Милетская школа.
Основатели:
Фалес – первооснователь милетской школы (мир состоит из воды – основное вещество, все проникнуто божественной силой, божья сила – движение).
Анаксимандр – первобытное существо – нечто, не имеющее никаких определенных качеств.
Анаксимен – ученик Анаксимандра (основная сила воздух, причина жизни в дыхании, первоначальный элемент что-то среднее между 4-мя основными элементами: воздух, огонь, земля, вода). Он открыл закон перехода количества в качество.
Гераклит.
«Все течет – все меняется». Все находится в постоянном движении, все течет, все меняется. В мире нет ничего в состоянии покоя. «В одну и ту же реку нельзя вступить дважды». Бытие можно сравнить с потоком. «Ничего не сохраняется, ничего нельзя остановить».
Элейская школа.
Основатель: Ксенофан. Сущность непрерывна, едина, вечна, неразрушима и неизменна.
Пифагорейская школа.
Основатель: Пифагор – «любитель мудрости (философ)» (появились матан, астрономия, космология и т.д.).
Пифагорейцами была составлена таблица 10 противоположностей; Аристотель приводит её в своей «Метафизике»:
предел — беспредельное
нечётное — чётное
одно — многое
правое — левое
мужское — женское
покой — движение
прямое — кривое
свет — тьма
добро — зло
квадрат — вытянутый прямоугольник
Самое главное – созерцательный ум.
Атомистическая школа.
Основатели: Левкипп и Демокрит. Сторонник Платон (форма идеальных Платоновских тел - многогранники). Лежат два начала – атомы и пустота. Душа как и огонь состоит из атомов.
5.
Софисты.
Они выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучали граждан философии, ораторскому искусству.
Свою правоту доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок:
«То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога, значит, ты их имеешь».
Сократ.
· Любое знание есть доброе - счастье
· Любое зло совершается от незнания
Основной метод – майевтика. Суть не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы подвести человека к нахождению истины.
6.
Философия Платона.
Никто не становится хорошим человеком случайно.
Историческое значение:
· Положено началу идеализму
· Впервые философом оставлено собрание фундаментальных произведений
· Глубоко исследованы проблемы общества
· Сделана попытка выделить философские категории
Душа – бессмертна (4 аргумента).
Идеи – являются прообразами вещей, их истоками, лежат в основе всего множества вещей. Идеи – постоянны, едины, чисты. Вещи – изменчивы, множественны, искажены. В центре внимания – вопрос о значение и понятие бытия.
7.
Философия Аристотеля. Воспитатель А.Македонского
В центре внимания – вопрос о значение и понятие бытия. Стремился точно определить свою позицию по отношению к учению Платона, об «идеях». Все точно так же как у Платона, но есть возражения:
· «идеи» бесполезны для объяснения знания
· «идеи» бесполезны для чувственного существования
· логические отношения «идей» с «идеями», и с чувственными вещами
· данная теория не может дать объяснения важному свойству вещей чувственного мира
Свойство – это движение, становление, возникновение и гибель.
I. Закон тождественности. А является А (некоторый объект всегда равен самому себе).
II. Закон противоречия. А не является А (какой то объект не может иметь и не иметь одновременно какие то свойства, суждение не может быть одновременно истинно и ложно).
III. Закон исключение среднего. А не является одновременно А и не А (некий объект или обладает, или не обладает некоторым свойством, суждение может быть или истинным или ложным).
8.
Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога.
Основные черты:
· основной предмет философских исследований – Бог
· человек объявляется творение Бога
· идеи о воскрешении человека из мертвых в бедующем при благоугодном поведении
· спасение мира путем воплощения Бога в теле человека
· мир познается через познание Бога
Патристика.
Патристика (отец) – совокупность учения христианских авторов конца 7 века. Три признака, отличающие авторитет отца: древность, святость жизни и ортодоксальность учения.
Схоластика.
Схоластика является одной из форм христианской философии и теологии, разработанный учеными, которые называются схоластами. Цель схоластики – упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия неграмотными людьми.
Универсалия – общие понятия, то есть наиболее широкие, обобщающий большой класс предметов слова. В споре об универсалиях, выясняющем онтологический статус общих понятий (то есть вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления: реализм, номинализм и концептуализм.
9.
Фома́ Аквинский (25 января 1225 года - 7 марта 1274) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви.
Доказательства существования Бога:
· доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке)
· доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок берущий начало от первопричины)
· доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны поэтому кончены, значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать)
· доказательство от совершенства (все существующее совершенной, Бог совершенен – значит существует)
· доказательства от целесообразности (все во вселенной упорядочено, разумно, гармонично – значит есть существо кто за этим следит)
10.
Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека.
