постижение истории» утверждал, что ка ждая цивилизация проходит в своем развитии стадии:

а) эпохи богов, эпохи героев, эпохи людей;

б) генезиса, роста, надлома, разложения, гибели и смены; в) детства, юности, зрелости, старости.

18. Кто из ученых разрабатывал идеи цикличности политической

жизни?

а) И.Р. Пригожин;

б) А. Шлезингер;

в) Л. Февр.

19. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «глобальный

эволюционизм»?

а) К..Э. Циолковский;

б) В.И. Вернадский;

в) Н.Н. Моисеев.

20. Что такое аттрактор в синергетике?

а) многоуровневая структура системы;

б) точка бифуркации;

в) тенденция структурирования системы, формирования порядка.

Тема 5. Язык культуры

21. Какова классификация языков культуры?

а) естественные, искусственные, вторичные;

б) естественные и неестественные;

в) природные и искусственные.

22. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «семиология» и понимал ее как часть социальной психологии?

а) Ж- Лакан;

б) Р. Барт;

в) Ф. де Соссюр.

23. Что такое мемы?

а) единицы культурной информации, выраженные в текстах;

б) биологическая память человечества;

в) все перечисленное.

24. Кто из представителей герменевтики утверждал: «Для меня текст безграничен. Это абсолютная тотальность. Нет ничего вне текста»?

а) Г. Гадамер;

б) Ж. Деррида;

в) В. Дильтей.

25. Символ — это:

а) универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла;

б) многозначное понятие, предполагающее подражание природе;

в) термин для обозначения искусственно созданных артефактов.

 

 

Вариант 4.

 

Тема 1. Культурология как наука

1. Первоначальное значение термина «культура» фиксировало степень влияния человека на природу через:

а) обработку, возделывание почвы;

б) подражание;

в) украшение.

2. Первое научное определение культуры, которое дал англий­ский ученый Э.Б. Тайлор:

а) Культура—живой организм в действии, изучение структуры которого включает в себя изучение функций структурных элементов в отношении друг к другу, и в отношении к целому;

б) Культура... слагается в своем целом из знаний, верований, ис­кусства, нравственности, законов, обычаев, и некоторых других спо­собностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества;

в) Культура—это прогресс общества в стремлении к Богу.

3. Основные разделы культурологии:

а) онтология культуры, гносеология культуры, морфология куль­туры, культурная семантика;

б) антропология культуры, социология культуры, социальная ди­намика культуры, историческая динамика культуры, прикладная культурология;

в) все перечисленные.

4. Специфика социогуманитарного знания заключается в том, что:

а) человек является субъектом и объектом познания;

б) эта область знания имеет оценочный характер;

в) существует своя методология;

г) все перечисленное.

Тема 2. Сущность и смыслы культуры.

5. Какая классификация определений культуры не входит в классификацию А. Кребера и К. Клакхона?

а) описательные, исторические и нормативные определения;

б) психологические, структурные и генетические определения;

в) мифологические, религиозные и трансцендентные определе­ния.

6. Кто из ученых является автором работы «Протестантская этика и дух капитализма», основателем «понимающей социологии»?

а) Т. Парсонс;

б) М. Вебер;

в) М. Хайдеггер.

7. Что не является сущностной характеристикой культуры?

а) содержательное наполнение совместной жизни людей:

б) физиологическое существование человека;

в) ненаследуемая биологическая информация.

8. В соответствии со структурой культуры, предложенной Э.А. Орловой, выделяются два уровня культуры:

а) естественнонаучный и гуманитарный;

б) трансцендентный и рациональный; в) обыденный и специализированный.

9. Какие можно выделить функции культуры?

а) социализации и инкультурации, ценностную, коммуникативную, познавательную, информационную, деятельностную, символическую;

б) рациональную и эмоциональную;

в) все перечисленные.

Тема 3. Типология культуры

10. Что такое основание типологизации культур?

а) признак, по которому устанавливается общность культур;

б) единство многообразия культур;

в) общечеловеческие характеристики культуры.

11. Каковы хронологические рамки эпохи неолита?

а) 3 млн. лет до X тыс. до н.э.;

б) VI тыс. до н.э.— до III тыс. до н.э.;

в) III тыс. до н.э.— I тыс. до н.э.

12. На базе какого основания происходит выделение традиционного и инновационного типа культуры?

а) обмен информацией;

б) универсализм-стандартизация;

в) социальный критерий.

13. В рамках этнографии выделяются следующие классификации культур:

а) географическая и лингвистическая;

б) хозяйственно-бытовая и антропологическая;

в) все перечисленные.

14. Как называется работа Ф. Ницше, в которой он деление культур на аполлонические и дионисийские?

