Сознание первобытного человека определят как мифологическое, слово это означает:
Особого рода рассказы о сотворении мира и человека, о богах и героях, о конце света и т д
Особое мировоззрение, которое подразумевает реальность этих рассказов.
Сущность мифологического сознания пояснить довольно тяжело, потому что так же как и древние люди мы живем внутри мифов только других. Примерно же описать мифологическое сознание можно так: Это черезвычайно яркое и живое переживание реальности, основанное на тех или иных текстах, которые получают священное значение безоговорочно маркируется позитивно и т. д. Можно сказать, что в сущности все мировосприятие такого человека выстраивается вокруг этого текста.
Искусство эпохи первобытности
В первобытную эпоху зародились фактически все виды изобразительного искусства, которые существуют и сейчас: Графика, живопись, скульптура и т д. Кроме тгог стоит отметить, что в древнейшею эпоху появляется и музыка.
Древний восток.
Можно с уверенностью утверждать, что первые цивилизации (то есть достаточно высокая стадия развития культура появилась именно на востоке, потому что: Производящая прибыльная экономика, письменность, частная собственность и классы, многолюдные города и т д)
Древний восток это традиционное общество (подробности в лекциях раннее).
Культура древнего Китая
Общее замечание
1. Изолированное географическое положение, которое способствовало формированию у древних китайцев откровенно этноцентрической психологией.
2.Китайцы всегда были чрезвычайно высокого мнения о своей культуре и до сих пор полагают ее самой древней и развитой. В Китае всегда в очень высокой степени ценили образованность, культуру и цивилизованность; прежде вего форме литературных и около литературных занятий.
3. Древний Китай относят к «речным цивилизациям», со всеми вытекающими последствиями: аграрная основа экономики, жесткая политическая власть, многочисленный чиновничий аппарат, подчинение интересов личности интересам коллектива.
В качестве главного культур образующего фактора выступали 3 великих учения: Конфуцианство, таосизм, буддизм.
Конфуцианство:
Суть конфуцианство особенно на первоначальном этапе его существования можно определить не как религию, а как идеальную социальную систему, главная задача которой выстроить особые отношения между людьми.
Сущность и особенности конфуцианства: Консерватизм (неизменность).
Главный социальный принцип конфуцианства – это подчинение поведение человека колоссальному количеству ритуалов, обрядов, этикетов и т д, церемония.
Общий смысл всех этих церемоний подчиняется так называемому принципу «сыновней почтительности»
Принцип сыновней почтительности: гос-во полагалось общей семьей, а император общим отцом и соответственно все отношения сверху до низу выстраивались подобно тому, как они встраиваются в идеальной семье главными словами для любого древнего китайца: долг, верность, преданность, послушание и т д
Еще одним важным элементом в конфуцианской социокультурной системе было понятие «благородный муж»: Оно включает в себя массу всяких достоинств сосредоточенных в одном человеке; само собой разумеется что все свои таланты благородный муж просто обязан был употребить на благо общества и гос-ва.
Вывод: Конфуцианство в начале своего существования не мало не интересовалось всякого рода «мистическими вопросами», такими как вечная молодость и т д Этими проблемы разрабатывались другими великими учениями такими как: Даунсизм и Чаньгбуддизм.
Даосизм: Связано с именем великого и легендарного мудреца Лао-Дзы, и с понятием Дао.
На первоначальном этапе своего существования Даосизм принципиально занималось своими вещами, которыми не интересовало конфуцианство, это проблема устройства вселенной, устроения мира достижения практического бессмертия или проявлении жизни в максимально степени. Понятие Дао очень трудно объяснить вербальным способом (словестно), его можно только почувствовать сердцем; в самом общем виде его смысл можно передать так – это путь (или программа пути) по которому следует вселенная. Из за своей сложности Дао часто описывается словами: «нечто не имеющее формы» «непостижимое», «само в себе покоящееся», и охватывающее все вещи на свете.
Одним из главных принципов которым руководствуется Даосский мудрец это так называемый принцип не деяния (У-ВЭЙ)
3) С идеей Ван была тесно связана идея о Ашрамов: Жизнь «дважды рожденных» в идеале должна была включать 4 этапа. 1 этап - «Ученик»; 2 этап – «Домохозяин»; 3 – «Отшельник»; 4 – «лесной житель». Махабхар и момояма – это огромные тексты, которые одновременно несут в себе массу функций, это и историческое повествование, и легенда, и сказка, и сборник моральных поучений, и философский, и магический текст и т.д., и т.д. и т.д.
Особое значение имеет для индуизма 6 книга махахбары, которая называется Бхагавад-Гита.
