Йога;
119. Иррационализм означает признание ведущей роли: интуиции;
120. Исследуя проблемы человеческой души, Аквинат исходил из того, что: есть чистая форма без материи, она бестелесна;
121. Истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это точка зрения: Марксизма;
122. Истина есть внутренне согласованная система знаний. Точка зрения: когерентной теории
123. Историческая общность людей, возникшая в период развития капиталистических отношении: нация;
124. Исторический период развития схоластики: IX—XV вв.;
125. Источник развития марксизм видит: Во внутренних противоречиях;
126. К.Марксом разработан подход к анализу общества: Формационный;
127. Казахский просветитель, сторонник “географического детерминизма”: Ш.Уалиханов;
128. Казахстан относится: Евразийской;
129. Как называются неортодоксальные философские системы Индии: настика;
130. Как называются ортодоксальные философские системы Индии: астика;
131. Как решает вопрос о соотношении истин разума и веры Ибн Рушд: разум выше веры;
132. Как решал вопрос о соотношении истин веры и разума Ф.Аквинский: вера выше разума;
133. Какая из нижеследующих ортодоксальных философских систем индии является дуалистической: санкхья;
134. Какая из перечисленных не относится к глобальной проблеме человечества: продовольственная;
135. Какая форма анализа исторического развития общества была разработана Н.А. Данилевским, О. Шпенглером, А. Дж. Тойнби: культурологический;
136. Какая форма анализа исторического развития общества была разработана К. Марксом: формационный;
137. Каково взаимоотношение сознания и языка (речи) с позиций диалектики: Сознание и язык(речь)возникают одновременно в процессе эволюции человека;
138. Какое из понятий отождествляются бог и мир: па нтеизм;
139. Какое название получила концепция Теяр-де-Шардена и Н.И. Вернадского ?концепция ноосферы;
140. Какое философское направление считает, что единственным источником познания являются ощущения? Сенсуализм;
141. Какой принцип в познание ввел сэр К.Поппер? фальсификации;
142. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств: трансцендентных предметов;
143. Карма в древнеиндийской философии— это: закон воздаяния;понятие долга и предназначения;
144. Категорический императив морали сформулировал: И.Кант
145. Категория человека в философии Н. Бердяева, ее особенности: Человек преобразует мир в соответствии с принципами свободы и творчества;
146. Ключевым моментом философских рассуждений Н.Бердяева является: антроподицея;
147. Кого на Востоке называли «вторым учителем» после Аристотеля: аль- Фараби;
148. Кому из нижеследующих китайских мыслителей принадлежат слова: «Я подражаю старине, но не создаю; я верю в древность и люблю ее»? Конфуций;
149. Кому из ученых ХХ века принадлежит следующее высказывание: «Мы должны также заботиться о том, чтобы научное абстрактное мышление не распространялось на другие области, в которых оно не приложимо»? Бор.
150. кому принадлежит идея “совпадения противоположностей”: Н.Кузанскому;
151. Кому принадлежит изречение: «Обучить нельзя только самого умного и самого глупого» Конфуций;
152. Концепция переселения душ в древнеиндийской философии именуется: сансара;
153. Концепция, признающая обязательность причины движения, называется: детерминизм.
154. Космос, природа, логос, эйдос, душа - основные категории: Античности;
155. Креационизм объясняет возникновение жизни: творением;
156. Критерий научной рациональности теории по К.Попперу: принципиальная опровергаемость;
157. Круговорот политических форм (3 правильн. и 3 неправ.) открыл: Аристотель;
158. Крупнейший представитель восточного аристотелизма аль-Фараби.
159. Крупный теологический философ, выдвинувший пять доказательств существования Бога в мире. Фома Аквинский;
160. Кто автор работы “Закат Европы”: О.Шпенглер.
