Лекция 1. Культура и ее определения
Мы начнем с самого общего определения культуры, которое будет са-
мым абстрактным, но зато и самым исходным. В качестве такого определения
мы выбираем формулировку Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа.
Культура - это все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над
своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни
животных 1.
Иными словами, культура – это преодоление животного начала в чело-
веке, или преодоление природного начала в человеке. Или еще иначе - отри-
цание естественного начала.
Если опираться на русского философа Вл. Соловьева, то можно ска-
зать, что культура начинается со стыда, т. е. с недопущения того, чтобы при-
родное, или животное, начало господствовать над нами. Говорят, что естест-
венно, то не безобразно. С точки зрения нашего определения культуры, на-
оборот, что естественно, то безобразно. Потому что культура – это преодо-
ление естественного.
Данное определение проводит границу между человеком и животным,
оно как бы говорит: мы – не животные. В то же время оно недостаточно, по-
тому что говорит, кто мы не есть, однако не сообщает, кто мы есть. Напри-
мер, если сказать, что этот мел нечерный, то остается неизвестным, а какого
же цвета этот мел. Он может быть синий, зеленый и т. д. Так и здесь. Если
культура – это то, чем мы отличаемся от животных, то остается вопрос, а чем
же мы от них отличаемся? Попробуем определить это отличие.
1 См.: Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1990.
Специфика животного состоит в том, что его поведение определяется
инстинктом и внешними обстоятельствами, животному присуща более или
менее жесткая специализация. Например, животные делятся на хищников и
травоядных, они распределены по климатическим нишам, по особенностям
пищевого рациона. У животных есть потребности – в пище, в жилище, в
продолжении рода, но важно то, что способ удовлетворения этих потребно-
стей строго запрограммирован. Например, потребность в жилище удовле-
творяется тем, что у медведя именно берлога, у птицы гнездо, у бобра пло-
тина на реке должна поднимать воду, чтобы закрывать вход в жилище, и т. д.
Поэтому не животное само решает, какое строить жилище, за него решает
его собственная природа, его инстинкты, определенное устройство его нерв-
ной системы.
В человеке животное начало преодолевается, это должно означать от-
рицание предопределенности, специализации, зависимости от собственного
устройства и от среды. Переход к культуре означает переход к такому со-
стоянию, когда не инстинкты и не специфика окружающей среды, но сам че-
ловек определяет свои действия и способ удовлетворения своих потребно-
стей. Например, у человека, как и у животных, есть потребность в продол-
жении рода, но способ удовлетворения этой потребности не предопределен
однозначно органическим устройством человека. Поэтому в разных культу-
рах существуют свои брачные правила, виды семьи, различные типы отно-
шений между мужчинами и женщинами.
Таким образом, не среда и инстинкты определяют человеческое бытие,
а сам человек определяет собственное бытие. На философском языке это на-
зывается самоопределением, или свободой.
Итак, преодоление природного начала в человеке, или культура, озна-
чает переход к новому типу бытия – к свободе. Таким образом, вместе с че-
ловеком, или культурой, в мир приходит свобода. Приходит бесшумно, без
особых революций, незаметно. По выражению философа Мераба Констан-
тиновича Мамардашвили, культура, или свобода, – особая космическая сила,
однажды вспыхнувшая на земле.
Сложно уловить момент, когда на земле возникает человеческая куль-
тура. Каждый раз она или уже есть, или еще не возникла. Никак не могут
найти первых людей. Находят стоянки вроде бы самых примитивных людей,
но обнаруживается, что это вырожденное состояние более раннего, но более
развитого состояния. То есть культура более ранняя может оказаться более
развитой. Например, современные человекоподобные обезьяны, скорее все-
го, являются не нашими прямыми предками, а тупиковой ветвью развития
общих с нами прародителей.
Итак, культура – это самоопределение и свобода, отрицание предопре-
деленности. Отсюда вытекает вторая характеристика культуры: культура
всегда творчество, создание того, чего до этого не было. Культура всегда
изобретение. Она всегда артефакт, т. е. искусственный факт. Возникает се-
мья, очаг, часы, рычаг, одежда, художественное lтворчество, например при-
митивные статуэтки, которым полмиллиона лет. Все это появляется не в си-
лу природных законов, не в ходе естественного процесса, но в результате
творческого акта человека. По законам природы очаг или часы не могли бы
возникнуть. Человеческая семья основана на запрете инцеста, т. е. физиче-
ской близости между близкими родственниками, и этот запрет возник не в
силу каких-либо естественных законов, например законов психологии, но в
качестве сознательного самоограничения. Однажды был введен запрет, и
возникла человеческая семья.
Третья характеристика культуры. Культурные акты всегда избыточны.
Создаются полезные вещи и умения, но вместе с тем создается нечто беспо-
лезное, вроде бы лишнее, но потом выясняется, что именно это бесполезное
и лишнее порождает человеческое в человеке, обеспечивает дальнейшее
движение вперед. При раскопках обнаруживают скребки для обработки
шкур: один конец заострен, другой широкий, чтобы можно было держать в
руке. Все полезно и продумано. Но одновременно налицо нечто лишнее.
Скребок выполнен симметричным. Зачем симметричным? Это не повышает
производительность обработки шкур, наоборот, несимметричный, возможно,
более удобно лежал бы в руке. Но симметричное более красиво! То есть
стремились с самого начала к лишнему, избыточному с точки зрения непо-
средственной полезности, на это затрачивался дополнительный труд.
И в современном обществе есть люди, способные к избыточному. В
школьном возрасте они заглядываются в окно на прыгающего воробья вме-
сто того, чтобы слушать задерганную жизнью учительницу. Потом у них не
хватает толку 8 часов в день закручивать гайку на конвейере или стрелять из
окопа по человеческим фигуркам. Они не приспособлены к жизни, в которой
всегда есть место подвигу. Зато их «осеняет», и они могут написать рассказ
или пару рифмованных строк, в которых выразят то, что никому не под силу.
Или почувствуют то, о чем никто пока еще не подозревает, – очередной над-
вигающийся психоз войны или революции. Или придумают то, что потом
назовется компьютером.
