Л.Фробениус (1873-1938) Был крупнейшим
специалистом по африканским культурам. Он совершил 12 экспедиций,
посвященных исследованию материальной культуры народов Африки. Итогом
этого стали его работы. В наиболее фундаментальной из них "Происхождение
африканских культур" (1898) Фробениус рассматривал две формы
передвижения культуры: перенос культуры без значительного движения народа
и перемещение культуры с народами. Человек в его теории занимал
подчиненное место. Основное понятие его концепции "культурная провинция"
(культурный круг) представляло собой некую совокупность предметов
материальной культуры, с определенными признаками, характеристиками.
Культура рождается из природных условий.
История челов.-это история перемещения нескольких культурных кругов.
Деление культуры на мужскую(теллурские) и женскую(хтоническую).
Ф.Грёбнер (1877-1934) (Теория культурных кругов Ф. Гребнера)- все культурные
явления и предметы распространяются подобно кругам от отброшенного в воду камня.
Основной объект исследований - культуры Австралии и Океании. Важнейшие
работы исследователя - "Меланизийская культура лука и ее родственники"
(1909), "Метод этнологии" (1911). Ф.Гребнер отстаивал идею практической
неизменности форм предметов и их географического распространения
Культуры, или культурные круги, он часто выделял
произвольно, что не соответствовало реальному положению вещей.
Всё в истории человечества изобретается 1 раз,а потом передаётся по принципу культурного круга.
В.Шмидт (1868-1954) австрийский пастырь,священнослужитель.
Центр зарождения культуры (пигмеи и бушмены)
К.Уислер (1870-1947)-америк.
Распростр.-материал,нематериал,соматические элементы разных культур.
Г.Эллион-Смит (1871-1937) и У.Перри (….-1849)
Сочинили Теорию «Панегитизма»-черты культуры древнего египта присвоены во многих культурах включая иные материи.(мумифизирование).
Заключение
В начале ХХ века в противоположность эволюционизму в рамках культурной антропологии формируется концепция диффузионизма., т.е. распространение культуры из одного центра в другой. Такой подход сделал возможным исследовать взаимодействие разных культур, раскрыть механизм освоения достижений других народов, и главными средствами распространение культуры диффузионизм считал войны, территориальные завоевания, колонизацию, торговлю, миграцию, добровольное подражание.
11. Культурологические концепции: эволюционизм неоэволюционизм
Эволюционизм -1-ая собственно культурологическая теория.
Эволюция -постепенное качественное изменение от простого к сложному
Факторы эволюции
1. Приспособление по средствам воли(Ламарк)
2. Природные катаклизмы(Кювье)
3. Естественный отбор за ресурсы(Дарвин)
Предпосылки возникновения эволюционизма
1. Открытие новых земель
2. Утверждение эволюционного мировоззрения
Детерменизм- теория всеобщей обусловленности)эпоха просвещения)
Эволюционизм- единство необратимость поступательность позитивных социокультурных процессов обусловленных необходимостью адаптации к меняющимся условиям.
Цели эвол.
1. Выделить основополагающую идею развития культуры
Задачи эвол.
1. Определить стадии развития культуры общей для всех
2. Изучить исторические формы брака и семьи
3. Выяснение причин запретов,табу, обычаев и ретуалов.
4. Анализ первых форм религии
Э. Тайлор (1832-1917)
«Культура состоит из знаний, верований,искусства,нравственности,законов, обычаев усвоенных человеком.»
Основная функция культуры –верования.
Дж.Фрэзер (1854-1941)
«Золотая ветвь»
Стадии развития человечества
1. Магия
2. Религия
3. Наука
Минусы эволюционизма
1. Игнорирование национальных религиозных и других особенностей
2. Игнорирование свободной человеческой деятельности
3. Не объяснение того прочему прекратилась эволюция
4. Не отвечает почему одни виды исчезают а другие не изменяются и не эволюционируют
Неэволюционизм -1950 г.
Понятие неоэволюционизм возникло в середине 50х годов XX столетия благодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и антрополога Джулиана Стюарда.
были предложены несколько концепций эволюции:
1. Теория общего и частного развития,
2. Закон культурной доминанты и др.
Неоэволюционисты опирались в своих работах не на философию или историю, а на конкретные науки, непосредственно имеющие дело с социальными изменениями. Это такие дисциплины,как палеонтология, архео-я, этнология и историография.
Неоэволюционисты рассматривали историю общества, как совокупность замкнутых систем, развивающихся в разных направлениях. Такое развитие являлось результатом приспособления человека к различным экологическим средам. Существует три типа эволюционной концепции:
1. однолинейная - требует наличие универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем таких, например, как «дикость – варварство – цивилизация»,
2. универсальная - заключается в обнаружении глобальных изменений, имеющих форму развития.
3. многолинейная - допускает существование множества приблизительно одинаковых путей социокультурного развития и установка всеобщих законов эволюции не является ее целью.
Л.Уайт (1900-1975)-американ.антрополог
«уровень развития культуры зависит от количества энергии затраченной на человека в год»