Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ф.Бэкон-основоположник философии Нового времени.




Фрэнсис Бэкон (1561–1626) –родоначальник традиции эмпиризма,главное внимание обращает на изучение природы, на выработку нового взгляда на науку и ее классификацию, цели и методы исследования. Для этого, прежде всего,нужно выявить причины, задерживающие умственный прогресс. К ним Бэкон относит разного рода «идолы»,«призраки», предрассудки, которым подвержен человеческий ум. Это присущая всем людям ограниченность ума и органов чувств («идолы рода»),индивидуальные недостатки людей(«идолы пещеры»), влияние особенностей социальной жизни на человека («идолы площади»), склонность к вере вавторитеты («идолы театра»)Бэкон критикует средневековую схоластику, говоря, что нельзя построить науку на таких понятиях, как субстанция,скрытое качество и т. п Реально существуют лишь отдельные предметы и их отношения Поэтому в фундамент научного познания должно быть положено изучение отдельных объективно существующих вещей на основе целенаправленного, организованного опыта, на базе чувственных данных Затем нужно использовать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в природу исследуемых явлений Таким методом является индукция Бэкон своепонимание индуктивного метода демонстрирует на примере отыскания природы, «формы» теплоты. Когда собраны и анализируются конкретные факты присутствия и отсутствия теплоты,ее различные степени у вещей, на основе этого делается обобщающий вывод о том, что «формой» теплоты является движение.

8.Рационализм р.Декарта.. Рене Декарт (1596–1650) в отличие от Бэкона разрабатывает так называемую рационалистическую методологию. Декарт возражает против преувеличенных оценок роли чувственного опыта в познании; сущность вещей мы познаем иным путем. Путь к истине начинается с интуитивно ясных, простых понятий и идет к все более сложным Интуиция и дедукция – основные компоненты метода Декарта. При этом у Декарта сближаются интуиция и врожденные идеи. Врожденные идеи не зависят от чувственности К врожденным идеям Декарт относит идеи Бога, субстанции, движения, аксиомы типа «две величины, равные третьей, равны между собой» и т. д В дополнение к этому Декарт вводит принцип радикального сомнения по отношению к человеческому познанию, что должно исключить возможность поспешных суждений Систематическое изложение философии должно начинаться с некоторого интуитивно ясного представления. Таковым является –«cogito» («Я мыслю») В этом каждый уверен Даже если в этом усомниться, то само сомнение – акт мышления От факта мышления мы приходим к выводу «cogito, ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую) Следующий шаг – у нас есть представления о вещах вне нас. Но достоверны ли они? Может быть – это иллюзия? Здесь Декарт апеллирует к Богу, который не способен на обман, он – гарант истинности нашего познания Затем Декарт выстраивает дуалистическую систему, в которой разделяет две качественно различные субстанции – природу, с ее каузальностью и людей, обладающих свободой воли. Для первой субстанции характерна протяженность, для второй – мышление.

9.Сенсуализм Локка. Джон Локк (1632–1704) критикует концепцию врожденных идей. Он исходит из трех основных положении: 1) нет врожденных идей, все знания рождаются в опыте и из опыта;2) «душа» (или разум) человека при рождении есть «tabula rasa» («чистая доска»); 3) нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях, чувствах. Локк показывает, как идет вижение от простых идей к сложным.

Философия Д.Беркли.

Джордж Беркли - один из наиболее заметных мыслителей XVIII века. Он жил и работал в эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих научных открытий, проливавших свет на природу мира, в эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая место научному и философскому мировоззрению. В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких представителей идеализма. Его работы преследуют только одну цель - "изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего все здание неминуемо развалится". Философская система, созданная Беркли, подвергалась и подвергается заслуженной критике. В то же время она имеет своих последователей. Его труды продолжают исследоваться до сих пор и, хотя он во многом заблуждался, представляют несомненный интерес для философов. В данной работе рассмотрены основные положения философской системы. Беркли, его главные произведения и жизненный путь. Джордж Беркли (1685-1753) приобрел значение в философии своим отрицанием существования материи. Он утверждал, что материальные объекты существуют, только будучи воспринимаемыми. Лимерик Рональда Нокса так излагает теорию Беркли о материальных объектах: Жил да был молодой человек, который сказал:

"Богу должно показаться чрезвычайно за6авным,

Если он обнаружит, что это дерево

Продолжает существовать

Даже тогда, когда нет никого во дворе".

Ответ.

Дорогой сэр,

Ваше удивление странно:

Я всегда во дворе,

И вот почему дерево

Будет существовать,

Наблюдаемое

Вашим покорным слугой

Богом.