Итак, культура – это свобода, творчество, избыточность. Дадим еще
одну характеристику культуры. Культура всегда непрочна. Сохранение __________ее не
гарантируется законами природы, психологии, общества. Потому что часто
она противоречит этим законам. Например, моральная норма «не убий» про-
тиворечит реальным отношениям между людьми. Но если сохранение куль-
туры не гарантируется законами природы, психологии и общества, то это оз-
начает, что она нуждается в постоянных усилиях по ее поддержанию. Кто-то
должен постоянно воспроизводить знания, беречь библиотеки, культивиро-
вать высокую классику вроде опер Моцарта в самый разгул массовой куль-
туры, сохранять так называемое элитарное искусство, непонятное массам,
потому что само собой это не сохранится.
Но именно эти тонкие вроде бы безделушки, т. е. опять-таки нечто из-
быточное, обеспечивают движение вперед и вообще выживание культуры.
Люди постоянно должны сохранять и воспроизводить снова и снова то, что
однажды было создано, потому что предоставленное самому себе оно не со-
хранится и исчезнет без следа. Как если улицы не подметать неутомимо и
упорно, то они сами по себе не подметутся, и начнется запущенность и ди-
кость. Культуру можно сравнить с очагом, в котором необходимо постоянно
поддерживать огонь, иначе он потухнет и больше не возгорится. Нужно спе-
циально тратить силы и труд на поддержание очага культуры, каждого куль-
турного завоевания, не важно, идет ли речь о трудовом навыке, кулинарном
рецепте, поэзии, открытии художника или тонкости в искусстве любви. В
противном случае все это рассыплется в прах, потому что в самой природе
или, скажем так, в нашей физиологии, устройстве мозга культура не заложе-
на, не закодирована.
Объединяя перечисленные характеристики культуры, получаем две
важные ее стороны. Первая – создание нового, не вытекающего из прежнего
состояния, деятельность по изобретению, творчество. Вторая – труд по со-
хранению однажды открытого и достигнутого.
В разных обществах на первый план может выходить и становиться
господствующей либо та, либо другая сторона культуры. В зависимости от
того, какая сторона в обществе выходит на первый план, можно говорить о
различных типах культур. В европейской, точнее евро-американской, куль-
туре ведущей является первая сторона – деятельность по созданию нового.
Поэтому европейские общества постоянно изменяются во времени, для них
характерно непрерывное развитие. В восточных обществах ведущей являет-
ся деятельность по сохранению однажды достигнутого и освоенного. Поэто-
му восточные общества более или менее консервативны. Но в любом обще-
стве обе стороны культуры обязательно присутствуют, без них нет самой
культуры.
Перейдем к антропологическим предпосылкам возникновения культу-
ры. Антропологические предпосылки – это биологические, телесные призна-
ки, которые отличают человека от других живых существ. Особенность этих
биологических признаков состоит в том, что они позволяют преодолевать
господство именно биологического в человеке. В литературе обычно назы-
вают три таких признака: прямая походка, сверхразвитый мозг и свободная
рука. Мы добавим еще три признака, выступающие биологическими предпо-
сылками культуры. Это так называемое продленное детство, особый тип сек-
суальности, способ питания. Всего получается шесть признаков.
Прямая походка. Она интересна тем, что совершенно бесполезна с
биологической точки зрения, она есть, так сказать, излишество для нормаль-
ной животной жизни, в том числе и для добывания пищи. Например, основ-
ную информацию при охоте дают запахи, поэтому как раз надо пригибаться
к земле, т. е. вставать на четвереньки. Выпрямившееся существо бросается в
глаза, оно далеко видно, поэтому более уязвимо. Таким образом, этот биоло-
гический признак именно биологически неэффективен, он не дает преиму-
ществ для выживания. Наоборот, он усложнил жизнь наших предков. Есть
данные, что прямая походка привела к болезненной перестройке внутренних
органов, это резко повысило смертность первых людей, привело их букваль-
но на край гибели.
Но прямая походка подготавливает прорыв к новой, небиологической
эволюции; она освободила руки, взгляду открылся горизонт, необъятное не-
бо с облаками и солнцем, о существовании которых животные, возможно, не
подозревают. Появляется избыточная информация, ненужная животному. То
есть прямая походка – это такой биологический признак, который позволяет
преодолеть именно биологию как господствующее в нас начало.
Свободные, приспособленные к сложнейшей деятельности руки. Важ-
но то, что человек выпрямился за миллионы лет до деятельности по изготов-
лению орудий, поэтому рука вначале освободилась неизвестно для чего. Ру-
ками можно трудиться или писать стихи, но можно воровать из гнезд чужие
яйца и этим питаться. Никакой природой, никакими инстинктами не предо-
пределено, что делать при помощи свободных рук, чем их занять. Существо-
вали животные, быстро передвигавшиеся на двух ногах и со свободными ру-
ками, они жили тем, что воровали чужие яйца из гнезд и ими питались, но
эти животные быстро вымерли.
Третий признак - сверхразвитый мозг, способный освоить что угодно,
позволяющий приспособиться к любому образу жизни. Снова преодоление
предопределенности, снова открытость, готовность к чему угодно. До сих
пор непонятно его назначение. Первым людям для их образа жизни не нужен
был такой мозг, поэтому он не давал преимуществ при естественном отборе.
Он был избыточен с самого начала, он избыточен до сих пор. Современные
люди используют от силы 10% его возможностей, и если используется чуть
больше, то человек является гением. Вероятно, спустя несколько тысяч лет
возможности мозга будут использоваться на 15–20%.
Четвертый признак - продленное детство. У людей, и только у людей,
дети рождаются совершенно не готовыми к жизни, с ними нужно заниматься
24 часа в сутки. А потом следует многолетняя и драматическая процедура
врастания в общество, в культуру, усвоения человеческих норм, ценностей,
умений, навыков. Но именно потому, что отсутствуют врожденные формы
поведения, человек может научиться чему угодно и освоить любую культу-
ру. Ребенок из австралийского племени, питающегося личинками и корнями
диких растений, взятый на воспитание семьей английских аристократов, вы-
растет в джентльмена, свободно читающего на нескольких языках. И наобо-
рот, для человека, родившегося в семье лордов, но выросшего с младенчест-
ва в австралийском племени, будут казаться естественными их обычаи и ус-
ловия жизни.