4) Представление о ведических божествах, их количество, а также старшенство или главенство менялось от эпохи к эпохе – сначала это были Индра (небо), Агни, Варуна, Сурья (солнце)) и т. д. – эти боги не имели четкого облика и отождествлялись с явлениями природы. Позднее сформировалось так называемое индуистская триада, брахма, шива и вишну (каждому из этих божеств соответствует его женская ипостась или божественная супруга, у Брахмы это сарасвади, у Шиву – парвади, у Вишну – Лакшми). Кроме того с Вишну связано представление о так называемых Аватарах – это его воплощение в разные земные существа, аватаров у него 10, а самое главное это Рама, Кришна и Будда.
Примерно в эпоху индийского средневековья характер индуизма стал меняться, если раньше основное внимание в нем уделялась точному знанию и выполнению религиозного ритуала, то позднее огромную роль стала играть понятие бхатки (божественная любовь, имеет любовь к божеству, которе имеет все признаки земного чувства, и весьма сильно эротически окрашено).
Вышеописанные особенности древнеиндийской культуры очень наглядно проявляются в искусстве. Его можно разделить на несколько периодов:
1 – это буддистское искусство и его расцвет в Индии в 3 веке до Н Э. Ступа это хранилище останков в той или иной священных для буддизма. Кроме того для буддистского периода характерны так называемые пещерные храмы чайтья. Внутреннее пространство украшалось рельефом, фресками.
2 – Индуистский период, начало 7 века н э. Появляется другой тип храма –Ратха (врубается в скалу). Другой тип храма это наземный храм, построенны из кирпичей или каменных блоков, украшенный многоярусной конусообразной башней. В это же время наблюдается рассвет бронзовой культуры, прежде всего это изображения богов, их жен и т д.
3 – Искусство мусульманской религии это примерно с 12 века н э. Особенных успехов этот период Индия добилась в архитектуре. Кроме того в это время расцветает миниатюра, в которой позднее появляются также изображения людей и животных.
Культура Античности
Античность – это культурная история древней Греции и древнего Рима.
Культура древней Греции.
1. Критомикенская эпоха – 2000 лет до н э.
2. Гомеровский период – 11 -9 век до н э.
3. Архаическая Греция - 8-6 века до н э.
4. Классическая Греция – 5-4 века до н э.
5. Эпоха эллинизма 3 – 1 века до н э (в это время, в результате завоевания македонских царей, образуется большая территория, на которой древнегреческая культура перемешивается с древневосточными).
Иногда сюда добавляют еще:
6. 1-5 века н э., когда Греция входит в состав римской империи.
Применительно к древнегреческой культуре часто употребляют слова «греческое чудо», так как древние греки добились невиданных высот во всех областях культурной деятельности: Политике, философии, в науке, в искусстве и т д.
Общие особенности древнегреческой культуры
1. Греки называют свою территорию Эллада, она располагалась на балканском полуострове, в нее входила часть современной Турции, многочисленные острова Эгейского моря, а также греческие колонии. Древняя Греция никогда не была единым государством, она всегда представляла собой конгломерат или совокупленность небольших городов государств – Полисов, управляемых гражданской общинной, то есть совокупностью лично свободных граждан – собственников земли и воинов.
2. Для древнегрческой культуры характерно наличие гражданского или демократического общества (хотя эта демократия не похожа на современную демократию, потому что древний грек обязан был предавать все силы служению обществу, то есть полису).
3. Для древнегреческой культуры характерно специфическая религия и мифология: Боги у др. гр. Были антропоморфны, со всеми вытекающими отсюда последствиями, отношения между людьми и богами был как отношения между людьми. Кроме того они не были всемогущи: как над богами, так и над людьми довлели рок и судьба, бог отличались от людей только тем, что были вечно молоды и бессмертны.
Человек в древнегреческой мифологии полагался только сам на себя и счастлив он был не потому что его любили боги, а наоборот, боги его любили за то что он был счастлив.
4. Космологизм – под «космосом» греки понимали любую упорядоченность, в противоположность Хаусу, из этого принципа вытекает три составляющие древнегреческого искусства: Красота, мера и гармония
5. Калокагатия – это сочетание красивого тела и развитой души, достигался он обучением, воспитанием и т д.
6. Антропоцинтризм – человек это мера всех вещей (вся древнегреческая цивилизация вращалась вокруг человека)
7. Агонистика – это соревновательность, состязательность древнегреческой культуры.
8. Зрелищность и красочность
9. Сочетание рационального восприятия мира с художественно – эстетическим.
10. Кризис древнегреческой культуры обычно связывают с последним этапом ее существования, а именно с завоеваниями Александра Макендокского: в результате появления гигантских государств разрушилась полисная психология – человек внезапно осознал, что мир не замыкается в его крошечного городишка и в результате традиционные для древнегреческой культуры ценности были разрушены.