а) «Рождение трагедии из духа музыки»;

б) «Ноmo sapiens". Опыт определения игрового элемента туры»;

в) «Будущее одной иллюзии».

Тема 4. Социокультурная динамика

15. В какой последовательности проходит смена общественно-экономических формаций, согласно марксистской концепции?

а) первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный,

капиталистический, коммунистический;

б) первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный,

коммунистический, капиталистический;

в) первобытнообщинный, феодальный, рабовладельческий,

капиталистический, коммунистический.

16. Какую идею разрабатывал О. Шпенглер в работе «Закат Ев­ропы»?

а) полицикличности исторического процесса;

б) эволюционное в истории;

в) прогресса в историческом развитии.

17. Какой главный фактор определяет цикличность динамики, по мнению

И. Шумпетера?

а) ценности;

б) мироощущение;

в) инновации.

18. Какие фазы становления цивилизации рассматривает Ю. Яковец?

а) зарождение, развитие, рост, процветание;

б) зарождение, становление, зрелость, упадок, реликтовый период;

в) возникновение, совершенствование, надлом, гибель.

19. Кто считается основателями синергетики?

а) Пригожин И. и Г. Хакен;

б) М. Харрис и Дж. Стюарт;

в) все перечисленные.

Тема 5. Язык культуры

20. Какие языки относятся к вторич㭚ым?

а) языки программирования;

б) миф, религия, искусство;

в) все перечисленные.

21. Семиотика — это:

а) наука о возникновении арготических выражений;

б) наука о языках межнационального общения;

в) наука о знаковых системах или семиозисе культуры и знаковой коммуникации.

22. Кто из ученых считал основой изучения знаковых систем сами знаки?

а) Ф. де Соссюр;

б) Ч. Пирс и Ч. Моррис;

в) Ю.М. Лотман.

23. Какие артефакты культуры в рамках современной герменев тики можно отнести к текстам?

а) книги и рукописи;

б) архитектурные сооружения;

в) картины, интерьер;

г) все перечисленное.

24. Какая классификация знаков существует в семиотике?

а) реальные и нереальные знаки;

б) иконические знаки, знаки-индексы, знаки-символы;

в) естественные, искусственные, вторичные знаки.

 

 

 

Вариант 1.

Тема. Мир человека как культура

1. Кто из ученых в работе «Теология культуры» выражал трево­гу

потери смысла в культуре XX века: «созданный человеком мир
объектов подчинил себе того, кто сам его создал, и кто, находясь
внутри него, утратил свою субъективность».

а) П. Тиллих;

б) К. Ясперс;

в) Ю. Лотман.

 

2. Кому принадлежат эти слова: «Судьба — это царство

случайности... иррациональность, непроницаемый мрак судьбы

превращают судьбу в источник тревоги»?

а) П. Тиллих;

б) Ф. Арьес;

в) П. Сорокин.

 

3. Как называется культурологический подход, интерпретирующий

культуру как систему ценностей, норм и институтов?

а) гносеологический;

б) аксиологический;

в) онтологический.

 

4. Кто из исследователей предложил классификацию

ценностей по степени интенсивности их распространения, выделил

доминант­ные, вариантные и девиантные ценности?

а) Ф. Клакхон;

б) Э. Дюркгейм;

в) К. Льюис.

 

5. Что подразумевает понятие «инкультурация»?

а) мгновенное и четкое научение или понимание, исключающее

безрассудочное поведение, осуществляемое путем проб и ошибок;

б) процесс освоения человеком основных черт и содержания культуры

своего общества, менталитета, культурных образцов в по­ведении

и мышлении;

в) движение культуры от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.

 

Тема. Мораль и право как феномены культуры

6. От какого латинского слова происходит термин «мораль».
а) обычаи, нравы, поведение;

б) законы;

в) истина.

 

7. Макросоциальная сфера, на которой проявляется регулятив­ная

функция морали, означает:

а) повседневные межличностные отношения;

6) моралъ выступает способом оценки людьми действий разного рода социальных

и государственных структур, движений, организа­ций, а также идей, концепций, идеологий, циркулирующих в обще­стве;

в) мораль выполняет функцию регулятора деловой активности

 

 

8. Что регулируют нравы?

а) морально-нравственные основания, ценности;

б) влияние меньшинства на большинство;

в) законодательную базу общества.

 

9.Что соответствует конвенциональному типу социокультурных норм?

а) нормы, которые специально создаются в качестве образца для

подражания в литературе, кино, религии;

б) нормы, рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие

силу закона, занимающие промежуточное положение

ме­жду институциональными и статистическими нормами;

в) нормы, которые складываются стихийно в той или иной куль­туре

в виде массового обычая поступать так, а не иначе.