Пятый признак - особый тип сексуальности. У животных существуют
определенные брачные периоды, когда самцы и самки вступают в известные
отношения. Эти периоды связаны с биологическими и климатическими рит-
мами, т. е. снова налицо подчиненность природе, ее законам. Вне этих пе-
риодов животные как бы забывают о том, что они самцы и самки, половое
поведение перестает быть существенным. У человека мы видим открытость
и готовность к половым отношениям в любой период, т. е. снова налицо сво-
бода и потенциальная готовность к любому многообразию. Отсюда разнооб-
разие видов семьи в различных культурах и обществах и возможность так
называемых патологий. Причем то, что в одной культуре будет считаться па-
тологией, т. е. отклонением от нормы, в другой культуре будет считаться
вполне нормальным, потому что отсутствуют заданные природой стереоти-
пы сексуального поведения.
Шестой признак - у ниверсальность пищевого рациона, всеядность че-
ловека, универсальность его желудка. Эта универсальность обеспечила рас-
пространение человека по всему земному шару. Нет географических или
климатических зон, недоступных человеку, накладывающих ограничения на
его движение, на возможность существования и т. д. Всеядность человека
есть причина колоссального разнообразия кулинарии в разных культурах.
До сих пор речь шла об общем понятии культуры и ее антропологиче-
ских предпосылках. Дадим более конкретные и частные определения куль-
туры. В литературе можно найти более 500 определений культуры. Все их
сведем к пяти подходам.
Подход первый, самый простой, назовем его суммативным. Культура
определяется как совокупность знаний, умений, привычек, правил, верова-
ний, традиций, запретов и т. д., которые должен усвоить отдельный человек,
чтобы быть членом данного общества.
Второй подход - исторический. Культура – это устойчивое и повто-
ряющееся явление, которое должно передаваться и наследоваться при всех
изменениях и революциях и которое обеспечивает существование общества
как такового. Сюда можно отнести, например, определенные ценности или
учреждения, такие как семья, уважение к старшим, уважение к власти, отри-
цание которых приводит к разрушению общества. Конечно, история есть об-
новление и отрицание. Но есть предел отрицания и разрушения, за которым
происходят необратимые процессы в обществе; оно само разрушается, вы-
рождается. Нельзя старый мир разрушать до основания, а потом строить с
нуля. Окажется, что нечего будет строить. В романе Бориса Пастернака
«Доктор Живаго» показано, как гражданская война привела к вырождению и
одичанию целых районов России.
Третий подход – ценностное определение культуры. Культура рас-
сматривается как сумма определенных ценностей: общечеловеческих, на-
циональных, групповых и т. д. Все, что не соответствует данным ценностям,
не является культурой. Этот подход важен, но есть опасность перейти к де-
лению народов на культурные и некультурные, на наши и не наши. На самом
же деле другой народ может оказаться не некультурным, а другой культуры.
Например, существуют ценности христианской культуры и ценности вос-
точной культуры. То есть существуют разные культуры, а не так, что одно
является культурой, а другое не является культурой.
В Советском Союзе в свое время воевали с так называемыми стиляга-
ми или любителями джаза и рок-н-ролла, с теми, кто носит «не те» галстуки,
отращивает бороды и т. п. Образ жизни, не совпадающий с официально про-
пагандируемым по радио и в газетах, определялся как бескультурье. На са-
мом деле это была война с другой культурой.
Четвертый подход. Культура определяется как совокупность символов,
знаков и ритуалов. Культура как символическая Вселенная. Действительно,
все бытие человека построено на символах. Например, люди, вступая в брак,
проходят определенный ритуал регистрации брака, должны получить свиде-
тельство о браке - бумагу с определенным текстом и печатями, в противном
случае брак не считается фактом. И ритуал, и эта бумага являются символа-
ми, несущими определенный смысл. Пассажир автобуса без клочка бумажки,
который называется билетом, уже не пассажир, а так называемый заяц. Кло-
чок бумажки выступает знаком, что проезд оплачен. Человек может знать
очень много по своей профессии, но без книжечки, которая называется ди-
пломом, он не признается имеющим высшее образование.
В романе Веркора «Люди или животные?» находят существ, по поводу
которых неясно: это все еще животные или уже люди. Решение этого вопро-
са оказывается необходимым, чтобы знать, как строить с ними отношения.
Если это люди, то земля принадлежит им, поэтому с ними нужно заключать
договор на освоение ископаемых. Если это животные, то их можно просто
прогнать с территории. Если это люди, то их убийство будет преступлением
и подпадает под действие закона, если животные, то на них можно охотить-
ся. В конце концов, выясняется, что у этих существ есть особые камни, кото-
рым они поклоняются. Значит, есть религия и соответствующие символы. Но
если есть символы, значит это точно люди, а не животные.
Пятый подход самый широкий – деятельностный. Культура понимается
как способ бытия человека, в основе которого лежит деятельность по созданию
так называемой второй природы, искусственного мира, артефактов: ценностей,
норм, орудий, символов, обработанной земли, городов, учреждений, произве-
дений искусства и т. д. Преимущество такого подхода состоит в том, что здесь
человек не заслоняется тем, что он сам создает, но включается в определение
культуры в качестве ее субъекта. С другой стороны, сам человек формируется
второй природой, которую он создает, следовательно, человек есть продукт
собственной деятельности. Человек, созидая нормы, ценности, традиции, уме-
ния, вещи, создает самого себя, или по-другому, человек, творя историю, тво-
рит сам себя. Таким образом, мы возвращаемся к пониманию культуры, с кото-
рого начали: культура есть самоопределение, или свобода. Культура есть спо-
соб бытия, в основе которого лежит свобода.
Лекция 2. Понятие цивилизации. Формация и цивилизация
Понятие «цивилизация» имеет много смыслов и значений. Мы дадим
четыре значения.
Первое значение. Цивилизация понимается как синоним культуры. По-
этому можно сказать, что человеческая цивилизация есть то, в чем мы воз-
вышаемся над биологическим в нас. Отождествление цивилизации и культу-
ры часто проявляется в языке. Например, мы употребляем выражения «куль-
турный человек» и «цивилизованный человек» как имеющие одинаковый
смысл. В фантастической литературе пишут о внеземных цивилизациях или
внеземных культурах: марсианская цивилизация, культура Венеры, цивили-
зация созвездия Гончих Псов.
Второе значение. Цивилизация понимается как определенная ступень
развития человеческой культуры. Сначала идет этап дикости, он длится сот-
ни тысяч лет. На этом этапе общество живет за счет собирательства того, что
дает природа в готовом виде, отсутствуют орудия труда или они чрезвычай-
но примитивные. Затем начинается этап варварства, который занимает де-
сятки тысяч лет: люди живут охотой, рыболовством, огородничеством, есть
орудия труда, но еще нет государства. Далее идет цивилизация, ее возраст до
полутора десятков тысяч лет. Этап цивилизации длится до сих пор. При этом
некоторые племена в отдаленных регионах земли остались на стадии варвар-
ства или даже дикости.