Эпоха возрождения – совокупность философских направлений, которая объединяла антицерковная направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Принципы:
· Гуманистическое (в центре внимания человек, его влияние и могущество)
· Неоплатоническое (развивали учение Платона)
· Натурфилософское
· Реформационное
· Политическое
· Утопическое (социалистическое)
Черты:
· Антицерковная направленность
· Оптимизм
· Антропоцентризм
· Стремление уменьшить всемогущество Бога
Социально-политические идеи эпохи Возрождения.
Н. Макиавелли считал, что в мире людей всегда одинаково много добра и зла. Для достижения цели допустимы варварские средства.
Т. Мор в книге «Утопия» изобразил наилучшее устройство государства, в котором нет частной собственности, все граждане трудятся, разумно отдыхают.
Т. Кампанелла в книге «Город Солнца» дал описание общественного устройства на принципах утопического социализма.
Главой государства народ избирает выдающегося по знания человека. Все граждане трудятся минимум 4 часа в день, все продукты распределяются по потребностям. Образование для всех обязательное и бесплатное.
11.
Пантеизм — религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир. Пантеистическая картина мира характерна для Н. Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как равенство противоположностей было резким пантеистический окрашенным сближением Бога. Бруно углубил эту тенденцию.
Натурфилософия — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Гелиоцентрическая система Коперника.
Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. «Пусть совесть и добродетели ученика находят отражение его речи и не знают иного руководителя, кроме разума», - писал самый остроумный представитель скептицизма Мишель Монтень(1533-1592).
12.
Данте Алигьери.
Любовь — это движение духа и первоначальная энергия вселенной. Энергия любви проявляется в трех ее видах.
В любви романтической душа движется по направлению к предмету ее эротической страсти.
В любви философской душа созерцает природный мир при помощи деятельного разума.
В любви мистической душа жаждет соединения с Богом, которое выражается в гармонии воли души с волей Бога.
Поэзия раскрывает движение духа, или любви, с помощью своего буквального смысла.
Буквальный смысл поэзии включает в себя проявления любви, отыскиваемые в аллегорическом, моральном и апагогическом смысловых пластах поэтического произведения.
Франческа Петрарка.
Петрарка явил собою тип человека, вырывающегося из средневековых традиций. Создавая себя, совершенствуя свой внутренний мир, он особое значение придавал одиночеству, не тяготясь им, как Данте, но понимая, что оно дает возможность человеческому духу успокоиться на Боге, на самом себе, своих устремлениях. Противоречия внутреннего мира человеческой личности с ее страстями, творческим и нравственным поиском отразились в исповеди-диалоге «Моя тайна».
Петрарка первым в Новое время, отвергнув абсолютизацию авторитета Аристотеля, которого считал «великим и ученейшим». Петрарка и его последователи – это новые представители философии, непрофессионалы, мыслящие вне схоластической традиции, вне кафедр и университетов и отвечающие духовным потребностям эпохи, которая нуждалась в обосновании, этических санкциях и новых идеалах.
13.
XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени.
Развитие нового – буржуазного – общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание.
Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII в., надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки – экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии.
Метод Бэкона — индуктивный метод познания, представленный Ф. Бэконом в сочинении «Новый Органон» (1620). Индукция — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Три пути:
«Путь наука» - на основе мышления (Паук).
«Путь муравья» - познание на основе одних фактов и чувствительного опыта.
«Путь пчелы» - постепенной восхождение от фактов опыта к теории обобщения.
Декарт – дедуктивный метод. Дедукция — метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего.
14.
Субстанция — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое. Акциденция — философский термин, введенный в его греческом варианте Аристотелем и обозначающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи.
Спиноза.
В основе учении Спинозы о природе, лежит учение о субстанции, которую он отождествляет с Богом, то есть с природой. Под субстанцией Спиноза понимает то, "... что существует само по себе и представляется само через себя.". Согласно этому учению сущность субстанции состоит из составляющих, которые называются атрибутами. Богу, то есть природе, присуще бесконечное число атрибутов, но наше познание сводится к двум из этого бесконечного числа атрибутам. Первый из них определяет телесную субстанцию - это атрибут протяженности. Спиноза истолковывает протяженность в физическом смысле, как отрицание пустоты. Однако субстанция, согласно Спинозе, не сводится к протяженной материи, так как ей присущ еще и атрибут мышления. В этом главное отличие учения Спинозы от учения Декарта, который разделял две совершенно разные субстанции - протяжение и мышление, связь между которыми совершалась высшим существом (Богом), стоящим вне обеих этих субстанций.
Лейбниц.
Так как материя – производная разновидность силы и энергии, то и атомы, согласно философии Лейбница, должны являться не материальными, а духовными объектами. Они не частицы вещества, а сгустки энергии и силы. Эти «истинные атомы природы» Лейбниц именует «монадами». Это – сгустки «чистой воли», без всяких составных примесей. Своим учением о монадах Лейбниц отстраняется и от монизма Спинозы, и от дуализма Декарта.
Монады неделимы. «Единого духа» не существует, действительным существованием владеют лишь индивидуумы. Монада – духовная сущность. Сила не может быть материальна, значит монада, тоже не материальна. Монады индивидуальны. Монада – живое зеркало Вселенной.