 

10. Что характеризует право?

а) оно не дозволяет наказывать за нереализованные помыслы;

б) оно пресекает только такие безнравственные поступки, кото­рые

наносят фактический ущерб другим членам общества;

в) все перечисленное.

Тема. Искусство как феномен культуры.

11. В чем заключается специфика культурологического

Подхода в изучении искусства? Уберите лишнюю позицию:

а) в выяснений социокультурных смыслов, типологии, динамики

искусства;

б) в анализе формы художественного произведения,

психологии художественного восприятия и творчества;

в) в исследовании искусства как части целостного

социокультур­ного пространства, его взаимодействия с другими

феноменами куль­туры.

12. Кто из культурологов в работе «Ноmо Lидеns. Опыт

опреде­ления игрового элемента культуры» показал наличие

игрового нача­ла в самых разнообразных проявлениях культуры:

праве, филосо­фии, науке, религии, поэзии, музыке?

а) X. Ортега-и-Гассет;

б) Г. Спенсер;
в) Й. Хейзинга.

 

13. Как называется работа немецкого философа

Г.Гадамера, которой он анализирует современное состояние искусства?

а) «Дегуманизация искусства»;

б) «Общий смысл искусства»;

в) «Актуальность прекрасного».

 

14. Кто из мыслителей рассматривал в

своих работах тенденцию «дегуманизации искусства»?

а) П. Сорокин;
6) Х. Ортега-и-Гассет;

в) М. Хайдеггер.

 

15. Какие закономерности религиозного искусства можно

выде­лить?

а) символичность, каноничность, обезличенность;

б) поливариантность, абстрактность, фундаментальность;

в) все перечисленное.

 

Тема. Культура и цивилизация

16. Какие существуют подходы к соотношению культуры и

циви­лизации?

а) термины «культура» и «цивилизация»"тождественны;

б) цивилизация — уровень социокультурного развития;

в)цивилизация—период деградации, упадка культуры,набор

технико-механических средств;

г) все перечисленное.

 

17. Назовите эпоху, когда было зафиксировано соотношение

культуры и цивилизации; культура стала связываться с

индивидуаль­но-личностным творческим потенциалом

человека, цивилизация — с историческим процессом

гражданского общества

а) античность;

б) средневековье;
в) Возрождение.

 

1. В какой работе О. Шпенглера

цивилизация трактуется как фаза заката

культурно-исторического типа, его разложение?

а) «Закат Европы»;

б) «Постижение истории»;

в) «Кризис нашего времени».

 

19. Какие цивилизационные циклы выделяет Э. Тоффлер?

а) присваивающий, земледельческий, машинный;

б) дикость, варварство, цивилизация;

в) сельскохозяйственный, индустриальный, постиндустриальный.

 

20. Переходный период при смене цивилизаций характеризуется:

а) разрушением целостности ценностного ядра культуры:

б) формированием основ культурного ядра будущей цивилиза­ции;

в) все перечисленное.

 


Вариант 2.

Тема. Мир человека как культура

 

1.Кто из исследователей является создателем теории

господства«дологического мышления» в

общественном сознании первобытной эпохи?

а) Л. Леви-Брюль;

б) Ж. Пиаже;

в) М. Мид.

 

2. Что такое архетип?

а) понятие культурологии, предполагающее распоряжение

чело­веческими действиями;

б) жизнь индивида как самоценность;

в) прообраз, первичная форма, образец, структурный элемент

коллективного бессознательного.

 

3.Какое из следующих высказываний о ценности п ринадлежит Т. Парсонсу?

а) это представление о желательном, влияющем на выбор

пове­денческой альтернативы;

б) это универсальная норма, признанная в любой культуре;

в) это необходимое жизненное условие.

 

 

4. Ценности и мотивация — близкие, но не совпадающие понятия,

Возможны три типа отношений между ними. Выберите нужный вариант:

а) польза, добро, красота;

б) согласие, дисгармония, равенство;
в) гармония, компромиссы, конфликты.

 
 


5.Какой вид творчества зависит от

социально-экономической и политической системы, промышленных нужд,

общественных по­требностей и интересов, социального заказа, политического

руководства, организационно-управленческих решений?

а) инженерно-техническое творчество;

б) религиозное творчество;

в) художественное творчество.

 

Тема. Мораль и право как феномены культуры

 

6.Кто из ученых дал классификацию

первоначальных задатков, заложенных в основание нравов:

а)задаткиприродные,животные;
б) задатки человечности;

в) задатки личности, выраженные в

спо­собности воспринимать уважение к моральному закону?

