Проблема генезиса культуры: психоаналитическая теория.
Для культурологии важным представляется вопрос о генезисе культуры, то есть попытка теоретического осмысления самой проблемы зарождения культуры. Термин "генезис" пришел к нам из греческого языка и переводится как "происхождение, возникновение", а в широком смысле означает момент зарождения и последующего развития некоего процесса до определенного состояния. Следовательно, изучение генезиса культуры есть рассмотрение движения первоначальных культурных процессов, приведших к появлению того, что уже можно назвать человеческой культурой.В этом вопросе так же не существует теории, которая бы однозначно принималась большинством ученых.
Имеется точка зрения - психоаналитическая - представлена доктором Зигмундом Фрейдом. В своей работе "Тотем и табу" он попытался понять проблему культурогенеза через анализ причин возникновения первых бессознательных психических комплексов. Центральное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью. Она родилась в результате первородного греха, совершенного некими первобытными людьми, которые убили своего отца. Это преступление Фрейд связывает со знаменитым эдиповым комплексом, в основе которого лежит подсознательная ревность мальчика к отцу как сексуальному сопернику в отношении матери.
Культура возникает тогда,когда возникает 1-й запрет.
«Я и Оно» 1923г.
Согласно теории Фрейда, структура личности складывается из трех основных начал: «Оно» - глубинный слой бессознательного влечения, сущностное ядро личности, вокруг которого наслаиваются другие элементы. «Оно» руководствуется только «принципом удовольствия». «Я» олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью в противоположность «Оно», содержащим страсти.
«Я» является своеобразным посредником между «Оно» и внешним миром.. «Сверх - Я» - сфера долженствования, совесть, моральная цензура, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я». Из данной интерпретации личности вытекает и представление о природе человека: большую часть в человеческой психике занимает и играет определяющую роль в поведении бессознательное. Следовательно, в данной структуре не сознание управляет бессознательными порывами, а последние властвуют над человеком. «Я» находится как бы в зависимости от бессознательного «Оно» и от социального «Сверх - Я», которое, властвует над ним в образах совести и бессознательного чувства вины. Таким образом, фрейдистское «Я» находится в конфликтной ситуации с внешним миром, «Оно» и «Сверх - Я», что приводит к драматизации человеческого существования. Психоаналитическая доктрина З.Фрейда может быть понята как попытка решения загадки человеческого «Я». Подобное истолкование психоанализа Фрейда основывается на том, что он стремился найти движущие силы личности и «универсальные механизмы», обусловившие ее поведение в норме и патологии.
Культура = Сверх Я Супер эго (сфера символического)
Сфера воображаемого Я – Эго сублимация
Оно - Бессознание
Реал сфера
Биолог.прир.
Либидо МортИдо
(то,что позволяет творить) (негатив)
Сублимация – реализация бессознательных импульсов в социально приемлимой форме.
К.Г.Юнг(1876-1961)
Ученик Фрейда, Карл Густав Юнг переосмыслил взгляды своего учителя, отказавшись от излишней сосредоточенности на проблемах формирования сексуальности. Сделал акцент на наличие неких сюжетов, универсальных для всех типов культур и передающихся на бессознательном уровне. Эти сюжеты, лежащие в основе любой религии, Юнг назвал архетипами. Архетип- фундамент.переживания первосмыслов.
В своих работах он попытался не только теоретически обосновать наличие подобных архетипов в разные эпохи и в разных типах культуры, но и обратился к конкретным мифам с целью их сравнения и выявления общих символов. Например, символику круга можно наблюдать в самых различных религиозных традициях: круг как идеальная форма – в пифагореизме, мандала (т.е. символическое отображение мироздания в виде круга) – в буддизме и т.д. В одной из своих работ (“Божественный ребенок”) Юнг анализирует мифы о “божественном младенце”, которые присутствуют практически в каждой развитой мифологии. Например, Персей – в древнегреческой мифологии, Иисус – в христианской традиции, аналогичные ближневосточные и индийские мифы. Разумеется, в случае такого разброса сюжетов сложно оказывается предположить, что все эти мифы являются заимствованиями из одного источника, поэтому признание их архетипически присутствующими в подсознании человека позволяет избежать бесполезных поисков источника заимствования.
Оригинальность психоаналитической концепции религии вызвала немало критики с разных сторон. Более частным упреком относится к Фрейду. Его интерпретация мифа об Эдипе, которая кажется натянутой и не согласуется с остальным комплексом древнегреческих мифов, в которых неоднократно присутствующие сюжеты отцеубийства и инцеста практически не перекликаются между собой.