Что представляет собой общество на стадии цивилизации? Имеется
разделение на умственный и физический труд, имеются классы и сословия,
более или менее развиты товарно-денежные отношения. В варварском же
обществе обмениваются непосредственно продукты на продукты, так до сих
пор происходит у некоторых племен. На этапе цивилизации возникает рели-
гия с системой ценностей, которые направляют и регулируют поведение лю-
дей, их мораль, правовые отношения, отношения собственности.
Но самый очевидный признак цивилизации и выхода из варварства со-
стоит в наличии государства с управленческим аппаратом (чиновничество),
органами принуждения (армия, полиция, тюрьмы) и налогами. Можно ска-
зать так: есть в обществе государство - совершился переход к цивилизации;
нет государства – значит, все еще варварство. Раньше считалось, что госу-
дарство возникает вместе с классами. Теперь выяснилось, что государство
возникает раньше классов при объединении племен для решения общих за-
дач: защита от внешних врагов, проведение крупных совместных работ –
строительство каналов, пирамид и т. д.
Переход к цивилизованному состоянию совпадает с появлением зем-
леделия и скотоводства, т. е. с началом производства того, что в готовом ви-
де в природе не существует. Возникает металлургия, гончарное искусство,
кораблестроение, атомные электростанции, выводятся особые породы жи-
вотных или виды злаков. Однако в конце концов все эти преобразования мо-
гут привести к нарушению природного равновесия. Сейчас подсчитано, что
цивилизационный путь развития может продолжаться от силы еще несколь-
ко десятилетий – до середины XXI века. Далее могут начаться катастрофы –
демографическая (от перенаселения), экологическая (от нарушения природ-
ного равновесия), тепловая, или, наоборот, начнется всеобщая зима, или все-
общая радиационная смерть. Богатый выбор. Получается, что дальнейшее
существование человечества может быть обеспечено лишь переходом к ино-
му способу бытия, не приводящему к нарушению равновесия с природой.
Третье значение понятия цивилизация. Цивилизация - это категория
для характеристики разнообразия одновременно существующих типов обще-
ства. Например, в античности одновременно существовали, часто даже очень
мало зная друг о друге, древнегреческая цивилизация, азиатские деспотии,
Древний Египет, китайская цивилизация. В средние века параллельно суще-
ствовали арабская цивилизация, Китай, Япония, европейская христианская
цивилизация. В Америке в это же время существовали цивилизации инков,
майя, ацтеков. В Тропической Африке существовали мощные негритянские
государства с почтами, дорогами, централизованной властью. Цивилизации
в Америке и Африке были уничтожены европейцами, которые нуждались в
золоте и рабах.
В наше время можно говорить об одновременном существовании за-
падного общества с развитой рыночной экономикой и стран, которые только
движутся к развитому рынку, эти страны сами распадаются на качественно
различные типы обществ. Важно, что мы здесь имеем разнообразие челове-
чества в пространстве.
Одновременно существующие цивилизации – это качественно различ-
ные общества со своими ценностями, взглядом на мир, с пониманием сущ-
ности человека и Бога. И лишь вместе они составляют человечество. Конеч-
ной причиной разнообразия цивилизаций является различие в природных
условиях, в которых живут общества: климатические, географические, этни-
ческие и др.
Все цивилизации можно разделить на два больших класса. Первый
класс – общества, которые качественно не меняются в течение столетий и
тысячелетий. Такие общества основаны на повторе однажды сформировав-
шихся экономических и политических структур и ценностей. В этом классе
можно выделить три варианта.
Первый вариант характеризуется тем, что имеется естественное изоби-
лие жизненных благ, например много плодородной земли, мягкий климат.
Все это не заставляет развивать производительные силы и интеллектуальные
способности. Так обстоит дело во многих районах Африки. Например, в
Древнем Египте условия жизни были настолько благоприятны, что государ-
ству приходилось специально расходовать излишек благ и человеческих сил
на сооружение гигантских пирамид, которые затем благополучно забрасыва-
лись.
Второй вариант - наоборот, крайняя скудность и суровость условий
для жизни. Это заставляет без остатка тратить все силы, физические и умст-
венные, на простое поддержание самой жизни и не дает возможности сколь-
ко-нибудь развиваться. Примером могут служить северные народы. Ясно,
что бессмысленно от них ждать перехода на основе чисто внутреннего раз-
вития к рабовладельческому строю, потом к феодальному и т. д. Эти народы
столетиями и тысячелетиями могут вести один и тот же образ жизни.
Третий вариант. Природные условия таковы, что необходим массовый
коллективный труд, например для сооружения оросительных каналов или
сбора урожая на больших пространствах в ограниченное из-за особенностей
климата время, или необходимо напряженное освоение больших про-
странств. Сюда можно отнести Россию, Китай. В этих условиях неизбежным
становится централизованное управление и контроль, поэтому возникают
мощные деспотичные государства с армиями, колоссальным чиновничьим
аппаратом и т. д. Любые серьезные изменения строя и культуры связаны в
этих условиях с большими трудностями. И даже после радикальных измене-
ний общество через некоторое время более или менее возвращается к преж-
нему типу жизни.
Например, Октябрьская революция в России после гражданской войны
и всех преобразований в конечном счете вернула Россию в прежнее состоя-
ние, из которого пытался вырваться еще царизм, именно - к крепостному
строю в виде колхозов, абсолютной власти теперь уже Генерального секре-
таря; вернулись к постоянным войнам и расширениям территории: присое-
динение Прибалтики, Западной Украины, Молдавии, попытка то же самое
сделать с Финляндией.
Общей чертой цивилизаций, которые существуют в неизменном виде,
является то, что отдельный человек или отдельная семья не выступают само-
стоятельными субъектами. Например, здесь не работает английская поговор-
ка «мой дом – моя крепость». Самостоятельным субъектом выступает лишь
община, родовой коллектив или общество в целом в лице государства. Лич-
ность растворяется в общественном целом. Соответственно в таких цивили-
зациях вырабатываются ценности и мировоззрения, которые отвергают ка-
кое-либо обновление, всякое серьезное изменение оценивается как что-то
противоестественное, нарушающее нормальную жизнь, заветы предков, бо-
гов и т. п.
