Искусство представляет собой высшую форму эстетической деятельности, оно выделяет прекрасное в специальный объект. Общение с произведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше, чем лучше человек освоил художественное наследие человечества. Искусство формирует эстетические потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты. Высокие художественные достижения пробуждают в каждом из нас художника, то есть развивают наше эстетическое отношение к действительности, дают ценностную ориентацию эстетическому сознанию. Таким образом, эстетическая функция является основополагающей для искусства.
Как было сказано выше, художественный образ отражает, с одной стороны, действительность, а с другой — духовный мир создателя. В зависимости от преобладания той или иной составляющей виды искусства условно делятся на изобразительные (живопись, скульптура) и выразительные (музыка, архитектура).
39
Определение понятия «этикет». Этикет и этнос.
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми.Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.
Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения,обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах,визитах, переговорах;
- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
40
Социальное значение и функции этикета.
Наиболее общая формулировка слова "этикет" -установленный порядок поведения где-либо. Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами.
1. Поэтому основную ФУНКЦИЮ или СМЫСЛ этикета можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.
Это очень важная мысль, хотя и несколько обобщенная. Однако этикет не должен быть самоцелью или являться ценностью как таковой сам по себе. Он ценен ровно настолько, насколько помогает человеку.
2. Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Этикет. - это не игра в вежливость, условность. Это очень ПРАКТИЧНАЯ условность.
Итак, одно из первейших правил, определяющих сам этикет - поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что это или целесообразно, или удобно, или престо уважительно по отношению к другим и самим себе.
Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания. Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.
41
Культурный прогресс: сущность и критерии
Культ прогресс - поступ восход развит К., переход от К. одного кач-ва к К. более высокого кач-ва. Смена куль-историч типов, при кот каждый послед тип К. превосх прдыдущ. Куль регресс связан с утратой достигнутого, попятных движ, уничтож культ цен-й. В марксизме проблема к прогресс связана с учением об общ-эк формациях. Макрс и Энгельс выделяли 6 формаций. Культурный прогресс предстаёт, как закономер, поступ процесс смены формац типов К. Классики марксизма считали, что о культурно-ист процессе можно говорить лишь, как об общей тенденции развития К. В разные ист эпохи на первый план выходят те виды К., кот наиболее полно отраж своеобразие эпохи, её потреб и идеалы. В процессе развит К. периоды расцвета могут сменяться пероидами её застоя, деградации. Центры мировой К. постоянно перемещ из одной страны в др. Противореч хар-р в развитии К. прояв в том, что: 1. возможны несоответствия, противореч м/у разн видами К.; 2. возможны несоответствия, противореч м/у разными сторонами, элементами одного и того же вида К.; 3. возможны несоответствия, противореч м/у создателями и потребит к цен-й. Диалектика становл нового такова, что новое не может сразу и во всех отнош превзойти старое. Этим объясняются моменты регресса на этапе становл более высокой по своему качеству К. Всю сложность и противореч развит К. отраж спиралеобраз форма. Она показ, что в развитии К. есть и поступат направленн и моменты регресса и повторения пройденного на более высок ур-е. Многие исслед полаг, что при наличии специфич критериев культ прогресса возможна и необходима выработка главного высшего критерия прогресса К. В кач-ве главного критерия культ прогресса рассм мера развития сущ-х сил чел. В процессе развития К. совершенис-я ср-ва дух и практич освоения чел дейс-ти, повыш его мастерства, соверш умений, навыков, практич способностей (технологич сторона прогресса). Культ прогресс включ и гносиологич сторону, он связан с обогащ чел знаний со всё более углубленным и распростр отраж-м дейст-и в различ видах дух К. Развитие гносиологич стороны расширяет возможн для свободы выбора. К прогресс связан с развитием и обогащением потреб чел.