15.
Рационализм – направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Особенность рационализма связана с ориентацией на математику как идеал научного знания.
Р. Декарт.
Образ дерево Декарта: корни – метафизика, ствол – физика (как часть философии), ветки – все прикладные наука (медицина и т.д.).
Знание – критерий истинности.
1 правило: истинным является все то, что самоочевидно.
2 правило: делить каждую сложную вещь на более простые.
3 правило: в познании мыслью следует идти от простейших к более сложным.
4 правило: достижения полноты знания.
Г.Лейбниц (монадология – теория о множестве субстанций).
Весь мир состоит из монад – субстанция, имеющая единую природу.
Монада – проста и неделима.
Так как материя – производная разновидность силы и энергии, то и атомы, согласно философии Лейбница, должны являться не материальными, а духовными объектами. Они не частицы вещества, а сгустки энергии и силы. Эти «истинные атомы природы» Лейбниц именует «монадами». Это – сгустки «чистой воли», без всяких составных примесей. Своим учением о монадах Лейбниц отстраняется и от монизма Спинозы, и от дуализма Декарта.
Монады неделимы. «Единого духа» не существует, действительным существованием владеют лишь индивидуумы. Монада – духовная сущность. Сила не может быть материальна, значит монада, тоже не материальна. Монады индивидуальны. Монада – живое зеркало Вселенной.
Рационализм в учении Лейбница о монадах в том, что постичь их можно только разумом. Теория познания Лейбница – в ней он предпринял попытку сочетания эмпиризма и рационализма. Два рода истин: «истины разума» и «истины факта».
«Истины разума» представляют собой врожденные идеи. Особенность – их всеобщность и необходимость.
«Истины факта» не обладают необходимостью и всеобщностью. Они являются эмпирическими и случайными в том плане, что не могут быть выведены дедуктивным путем. Методом отыскания «истин факта» явл индукция. Это законы природы.
Рационалистическая система Лейбница стала завершением рационалистической тенденции в философии 17 в.
16.
Философское направление - эмпиризм утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений.
Родоначальником эмпиризма был англ. философ Бэкон (1561-1626), кот был убежден, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. «Знание - сила». «Мы столько можем, сколько знаем».
Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история, на воображении – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии.
Для Бэкона правильный метод – наилучшее руководство на пути к открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Существует 4 препятствия для объективного познания мира, идолы (заблуждения разума, искажающее познание):
«призраки рода». Является следствием несовершенства органов чувств, которые обманывают, но сами же указывают на свои ошибки.
«призраки пещеры». Происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими.
«призраки рынка». От особенностей соц жизни человека, от ложной мудрости. Наиболее тяжкие из всех.
«призраки театра». Связаны со слепой верой в авторитеты, ложные теории, философские учения.
Очистив разум от призраков, нужно выбрать метод познания. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Путь пчелы – состоит в умственной переработке опытных данных. Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного к общему. Особенность индуктивного метода – анализ. Эмпирическая философия Бэкона оказала сильное влияние на становление экспериментального естествознания.
Дж. Беркли (1685-1753). Исходный пункт субъективно-идеалистической концепции становится критика учения Локка о первичных и вторичных качествах. Он считает ошибочным взгляд, согласно которому первичные качества объективны, а вторичные субъективны. По Беркли, все качества вторичны. Между первичными и вторичными качествами нет различия, и те и другие является ощущениями. Ощущений же вне разума нет. Поэтому вне сознания ничего нет.
Существование вещей означает, что они «должны быть воспринимаемыми». Отсюда центральный принцип его философии: «существовать значит быть воспринимаемым».
17.
Субъективный идеализм Беркли
Беркли - английский философ (1685 - 1763).
В основе понятия материи лежит допущение, что мы можем образовать отвлеченную идею общего для всех явлений общего понятия вещества. У людей не может быть чувственного восприятия материи, как таковой, т.к. восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие суммы отдельных ощущений или идей, из которых состоит каждая вещь. Тогда получается, что материя распадается на целый ряд неопределенностей, которые сами по себе ни на что воздействовать не могу. Получается, что: "Быть - значит быть в восприятии". То, что мы считаем материальными объектами должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но Б. утверждал, что постоянному бдению бога, вызывающего в нас идеи, все на свете существует постоянно.
Б. говорит об относительности наших восприятий и состояния субъекта
Беркли открыто выступивший против материализма, атеизма и деизма, отвергает объективную основу любых качеств, фактически приравнивая их к ощущениям человека.
Согласно Беркли, в действительности существуют прежде всего «души», сотворивший их Бог, а также «идеи» или ощущения, будто бы влагаемые Богом человеческие души. Беркли всё объективное во внешнем мире сводит к субъективному: он отждествляет все вещи с «комбинациями» ощущений. Для него существовать —значит быть воспринимаем. Беркли заявил, что все вещи находятся в уме Бога
Агностицизм – идеалистическое учение, утверждающее, что мир непознаваем, что человеческий разум ограничен. Коренная противоположность материализму.