Однако именно в обществах с деспотическим централизованным госу-
дарством впервые возникают искусство, литература, элементы научного зна-
ния, философия, такие изобретения, как книгопечатание, компас, порох. В
этих обществах были прекрасные дороги, поэзия, математика, интеллиген-
ция, в то время как в Европе еще ходили в шкурах и не знали письменности.
Второй класс обществ. Здесь самостоятельным субъектом выступает
не только общественное целое – племя, община, общество в целом, но и от-
дельный человек, отдельная семья, сохраняющие относительную самостоя-
тельность – экономическую и духовную. Дело в том, что природные условия
таковы, что отдельная семья может содержать себя за счет собственного
труда. В то же время нет развращающего изобилия естественных богатств в
виде чрезмерно плодородной земли и природных ресурсов. Главной фигурой
в таких обществах постоянно выступает свободный крестьянин. Так было в
германских обществах, в Древней Греции, на территории Киевской и Новго-
родской Руси. Такие общества оказываются способными к качественным
прогрессивным изменениям, у них есть история.
Эти общества располагались на сравнительно малой территории – в
Западной Европе и Киевской Руси. Что-то около 10% всей земной суши. А
вокруг было море совершенно другого типа цивилизаций – вся Азия, Афри-
ка, еще не открытые Америка и Австралия.
К цивилизациям, способным изменяться во времени, применимо поня-
тие общественно-экономической формации, которое было выработано К.
Марксом. В отличие от понятия цивилизации, которое характеризует изме-
нение человечества в пространстве, понятие формации характеризует изме-
нения во времени общества или человечества.
У Маркса есть место в одном из писем к русской революционерке Вере
Засулич, где он указывает, что его теория формации возникла как обобщение
истории Западной Европы, а вот насколько эта теория применима к другим
обществам, например к России, это надо специально смотреть. Но потом
В. И. Ленин теорию формаций, вопреки предупреждению ее основателя,
объявил универсальной.
Что такое общественно-экономическая формация? Это – общество,
взятое в своей конкретно-исторической определенности. Или по-другому –
это исторически-определенная общественная система, рассматриваемая в
процессе ее возникновения, функционирования и перехода в другую систему.
Например, рабовладельческий строй в Древней Греции и Древнем Риме сме-
нился феодальным, который позднее был вытеснен буржуазной формацией.
Таким образом, здесь нет неизменности в течение столетий и тысячелетий,
но есть смена одной формации другой в историческом времени.
О соотношении Запада и Востока как разных типов цивилизаций. Ев-
ропейцам кажется нормальным общество, где провозглашается свобода лич-
ности и права человека, господствует частная собственность, есть деление на
классы, свободное развитие науки, техники, философии, существует диалог
по всем вопросам, многопартийность и т. д. А общества с другими ценно-
стями кажутся отклонением от нормы. Но на самом деле именно это «откло-
нение от нормы» существовало и в какой-то степени до сих пор существует
на подавляющей части территории планеты. И вся история Европы с ее сме-
ной формаций в течение двух с половиной тысячелетий есть краткий миг по
сравнению с многими тысячами лет жизни других типов цивилизаций. Эти
другие типы цивилизаций обобщенно называют Востоком, или азиатскими
обществами, хотя сюда входят цивилизации Африки и доколумбовой Аме-
рики. Их называют еще азиатским способом производства - понятие, выдви-
нутое и разработанное К. Марксом, или строем типа восточной деспотии, по
Г. В. Плеханову. Под это определение можно подвести также дореволюци-
онную Россию, в которой, правда, в начале века уже начинал развиваться все
более бурными темпами общественный уклад европейского типа.
Азиатский способ производства – это строй не рабовладельческий, не
феодальный и не буржуазный. Экономической __________основой его являются кресть-
янские общины с натуральным производством, которые не связаны между
собой товарным обменом и полностью погружены во взаимоотношения с
природой. В таких общинах господствует коллективная, общественная соб-
ственность. В качестве политической надстройки над этими общинами воз-
вышается государственно-чиновничий аппарат, который тоже живет своей
собственной жизнью. Он управляет страной при помощи коррупции, налогов
и репрессий, воюет с другими государствами, занимается интригами и двор-
цовыми переворотами. Этому обществу соответствует идеология, в основе
которой лежит обожествление личности императора, или вождя, или очеред-
ного Генерального секретаря, или президента. Император или вождь – вер-
ховный собственник земли и подданных, правит, опираясь на чиновничий
аппарат, армию и репрессивные службы.
Такое общество очень устойчиво, оно может существовать столетия и
тысячелетия. Народные восстания приводят лишь к его укреплению. Напри-
мер, восстания Болотникова, Разина, Пугачева приводили к укреплению
крепостнического строя в России. После Октябрьской революции многочис-
ленные восстания рабочих и крестьян, например кронштадтский мятеж, там-
бовское восстание, приводили лишь к закреплению возникшего в результате
гражданской войны советского государства. Такое общество изменяется
лишь под внешним воздействием, например в силу природных бедствий, или
агрессии со стороны, или прямого истощения людских и природных ресур-
сов. Тогда оно вынужденно меняется, или просто погибает.
Например, перестройка в Советском Союзе началась, когда упали це-
ны на нефть, в то время как страна жила на валюту, выручаемую от продажи
нефти. Важно, что старый строй не перерастает плавно в новый, обязательно
все происходит через катастрофу и развал старого, нет преемственности и
плавного перехода. Действует формула: или – или.
Этот строй обладает огромной мощью по отношению к собственно-
му народу, но очень уязвим со стороны агрессии более развитых обществ.
Например, громадный Китай, а также Россия были беспомощны в войнах с
маленькой Японией в конце XIX – начале XX века. Но именно под воздей-
ствием этих войн в России и в Китае начались революционные изменения.
Другой пример: вся громадная Америка с мощными империями инков,
майя, ацтеков была быстро завоевана несколькими сотнями испанских
авантюристов, которые вошли в эти империи, как нож в масло. Дело в том,
что в таких обществах не развивается инициатива личности. Люди дейст-
вуют по команде сверху. Если использовать теорию Льва Гумилева, то
можно сказать, что в таком обществе нет пассионариев, т. е. людей с из-
быточной энергетикой, потому что такие люди планомерно устраняются
государством. Производство основано на традиции, на повторе освоенного
тысячи или сотни лет назад.
В то же время в таких обществах редко кто умирает с голоду, нет без-
работных, конкуренции. Развито социальное обеспечение. Например, в госу-
дарстве инков были специальные фонды для стариков, вдов. Государство
или община обеспечивают содержание всех, поэтому никто не действует на
свой страх и риск.
В настоящее время в литературе признается, что этот строй есть осо-
бый тип цивилизации, такой же нормальный и закономерный, как другие ти-
пы. Или что это особая ветвь развития человечества, причем его подавляю-
щего большинства. В целом можно говорить о западной и восточной циви-
лизациях как дополняющих друг друга формах. Обе цивилизации имеют по-
ложительные и отрицательные стороны. В настоящее время происходит как
бы прорастание одного типа общества в другом, их взаимопроникновение,
взаимообогащение ценностями, в результате чего происходит постепенное
становление единого человечества.
Лекция 3. Культура и цивилизация как противоположности.
Человечество как многообразие культур и цивилизаций
Выше мы рассмотрели три значения понятия цивилизации: цивилиза-
ция как синоним культуры вообще, как этап развития человеческой культу-
ры, следующий за варварством, и как сосуществующие одновременно раз-
личные типы обществ. Теперь мы рассмотрим человеческую историю не-
сколько с другой стороны, а именно с той, с которой культура и цивилизация
выступят противоположностями. Таким образом, мы перейдем к четвертому
смыслу понятия цивилизации.
Существуют различные понимания исторического процесса. В антич-
ности история рассматривалась как круговое движение, как повтор. Симво-
лом такой истории была змея, кусающая собственный хвост. Ничего нового
не происходит в истории. Все более или менее крупные события повторяют-
ся, правда, с другими историческими деятелями и персонажами. Мирные пе-
риоды сменяются завоеваниями, а затем начинается период упадка. Но этот
период упадка сменяется новым развитием, затем начинаются новые завое-
вательные войны, и снова упадок. Так, Афины прошли период расцвета, во-
енного могущества и упадка. Затем наступила очередь Македонии, которая
расширилась в результате завоевательных походов неимоверно, но потом ее
империя распалась, и начался ее упадок. После наступил черед Римской рес-
публики, которая превратилась в Римскую империю, живущую завоеватель-
ными войнами, и т. д.
В эпоху средневековья было выработано другое понимание истории.
Его автором был христианский философ Августин Блаженный. История со-
вершается не по кругу, она есть поступательное линейное движение, которое
можно изобразить в виде стрелы. Всю историю делит на две части уникаль-
ное событие - жизнь и смерть Иисуса Христа. С него начинается распро-
странение христианства на все человечество, история человечества есть
движение к особому событию, к Страшному суду, на котором Иисус Хри-
стос будет судить живых и воскресших мертвых, решать, кому отправляться
в ад на вечные мучения, а кому в рай на вечное блаженство. Таким образом,
история приобретает направленность, смысл и цель.
Идея истории как направленного движения к определенному состоя-
нию была видоизменена французскими просветителями XVIII века в теорию
непрерывного прогресса. Теперь история понималась как движение на осно-
ве разума к такому общественному состоянию, когда максимальное число
людей будет счастливо. Социалистическая идея построения светлого буду-
щего – коммунизма – является видоизменением понимания истории как на-
правленного движения.
Таким образом, теория бесконечного прогресса французских просвети-
телей и марксистская теория построения светлого будущего – обе имеют ис-
током линейное понимание истории, выработанное Августином Блаженным.
Итак, получается два основных взгляда на историю: повтор и направленное
движение.
Но возможно третье понимание. Это - теория локальных, т. е. ограни-
ченных в пространстве и во времени, культур. Согласно этой теории, не су-
ществует единого человечества, но есть возникающие, как бы вспыхиваю-
щие в разное время и в разных местах земного пространства отдельные,
замкнутые на себя культуры. Они рождаются, проходят определенные фазы
развития, как живые организмы, а затем умирают. Бессмысленно спраши-
вать, какая из этих культур лучше и прогрессивнее. Они не лучше или хуже,
а разные. Как бессмысленно спрашивать, какой цвет – синий или желтый –
лучше. Эти культуры не переходят одна в другую, как формации, а сущест-
вует сами по себе – появляются, а потом угасают. Такое понимание истории
развивали русский ученый Николай Яковлевич Данилевский и немецкий фи-
лософ ОсвальдШпенглер.
Н. Я. Данилевский (1822–1885) родился в семье генерала Орловской
губернии. Основное произведение – «Россия и Европа». Его основные идеи
следующие. Не существует единого человечества, но существуют отдельные
культуры, или культурно-исторические типы, каждый представляет кон-
кретную человеческую общность. Этой общности при ее возникновении от-
пущена определенная сумма жизненных сил, которую она реализует в своем
развитии, рассматриваемом по аналогии с жизнью растения.
Сначала общность - народ или совокупность близких по крови наро-
дов - формирует собственный стиль жизни, быт, ценности, особый тип са-
мосознания. Но в этой фазе опасны чужеродные включения, они могут сбить
культуру с ее пути. Поэтому Данилевский отрицательно относится к Петру I,
реформы которого нанесли урон психическому складу русской нации.
Культура живет около 1000 лет. Примерно 500 лет происходит фор-
мирование, затем расцвет и последние 100 лет – закат. Культура остается
существовать, но душа и жизненная сила отлетают от нее. Этому этапу со-
ответствует апатия самодовольства или отчаяния. Одряхлевшей культуре
ничего уже не поможет, так как отпущенная ей сумма жизненных сил из-
расходована.
Данилевский называет 13 культурно-исторических типов: Египет,
иранская культура, древнееврейская, индийская, китайская, европейская,
греческая, римская, аравийская, германо-романская (европейская), мекси-
канская и перуанская (обе погибли насильственно), славянская, которая на-
ходится на стадии собирательства и формирования.
В начале ХХ века возникает сходная концепция Освальда Шпенглера.
Шпенглер, годы жизни 1880–1936, немецкий учитель гимназии, преподавал
математику и историю, потом свободный литератор. Его основной труд «За-
кат Европы» был издан до того, как книга Данилевского «Россия и Европа»
была переведена на немецкий язык.