161. Кто в истории европейской философии впервые отделил политику от морали? Н.Макиавелли;
162. Кто ввел понятие “архетипа” в психоанализ: К.Юнг;
163. Кто впервые в мировой науке заговорил о пагубности роста населения: Мальтус;
164. Кто всю жизнь искал “Жеруик” (землю обетованную): Асан кайгы;
165. Кто дал первичные основания закона единства и борьбы противоположностей: Гераклит;
166. Кто из мыслителей-гуманистов ХХ в. обосновал концепцию «благоговения» перед жизнью? Швейцер;
167. Кто из нижеследующих представителей христианской философии средних веков является автором произведений "О троице", "Исповедь", "О граде Божьем"? Августин Аврелий;
168. Кто из перечисленных мыслителей относится к казахским просветителям Абай Кунанбаев, Ч. Валиханов, И. Алтынсарин;
169. Кто из перечисленных представителей философии Индии является автором учения о четырех истинах? Гаотама Сидхартха Будда;
170. Кто написал книгу “Иметь или быть?”: Э.Фромм;
171. Кто писал, что цель жизни есть самосовершенствование? Толстой;
172. Кто подразделил познавательные способности человека на чувства, рассудок и разум Н.Кузанский
173. Кто подразделял мир на "мир идей " и " мир чувственных вещей": Платон;
174. Кто разделил опытное знание на “плодоносные” и “светоносные”? Ф.Бэкон;
175. Кто разработал основные законы диалектики? Г.Гегель;
176. Кто считал, что первоначалом мира является воздух: Анаксимен;
177. Кто является автором трёх вопросов, которые исчерпывают по его мнению, все духовные интересы человека: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что могу надеяться?»: И.Кант;
178. Кто является автором учения об "идолах " разума: Ф.Бэкон;
179. Кто является основоположником материализма: Демокрит
180. Кто является представителем объективного идеализма? Г.Гегель;
181. Личность есть: мера социальности человека;
182. Лютер учение Аристотеля: категорически отвергал;
183. М. Фичино проявилась новая гуманистическая идея итальянского Ренессанса в учении о человеке: человек должен творчески совершенствоваться, возносясь к наивысшему сущему (богу);
184. Марксизм и психоанализ соединил в своих работах: Э. Фромм;
185. Материалистическая школа в древнеиндийской философии: чарвака;
186. Материалистическое осмысление бытия: объективная реальность, данная нам в ощущениях;
187. Материя определяктся как категория для обозначения объективной ревльности
188. Метод разработанный Р.Декартом: дедукция;
189. Метод разработанный Фр. Бэконом: индукция;
190. Метод Сократа, способствующий " рождению" истины: майевтика;
191. Мир объединяет Любовь, а разъединяет Вражда. Это мысль: Эмпедокла;
192. Мирандола писал: человек — сам творец своего счастья;
193. Монада – понятие: В.Лейбница;
194. Монтень в античной философии более всего ценил: свободомыслие и скептицизм;
195. Мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), “довлеющий себе” (автаркия) - идеал: Стоиков;
196. Назовите имя немецкого философа – идеалиста (17 в.), автора произведений «Монадология», «Новые опыты о человеческом разуме» Г.Ф. Лейбниц;
197. Назовите имя нидерландского философа 17 в., автора произведений «Богословско-политический трактат», «Политический трактат» и «Этика» Б.Спиноза;
198. Назовите имя французского философа, математика, представителя классического реализма (17 в.), автора таких произведений, как «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начало философии»: Р.Декарт.
199. Назовите метод социального прогнозирования: экспертные оценки;
200. Назовите мыслителей- утопистов эпохи Возрождения: Т. Мор, Т. Компаннелла;
201. Назовите основной философский труд Ш. Кудайбердиева. «Три истины»;
202. Назовите представителей религиозной философии России 19в: Соловьев;
203. Назовите представителей философии позитивизма: О.Конт, Э.Мах,Р.Авенариус; Наиболее характерная черта философии Нового времени: наукоцентризм;
204. Направление о конце света: креационизм
205. Направление о сотворении мира Богом за один день: креационизм
206. Направление философии, главным предметом является человек: экзистенциализм;
207. Наслаждение по Эпикуру означает: отсутствие страданий;
208. настоящее – миг, будущее – напряженное ожидание чего-то. Эта мысль принадлежит: А.Августину;
209. Нацию образуют в геополитическом смысле: проживающие в той или иной стране граждане;
210. Невидимый, вездесущий закон природы, общества, поведения и мышления человека: дао;
Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего: формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления;
211. Недеяние в даосизме — это: внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности;
212. Нет материи без формы, формы без материи. Мысль: Аристотеля;
213. номинализм– это: направление в теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия- универсалии, воспринимали как имена вещей:
214. Ноосфера является сферой: разума;