Агностик – скептик, сомневающийся в возможности познать “вещи в себе”.
Девид Юм.
Основывался на предпосылке, согласно которой человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за пределы сознания, за пределы впечатления является теоретически незаконным.
Конечный, внешний мир существует, полагает Юм, но нам не дано выйти за пределы собственного сознания. Поэтому все науки сводятся к одной, к науке о душе, к психологии.
Философия Юма оказалась своего рода конечным пунктом развития эмпиризма.
18.
Свободомыслие — течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины.
Рационализм – направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Особенность рационализма связана с ориентацией на математику как идеал научного знания.
Просветители отрицали сверхъестественное и объясняли природу, исходя из нее самой, на основе данных экспериментального естествознания, база которых была значительно шире, чем у материалистов XVII века: в XVIII веке окончательно утвердились как самостоятельные научные дисциплины биология, химия, геология. При этом решение основного вопроса философии приобрело новые оттенки и развороты.
Разрабатываемый в эту эпоху идеал социальности - это модель индивида, а не общества, это образ чувствительной реальности, пронизанной высшим мировым смыслом, это сквозная идея комизации (“универсализации”) человека и окультуривания всего земного бытия, в центре которого он стоит. Со временем, когда ход истории обнаружил, что, исходя только из самодеятельности индивидуального человека, из его внутренних возможностей и доблести, нельзя построить счастливое существование, тогда - к середине XVI века - ренессансный идеал социальности начал превращаться в утопию, в нечто себе противоположное.
В развитие социальных учений Нового времени в XVIII в. особый вклад внесли деятели французского Просвещения. Просветители (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др.) идейно подготовили Великую французскую революцию 1789-1994 гг. Многие из них были убежденными атеистами, другие - искренне верующими людьми, но все они воспринимали реальную католическую церковь как символ невежества и мракобесия, считали ее тормозом в развитии общества. Поэтому девиз Вольтера: «Раздавите гадину!» (католическую церковь) стал лозунгом эпохи, предопределив юридическую норму отделения церкви от государства.
По убеждению просветителей, общественный прогресс возможен только лишь при помощи разума, права, науки и образования. Грядущее общество непременно станет воплощением разумности и цивилизованности. Что же касается человека, то он является природно-социальным существом и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Однако частная собственность делает людей нервными, порождает зависть и вражду между ними. Следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости, солидарности между людьми. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика как форма народовластия.
19.
Субстанция — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое. Акциденция — философский термин, введенный в его греческом варианте Аристотелем и обозначающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи.
Спиноза.
В основе учении Спинозы о природе, лежит учение о субстанции, которую он отождествляет с Богом, то есть с природой. Под субстанцией Спиноза понимает то, "... что существует само по себе и представляется само через себя.". Согласно этому учению сущность субстанции состоит из составляющих, которые называются атрибутами. Богу, то есть природе, присуще бесконечное число атрибутов, но наше познание сводится к двум из этого бесконечного числа атрибутам. Первый из них определяет телесную субстанцию - это атрибут протяженности. Спиноза истолковывает протяженность в физическом смысле, как отрицание пустоты. Однако субстанция, согласно Спинозе, не сводится к протяженной материи, так как ей присущ еще и атрибут мышления. В этом главное отличие учения Спинозы от учения Декарта, который разделял две совершенно разные субстанции - протяжение и мышление, связь между которыми совершалась высшим существом (Богом), стоящим вне обеих этих субстанций.
Лейбниц.
Так как материя – производная разновидность силы и энергии, то и атомы, согласно философии Лейбница, должны являться не материальными, а духовными объектами. Они не частицы вещества, а сгустки энергии и силы. Эти «истинные атомы природы» Лейбниц именует «монадами». Это – сгустки «чистой воли», без всяких составных примесей. Своим учением о монадах Лейбниц отстраняется и от монизма Спинозы, и от дуализма Декарта.
Монады неделимы. «Единого духа» не существует, действительным существованием владеют лишь индивидуумы. Монада – духовная сущность. Сила не может быть материальна, значит монада, тоже не материальна. Монады индивидуальны. Монада – живое зеркало Вселенной.
20.
В «докритический» период Иммануил Кант придерживался позиций естественнонаучного материализма, концентрируясь на проблемах механики и космологии, физической географии и антропологии. На этом этапе ученый разрабатывал проблемы, поставленные предшествующей философской мыслью. Так, он выдвинул новую гипотезу формирования Солнечной системы, впервые ввел понятие газовой туманности, занимался изучением приливов и отливов и исследовал их роль. Ученый задумывался о естественном происхождении человечества без божественного вмешательства и стремился выполнить классификацию животных согласно их видам.
