Иррационализм формируется как реакция на материалистические и революционные идеи мыслителей предшествующего периода, на рационалистическую традицию (прежде всего традицию немецкой классической философии). В рамках иррационализма была предложена так называемая философия жизни.
▲ Первым из философов XIX века, провозгласившем иррационалистический принцип, был Артур Шопенгауэр (1788–1860). Шопенгауэр, утверждал, что в основе мира лежит воля. Она — «вещь в себе», она не может быть выражена в рациональных понятиях, в формах и законах, что-то о ней говорит лишь иррациональная интуиция.
1. Шопенгауэр истолковывал волю как некое «слепое влечение», «темный, глухой порыв», «голая и голодная агрессивность».
2. Воля объективируется в идеях, явлениях природы, человеке. Объективации иррациональной воли находятся в борьбе, столкновениях, разладе.
3. Жизнь человека — это страдания, постоянная суета. Причина этого — «воля к жизни», поэтому нужно «успокоить» свою волю и не бояться смерти.
▲ Серен Кьеркегор (1813–1855) размышлял о человеческой личности и ее судьбе.
Человек для Кьеркегора сложнейшая проблема, его существование (экзистенция) — тайна, раскрыть которую научными методами невозможно. Существование не может быть выражено с помощью понятий. Существование дается человеку в переживании, в чувстве, в жизни.
Смысл существования становится понятным, когда человек переживает критические моменты, когда возникает необходимость в выборе («или-или»).
Кьеркегор говорит, что есть три вида существования, три стадии жизни: эстетическая, этическая и религиозная. Эстетическая — чувственный способ жизнедеятельности, характеризующийся эротизмом и цинизмом, хаотичностью и случайностью. На этической стадии господствует чувство долга. Высшая стадия — религиозная, на которой человек вступает в общение с божеством. Кьеркегор считает, что обычно человек ведет неистинное существование (ведет дела, копит деньги и т. д.). От этого нужно отказаться в пользу «вечного блаженства».
▲ Фридрих Ницше (1844–1900), как и Шопенгауэр, за основу всего принимает волю, но не какую-то единую, а множество их, конкурирующих и сталкивающихся в смертельной борьбе. А потому мир — это хаос, не укладывающийся в рамки каких-либо закономерностей.
Если этот мир хаоса сил кажется нам логичным, то только потому, что мы сами приписываем ему логику. Изменения в мире привели к появлению человека. Но это вовсе не прогресс. Ницше пренебрежительно говорит о человеке как о какой-то болезни Земли. Ницше старается принизить роль сознания, выступает против стремления к истине. Нужно произвести переоценку ценностей, отказаться от общепринятой христианской морали.
Ницше утверждает, что существует природное неравенство людей, обусловленное различием их «воли к власти». Существуют высшие и низшие люди. К высшим относится человек такого типа, который обладает хорошим и постоянно прогрессирующим здоровьем, в котором энергично пульсирует воля к власти. Это — арийцы, «белокурая бестия». Люди высшей расы станут носителями нового мирового порядка, покончат с «декадансом» XIX века, под которым Ницше понимает науку, либеральный и социалистический образ мышления, демократию, эмансипацию женщин.
Ницше выдвигает идею сверхчеловека. Он вырастет из представителей высшего типа человека, будет представлять собой наиболее совершенное воплощение воли к власти со всеми вытекающими из этого следствиями.
▲ Вильгельм Дильтей (1833–1911) утверждал, что разум недостаточен для цельного мировоззрения. Следует исходить из «полноты переживания жизни». Исходное понятие этой концепции — «жизнь как некая интуитивно постигаемая реальность, нечто и начальное, не тождественное ни материи, ни духу».
Сначала нужно понять жизнь «из нее самой», а затем мир может быть объяснен из жизни. Жизнь неуловима рассуждениями, научными методами, ее познание возможно на основе переживания, понимания, интуиции, веры, любви.
▲ Анри Бергсон (1859–1941) также говорит о некоем общем потоке жизни, длительности, жизненном порыве. Этот порыв иногда у него трактуется как сверхсознание.
Эволюция идет в неорганической и органической природе, она есть в самом начале мироздания.
Эволюция есть творчество, «творческий порыв». На основе эволюции появляется жизнь. В ходе эволюции у живых организмов возникает инстинкт, затем интеллект. Но интеллект ограничен, он не в состоянии познать жизнь, познать жизнь возможно лишь посредством интуиции.