215. Обнаружив в Библии сотни противоречий, он доказал человеческое, а не божественное ее происхождение. Кто он? Б. Спиноза;
216. Образ «благородного мужа», обладающего «человеколюбием» встречаем в учении: Конфуция;
217. Один из перечисленных физиков начала ХХ в. объявил об исчезновении материи. Мах;
218. Один из философов был сожжен инквизиторами Дж.Бруно;
219. Одно из основных философских произведений Фомы Аквинского Сумма теологии
220. Организации знания общества по типу «дерева» Ж.Делез противопоставляет организацию знания по типу корневища;
221. Основателем даосизма в Китае был: Лао Цзы;
222. Основателем классической школы джайнизма является: Вардхамана (Махавира, Джина);
223. Основатель позитивизма: О. Конт;
224. Основатель экзистенциализма, датский философ: С. Кьеркегор;
225. Основная цель философии Сократа: самопознание;
226. Основное понятие в философии Ф.Ницше: Воля к власти;
227. Основное понятие в философии А.Н.Бердяева: свобода;
228. Основное средство познания в философии А.Бергсона: Интуиция;
229. Основное философское понятие М.Хайдеггера: здесь-бытие,
230. Основной тезис философии западников – это: неизбежность развития России по западному пути;
231. Основной целью «Восьмеричного Пути Освобождения» в буддизме является: нирвана;
232. Основные законы формальной логики открыл: Аристотель;
233. основным средневековой философии центральным вопросом религиозно-философского рассмотрения был: бог
234. Основоположник психоанализа: З. Фрейд
Особом микрокосме;
236. Первая ступень цивилизации: аграрная цивилизация;
237. Первый письменный древнеиндийский источник философии: Веды;
238. Перечислите основные экзистенциальные категории: ответственность, одиночество, выбор, любовь, бытие-в-мире;
239. Перечислите пограничные ситуации по Ясперсу: смерть, любовь, вина, страдание;
240. период, когда философию принято было считать «служанкой богословия»: средневековье;
241. Персонализм- это учение о: Личности как высшей духовной ценности;
242. Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»: осмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»;
243. Петрарку привлекала в первую очередь: историческая проблема человеческой личности;
244. Пико Делла Мирандола (1463—1495) в своих знаменитых 900 тезисах «Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae», в частности, утверждал: возник из высшего бестелесного начала — «хаоса»;
245. Пико Делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека»(1486) высказал такую мысль о человеке, как о:
246. Письменный источник древнеиндийской философии, относящийся к эпической стадии ее развития: «Веданта-сутра».
247. Письменный источник философии буддизма: Трипитака;
248. Платон создал философскую школу под названием: Академия;
249. Платоническая любовь – это: любовь красоты и добра;
250. По Аверроэсу, материальный мир: вечен и бесконечен, но в пространстве ограничен;
251. По Аристотелю, человек— это: политическое животное;
252. По Канту, знание нравственного закона:) дано каждому доопытно;
253. По мнению этого философа, знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ? Сократ;
254. По Николаю Кузанскому, мир представляет собой сконечный шар с центром везде и нигде;
255. Позитивизм- это философское направление: отрицающее философию как самостоятельную науку;
познаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей;
257. Понятие “Парадигмы” в науку внес: Т.Кун
258. Понятие «Жень» в китайской философии означает: человеколюбие;
259. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в…. экзистенциализме,
260. Понятие движения отражает: изменение вообще;
261. Понятие парадигмы ввел: Т. Кун.
262. Понятия "я", "оно", "сверх -я" являются основными в учении Фрейда;
263. Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует подчиняться обычаям той страны, в которой живешь, — так считал: Пиррон;
264. Представителем какого философского течения был Г. Гегель? объективного идеализма;
265. Представителем религиозного экзистенцианализма является: М.Хайдеггер
266. Представителем религиозного экзистенцианализма является: К. Ясперс;
267. Представитель западников в русской философии: П.Я.Чаадаев;
268. Представитель немецкого классического идеализма, создавший научную гипотезу происхождения Земли: И.Кант.
269. представитель немецкого реформационного движения являлся: мартин Лютер;
270. Представитель немецкой классический философии, поставивший задачу критической оценки познавательных возможностей человека: И.Кант;
271. Представитель Нового времени, признававший две субстанции – материю и сознание: Р.Декарт.
272. Представитель Нового времени, признававший одну субстанцию – Бога или природу: Б.Спиноза;
273. Представитель персонализма в русской философии Н. Бердяев;
274. Представитель религиозной философской антропологии: Ш.Уалиханов;
275. Представителями какого направления были русские философы Н.Ф.Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский? космизм.