В «критический» период философ Иммануил Кант занимался проблемами гносеологии, концентрируясь на процессе познания, размышлял над общефилософскими и метафизическими проблемами бытия, человека и познания, нравственности и эстетики, права и государства. Философ понимает, что полное раскрытие понятий «природа», «душа» и «Бог» невозможно, и ни один человек не сможет ассоциировать такие слова с конкретным чувственным образом. Ученый проводит тонкую грань между разумом и рассудком, причем приписывает первому понятию диалектический характер. Так, по мнению философа, человеческий разум будет сталкиваться с противоречиями при стремлении решить вопрос о бесконечности или конечности мира, его сложности или простоте.
Теория познания: Иммануил Кант отвергал догматический метод познания, используя вместо него способ критической философии, суть которого заключается в изучении возможностей познания разума. Сила человеческого разума, как считал Кант, не является безграничной, а зачастую связывается с догмами, которые поддаются обоснованию. Причем познания об окружающем мире не всегда отображают объективную реальность, а формируются под воздействием чувственных образов и благодаря созерцанию.
Нравственное учение: Значительное место в работах Канта занимают его суждения о Боге и церкви, причем он не представляет мир, созданный без божественного вмешательства. Однако философ упоминает о мнимой морали, к которой относит инстинкт и внешний авторитет, принципы приятности и полезности, различные человеческие чувства. А человек рассматривается ученым с двух сторон - в качестве особого явления и как «вещь в себе». С одной стороны, действия любого человека определяются всевозможными внешними факторами, а с другой - высшими моральными принципами. Поэтому любой представитель человеческого рода стремится и к материальному благополучию, и к добродетели, хотя подобные желания нередко вступают в противоречие друг с другом.
21.
«Критика чистого разума»
«Критика практического разума»
«Основа метафизики нравственности»
«Критика способности суждения»
1. неполной данности объекта субъекту
2. неадекватности отражения объекта субъектом
Кант называет «транстенденциальным»: всякое познание, занимающееся ни сколько предметами, сколько видами нашего познания предметов.
Транстенденциальное – все то, что относится к априорным (до опытным).
Время и пространство – априорные формы чувства. Пространство – внешняя форма познания. Время – внутренняя форма познания.
Три основные способа познания:
1. способность познавать через ощущения – эстетика.
2. рассудок – способность мыслить вообще (логика).
3. разум – способность выводить общие принципы (дисментика).
Необходимость веры в Бога – мораль.
Нравственный закон – объективный принцип воли. Поскольку он дается разумом, является законом разумных существ, то объективно необходимое оказывается также и субъективно необходимым. Разумность воли, собственно, и означает, что воля способна руководствоваться принципами, которые задает разум в качестве практически необходимых.
Однако одно дело – воля и разум сами по себе и другое дело – человеческие воля и разум. Человеческая воля руководствуется не только представлениями о законах, но на нее действуют и сами законы, она способна действовать по долгу и ей же свойственны побуждения, ее субъективные принципы могут быть необходимыми, и могут быть, а чаще всего и бывают, случайными. Короче говоря, она сообразуется не только с разумом.
Поэтому нравственный закон в случае человеческой воли выступает как принуждение, как необходимость действовать вопреки тем многообразным субъективным эмпирическим воздействиям, которые эта воля испытывает. Он приобретает форму принудительного веления – императива. И не просто императива, а специального императива предназначенного именно для нравственного закона.
22.
Основой философской системы Гегеля является «Мировой разум».
Трансцендентное – то, что выходит за пределы познания (вера в Бога, бессмертные души).
Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т. е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом".
Диалектический метод опирается на следующие принципы:
1) ОБЪЕКТИВНОСТЬ, представленная в следующих требованиях:
а) исходит из практики;
б) рассматривать объект в социокультурном контексте;
в) действовать в соответствии с логикой данного предмета;
2) ВСЕСТОРОННОСТЬ, опирающаяся на признание всеобщей связи явлений действительности и основанная на требованиях:
а) целостное и многоаспектное рассмотрение;
б) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета;
в) развёртывание исследования вглубь и вширь;
3) КОНКРЕТНОСТЬ, основанная на требованиях:
а) создание идеальной модели явления в виде расчленённого целого;
б) рассмотрение общего в единичном;
в) учёт места, времени и других обстоятельств, изменяющих бытие предмета;
г) рассмотрение предмета в составе более широкого целого;
4) ИСТОРИЗМ, проявляющийся в следующих требованиях:
а) исследование настоящего состояния предмета;
б) прогнозирование тенденций его дальнейшего развития;
5) ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ, основанная на следующих требованиях:
а) выявление внутренних и внешних противоречий изучаемого явления;
б) анализ каждой из противоположных сторон;
в) рассмотрение явления как единства противоположностей в целом;
д) анализ этапов развития этого противоречия;
23.
МАТЕРИАЛИЗМ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ — материализм, усматривающий в понятии человека основную мировоззренческую категорию и утверждающий, что только на ее основе можно разработать систему представлений о природе.