а) Т. Парсонс;

б) Э. Дюркгейм;
в) И. Кант

 

7. Кто из исследователей считал, что мораль— это то, что

на уровне культуры выступает в качестве соответствующего

аспекта ценностей?

а) Т. Парсонс;

б) Э. Дюркгейм;

в) М. Вебер.

 

8. Кто такие маргиналы?

а) люди с устойчивым социальным статусом;

б) люди с неустойчивым или часто меняющимся социально-

со­словным статусом;

в) люди, относящиеся к культурной элите общества.

 

9. Как называются нормы, зафиксированные в официальных
документах—политических, юридических, религиозных и др.,

которые поддерживаются с помощью авторитета власти, применения

на­силия в необходимых случаях?

а) статистические;

б) эталонные;

в) институциональные.

 

10. Какая система права является эталоном для западноевропейской

культуры?

а) греческая;

б) римская;

в) египетская.

Тема. Искусство как феномен культуры.

 

11. Какая форма познания доминирует в искусстве?

а) рациональная;

б) интуитивная;

в) чувственная.

 

12. Когда возникает термин «мимезис» (подражание)?

а) в эпоху Античности;

б) в эпоху Средневековья;

в) в эпоху Просвещения.

 

13. Немецкий просветитель Г.Э. Лессинг в работе «Лаокоон. О
границах живописи и поэзии» утверждал в качестве цели живописи
и поэзии:

а) изображение прекрасных тел;

б) изображение жизненного подобия;

в) изображение возвышенного и трагического.

 

14. Как соотносятся понятия «кич» и «массовая культура»?
а) кич — это нижние пласты массовой культуры;

б) кич — это основа массовой культуры;

в) эти понятия не пересекаются.

 

15. Какая динамическая модель соответствует изменениям в

ис­кусстве?

а) эволюционная;

б) волновая;

в) прогрессивная.

 

Тема. Культура и цивилизация

 

16. Кто из ученых считал, что основной причиной зарождения и
развития цивилизации являются реки?

а) Л. Мечников;

б) Н. Данилевский;

в) А. Чижевский.

 

17. Каким образом интерпретировалось понятие «цивилизация»

в эпоху Просвещения?

а) культура и процесс цивилизационного развития наложились
друг на друга, культура рассматривалась как индивидуально-

лично­стное иобщественно-гражданское обустройство жизни;

б) термин«цивилизация» был введен французскими

просветителями для обозначения гражданского общества,

некоторой качест­венной его характеристики, уровня развития

с господством свободы, справедливости, правового устройства;

в) все перечисленное.

 

18. Н.А. Бердяев считал, что:

а) культура символична по своей природе, но не реалистична;

б) цивилизация — смерть духа культуры;

в) цивилизация подменяет цель жизни средствами жизни, ору­диями

жизни;

г) все перечисленное.

 

19. Кто из ученых является автором концепции многолинейной
эволюции, идеи культурной экологии?

а) Дж. Стюард;

б) М. Мид;

в) Т. Парсонс.

 

20. Основу западноевропейской культуры и техногенный характер

современной цивилизации определяют следующие черты:1) «При­рода

не храм, а мастерская, и человек в ней—работник»;

2) человек рассматривается как активное существо,

призванное преобразовать мир; 3)...;

4) установка на технико-технологическую оптимальность развития

техники и технологии вне их человеческого социокультур­ного

измерения. Вставьте пропущенную позицию:

а) деятельность человека направлена на самого себя;

б) бездеятельность человека направлена вовне, на преобразование

предметов;

в) деятельность человека нейтральна по отношению к природе.

 

 


Вариант 3.

Тема. Мир человека как культура

 

1. Что означает термин «перинатальный»?
а) превышенную натуральность;

б) события, которые непосредственно предшествуют биологическому рождению;

в) в пределах виртуального пространства.

 

2. Какое понятие соответствует следующему определению:

об­щепризнанная норма, сформированная в определенной культуре,

которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает

влияние на выбор между возможными поведенческими

альтернативами?

а) шаблон;
6) ценность;

в) кодекс.

 

3. В рамках антирелятивистского позитивизма:

а) отрицается возможность объективного анализа ценностных
структур;

б) ценностные системы рассматриваются как относительные;
в) утверждается возможность изучения ценностных структур с

позиции объективной науки.

 

4. Какое понятие, введенное Э. Дюркгеймом, обозначает состояние

ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных

и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда

старые социальные нормы и ценности перестают действовать,

а новые еще не установились?

а) аномия;

б) аномалия;

в) анахронизм.

 

5. Какие три типа взаимоотношений индивидуального мира
культуры с окружающим миром можно выделить?