Таблица 11
Основные понятия, представители и направления иррационалистической западной философии XIX–XX века | |
Вместо понятия «разум» на первый план выдвигаются понятия: | |
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ | ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ |
«Воля к жизни» А. Шопенгауэр «Воля к власти» Ф. Ницше «Жизненный порыв», «интуиция», «полнота переживания жизни» А. Бергсон, В.Дильтей | «Жизнь», «смерть», «страх», «вина» С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс |
ПСИХОАНАЛИЗ | |
«Бессознательное», «инстинкты» З. Фрейд Архетипы коллективного бессознательного К.Г. Юнг | |
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ | |
«Ощущения» Э.Мах, Р. Авенариус | |
Философия марксизма
Одним из главных направлений в философии XIX–XX века являлась марксистская философия. Ее основоположники, Карл Маркс (1818–1883) Фридрих Энгельс (1820–1895), создавая новое революционное мировоззрение, критически использовали то ценное, что содержалось:
- в предшествующей философской мысли;
- в социальных учениях: в области политической экономии, утопического социализма;
- в современном им естествознании.
1. Марксизм выражал интересы и потребности пролетариата, авангарда рабочего класса, международного рабочего движения.
2. Философской новацией, заслугой марксизма является создание новой формы материализма — диалектического материализма, а также материалистического понимания истории общества.
3. В предшествующей философской традиции материализм и диалектика часто противопоставлялись друг другу: материализм был в основном метафизическим, а диалектика - идеалистической, то есть диалектика идеи.
Маркс и Энгельс, преодолев это противопоставление,представляют диалектику как науку о связях явлений и наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. В результате получается, что объективная диалектика первична, а субъективная диалектика, диалектика мышления есть лишь отражение объективной диалектики.
4. Философия марксизма провозгласила материальное единство мира.
5. Идеальное сознание — высший продукт развития материи.
6. Марксистская философия отрицает существование каких-либо неизменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя существует в виде качественно разнообразных, изменяющихся вещей, явлений.
7. Основные формы существования материи — пространство и время.
8. Движение — способ существования материи, оно абсолютно, несотворимо и неуничтожимо, вечно.
9. Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию законов и категорий диалектики, раскрыли их методологическую роль (например, ими были проанализированы различные формы противоречий и способы их разрешения, взаимосвязь явления и сущности, необходимости и случайности и др.).
10. В марксистской философии по-новому понимается процесс познания. Маркс и Энгельс указали на социальную обусловленность познания: общественная практика образует его основу и является критерием истины.
11. До Маркса и Энгельса все мыслители –– как идеалисты, так и материалисты –– полагали, что в развитии общества решающая роль принадлежит сознанию людей. Маркс и Энгельс разработали материалистическое понимание истории.
Классики марксизма исходили из того, что основой общественной жизни, истории общества является труд, материальное производство. «Способ производства <...> обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс).
12. Исторический процесс, будучи результатом деятельности людей, в то же время объективен, закономерен. Законы общества («законы-тенденции») определяют в общих чертах тенденции развития общества.
Одним из этих законов является закон соответствия производственных отношений характеру и состоянию производительных сил общества. Действие этого закона определяет специфику и смену общественно-экономических формаций.
13. Маркс и Энгельс являются основоположниками теории классовой борьбы, теории государства, социальной революции: они утверждают обусловленность морали в классовом обществе ее классовым характером, материальной обусловленностью.
14. Маркс и Энгельс по-новому поставили вопрос о функциях философии.
Если раньше философы видели свою задачу главным образом в том, чтобы нарисовать картину мира, то Маркс подчеркивал, что философия должна стать активной социальной силой. «Философы лишь различным объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Чтобы философия стала действующей силой, она должна овладеть массами и стать мировоззрением передового, прогрессивного, революционного класса, заинтересованного в изменении существующего общественного строя и способного повести за собой трудящиеся классы.
Таким классом, по мнению Маркса и Энгельса, является пролетариат. Марксизм прямо и открыто признавал классовый характер своей идеологии, провозглашал служение пролетариату и его партии своим высшим принципом.
Философию марксизма продолжали и развивали соратники и последователи Маркса и Энгельса — И. Дицген, П. Лафарг, А. Лабриола, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др.
.