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.
24.
Диалектический материализм - Это система взглядов на окружающий мир, которая утверждает, что в основе устройства мира лежит материя. На этом уровне диалектический материализм не затрагивает проблемы, связанные с человеком, а рассматривает лишь окружающий его мир. Итак, материя - основа всего мироздания. Если всё это свести в одно утверждение, то получится одна известная фраза: "В мире нет ничего, кроме движущейся материи. " Философская основа марксизма. Создатель: К. Маркс.
Исторический материализм — направление философии истории, разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом как единство теории развития общества и методологии его познания. Основой материалистического понимания истории, формулируемого марксизмом, является признание факторов уровня развития производительных сил и, в частности, материального производства ведущими по отношению к процессам развития и изменения общественного сознания.
Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание – К. Маркс
Разработали Этапы развития общества: рабовладение, капитализм, коммунизм и т.д.
25.
Иррационализм — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) не выводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность, в сущности, и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.
26.
Позитивизм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.
Фрейдизм является первым и одним из наиболее влиятельных направлений в психоанализе. Длительное время фрейдизм, в современном его понимании являлся психоанализом; исключительно в начале1910-х годов, когда в рядах Венского психоаналитического сообщества произошёл раскол. Фрейдизм принято считать «ортодоксальным психоанализом». В то время как сам учёный данную «заслугу» считал корректным приписывать не себе, а своему коллеге — венскому врачу Йозефу Брейеру.
Герменевтика — «толкую», этимология которого неясна:
искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности;
направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики, задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
Экзистенциализм, философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы.
Постмодернизм — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, допостмодернистское искусства, а также массовую культуру этой эпохи.
27.
Особенности:
· антропологизм;
· практическая направленность;
· плюрализм;
· онтологичность;
· стремление к целостности, к синтезу;
· космизм – подход к человеку как к существу связанного с космосом;
· историософия; (патриотизм)
Этапы развития:
1) Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.).
2) Философия эпохи Просвещения (ХVIII в.).
3) Классическая русская философия (– начало ХХ вв.).
4) Русская философия ХХ века.
28.
“Чаадаев утверждал, что в России отсутствуют идеи долга, справедливости, права, порядка, которые, как он считал в это время, прочно будто бы вошли в сознание и быт европейских народов. Отсутствие этих идей можно, по его мнению, объяснить только тем, что в России не было идейной традиции, которая сделала возможным их укоренение на Западе. А поскольку, по Чаадаеву, не существовало этой традиции, постольку в истории страны не было внутреннего развития, естественного прогресса”. Отсюда он приходит к безотрадному выводу: “… мы жили и сейчас еще живем для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его; пока, чтобы там не говорили, мы составляем пробел в порядке разумного существования”. Печальную участь России он объясняет тем, что она приняла православие, а не католицизм.
Западники считали, что России следует развиваться по пути всех Европейских стран, выстраивать свое господство, повышать культуру, традиции. Славянофилы считали, что у России – своя судьба, свой путь в истории. В России сильные традиции коллективизма. Русский народ доверяет монарху важную роль в жизни страны.
Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны. Они создали философское и социологическое учение, которое по теоретическому богатству, по широте и глубине постановки и решения проблем превосходит многое из того, что было сделано в философии другими представителями этого направления. Революционеры-демократы освоили немецкую классическую философию и восприняли ее диалектику и материализм Фейербаха, познакомились с идеями социалистов утопистов и французских материалистов, а также с экономическими теориями А. Смита, были знакомы с взглядами К. Маркса и Ф. Энгельса. Революционные демократы были едины в понимании путей преобразования России. Этот путь связывался с построением социализма в России на основе общинного, коллективного владения средствами производства.
29.
Всеединство является центральной идеей такого направления в русской философии как метафизика всеединства.
Основателем этого философского течения стал русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв.
Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия, наличие взаимопроникновения составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности. В онтологическом аспекте всеединство представляет нерасторжимое единение Творца и твари; в гносеологическом отношении всеединство выступает как «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания, достигаемого не только и не столько в результате познавательной деятельности, сколько верой и интуицией. В аксиологии всеединства центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Весь мир, как система, обусловлен всеединством, то есть Богом. Владимир Соловьёв определяет всеединство следующим образом: «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не за счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия».
В его работах в сложном сочетании представлены элементы эмпиризма, рационализма и мистицизма, философия превращается, по существу, в функцию религии. Основная идея философии Соловьева – идея «всеединства», утверждающая единство различных форм бытия. Основа этого единства – в Боге. Замысел философии всеединства Соловьева заключается в том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникнет «Богочеловечество» (всемогущий человек). Философия Соловьева по своему характеру является антропоцентрической. Человек – вершина творения.
30.