276. Презрев все земные блага, человек должен жить как собака. Мысль: Диогена Синопского;
277. Принцип "бритвы Оккама": "Не следует умножать сущности сверх необходимого";
278. Проверка процедуры истинности в логическом позитивизме: верификация;
279. Произведение А.Камю: «Бунтующий человек»;
280. Произведение Ж.П. Сартра: «Бытие и ничто»;
281. Произведение К. Ясперса: «Духовная ситуация времени»;
282. произведения «Город Солнца»: Томмазо Кампанелла
283. произведения «Утопия»: томас Мор;
284. Просветитель – деист - по философским убеждениям: Шакарим;
285. Просветитель, призвавший народ к интенсивным методам ведения хозяйства: А.Байтурсынов;
286. путь познания истины характеризует суфизм: кетический, мистический;
287. рабовладельческой демократии он говорил: «Худшее— это большинство»: Сократ;
288. Радиальная составляющая мира по Теяру де Шардену: психическая энергия;
289. реализм– это: направление в теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими, не сами вещи, а их общее понятие -универсалии;
290. религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям: утоопического коммунизма;
291. Религия играет главнейшую роль: в аграрной цивилизации;
292. Роль солнца в возникновении и развитии жизни на планете показал: А.Л. Чижевский;
293. Роттердамский подлинное христианство понимал как: эт ику;
294. Русские философы – экзистенцианалисты: Н.А.Бердяев, Шестов.
295. Систематизатор ортодоксальной схоластики, отрабатывающий догматы христианского вероучения в формах здравого смысла: Эразм Роттердамский
296. Смелость и осторожность - необходимые качества политика. Но чему он должен отдать приоритет по Макиавелли? смелости;
297. Совокупность тех связей и отношений людей, которые самодостаточны для их жизнедеятельности называется: обществом;
298. Современный российский мыслитель в поиске способа ненасильственных действии стал автором строк: «мораль – дополнительный мотив к обязанностям, мотивированных и без морали»: Гусейнов
299. Согласно китайской философии, духовным центром человека является: сердце;
300. Согласно Макиавелли, соотношения политики и морали зачастую определяется другими как: Субъективизм;
301. Согласно трудовой теории антропосоциогенеза, на формирование человек повлияли: Орудийная деятельность, речь и мышление;
302. Сознание – это: высший уровень психической активности человека;
303. Солнце - одно из мириад звезд во Вселенной. Мысль: Д.Бруно;
304. Солнце – центр Вселенной. Мысль: Н.Коперника;
305. Соотношение религии и философии по Г.Гегелю. Философия выше религии;
306. Состояние души в древнеиндийской философии, в котором достигается полное освобождение: нирвана;
307. Социальное время обозначает Интенсивность исторических событий;
308. спасение человека достигается им: стой верой, которая является «божьим даром»;
309. Среди постулатов легизма отсутствует следующий: человек от природы добр;
310. Средневековое религиозно-мистическое учение в исламе: суфизм;
311. Средневековый мыслитель, признававший вечность мира и смертность человеческой души: Ибн-Рушд;
312. Стадии “абсолютного духа” по Гегелю: наука, искусство, религия;
313. Стоики признавали три вида движения: пространственное перемещение, изменение качеств и — напряжение пневмы;
314. Сторонник атомизма, автор писем «К Геродоту», «К Пифоклу», «К Манекею»: Эпикур.
315. Субстратом социальной жизни является: индивид;
316. Суждение, являющееся правильным с позиции материалистической диалектики: пространство и время – формы бытия материи;
317. Сферы материи: биосфера, ноосфера, космос.
318. теологиия – это: учение о Боге;
319. Теоцентризм – это:у чение о Боге, главной причиной всего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог;
320. Теоцентризм, креационизм, эсхатология, провиденциализм, вера выше разума - основные черты философии: Средневековья;
321. Термин «Абсолютный дух» ввел в научный оборот: Г.Гегель.
322. Термин «патристика» означает: ]догматизация учений «отцов церкви» утверждавших несовместимость религиозность веры с античной философией;
323. Трактат "Об общественном договоре " написан: Т.Гоббсом;
324. трактата «О достижении счастья», «О значении слова разума», «Большая книга мудрости»: аль-Фараби;
325. Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О.Конту: Теологическая, метафизическая, позитивная;
326. Три стадии человеческого существования по С.Кьеркегору: эстетическая, этическая, религиозная;
327. три ступеней совершенствования суфия: шариат, тарикат, акикат;
328. Труды какого философа аль-Фараби перевел на арабский язык, сопровождая их комментариями: Аристотеля;
329. Укажите гносеологическую позицию диалектики: целое - это устойчивая система взаимодействующих элементов;
330. Укажите диалектическое понимание отрицания: отрицание - как момент связи, как момент развития с удержанием положительного;
331. Укажите закон диалектики: закон отрицания отрицания;
332. Укажите закон диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные различия;
333. Укажите метод социального прогнозирования :экстраполяция.