а) английский, немецкий, французский;

б) африканский, латиноамериканский, австралийский;
в) европейский, древнекитайский, индийский.

 

Тема. Мораль и право как феномены культуры

 

6. Чем занимается, по мнению И. Канта, моральная антрополо­гия?

а) изучает нравы как свойство человеческой природы;

б) содержит конкретные знания о системе их распространения,
закрепления через воспитание, образование, просвещение

в) все перечисленное.

 

7. Какой элемент культуры отражает коллективные представле­ния

о том, что надо делать и чего не надо в повседневной, бытовой
сфере жизни людей, играет роль образца поведения в процессах
включения новых поколений в культурную деятельность?

а) ритуал;

б) праздник;

в) обычай.

 

8. Какое понятие характеризует определенную систему

согла­сованных правил и образцов поведения, вбирает в себя

обычаи, нравы, привычки, душевный склад или даже образ,

характер челове­ка или объединения людей, которые характеризуют

их как целост­ность, а также уклад, строй жизни, как мироощущение людей?

а) этнос;

б) класс;
в) этос.

 

9. Где фиксируются специфические для профессиональной
субкультуры морально-этические нормы, правила и образцы
поведения?

а) в Конституции;

6) в корпоративных кодексах;

в) в Уголовном праве.

 

10. Каковы три наиболее существенные сферы, где знание правовых

норм имеет наиболее важное для человека значение?

а) профессиональная деятельность, сфера политической жизни,

решение процедурных вопросов в повседневной коммуникации;

б) философская, религиозная, художественная деятельность;

в) все перечисленные.

Тема. Искусство как феномен культуры.

 

11. Как можно интерпретировать искусство?

а) реализация инстинкта украшения и подражания природе,
средство общения между людьми и источник познания мира;

б) своеобразное кодирование информации об исторических

пе­риодах и народах, текст, знаковая система;

в) игра, удовольствие, способ самовыражения и самосознания человечества;

г) все перечисленное.

 

12. Что подразумевают социокультурные смыслы искусства?

Уберите лишнюю позицию:

а) исследование его удивительной способности уметь воздейст­вовать

на вещи и людей с помощью искусственных артефактов;

б) бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения

мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей;

в) его рассмотрение как специфического средства коммуникации
и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-

нравственного развития личности.

 

13. Какие существуют способы образного отражения мира в

ис­кусстве?

а) натуралистический и пронатуралистический;

б) прекрасный и безобразный;
в) реалистический и условный.

 

14. X. Ортега-и-Гассет в своей теории элитарного и массового
искусства утверждал, что новое искусство разделяет публику

на два класса:

а) тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает его;

б) на художников и тех, которые художниками не являются;

в) все перечисленное.

 

15. Что означал греческий термин «tесhnе»?

а) науку и ремесло;

б) искусство;

в) все перечисленное.

 

Тема. Культура и цивилизация

 

16. Каким образом характеризует цивилизацию Ю.А. Яковец?

а) «она охватывает собою совокупность всех открытий, сделан­ных

человеком, и всех изобретений»;

б) «качественный этап в истории общества, характеризующийся

определенным уровнем развития самого человека,

технологической и экономической базы общества,

социально-политических отноше­ний и духовного мира»;

в) как«сообщество людей, объединенное основополагающими

духовными ценностями и идеалами».

 

17. Кто и в какой работе впервые использовал термин «цивилиза­ция»?

а) Ж.Л Гофф «Цивилизация средневекового Запада»;

6) В.Р. Мирабо «Друг людей»;

в) Ф. Бродель «Материальная цивилизация, экономика и капи­тализм,

XV—XVIII вв.».

 

18. П. Сорокин трактовал культуру как духовную наполненность
цивилизации. Уберите лишнюю позицию, не соответствующую

этой трактовке:

а) утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию
бездуховной цивилизации;

б) цивилизация включает в себя только позитивные культурные
достижения;

в) цивилизация понимается как историческая стадия обществен­ного

развития или как тип общественного устройства.

 

19. Концепция В.С. Степина о двух типах цивилизационного
развития в истории человечества предполагает деление

цивилизации:
а) традиционные и техногенные;

б) сельскохозяйственные и промышленные;

в) религиозные и художественные.

 

20. Преодоление кризиса техногенной цивилизации возможно

через:

а) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных

цен­ностей, созидание нового отношения к природе, формирование

экологической культуры;

б) смену принципов измерений техники, ее критериев и оценок,
включение в системы этих оценок социокультурного, собственно
человеческого измерения;

в) революционные изменения инженерного мышления и _действия;

г) все перечисленное.

 

 


Вариант 4.