Особенности:
1) преимущественно религиозный, а порой религиозно-мистический, религиозно-символический характер. В его работах в сложном сочетании представлены элементы эмпиризма, рационализма и мистицизма, философия превращается, по существу, в функцию религии. Основная идея философии Соловьева – идея «всеединства», утверждающая единство различных форм бытия. Основа этого единства – в Боге. Замысел философии всеединства Соловьева заключается в том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникнет «Богочеловечество» (всемогущий человек). Философия Соловьева по своему характеру является антропоцентрической. Человек – вершина творения.
2) Другая особенность русской философии начала ХХ века – ориентация на гуманитарное знание, литературу и искусство, на проблемы человека. Один из видных последователей В.Соловьева. Как и у других русских религиозных философов, у Бердяева преобладает ориентация на человека. Отсюда и своеобразный антропоцентризм и персонализм его философии. Человек поставлен им в центр бытия.
3) Третья особенность русской философии – русский космизм – учение, возникшее под влиянием нового естествознания. Представители этого течения на первое место выдвигали проблему единства человека с космосом, космической природы человека и соответствующего масштаба его деятельности.
31.
Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным. Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.
Идеализм — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму.
1. Наивный материализм древних: Первична материя.
Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения.
2. Метафизический материализм - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Учение о неизменчивой математической субстанции.
3. Диалектический материализм.
Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.
1. Объективный идеализм - не зависящий от человеческого сознания.
Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея. (первооснова не личное а объективное сознание)
2. Субъективный идеализм. Суть: Мир - комплекс моих ощущений. (отрицается существование объективной реальности)
32.
Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.
Всеобщее бытие — это мир в целом, космос, природа, человек и результаты его деятельности;
Единичное бытие — это отдельный человек, животное, растение; особенное — это различные виды животных, растений, социальные классы и группы людей.
С учетом сказанного выше, формы человеческого бытия можно представить так:
Бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии и материальное бытие, созданное человеком;
Материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;
Духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.
33.
Движение- любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение — способ существования материи, ее всеобщий атрибут; всякое взаимодействие материальных объектов.
Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.
Покой - противоположно движению (отсутствие движения).
Прогресс — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.
Регресс — тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации, изменения к худшему;
Энгельс выделил 5 основных форм движения:
1. Механическая
2. Физическая
3. Химическая
4. Биологическая
5. Социальная
34.
Пространство и время также как и движение есть атрибуты материи. В мире нет ничего кроме движущейся материи и движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и о времени сложились в виде 2-х противоположных концепций:
* субстанционная
* релятивистская
В дальнейшем эти концепции послужили основанием современных научных представлений о пространстве и о времени. (в том числе и в теории относительности Эйнштейна) Первые утверждали, что существует абсолютное пространство, т.е пространство как «Чистая» протяженность, так же как существует абсолютное время, типа чистая длительность, протекающая сама по себе. Ньютон: «Пространство - есть вместилище для тел»
С точки зрения вторых, пространство и время провялятся лишь в отношении к другим телам и их характеристика зависит от состояния материальных тел.
Пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину.
Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний(явлений), их последовательность и длительность.
Приведенные определения носят диалектика- материалистический характер. Они показывают невозможность дать понятия пространства и времени в их отрыве от материи. Зависимость пространства и времени от материи определяет все их основные свойства. Хотя и пространство, и время есть формы существования материи в равной степени, между ними все же существуют различия, а так же есть и общие свойства.
Общим свойством, во-первых, является их объективность, такая же, как и объективность материи.
Во-вторых, в силу вечности существования материи, вечны пространство и время.
Третьим свойством является их бесконечность и безграничность.
В четвертых, пространство и время обладают свойствами абсолютности и относительности.
Важным свойством является и то, что они непрерывны и в то же время дискретны. Время и пространство внутренне противоречивы.
Из различий можно отметить, например то, что пространство симметрично, а время ассиметрично.
35.
Отражение – это всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел, систем посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними систем.
Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции.
Чувствительность — способность к ощущению, являющаяся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани — «особой материальной структуры, ответственной за отражение»
Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.
Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
СОЗНАНИЕ — высшая форма отражения объективной действительности и целенаправленного регулирования взаимоотношений человека с окружающей средой.
36.
Теологическая концепция утверждает, что сознание – это результат действия сверхъестественных сил.
Космологическая концепция обосновывает идею о том, что духовные частицы, которые лежат в основе сознания, существуют в космическом пространстве.
Концепция физикализма, утверждающая, что сознания как такового нет, отождествляя сознание с физическими процессами.
Социобиологическая концепция, доказывающая, что сознание – это свойство живых организмов, выраженная в биологических реакциях самосохранения, свойственных человеку и животным.
Концепция естественного происхождения сознания. Сознание не существовало вечно – оно результат длительной эволюции.
Символическая концепция, согласно которой генезис сознания связан с символической деятельности.
