Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Функции художественного совета

Руководство самодеятельным творчеством в культурно-досуговых учреждениях

Административное руководство самодеятельным творчеством в культурно-досуговых учреждениях (клубе, сельском Доме культу­ры, районном Доме культуры, досуговом центре и др.) осуществля­ется художественным советом.

Художественный совет — это общественный орган, который занимается организацией и руководством художественной само­деятельностью. Возглавлять художественный совет могут:

— заместитель директора ДК;

— художественный руководитель ДК;

— работник культуры, не работающий в данном ДК.

 

В состав художественного совета входят:

— заместитель директора ДК;

— методист отдела художественной самодеятельности;

— руководители ведущих коллективов самодеятельного твор­чества ДК;

— главный художник, балетмейстер, режиссер;

— главный бухгалтер ДК;

— представители профессиональных учреждений искусства;

— представители общественных организаций;

— спонсоры.

Функции художественного совета

1. Художественно-творческая:

— обсуждение репертуарных планов, планов творческой деятель­ности коллективов;

— разработка программ, проведение мероприятий;

— оказание методической помощи в деятельности коллективов;

— участие в просмотре и приеме новых спектаклей, концертных программ, номеров.

2. Функция планирования — утверждение и корректировка пла­на всей художественно-творческой деятельности ДК.

В положении о народных коллективах отмечается, что руковод­ство народным самодеятельным коллективом может осуществлять­ся художественным советом при самом самодеятельном коллекти­ве, который может быть создан на общественных началах из числа его штатных работников и ведущих участников коллектива, деятелей культуры, представителей общественных организаций. Состав художественного совета утверждается директором (заведующей) клуба, дома, дворца культуры. Его функции совпадают с функциями художественного совета культурно-досугового учреждения.

Следующее руководящее звено самодеятельным творчеством — это художественный руководитель ДК.

Художественный руководитель — это организатор художе­ственно-творческого процесса в культурно-досуговом учреждении, как правило, специалист в каком-либо жанре искусства. Он должен знать общие особенности других жанров художественного творче­ства и оказывать методическую помощь руководителям самодея­тельных коллективов. Часто он сам является руководителем како­го-либо коллектива самодеятельного творчества.

■ Функции художественного руководителя Совпадают с функциями художественного совета:

— планирование деятельности самодеятельных коллективов;

— методическая помощь самодеятельным коллективам;

— планирование программ;

— организаторская функция;

— функция контроля.

Непосредственное руководство самодеятельным коллективом осу­ществляет руководитель — это специалист в каком-либо жанре ис­кусства, имеющий среднее или высшее специальное образование.

■ Функции руководителя самодеятельного коллектива:

— художественно-творческая;

— воспитательная;

— организаторская;

— планирования;

— контроля.

В связи с тем, что участие в самодеятельности — это добро­вольная деятельность, руководитель коллектива должен быть хо­рошим организатором, обладать коммуникативными качествами, владеть методикой преподавания, уметь планировать свою дея­тельность, то есть быть хорошим организатором и педагогом.

Он должен разбираться в качествах личности и видеть способ­ности человека, то есть быть хорошим психологом. Без наличия этих качеств у руководителя организовать успешный творческий пРоцесс будет невозможно.

«Руководить — значит приводить сотрудников к успеху и само­реализации» (В. Зигерт, Л. Ланг).

Качества руководителя

Первая группа — профессиональные — используемые им мето­ды и приемы управленческой деятельности.

Вторая группа — интеллектуальные и личностные качества чело­века (знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфе­ра вплоть до характера).

Вторая группа по отношению к первой обладает двумя особен­ностями:

— во-первых, она — фундамент, на котором строится професси­ональная управленческая компетентность руководителя;

— во-вторых, она труднее поддается коррекции (изменить ха­рактер сложнее, чем усвоить методику управления).

Поэтому одним из главных психологических качеств руководи­теля является его мышление. Руководитель должен уметь мыслить:

а) проблемно и перспективно, то есть, заранее определяя воз­можные трудности и способы их преодоления;

б) системно, то есть, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

в) практически и обоснованно, отличая действительные факто­ры от субъективных мнений, желаемое от реального;

г) нешаблонно и неконсервативно, сочетая преимущества на­копленного опыта с оригинальными новаторскими методами ру­ководства;

д) оперативно, т.е. быстро реагировать на изменения и прини­мать рациональное решение;

е) последовательно и целеустремленно, добиваясь поставлен­ной цели, отделяя главное от второстепенного;

ж) самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, совершенствовать свои профессиональные навыки, знания.

Поскольку руководитель самодеятельного коллектива в совре­менных рыночных условиях выполняет функции менеджера, то он должен обладать такими качествами, которые предъявляются со­временному менеджеру.

■ Требования, предъявляемые менеджеру:

1. Компетентность. Необходимо постоянно пополнять свои знания, руководитель не может себе позволить учиться на своих ошибках.

2. Достоинство и высшая ответственность во всех делах, вклю­чая пунктуальность.

3. Чувство нового и умение рисковать. Это качество должно со­четаться с умением планировать и смотреть вперед.

4. Чувствительность и подвижность. Руководитель должен уметь чувствовать окружение, события, уважать мнение других и посто­янно стремиться к саморазвитию.

5. Высокая работоспособность. Постоянное стремление быть лучше и делать все наилучшим образом.

■ Роли менеджера:

— администратор (наблюдать за исполнением);

— плановик (разрабатывать методы и средства, с помощью ко­торых другие достигают цели);

— политик (устанавливать цели и линию поведения в группе);

— эксперт (к нему обращаются как к лицу, обладающему досто­верной информацией);

— представитель группы во внешней среде;

— регулятор отношений внутри группы;

— источник идей, информации, поощрения, наказания;

— судья и миротворец;

— диктатор;

— «отец» или «мать»;

— «козел отпущения».

Существует три классических стиля руководства. Стиль руковод­ства — типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется в манере руководителя говорить, слушать других людей. В1930-е годы К. Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. До сих пор этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным.

1. Авторитарный (директивный) стиль характеризуется центра­лизацией власти в руках одного руководителя. Руководитель еди­нолично принимает решения, жестко определяя деятельность под­чиненных, не позволяет проявлять инициативу. Он обычно ориен­тирован на решение производственных задач, не доверяет подчи­ненным, пресекает всякую критику в свой адрес.

2. Демократический стиль руководства - децентрализация вла­сти. Руководитель делегирует свои полномочия, консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в принятии ре­шений, инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятель­ность подчиненных контролируется не только властью руководите­ля, но и активом.

3. Либеральный (попустительский) стиль руководства характе­ризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает в роли посредника между занятыми в производстве группами людей, обеспечивая их информацией и материалами, необходимыми для выполнения ра­бот. Руководитель, использующий данный стиль, характеризуется следующими качествами:

— дела пускает на самотек;

— действует тогда, когда оказывают давление (либо сверху, либо снизу);

— консервативен;

— никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчи­ненного;

— склонен воздействовать уговорами, налаживанием личных контактов;

— критику выслушивает, соглашается, но ничего не предприни­мает.

Ни один стиль руководства не может претендовать на универ­сальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным ка­чеством руководителя является владение разными стилями, гиб­кое использование их в зависимости обстановки.

 

3. Положение о любительском объединении, клубе по интере­сам. Утверждено ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерством культуры СССР № 05/15-38ст от 30.05.1986.

4. Примерное положение о коллективах художественной само­деятельности и техническом творчестве (1978 г.).

 

Тема 3. Информационно-методическое обеспечение самодеятельного творчества

Информационно-методическое руководство социально-куль­турной деятельностью осуществляется целой системой, которая представляет собой совокупность государственных, ведомствен­ных и общественных органов, служб, учреждений и регулирующих деятельность специалистов культурно-досуговых учреждений. Ин­формационно-методическое руководство СКД как система вклю­чает в себя ряд компонентов. Это:

1. Цели и задачи, определяющие главное направление методи­ческого руководства.

2. Объект методического руководства, который включает в себя:

— работников культурно-досуговых учреждений;

— актив, т.е. общественных организаторов купьтурно-досуговой деятельности;

— работников методических служб низшего уровня (методичес­ких кабинетов РДК).

3. Содержание методической деятельности, направленной на изучение, моделирование, внедрение достижений методики в ши­рокую практику купьтурно-досуговой деятельности.

4. Субъект методического руководства, включающий:

— методические учреждения и органы высшего руководства;

— кадры, осуществляющие методическое руководство культур-но-досуговой деятельностью на всех уровнях;

— научные знания и технологии культурно-досуговой деятель­ности, которые выступают по отношению к практике как непосред­ственная производительная сила.

5. Средства, методы и формы методического руководства.

6. Условия методического руководства, включающие в себя:

— материально-техническое обеспечение, позволяющее посто­янное внедрение нововведений в практику и творческий поиск но­вых, прогрессивных форм и методик;

— информационные системы;

— финансовое обеспечение системы методического руководства;

психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстети-ческие и социальные предпосылки для осуществления методичес­кого руководства.

Государственная система методического руководства в советс­кий период включала в себя всесоюзный, республиканские, област­ные (краевые, окружные, автономные), городские научно-методи-ческие центры народного творчества и культурно-просветительной работы (НМЦ НТ и КПР), методические кабинеты культурно-про­светительных учреждений и общественные органы — художествен-ный совет, методический совет, совет клуба, клубный актив. В нача­ле 1990-х годов произошло изменение структуры методического руководства.

1. Всесоюзный научно-методический центр народного творче­ства и культурно-просветительной работы (ВНМЦ НТ и КПР) реор­ганизовался в три структуры:

— Российский государственный дом народного творчества;

— Российский государственный дом фольклора;

— Российский государственный дом народных промыслов и ремесел.

2. Областные научно-методические центры. В г. Тюмени — ин­формационно-аналитический отдел областного Дворца культуры им. В.И. Муравленко(начальникотдела— Е.А. Стефашова).

3. Методические кабинеты при районных домах культуры.

В структуру ОНМЦ обязательно входит отдел народного творче­ства, сотрудники которого ведут работу научно-методического цен­тра по разделу «народное творчество», накапливают, систематизи­руют и изучают статистические, отчетные, творческие материалы о художественной самодеятельности.

Участвуют в проведении научных и социологических исследова­ний по проблемам народного художественного творчества, разра­батывают комплекс первоочередных и перспективных организаци­онных, массовых музыкальных, учебно-методических и др. меро­приятий, направленных на дальнейшее развитие хорового, танце­вального, изобразительного, кино-, фотоискусства, оркестров ду­ховых и народных инструментов, эстрадных и симфонических орке-стРов, вокально-инструментальныхансамблей. Осуществляет кон-тРоль и оказывает всемерную помощь в работе клубных учрежде­ние художественной самодеятельностью. Поддерживает контак-ТЬ| °о всеми творческими организациями других ведомств, союза­ми, обществами, учебными заведениями культуры. Готовит мето-

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ обучения подвижных игр в разновозрастных группах | Предпосылки становления капиталистического хозяйства и особенности его становления в странах Западной Европы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4252 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2306 - | 2069 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.