Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные законы диалектики.




Раздел 2

1. Окружающий мир предстает перед человеком в его огромном величии и бесконечном многообразии. Поэтому он видится и осознается различными людьми по-разному. Отсюда формируются многочисленные концепции бытия:

 

Космическая концепция, предполагает, что бытие есть все существующее, весь бесконечный мир, космос, Согласно этой концепции, бытие все время изменяется, развивается, совершенствуется и, увы, деградирует.

Социологическая концепция -бытие рассматривается, ощущается и осмысливается прежде всего как общественное бытие, реальный процесс жизни людей в гражданском обществе и в условиях политической его организации. Этот аспект бытия, или концепция бытия, разрабатывается политологами, экономистами, социологами, демографами, культурологами, экологами.

Экзистенциальная концепция- бытие рассматривается как внутренний, духовный, душевный, эмоциональный, чувственный мир отдельного человека, личности.

Материя есть объективная реальность, данная в ощущении, – такого взгляда придерживаются современные материалисты

2. Бытие в любом его понимании обладает некоторыми неотъемлемыми свойствами – атрибутами.

Движение – в широком смысле – всякое изменение, в узком смысле – изменение положения тела в пространстве.

Пространство-время. В истории философии и естествознания сложились две ярко выраженные концепции: метафизическая, или субстанциальная, и диалектическая, или реляционная.

Метафизическая концепция пространства-времени связана с именами Демокрита и Ньютона. Согласно этой концепции пространство, время и бытие в виде различных материальных объектов от атомов до звезд и планет существуют независимо друг от друга. Пространство есть пустота или однородный, изотропный эфир, не претерпевающий никаких изменений во всем бесконечном и безграничном космосе. Время есть бесконечная, равномерная длительность из прошлого, через настоящее в будущее.

Диалектическая, или реляционная, концепция пространства-времени связана с именами Аристотеля, Г. Лейбница и А. Эйнштейна. Согласно этой концепции пространство, время и бытие тесно связаны друг с другом, всякие изменения в любом из этих феноменов вызывают изменения во всех остальных.

Материалистическая традиция в философии признает пространство и время объективными и всеобщими формами существования материи, коренным условием всякого бытия (Фейербах).

Субъективные идеалисты считают, что пространство-время есть априорное свойство человеческих ощущений и человеческих рассудка и разума (логические конструкции ума).

Объективные идеалисты считали, что пространство-время лишь атрибут материальных объектов, идеи же существуют вне пространства-времени, единственным атрибутом идеи является вечность.

Пространство-время есть совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение и относительную величину, а также координацию сменяющих друг друга состояний, их последовательность и длительность.

3. Пытаясь осмыслить любое явление, процесс или мир в целом, человек, в связи со сложностью и многообразием изучаемого, стремится выделить самое главное, основное, что послужило бы отправной точкой, ключом, основанием для дальнейшего анализа. В связи с этим в истории философии сложилось несколько концепций, признающих то или иное количество субстанций (первооснов), лежащих в основе мира.

Мониcтичecкaя концепция. Согласно этой, концепции, мир имеет одну субстанцию, одну первооснову. Все остальное в мире определяется как подчиненное субстанции, являюсь ее модусом, атрибутом, проявлением.

У объективных идеалистов за субстанцию признается абсолютный дух, абсолютная идея.

Дуалистическая концепция. В соответствии с этой концепцией в мире существует две субстанции, две первоосновы, равновеликие, равнозначные, равнодействующие.

у классического дуалиста Р.Декарта это мышление и протяженность.

Как мышление не может простираться, так протяженность не может мыслить.

В китайской философии двумя противоречивыми, дополняющими и предполагающими

В религиозных философиях также обычно присутствуют, два начала: это добро и зло, возвышенное и низменное, божественное и сатанинское.

Плюрализм. Концепция предполагает наличие в мире многих субстанций, вокруг которых формируются различные, многообразные миры.

4. Диалектика – теория и метод познания действительности, концепция развития и всеобщей связи явлений.

Развитие понятий диалектики и диалектического способа мышления в эпоху, предшествовавшую современному их пониманию, завершается в немецкой классической философии. Ее важнейшее достижение – создание диалектики как теории развития, теории познания и логики

Классики немецкого идеализма сознательно применяют диалектику в различных областях знаний, формулируют наиболее общие законы развития познания, духовной культуры и в известной мере материальной действительности

диалектика впервые в истории философской мысли становится системой принципов, законов и категорий, которые характеризуются как органически связанные друг с другом, изменяющиеся и развивающиеся в ходе исторически прогрессирующего познания.

Можно сказать, что диалектика – это учение о противоречиях как источнике движения и развития, об их разрешениях, о количественно-качественных изменениях, преобразованиях и развитии мира, об отрицании старого и утверждении нового. Таким образом, диалектика – это учение об общих законах природы, общества и познания, а также особенных диалектических закономерностях, характерных для природы, общества и познания.

Развитие – это высший тип движения, изменения в природе, обществе и мышлении, предполагающий переход от одного качественного состояния к другому, более совершенному. В отличие от движения, являющегося атрибутом, способом бытия материи, развитие присуще не сразу всем состояниям материи, но как способность оно тоже есть атрибут.

Все процессы развития делятся на две большие группы – материальные и духовные. Материальные процессы – объективная диалектика – это совокупность диалектических процессов в материальном мире. В отличие от материальных, духовные процессы развития – субъективная диалектика – необходимо предполагают совершенствование человеческого мышления. К числу процессов духовного развития относится поступательное движение человеческого познания, науки, морали и других форм общественного сознания.

Диалектика как научная система включает в себя принципы, законы и понятийно-категориальный аппарат (язык диалектики). Законы регулируют и фиксируют отношения между категориями, а принципы – между законами. Принципы диалектики – это ее руководящие идеи, широкие основополагающие правила, которые составляют основание всей системы диалектической теории. К числу основных принципов диалектики относятся принципы конкретности и взаимодействия, развития, всеобщей взаимосвязи, причинной взаимообусловленности (принцип детерминизма), отражения. Центральным в диалектике как теории развития является принцип материального единства мира.

Основные законы диалектики.

Закон – необходимая, устойчивая, при определенных условиях повторяющаяся структура связей функционирования и развития явлений.

Закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон вскрывает источник развития, заключающийся в том, что в каждом

ограниченно целостном объекте, явлении, предмете изначально заложены противоположные качества, стороны, тенденции, единство и борьба которых

составляют стимул, движущую силу развития.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Этот закон говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса.

Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащих к классу однотипных с ним предметов.

Количество – характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Мера – диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Закон отрицания отрицания (или закон двойного отрицания). Это закон раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира. Чтобы понять его сущность и значение, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии.

Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 321 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.