Часть 9. Политическая культура - политическое сознание - политическая социализация.
Понятие и сущность политической культуры.
Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов.
Впервые термин «политическая культура» использовал в XVIII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744—1803). Естественно, он не предполагал тогда, что понятие политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности понятия «политическая культура» определяются многозначностью и многогранностью ее измерений.
Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти — индивида — общества.
Заслуга в разработке концепции политической культуры принадлежит американскому политологу Г. Алмонду (род. 1911), написавшему в 50-х годах в соавторстве с другим американским исследователем С. Вербой (род. 1917) книгу «Культура гражданина». Г. Алмонд рассматривал политическую культуру как психологический феномен. «Каждая политическая система, — отмечал он, — включена в особый образец ориентации на политические действия. Я счел полезным назвать это "политической культурой"». По содержанию политические ориентации включают, как полагал Г. Алмонд, три вида компонентов: 1) знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства, обусловливающие реакцию индивида, — чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения; 3) ценности, верования, идеалы, идеологию.
В зависимости от преобладания в конкретном обществе того или иного вида ориентации (например, ориентации на верования или на знания), Г. Алмонд и С. Верба выделили различные типы политической культуры.
Современная политологическая литература, опираясь на научную традицию, выделяет в политической культуре теоретический уровень, информационный уровень, эмоционально-психологический, поведенческо-практический, нормативный аспекты. Все они позволяют включить в политическую культуру совокупность теоретических и практических знаний, навыков поведения, убеждений, ценностных ориентации, мотивов, норм и традиций.
В современной литературе утвердился подход, согласно которому политическая культура включает в себя все сферы политической жизни общества. Речь идет о культуре политического сознания, политического поведения индивидов, групп, наций, а также о культуре функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов.
Разумеется, не все установки, убеждения и представления, модели поведения и функционирования, которые мы наблюдаем в политической жизни, являются элементами политической культуры. В том, собственно, и состоит смысл введения этого понятия, что оно охватывает лишь повторяющиеся связи между элементами политического процесса и тем самым закрепляет наиболее стабильные стороны политической практики. Подобно тому, как культура определяет и представляет те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни, так политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и правила "политической игры" в политической сфере.
Типология политических культур.
Проблема типологии политической культуры по-разному решается в различных политических школах и направлениях. Родоначальниками современной типологии политической культуры стали Г.Алмонд, С.Верба. Они выделили три типа политической культуры: патриархальную, подданническую, активистскую.
Патриархальная культура свойственна для общества, в котором не сформирована политическая система. В таком обществе нет специфических политических ролей. Ориентация на них не отделена от религиозных, социальных и экономических ролей. Вождь, шаман олицетворяют в себе единство всех ролей.
Подданническая политическая культура характеризуется пассивным отношением к политической системе. Личность, имеющая такой тип культуры, уже осознает особый авторитет и роль власти и ее структур, испытывает к ним положительные или отрицательные эмоции, оценивает как законные или незаконные, но у нее практически отсутствует стремление к участию в политической жизни.
Активистская политическая культура отражает отчетливую ориентацию индивидов на активную роль в политической системе, независимо от положительной или отрицательной ее оценки. Этот тип культуры характерен для развитых демократических государств с образованным населением, с открытыми каналами для политического участия масс.
Г. Алмонд, С. Верба подчеркивали, что существуют еще и промежуточные типы: патриархально-подданническая, подданнически-активистская, патриархально-активистская культуры.
Иногда в политологической литературе выделяют еще традиционный и светский тип политической культуры.
Традиционная политическая культура опирается на жесткие предписания и систему принципов политического сотрудничества (абсолютные монархии, тоталитарные государства).
Светская политическая культура характеризуется прагматизмом, эмпиризмом и рационализмом. В рамках светской политической культуры формируется культура широких слоев современного западного общества.
Довольно распространенным является взгляд, согласно которому тип политической культуры зависит от характера политического режима. При таком подходе выделяют тоталитарную, авторитарную, демократическую политические культуры и ряд переходных типов.
Для тоталитарной политической культуры характерны такие признаки, как: - культ власти: власть является ценностью высшего порядка; - сакрализация (обожествление) власти: в обществе формируется представление о том, что власть может все; - господствуют мифы и различного рода мистификации; - царит атмосфера постоянного революционного напряжения, ощущение опасности и необходимости преодолевать трудности. Если нет угрозы, то должны быть внутренние проблемы - общество не ощущает своего полного отчуждения от власти, наоборот, на лидера и на все другие институты распространяется ощущение единства и слияния с властью. В политической культуре тоталитаризма огромную роль играет любовь (к власти, к лидеру). Она в значительной степени определяет стабильность режима и является одной из составляющих легитимности власти.
Авторитарный тип политической культуры существенно отличается от тоталитарного. В нем уже отсутствуют культ власти, ее сакрализация, ощущение слияния с властью. Отчетливо осознается обществом отчуждение от власти. Опорой такого режима, как правило, является армия, поэтому любовь как фактор легитимности власти исчезает. Общество осознает фактор насилия власти над собой. В политическом поведении элиты преобладают требования компетентности, от общества требуется профессионализм и послушание.
В демократическом типе политической культуры преобладают открытость, активность, приверженность законам, чувство ответственности. Власть рассматривается как необходимый фактор интеграции общества, она подконтрольна обществу, в котором преобладают настроения критичности по отношению к власти. С точки зрения общества власть должна обязательно отвечать таким требованиям, как профессионализм и знания, высокие моральные качества, ответственность перед обществом. Особую ценность представляют гражданские права и личные свободы. От власти требуется не только не нарушать их, но и защищать, если в этом возникнет необходимость. В демократической культуре особое значение имеют факторы политического участия, свободы выбора, толерантность, защита прав меньшинства, плюрализм в общественном мнении, гласность.
Иногда выделяют еще в качестве особых типов рыночную политическую культуру и этатистскую. Этатистский тип культуры ориентирован на организованность и бюрократическое управление. Рыночная культура ориентирована на индивидуальные и групповые интересы, саморегулирование политических процессов. В чистом виде этатистская и рыночная культуры встречаются очень редко, представляя собой два полярных типа, между которыми умещается много промежуточных вариантов.