Понять сущность человека невозможно без обращения к первоистокам его бытия, иначе говоря, к проблеме антропогенеза. Поскольку человек рождается, развивается, реализует себя в окружении и с помощью других людей, в обществе, в более общем плане речь должна идти о совместном происхождении человека и общества, проблема антропосоциогенеза. Антропосоциогенез – это переход от биологической формы движения материи к социально организованной, его содержание – возникновение и становление социальных закономерностей, перестройка и смена движущих сил развития, определявших направление эволюции. Происхождение человека и общества.
В настоящее время существует и ряд других научных предположений о происхождении человека: гипотеза панспермии утверждает, что жизнь была занесена из космоса; другая гипотеза предполагает, что предки землян - это выходцы с других планет нашей Вселенной, но это лишь научные догадки, которые не имеют серьезных научных подтверждений. Поэтому мы подробнее остановимся на гипотезе происхождения человека от человекоподобных обезьян, основы которой заложили Ч.Дарвин и Ф.Энгельс. Согласно этой гипотезе, общая картина происхождения человека такова. Более 2 млн. лет назад в Африке появилось стадо предлюдей (австралопитеков). Они были невелики ростом и не сильны, но ходили на двух ногах, тем самым освободив руку, в которой научились держать первое орудие труда (камень, палку). У них был еще очень небольшой мозг, около 500 см3, но он постепенно рос. Уже через несколько сотен тысяч лет в Африке обитало стадо предлюдей, имеющих объем черепа 700 см3 и очень хорошее развитие руки. За это Луис Лики, впервые обнаруживший останки такого существа в 1960 году, назвал его «человеком умелым».
37.
Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Такой взгляд был у античных философов: Платон – разумная часть души я-я главной, формулировка идеального в противовес материальному. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира.
Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет.
СОЗНАНИЕ — высшая форма отражения объективной действительности и целенаправленного регулирования взаимоотношений человека с окружающей средой.
38.
Бессознательное – когда объект не осознает мотив действий (сновидение, гипноз, состояние аффекта, паника). З.Фрейд представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Психика человека состоит из 3 пластов: 1- Оно- самый нижний и самый мощный, в нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти. 2- Я (эго) – небольшой слой сознательного, 3- сверх- идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Сфера Оно оказывает решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек – существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). Человек по Фрейду – эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.
Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. Он выделил в нем помимо личностного бессознательного, еще и коллективное бессознательное, которое я-я отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляет общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-родины, богатыря). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного. Человек – прежде всего существо архетипное.
39.
Первая проблема - выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса.
Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания.
К третьей проблеме теории познания можно отнести проблему субъекта познания. Что такое субъект познания? Какую роль играет субъект в процессе взаимодействия с объектом? Вот круг вопросов, как бы обозначающих суть этой проблемы
Формулировка четвертой проблемы теории познания может звучать так: каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания?
Пятая проблема связана с оценкой результатов познания. Что есть истина? Как соотносятся истина и заблуждение? Как добывается истина и каковы ее критерии?
Проблема познаваемости мира:
Сторонники агностицизма считают, что мир познаваем, человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Скептизм признает существование вещей вне сознания человека. Чувства могут давать разные показания о вещах. Скептики подвергают сомнению возможность познания.
Агностики не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.
Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания.
40.
Философия выделяет два различных вида: чувственное и рациональное. Первый вид связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слух, осязание). Второй подразумевает работу разума.
Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.
1. ощущение – элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.
2. восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиб важные особенности восприятия: предметность, целостность и структурность.
3. представление – сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непосредственного контакта органов чувств с предметом.
Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.
1. понятие – мысленное образование, в кот обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.
2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.
3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.
4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.
5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.
Т.о., в процессе познания выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная и рациональная. Конечный результат – истина – достигается только совместными усилиями этих двух составляющих.
Сенсуализм и рационализм. Сенсуализм утверждает:
• нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах. Разум непосредственно с внешним миром не связан.
• Без органов чувств человек вообще не способен ни к какому познанию
• Роль мышления заключается лишь в обработке чувственного материала, значит, разум вторичен, несамостоятелен
• В познании встречаются ошибки. Но ощущения сами по себе обманывать не могут. Все заблуждения коренятся в разуме.
• Управление предметной деятельностью человека корректируются только с помощью органов чувств.
• Установление истинности знания требует выхода за пределы сознания и контакта с самой реальностью, поэтому не может быть осуществлено внутри мышления, такого контакта не имеющего.
Рационализм утверждали:
• Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.
• Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.
• Чувства нас нередко обманывают.
• Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.
• Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.
• Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.
Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют - интуицией.
41.
Практика — это основа формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания
Социальная практика — процесс взаимодействия субъекта и системы общественных отношений, приводящий к изменению как личности, так и общества.
Производственная практика — в обучении: получение опыта на реальном производстве.
Духовная практика: йога, исихазм, суфизм — практика индивидуального самосовершенствования.
Практика — это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва дерево, не дает ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она — цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые прошли через очистительный огонь практики, могут претендовать на объективное значение, на независимость от произвола и заблуждений.
42.
Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.
Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету.
Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде