Культурология и философия. С точки зрения философского взгляда на культуру как на феномен общественной жизни культурология исследует следующие проблемы: что такое культура? Что дает изучение культуры для понимания истории? Какую роль играет культура в развитии человека и общества? На сегодняшний день сложилось понимание того, что любое социальное изменение начинается как сдвиг внутри культуры, то есть появление новых ценностных ориентаций рассматривается как итог длительного действия разнообразных социокультурных изменений. Таким образом при кратком обзоре можно охарактеризовать связь культурологии с другими науками о человеке и обществе и истории их развития.
В заключение необходимо подчеркнуть особенную актуальность культурологического исследования в информационном обществе в условиях глобализации и массовой культуры, а также в свете глобальных мировых проблем, характерных для нынешней стадии эволюции человечества. В XXI в. ведущим становится именно культурологический подход, культурологическое осмысление экологических проблем, культурологический анализ преимуществ и недостатков внедрения достижений научно - технического прогресса, проблем адаптации человека к специфике условий жизни в современной (или постсовременной) цивилизации.
В гуманитарной сфере остро стоящие проблемы диалога цивилизаций, проблемы преемственности, интерпретации традиций, влияющие на связь прошлого и настоящего, на устремленность в будущее (поскольку человек - единственный биологический вид на Земле, который живет и в настоящем, и в прошлом, и в будущем), - проблемы создания мультикультурного общества для своего разрешения также требуют культурологического подхода.
Место К. в системе гуманитарного знания определяется, во-первых, как его относительно самостоятельная область с определенными выше объектом и предметом. Объединяющим началом в данном случае следует полагать анализ социокультурной динамики процессов и явлений, присущих основным сферам общественной жизни. Во-вторых, К. выступает как определенный подход и уровень обобщения в системе социогуманитарного знания. К. предстает здесь в виде "теории среднего уровня". Скажем, для цикла исторических наук культурологический подход объединяет повествовательную историю и философию истории в т.ч. культурную историю, одним из пионеров которой был Милюков. Иначе говоря, в любой области познания человеческой деятельности культурологический подход занимает некое промежуточное положение между уровнем философско-теоретических обобщений и предметным уровнем обобщений. В этом случае культурологический подход приводит к формированию пограничного слоя в исследовании каждой их сфер общественной жизни: К. экономики, К. политики, К. религии, К. искусства и т.д.
В К. следует выделять два уровня исследований: фундаментальный и прикладной. На первом из них в настоящее время формируются три основных направления исследования: антропология культурная, антропология психологическая и семантика культурная. Встречаются и иные представления о фундаментальном уровне, к которому относят философию культуры и общую теорию культуры. Уровень прикладных -культурологических исследований связан с изучением и формированием принципов и технологий управления культурными процессами (институциональными и внеинституциональными). Методы и принципы культурологических исследований заимствуются из наук, на которых базируется К.; в настоящее время происходит формирование собственной методологии, определяемой предметом, целями и задачами культурологических исследований.
По специфике своего предмета и методам исследования культурологию относят к классу гуманитарных наук. Гуманитарные науки (языкознание, психология и т.д.) в сущности, являются науками о культуре в широком смысле слова. Языкознание, искусствоведение, литературоведение, политические, юридические науки изучают различные аспекты, стороны культур, но не изучают культуры в целом, что является собственным предметом культурологии как науки.
Тесно связана культурология с историческими науками, особенно в той ее части, которую называют историей культуры. Культурология опирается на данные исторических наук, использует методы при изучении истории культур. Вместе с тем культурология помогает истории найти закономерности исторического развития, понять сущность исторических явлений.
Изучая современные культуры, цивилизации, культурология как дисциплина отчасти совпадает с такой дисциплиной как страноведение. Как и все науки, культурология имеет определенную связь с философией, Философия разрабатывает гносеологические предпосылки культурологии, как и других наук. Философия разрабатывает необходимые для осмысления культурологических данных категории, исследует специфику методов познания в этой области, существует такая область философского знания, как философия культуры.
Понимание культур различных наций не самоцель, а средство для нахождения истинной, общечеловеческой системы ценностей, для решения современных актуальных проблем, стоящих перед человечеством. В этом смысле культурология связана с этикой, идеологией, помогает выработке гуманной культурной политики.
2. Интегративный характер культурологического знания Рассмотрим четыре тезиса, аргументирующих интегративный характер культурологии.
Тезис первый. Культурология с одной стороны, является обобщением данных социально-научных, естественно-научных и гуманитарных дисциплин, а с другой – содержательно включена в них. Такие области знания,
- как этнология, этнография, физическая антропология, связаны с культурологией через этнопсихолингвистику и культурную антропологию;
- политология – через политическую антропологию;
- социология – через коммуникативные процессы;
- философия культуры – через конструирование «универсальных» исторических циклов становления культур и цивилизаций;
- общая философия – через философскую антропологию, которая изучает ментальные характеристики личности человека, его склад ума, умственные привычки, навыки сознания и т.п., и их своеобразную конфигурацию в рамках определенной культуры;
- этика, эстетика, религиоведение содержат в предметном поле важные для современной культуры идеи, нормы, нравы, эстетические вкусы различных народов мира;
- экономика – через экономическую антропологию, которая показывает корреляцию типов простых социально-экономических отношений, складывающихся у дописьменных, доиндустриальных и неиндустриальных народов с соответствующими типами, сложными социально-экономическими отношениями, формирующимися в высокоразвитых странах;
- психология – через изучение индивидуальных особенностей отношения к культуре, своеобразия духовного поведения человека в рамках культурного поля и т.п.
Тезис второй. Он связан с новым состоянием культурологического знания: имеется ввиду постмодернизм. Хотя понятие постмодернизма появилось еще в 1917 г., сама тенденция проявилась в западной культурной практике и в творчестве интеллектуалов во второй половине ХХв. Точкой отсчета считается работа Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернисткое состояние: доклад о знании» (1979). Особенность постмодернизма в открытости, отказе от традиционных проблемных полей, понятийно-категориального аппарата и в целом в смене познавательной парадигмы. Пространство постмодернизма организуется уже не вокруг человека как центра и источника системы представлений, а по принципу мозаики.
Таким образом, к концу ХХ в. Сформировалось новое поколение теоретиков культуры, которые принципиально утверждают состояние радикальной плюральности концепций и взглядов. Следствием этого явилась фрагментарность, нестрогость в принадлежности к какой-либо определенной научной, теоретической школе. Возникает тенденция к преодолению односторонности в трактовке культуры. И, кроме того, появились новые концепции, пришедшие в социальные науки из естественных, в частности, синергетический подход, потребовавший переосмысле-ния социокультурных процессов. Поэтому интегративная тенденция усиливается, границы концепций размываются, в науках о культуре возникают синтетические теоретические конструкции.
Тезис третий. Интегративность обусловлена возможностями особого, культурологического метода осмысления и выстраивания логики любой профес-сиональной деятельности. Способность применять культурологический подход к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияет на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социо-культурная компетентность.
В этой связи необходимо уточнить, что именно является особенно ценными необходимым для культурологического подхода. Так, если иметь ввиду, что пофессинальная деятельность – это специализированная сфера культуры, то культурологический уровень ее изучения предполагает исследование экстраутилитарных, т.е. выходящих за пределы узкой специальности, ценностно-нормативных параметров этой деятельности:
- нормирующих и регулирующих ее по критериям социальной приемлемости тех или иных способов ее осуществления;
- устанавливающих пороги допустимости социальной и социальных последствий этой деятельности;
- аккумулирующих и канонизирующих исторический опыт подобной деятельности в плане ее социальной эффективности;
- формирующих «классические» требования к технологиям и нормам обучения по специальности; этику профессионального взаимодействия специалистов;
- создающих специальные внутриотраслевые языки и семиотические коды профессиональной коммуникации и взаимопонимания;
- разрабатывающих иерархию критериев определения социальной ценности продуктов (результатов) этой деятельности, престижность тех или иных функций и статуса ее исполнителей, профессиональную атрибутику, этику, моду, праздники, традиции и т.п.
Таким образом, предметом культурологического анализа специализированной деятельности являются ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования, а также взаимодействие и взаимопонимание как между профессиональным сообществом и другими общественными структурами, так и внутри него.
Тезис четвертый. Культурология как познавательная парадигма основана не на монологическом языке предшествующей, классической науки, не на познании-созерцании, а на «отношении», действии, диалоге. В этом смысле она интегрирует, например, культуру Запада и Востока как продукт двух разных философских и духовных традиций, взаимодействие, взаимовлияние, проникновение (или отталкивание) разных исторических или современных культур, целью которого выступает достижение согласия в обществе. В аспекте диалога культура понимается следующим образом.
1.Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных – прошлых, настоящих и будущих – культур. Она становиться культурой только в этой одновременности общения разных культур. В отличие от этнографического, морфологического и других понятий культуры, так или иначе постигающих ее как замкнутый в себе объект изучения, в концепции диалога культура понимается как открытый субъект возможного общения.
2.Культура – это форма самоопределения индивида в горизонте личности. В формах искусства, философии, нравственности человек отстраняет готовые схемы общения, разумения, этики, он восходит как бы к началу бытия и мысли, где открывается возможность иных начал. Эти грани культуры сходятся в точке последних вопросов бытия, которые человек вновь пропускает через себя.
3.Мир культуры – это «мир впервые». Культура в своих произведениях позволяет нам как бы заново порождать мир, бытие предметов, людей, собственное бытие, бытие своей мысли из плоскости полотна, хаоса красок, ритмов стиха, мгновений нравственного очищения.
Итак, интегративный характер культурологии порожден потребностями современной эпохи, разработки адекватной этому характеру продуктивной стратегии комплектарности, особенно в случаях, когда понимание и решение сложной проблемы требует применения разных теоретических подходов.