Согласно Шпенглеру, также не существует единого человечества, но
существует совокупность самостоятельных, замкнутых культур. Отдельная
культура снова понимается по аналогии с организмом. Таких культур-орга-
низмов Шпенглер насчитывает 8: египетская, индийская, вавилонская, ки-
тайская, греко-римская, магическая (византийско-арабская), фаустовская (за-
падно-европейская), культура майя. И ожидается возникновение еще «неро-
жденной» русско-сибирской культуры.
В основе каждой культуры лежит так называемая душа, или судьба,
или жизнь. Из этой души развертываются присущие данной культуре поли-
тика, тип эротики, математики и музыки, юриспруденции, лирики. Здесь
__________много общего с Данилевским, даже жизнь отдельной культуры охватывает,
по Шпенглеру, тоже около 1000 лет. Но есть интересная идея, ради которой
мы упомянули Шпенглера. Через эту идею можно понять многое в совре-
менности. По Шпенглеру, каждая культура, умирая, перерождается в циви-
лизацию, которая понимается Шпенглером как противоположность культу-
ры. Таким образом, мы получаем четвертое значение цивилизации.
Цивилизация – это этап превращения культуры в свою противопо-
ложность, этап омертвения культуры, становления ее в нечто чуждое для
личности.
Молодая культура полна жизни и творчества, она, как цветок, развора-
чивает свои возможности, творит собственное видение пространства и вре-
мени, окружающего мира. Таким образом, не существует пространства и
времени как объективных свойств реальности, это особые способы видения
мира, присущие данной культуре. Поэтому у каждой культуры свой тип ма-
тематики и геометрии, архитектуры и музыки, в которых выражается свой-
ственный данной культуре способ видения пространства и времени.
Но вот пружина культуры развернулась до конца, начинается переход
к закату, т. е. к цивилизации, которая означает духовное бесплодие, окосте-
нение того, что было ранее выработано. Одухотворенность и радость бытия
исчезают. Художественное и литературное творчество вырождается в сово-
купность технических приемов, народы превращаются в «массы», вместо
восходящего развития во времени начинается освоение пространства, что
соответствует завоевательным империалистическим войнам. Наступает так
называемое массовое общество, личность превращается в усредненного ин-
дивида, в одного из многих. В философии начинается скептицизм и реляти-
визм, то есть признается относительность всего, в том числе истины.
Приведем характеристику цивилизации, которую дает Шпенглер: «Ци-
вилизация есть завершение. Она следует за культурой, как ставшее за ста-
новлением, как смерть за жизнью, как окоченение за развитием, как духов-
ная старость и каменный и окаменяющий мировой город за господством
земли и детством души… Она неотвратимый конец; к ней приходят с глубо-
кой внутренней необходимостью все культуры».
Именно этот этап, по Шпенглеру, наступил для Западной Европы (он
писал в 20-е годы): в обществе господствуют массовидный индивид и его за-
просы, сытая, неодухотворенная жизнь, везде господство техники. Фактиче-
ски Шпенглер ставит проблему отчуждения культуры от человека. На этапе
цивилизации культура, выработанная предыдущими поколениями, начинает
действовать по собственным законам и предстает перед человеком как неза-
висимый от него чуждый мир. Семья, государство, искусство, отношения на
производстве - все это превращается в чуждые для человека сферы.
Приведем содержание небольшого юмористического рассказа, чтобы
пояснить, что значит отчуждение семьи. Мужчина пришел домой с работы,
они с женой поужинали, посмотрели телевизор, легли в постель, потом раз-
говорились о детях. И выяснилось, что он говорит о сыне, а она о дочери.
Позвольте, говорит он, осматривается и понимает, что перепутал подъезд.
Одевается, берет свой дипломат, подходит к дверям. В этот момент дверь
открывается, и входит муж в такой же дубленке, в такой же шапке, с таким
же дипломатом. Что тот индивид, что этот. Что та семья, со стенкой и серви-
зом, телевизором в углу и т. д., что другая. Семья вроде бы сохранилась, и
все вроде бы в порядке, но ее душа отлетела, остался механизм накатанного
общения.
Происходит отчуждение науки, и все, что придумывают ученые, пре-
вращается в оружие массового поражения1. Происходит отчуждение культу-
ры от природы, что приводит к экологическим проблемам. Итак, наступает
этап мертвящей цивилизации. По Шпенглеру, в этом состоит судьба любой
культуры, которую надо мужественно принять как неизбежность. Нам важно
понять, что вполне возможно и вот такое понимание истории, которое тоже
схватывает существенные стороны человеческого общества и человеческой
жизни.
Человечество как многообразие культур и цивилизаций. Из всего, что
мы рассмотрели, возникает следующий вопрос. Если человеческая культура
предстает как совокупность отдельных культур и цивилизаций, то можно ли
говорить о единстве человеческой культуры? О едином человечестве? О
единстве человеческой истории? Здесь возможны две точки зрения.
Первая состоит в том, что человечество понимается как изначальная
целостность, оно и есть единство многообразных культур. Отличие между
1 В пьесе Б. Брехта «Галилео Галилей» звучит предупреждение, что продвижение в
науке может оказаться удалением от человечества, и в один прекрасный день торжест-
вующий клич ученого о новом открытии будет встречен всеобщим воплем ужаса.
отдельными культурами и цивилизациями состоит в основном в степени раз-
вития. Одни культуры более развиты, другие пока отстают, но важно, что все
движутся по одному для всех пути. Все общества можно условно располо-
жить на одной линии общего развития. Вот, Англия находится уже на стадии
информационного общества. А, например, Монголия пока находится на ста-
дии кочевого скотоводства, а каннибалы на Соломоновых островах еще
больше отстали, но все равно всем предстоит пройти феодализм, затем капи-
талистический строй, затем стадию информационного общества и т. д. Мож-
но назвать такой подход монистическим.
Другая точка зрения, которая становится все более общепринятой, со-
стоит в том, что человечество не рассматривается как уже готовое единство
различных культур и цивилизаций, отличающихся по степени развития. Оно
есть совокупность, или многообразие, самостоятельных культурных образо-
ваний, качественно отличных друг от друга. Не единство многообразных
культур, но многообразие культурных единств. Нет отставших цивилизаций
и культур, есть просто другие цивилизации и культуры. Как цвета радуги.
Такой подход можно назвать плюралистическим.