 

Тема. Мир человека как культура

 

1. С. Гроф определял духовность как:

а) нечто, генерируемое человеческой психикой в ответ на внешние

события;

б) неотъемлемое свойство психики, проявляющееся спонтанно при

достаточно углубленном самоисследовании;

в) все перечисленное.

 

2. П. Сорокин предлагает следующую классификацию:

1) значе­ния в узком смысле слова; 2) значимые ценности; 3)...

Вставьте про­пущенное слово:

а) артефакты;

б) стереотипы;
в) нормы.

 

3. Какая система культуры по П. Сорокину отчасти сверхчувственна,

отчасти чувственна, предполагает доминирование ценностей
разума, рационализирующего объективную реальность?

а) идеациональная система культуры;

б) чувственная система культуры;

в) идеалистическая система культуры.

 

4. Кто из известных культурологов в работе «Осень средневе­
ковья» описал конфликт ценностей уходящей эпохи и зарождаю­
щихся ценностей в результате появления новых форм социокультур­
ной реальности?

а) X. Ортега-и-Гассет;

б) Хейзинга;

в) Д. Девайн.

 

5. Какой способ инкультурации рассматривается как: определенное

качество деятельности; форма самореализации личности,

способ измерения культурного потенциала личности?

а) творчество;

в) воображение;

в) интуиция.

 

Тема. Мораль и право как феномены культуры

 

6. Мораль возникает в культуре, как:

а) механизм обеспечения согласованности действий в обществе,

призванный поддержать генетическую установку на

выживаемость человека как биологического вида;

б) механизм формирования социокультурной системы;

в) механизм защиты от влияния других культур.

 

7. К каким формам жизни и деятельности человека имеют отношение

обычаи?

а) жизненный уклад, жизнеобеспечение, нормы

взаимоотношений и коммуникации;

б) обрядово-ритуальные проявления, фольклорно-

художественная практика;

в) все перечисленное.

 

8. Что такое норма?

а) образец, который принимает форму безличного,

всеобщего и общеобязательного требования, это

всеобщий принцип поведения, результат обобщения

массовой социальной практики;

б) регулятор массового поведения, который опирается на

единые и общие критерии, определяет меру дозволенного

(допустимого, должного и запрещенного (недопустимого),

границы допустимого обязательного вариантов поведения;

в) пример возможных и обязательных вариантов действия,

кото­рый устраняет или ограничивает неопределенность

(энтропию) в поведенческих актах, вносит организованность,

устойчивость, целена­правленность и согласованность

в жизнь общества;

г) все перечисленное.

 

9. Как называется движение, направленное на обеспечение
прав потребителей?

а) консьюмеризм;

б) имажинизм;

в) коадаптация.

 

10. Что предполагает охранительная функция права?

а) защиту общественных отношений, охрану интересов граждан,

социальных групп посредством предотвращения правонарушений,

а также восстановления нарушенных прав;

б) достижение согласия в обществе посредством включения

индивидов и общностей в единую систему социальной организации;

в) регулирование разнонаправленных и разномотивированных
действий людей как посредством установления обязанностей,

запретов и дозволений, так и с помощью стимулирования позитивной

для общества в целом деятельности.

Тема. Искусство как феномен культуры.

 

11. Что означает понятие «синкретизм первобытного искусства»?
а) слитность, нерасчлененность деятельности и мышления человека

в первобытной культуре;

б) универсальность первобытного искусства;

в) примитивность первобытного искусства.

 

12. Кто из мыслителей считал, что эстетическое переживание

— это удовольствие, которое «свободно от всякого интереса»?

а) Платон;

б) И. Кант;

в) Г. Гегель.

 

13. Кто из мыслителей отождествлял красоту и пользу?

а) Аристотель;

б) Демокрит;

в) Сократ.

 

 

14. Какой вид искусства соответствует идеациональному типу
культуры, согласно концепции П. Сорокина?

а) символическое искусство;

б) чувственное искусство;

в) эклектичное искусство.

 

 

15. В разные культурно-исторические эпохи существовала своя
доминанта в искусстве: античная скульптура, средневековая…,

живо­пись Возрождения. Вставьте пропущенное слово:

а) литература; _

б) музыка;

в) архитектура.

 

Тема. Культура и цивилизация


16. Кто изученых является автором книги «Цивилизация

средневекового Запада»?

а) Л. Февр;

б) М. Блок;
в) Ж.Л. Гофф.

 

17. Какие ученые рассматривают цивилизацию как стадию разви­тия

общества, наступившую вслед за дикостью и варварством?

а) Л. Морган и Ф. Энгельс;

б) О. Шпенглер и Э. Бенвенист;

в) А. Тойнби и Л. Гумилев.

 

18. По какому основанию осуществляется типологизация

циви­лизаций на земледельческие и индустриальные или

приморские и континентальные?

а) по господствующему типу хозяйственной деятельности;

б) по принципу естественно-географической среды;

в) по степени взаимодействия с другими цивилизациями.

 

19. Ценностное ядро культуры как ее социогенетический код

а) обеспечивает устойчивость социального организма и его адаптацию
к окружающей культурно-цивилизационпой среде;

б) защищает социальный организм от воздействий импульсов
других культур;

в) все перечисленное.

 

20. Что предполагает социокультурное осмысление техники?

Уберите лишнюю позицию:

а) техника рассматривается в контексте условий ее бытия,

повы­шается ответственность за выбор решений;

б) формируются новые принципы контроля над техникой на базе
многомерности и новые принципы технического проектирования в
глобальной системе техническое устройство—человек—окружаю­
щая среда;

в) техническая эффективность становится главным ориентиром

инженерного мышления, что превращает саму технику в цель

и главное содержание всей деятельности человека.

 

 


Вариант 1

 

 

1. Кто из мыслителей ввел термин «культурология»?

2. Как называется часть культурологии, в которой изучается проблемы философии культуры и культурологические концепции?

3. Какой культуролог ввел понятие «культурно-исторический тип»?

4. Кто из мыслителей Х1Х века выдвинул гипотезу о существовании «бессознательного» как особого уровня человеческой психики?

5. Кому из мыслителей-культуролов принадлежит следующее высказывание: «Культура возникает в игре, как игра»?

6. Какое понятие скрывается под определением К.Леви-Стросса: «На сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из них фразы, тексты, но это он делает, подчиняясь определенным правилом, которые выработаны коллективно и стихийно и о которых обычно многие не догадываются. Эти правила –«…»?

7. Один из основоположников функционалистской концепции культуры выделил такую функцию культуры, как «трансляция социального опыта». Кто этот культуролог?

8. Какому направлению экзистенциалистской концепции культуры принадлежали мыслители К.Ясперс и Н.Бердяев?

9. Назовите основную архетипическую черту западного человека, означающую его отделенность от общества?

10. Назовите имя китайского мудреца, создателя религиозно-этической философии, основанной на таких понятиях как «ритуал», «долг», «почтительность» и т.п.?

 

 

Вариант 2

 

 

1.В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»?

2. Как называется структурный элемент культурологии, изучающий конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности, механизмы трансляции культурных навыков, выражающиеся в формировании особого архетипа человека?

3. Как называется работа немецкого философа О.Шпенглера о кризисе европейской культуре?

4. Кто из мыслителей – культурологов положил в основу своей концепции культуры положение о «коллективном бессознательном» как одном из уровней психики человека?

5. Кому из культурологов ХХ века принадлежит термин «дегуманизация искусства»?

6. В статье «Структурализм как деятельность» Р. Барт дает характеристику человека, практикующего структурализм, т.е способного анализировать, сравнивать, обобщать и т.п. Как назвал он такого человека?

7. Назовите имя культуролога, представителя английской социологической школы, который выделил такую функцию культуры как «способ удовлетворения потребностей»?

8. Какому направлению концепции культуры экзистенциализма принадлежали мыслители ХХ века А.Камю и Ж.-П.Сартр?

9. К какому основному архетипу человека относится архетип русского человека?

10. Назовите основную архетипическую черту восточной культуры, обеспечивающую ей эволюционность и устойчивость развития?

 

Вариант 3

1. Как называется гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, о человеческом значении и способах постижения культуры?

2. Как обозначается функция культуры, задачами которой является социализация индивидов, передача культурных навыков от поколения к поколению?

3. Как называется работа английского историка А.Тойнби, в которой всемирная история излагается в цивилизационном ключе?

4. В своей культурологической концепции К.Юнг вводит в научный оборот понятие, которое характеризует как «общечеловеческие первообразы», «психические структуры коллективного бессознательного». Назовите это понятие?

5. Один из авторов игровой концепции культуры в своем романе «Игра в бисер» дал бдестящую самокритику элитарного спасения культуры с помощью «игры». Назовите его имя?

6. Представитель французской школы структурализма Ж.Дакан в структуре психики человека выделил три уровня, один их них он охарактеризовал как «область заблуждения человека относительно самого себя, где правит логика иллюзий». Как назвал он этот уровень психики?

7. Назовите имя культуролога, главы французской социологической школы, выделившего такую функцию культуры как «социализация личности»?

8. Назовите работу немецкого философа-экзистенциалиста М.Хайдеггера, в которой он изложил свою концепцию культуры?