334. Укажите особенности русской философии, ее отличие от западной: Религиозное реформаторство, правдоискательство, богоискательство, нравственный элемент - основа философии;
335. Укажите последний элемент триады Гегеля синтез;
336. Укажите правильную формулировку закона соответствия производительных сил производственных сил производственным отношениям: Производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил общества.
337. Укажите суждение в котором верно отражена сущность творческого мышления: творческое мышление – это процесс при котором осуществляется выход за пределы уже известного знания и создается то, чего не было ранее в опыте;
338. Укажите, как называется направление в теории познания 17-18 вв., признающее чувственный опыт и эксперимент источником знаний: эмпиризм;
339. Укажите, как называется направление в теории познания 17-18 вв., признающее разум основой процесса познания: рационализм;
340. Укажите, кто из нижеследующих представителей философии Нового времени отрицал существование врожденных идей: Дж. Локк;
341. универсалиями» в средневековой философии понималась: рода общих понятий
342. Упанишады - это: Ведические философские тексты;
343. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями: отца и сына;
344. Уровни человеческой психики по З.Фрейду: бессознательное, сознание, сверхсознательное;
345. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется: томизмом;
346. Учение о граде земном и граде небесном создал: А.Августин;
347. Учение о логической дедукции, созданное Аристотелем называется: силлогистика;
348. Учение, в котором превозносится достоинство человека: гуманизм.
349. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр представляют школу: милетскую
350. Феноменология - это учение о: феноменах;
351. филосософского мировоззрения был распространен в средневековой Европе:
352. Философ делает добро, чтобы быть добродетельным, а не добродетелен, чтобы делать добро, — считали: стоики;
353. Философ, характеризовавший человека как «мыслящий тростник» Б. Паскаль;
354. Философия – не наука, а искусство. Утверждение: А.Шопенгауера;
355. Философия всеединства В.С.Соловьева исходит: Из единства Бога и Мира;
356. философия природы Дж. Бруно — это: Панпсихизм;
357. Философия этого мыслителя представляет собой спекулятивную теологию Шакарим;
358. философов эпохи Возрождения считал целью разума проникновение в глубину явлений и закономерностей природы, познание её божественности? .Кузанский;
359. философского мировоззрения был распространен в средневековой Европе: теоцентризм;
360. Философское определение понятия «цивилизация»: цивилизация – это ступень развития человечества, следующая за периодом дикости и варварства.
361. Философское учение Фейербаха есть: антропологический материализм;
362. Формами логической ступени познания являются: понятие, суждение, умозаключение;
363. Фраза «Жизнь - это грех без Бога» принадлежит: A. Камю;
364. Фраза «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит: Аристотелю;
365. Фрейдовское “Либидо” означает: бессознательное;
366. Фундаментальная характеристика человека в философии экзистенциализма: Чувственность;
367. Ценностный аспект истины выражает: аксиология;
368. Центральной проблемой конфуцианства является: проблема человека и общества;
369. Человек играющий” – определение: Хейзинги
370. Человек индивидуалист по своей природе. Эта мысль принадлежит: Т.Гоббсу
371. Человека как «дырку в бытии» определил: Ж. П. Сартр,
372. Человеческая душа – tabula raza (чистая доска). Так считал: Дж.Локк;
373. Что изучает футурология? будущее.
374. Что лежит в основании философии И.Фихте? Я;
375. Что лежит в основе бытия, по мнению Демокрита: атомы;
376. Что можно отнести к производительным силам общества: люди и средства производства;
377. Что называют отрицанием в диалектике: «снятие» старого качества с сохранением количества;
378. Что НЕ относится к характерным чертам философии средневековой Европы: иррационализм.
379. Что означает понятие «апатия» в философии стоиков: бесстрастное и бесстрашное восприятие жизни;
380. Что такое гомеомерии Анаксагора: мельчайшие семена веществ;
381. Школа “Фа-Цзя” исходит из признания: Эгоистической природы человека
382. Школа “Фа-Цзя” считает законопослушность следствием: Насаждения страха в души людей;
383. Школа в древнеиндийской философии, признающая принцип ахимсы - непричинения вреда: джайнизма;
384. Школа в древнеиндийской философии, признающая существование двух субстанций дживы (живое) и адживы (неживое): джайнизма;
385. Эманация – это понятие в неоплатонизме, означающее: истечение единого;
386. Эмпириокритицизм: субъективно-идеалистическое направление в теории познания;
387. этапом развития западной средневековой философии является: ластика;
388. Этот мир порожден злым Богом. Это точка зрения: гностиков;