Восток не отстал от Запада, это другой культурный мир со своими
ценностями, пониманием окружающего мира и человека. Арабы с их обяза-
тельной молитвой несколько раз в день, когда голова ниже спины, конечно,
не очень понятны американцу. Но и американец, жизнерадостно пускающий
пузыри жвачки изо рта, странен с точки зрения араба. Однако это просто
разные культуры, с различными смысловыми ориентирами в мире.
В таком случае единство человеческой культуры должно пониматься
не как то, что уже есть, но как то, к чему предстоит прийти. Единство чело-
вечества еще должно установиться в процессе длительного сближения. Само
человечество теперь понимается как диалог различных культур, в ходе кото-
рого вырабатывается единство.
Итак, формула __________следующая: человечество есть диалог культур и циви-
лизаций. В чем состоит этот диалог? Каждая культура отличается особыми
открытиями и изобретениями, на которые другая культура может оказаться в
принципе не способной. Так, открытие письменности, начальных математи-
ческих знаний, создание государства произошло именно в Египте, Месопо-
тамии, Индии и Китае в силу их особых природных и культурных обстоя-
тельств. Эти открытия не могли быть сделаны в условиях Западной Европы.
Но позднее они были освоены Европой. С другой стороны, Индия и Китай,
просуществуй они изолированно еще 1000 лет, не изобрели бы паровую ма-
шину, электричество и компьютер, которые были придуманы в Европе. А за-
тем европейцы пришли на Восток со своими ружьями, пушками и железны-
ми дорогами и заставили Восток все это освоить.
Таким образом, человечество становится единым через взаимное обо-
гащение идеями, открытиями и изобретениями. То, что изобретает или от-
крывает одна культура, рано или поздно становится всеобщим приобретени-
ем. Заимствование достижений других культур является необходимым и не-
избежным__________, потому что изоляция приводит к отсталости, и культура, замк-
нувшаяся на себя, может превратиться в объект завоевания и эксплуатации
со стороны других культур. Побежденные во Второй мировой войне японцы
были вынуждены перенять многое у американцев, вплоть до конституции, и
в результате сохранились именно как японцы. А если бы изолировались, то,
может быть, не сохранились бы как самостоятельная нация.
Особенность современного этапа развития человечества состоит в том,
что все регионы и культуры осваивают с разной степенью успеха европей-
ские ценности – демократию, идейную свободу, науку, не знающую идеоло-
гических и партийных ограничений, свободную рыночную экономику, пар-
ламент, многопартийность, разделение властей, права человека. Освоение
принципов такого общества является общей чертой остальных регионов
Земли: Индии, Китая, Филиппин, Египта и т. д.
Наши российские реформы со всеми их противоречиями и проблемами
есть частный момент данного мирового процесса. Может быть, этот процесс
снова сорвется, как уже произошло в начале ХХ века, но это означает, что
просто потом придется начать снова и в худших условиях.
Хорошо это или плохо – переход к демократическому обществу с мно-
гопартийностью, правами человека, со свободной, во все сующейся прессой?
Не то и не другое. Можно сравнить с переходом человека от юности к взрос-
лому состоянию: очень мучительный процесс, масса трудностей, неврозов,
страхов, получится - не получится, но юноша счастлив, когда удается стать
взрослым мужчиной, хотя сама по себе взрослость – не счастье, а новые
трудности, новая ответственность. Часто взрослый с тоской вспоминает об
ушедшем детстве, но вернуться в детство он все равно не желает. Так и со-
временное европейское общество не более счастливо со своей демократией,
чем средневековое, но сам уход от средневековья был неизбежен.
Вполне возможно, что в будущем другая культура, например Япония,
или Новая Зеландия, или Россия, в свою очередь выдвинет такие ценности,
которые будут осваиваться всеми, в том числе и Европой. И тогда центр
культурного развития переместится в другой регион. Можно сделать вывод,
что человеческая культура всегда будет мозаичной, и постоянно будет про-
исходить заимствование культурных достижений друг друга, в этом диалоге
и заимствовании и состоит процесс формирования единого человечества.
Итак, единство человечества не есть нечто готовое, оно вырабатывает-
ся в процессе диалога и обмена ценностями между различными культурами.
Следующий вопрос: можно ли определить, куда движется человечество
в целом, в каком направлении, и какие тут существуют общие этапы? На во-
прос «Куда движется человечество?» ответ конкретный и определенный,
по-видимому, принципиально невозможен. Можно привести два соображе-
ния в пользу этой невозможности.
Первое. Человечество единственно, и его развитие не завершено. По-
этому невозможны какие-то общие выводы. Так, мы знаем, что человеческий
младенец вырастает во взрослого человека, который затем умирает, так как
видели это миллионы раз. Но если бы мы наблюдали жизнь одно-
го-единственного человека, то не могли бы сказать, что является нормой, а
что отклонением. Не могли бы, например, сказать, старость и смерть – слу-
чайные события или так и должно быть. Но человечество именно единствен-
но, его не с чем сравнивать, и каждый раз перед нами лишь частный этап, на
основе которого мы не можем делать общих выводов. Однако что-то можно
сказать уже сейчас. Не может быть бесконечного развития на основе ценно-
стей евро-американской культуры, так как она ведет, в конечном счете, к на-
рушению равновесия с природой, как с внешней, так и с нашей собственной
человеческой природой. Следовательно, неизбежен переход к чему-то дру-
гому. Таким образом, можно сказать, чего не должно быть уже в ближайшем
будущем. Но к какому способу развития и существования необходимо пе-
рейти – это неизвестно; этот способ предстоит открыть через творческое
усилие самого человечества.
Второе. В основе развития человеческой культуры лежит творчество,
а следовательно – непредсказуемость. Мы можем предвидеть полет на Марс,
так как уже были полеты на Луну, можем предполагать, что победим СПИД,
так как ранее научились побеждать другие болезни. Но мы в принципе не
можем знать сегодня то, что будем знать только завтра, так как в основе ис-
тории лежит творчество. Мы можем строить предположения, каким будет
человечество через 1000 лет, но на самом деле все равно не сможем выско-
чить из ограниченного круга идей собственной эпохи, которая есть лишь ча-
стный момент всей истории в целом. Как древние египтяне, жившие шесть
тысячелетий назад, считавшие, что звезды – это шляпки золотых гвоздей,
вбитых в хрустальный небесный свод, а смерть – продолжение точно такой
же жизни, но в другом, загробном мире, в принципе не могли предвидеть
компьютеры, Интернет и полеты на Луну.