9. Назовите основную архетипическую черту западной культуры, обеспечивающую ей динамичность развития и ориентацию на обновление культуры?

10. К какому типу восточной культуры относится калмыцкая культура?

 

Вариант 4

 

 

1.Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука культурология?

2. Какие уровни можно выделить в культурологических исследованиях?

3. Назовите имя немецкого философа. автора работы «Рождение трагедии из духа музыки», поделившего искусство на аполлонийское и дионисийское?

4. З.Фрейд в своей культурологической концепции выделил три уровня психики человека: ОНО, Я и Сверх-Я. Что он понимал под Сверх-Я?

5. Голландский ученый Й.Хейзинга стал основоположником игровой концепции культуры. Назовите работу, в которой он изложил свою концепцию?

6. Как называется книга К.Леви-Стросса, автора структуралистской концепции культуры?

7. Назовите имя культуролога,

представителя английской социологической школы, выделившего такую функцию культуры как «кодирование социального опыта»?

8. Назовите имя русского философа, изложившего оригинальную концепцию культуры экзистенцианализма

в работе «Философия свободного духа»?

9. Как называют склад ума западного человека, основанный на понятиях, категориях, теориях?

10. Назовите основную архетипическую черту восточного человека, означающую его неотделенность от общества?

 

 

Зачетные вопросы по культурологии для студентов 1 курса спец. «РГО»

 

1. Предмет культурологии.

2. Структура культурологии.

3. Функции культурологии.

4. Метод культурологии.

5. Характеристики культуры как координаты культурологических теорий.

6. Охарактеризуйте основные процессы формирования культуры.

7. М. Лакан об уровнях психики человека.

8. Р. Барт о «структурном» человеке.

9. Ж. Маритен о взаимной ответственности художника и общества.

10. Г. Марсель об ответственности художника перед искусством.

11. Концепция культуры И. Гердера (сущность, свойства, смысл культуры).

12. Концепция экзистенциализма К. Ясперса.

13. Критика Ж-Ж.Руссо культурных основ человеческой цивилизации.

14. Философия «жизни» в концепции Ф. Ницше.

15. Ф. Ницше о позиции аполлонийского и дионисийского начал в европейской культуре.

16. Н.Я. Данилевский о периодах развития культур и классификация народов.

17. И. Кант о нравственных основах культуры.

18. Феноменологическая концепция Г.В.Ф. Гегеля.

19. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

20. Нигилизм и неоцинизм в концепции Ф. Ницше.

21. Культурологи о перспективах развития мировой культуры.

22. Проблема «бессознательного» в культурологических концепциях. (З.Фрейда, К.Юнга, К. Леви-Стросса).

23. Противопоставление культуры и цивилизации в концепции О.Шпенглера.

24. О понятии «цивилизация» в концепциях (Н.Я.Данилевского, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.).

25. П.Сорокин о культуре, ее типах.

26. Психологическая концепция культуры К.Г. Юнга.

27. Понятие «архетип» по К. Юнгу.

28. Психоаналитическая концепция культуры К.Г. Юнга.

29. Структуралистская концепция К. Леви-Стросса.

30. Игровая концепция И.Хейзинги.

31. Э.Кассирер о символических формах.

32. Х. Ортега-и-Гассет о дегуманизации искусства.

33. Игровая концепция Г.Гессе.

34. Х.Ортега-и-Гассет об игровом характере культуры.

35. Проблема кризиса культуры в работах культурологов.

36. Структура культуры в теории М. Фуко.

37. Функции культуры в теории Э. Дюркгейма и В. Малиновского.

38. Функции культуры в теории В. Малиновского

39. Концепции культуры экзистенциализма М. Хайдеггера.

40. Концепции культуры экзистенциализма А. Камю.

41. Концепции культуры экзистенциализма Ж-П. Сартра.

42. Культурологические идеи западников.

43. Культурологические идеи славянофилов.

44. Философско-историческое направление в русской культурологии (В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин).

45. Научно-историческое направление в русской культурологии (С.М. Соловьев, Г.В. Плеханов).

46. Культурологические идеи «евразийцев» (Г.В. Вернадский, П.П. Савицкий, В.В. Флоровский).

47. Культурологические идеи Н.А. Бердяева.

48. Культурологические идеи Г.П. Федотова.

49. Культурологические идеи Н.А. Ильина.

50. Концепция «осевого времени» К. Ясперса.

51. Культурологи о путях спасения европейской культуры.

52. Г.К. Честертон в защиту «массовой» культуры.

53. Архетип западного человека.

54. Архетипические черты восточной культуры и человека.

Русский культурный архетип.

56. Архетип калмыка.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура и состав современного культурологического знания | I. Introduction. Religion and society
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 573 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.