А теперь рассмотрим то, как сам Беркли объясняет свою теорию в своей работе "Три разговора между Гиласом и Филонусом". Из этих разговоров я намереваюсь рассмотреть только первый и самое начало второго, так как все, что сказано потом, мне кажется менее важным. В той части работы, которую я рассмотрю, Беркли выдвигает действенные аргументы в пользу некоего важного вывода, хотя и не совсем в пользу того вывода, который, по его мнению, он доказывает. Он думает, что делает доказательным утверждение реальности духовности, но что он доказывает в действительности, так это то, что мы воспринимаем качества, а не вещи и что качества относительны к воспринимающему субъекту. Беркли стал одним из основоположников идеализма, приняв активное участие в борьбе двух философских лагерей, его учение очень остро поставило основной вопрос философии. Философия Беркли, при всей ее противоречивости и, как принято сейчас считать, ошибочности, продолжает привлекать пристальное внимание современных философов из-за своей оучительности, так как в ней наглядно видны все величайшие пороки философского мышления. Без сомнения, Беркли можно назвать выдающимся классиком идеализма. Он сформулировал все основные доводы, которые могут быть направлены идеалистами против материализма, он очень четко поставил вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях, о причинности и видах существования. Его работы затрагивают фундаментальные области научного знания и ставят вопросы, остающиеся без ответа и по сей день.

11.Философия И.Канта. В конце XVII – начале XIX вв Германия приближалась (отставая от других европейских стран) к буржуазной революции Философская революция предшествовала олитическому перевороту Важную роль в формировании немецкой классической философии сыграли достижения естествознания и общественных наук. Иммануил Кант (1724–1804) – основоположник немецкого классического идеализма, разработал концепцию происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности Считал, что решению философских проблем бытия, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Мы познаем мир не таким, каков он есть на самом деле, а только таким, каким он нам является. Кант утверждал, что сущности мира, которые он называл «вещью в себе» («ноумен»), принципиально непознаваемы, являясь потусторонними нашему сознанию (трансцендентными). В творчестве Канта выделяют два периода – «докритический» (до 1770 г.) и «критический» (после 1770 г.). В первый период Кант разработал концепцию происхождения Солнечной системы из некого облака частиц благодаря его самостоятельному раскручиванию, ввел понятие отрицательных величин. В критический период написаны главные философские работы Канта: «Критика чистого разума» (теория познания, 1781 г.), «Критика практического разума» (учение об этике, 1788 г.) и «Критика способности суждения» (учение об эстетике, 1790 г.) Ставя в «Критике чистого разума» вопрос о возможности познания, Кант определяет знание как систему суждений.В суждениях философ выделяет две группы: 1) аналитические – те, в которых предикат образуется в результате логического анализа содержания субъектат(например, «Сократ смертен») и синтетические, образуемые за счет синтеза содержания субъекта (например, «8 + 7 = 15»); 2) априорные – образуемые без обращения к чувственному опыту (например, «Все тела падают на землю») и апостериорные – получаемые в результате бобщения данных чувственного опыта (например, «В аудитории находятся 49 студентов») Рассматривая первую группу, Кант приходит к выводу, что науке важны синтетические суждения, ибо они несут новое знание. Изучая вторую группу, Кант делает заключение, что науке важны априорные суждения, ибо только они обладают силой закона, открытие которого и является целью науки.Объединяя рассуждения о суждениях,Кант заключает, что науке важны априорные синтетические суждения Дальнейший ход мысли Канта определяется поиском ответа на вопрос «Как возможны априорные синтетические суждения?». Он приходит к выводу, что они возможны в математике, физике (естествознании), но в области метафизики (философии) такие суждения приводят к противоречиям, т. Е к образованию противоположных суждений, каждое из которых можно аргументировать. Таким образом, разум «натыкается» на принципиально непознаваемые сущности – «вещи в себе». В этом и состоит агностицизм кантовской теории познания.

12.Философия Гегеля. Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектика Георга Гегеля (1770–1831),великая заслуга которого состоит в том,что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде единого процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, причиной и основанием чего является борьба противоположного. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Это прежде всего законы диалектики:1) закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий причину всякого развития;2) закон единства оличественных икачественных изменений (перехода количества в качество), раскрывающий характер всякого развития; способы его протекания;3) закон отрицания отрицания,раскрывающий спиралевидную направленность всякого развития –единство повторяемости и поступательности.Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. «Все что разумно – действительно, а все что действительно – разумно» Абсолютный идеализм Гегеля заключается в утверждении, что все существующее – есть различные формы бытия абсолютного духа (абсолютной идеи) Существуют три стадии развития абсолюта: 1) бсолютный дух в себе и для себя; 2) объективный дух – природа; 3) абсолютный дух в человеческом сознании.Абсолют является в этих трех ипостасях Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую

13.Философия Л.Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804–1872) Осуждая идеалистическое истолкование Гегелем мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности,Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, в существовании идеятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение Человек неотделим от природы, мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической и физиологической деятельности.Существенным содержанием нтропологического принципа является отражение сущности человека. Эта сущность, по Фейербаху, прежде всегот чувственная жизнь ума и сердца,многообразие переживаний индивида.Речь идет о том, чтобы рассматривать различные формы общественного сознания (и религию) с точки зрения заключающегося в ней жизненного содержания. Основой антропологической философии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек – ее высшим продуктом В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе Природа вечна Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям Фейербах отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения, бесконечности природы. Целесообразность в животном и растительном мире представляет собой не результат реализации внутренне присущей цели, а следствие единства материального мира. Рассматривая движущие силы развития общества, Фейербах называет в качестве главной религиозное сознание. По нему смена различных исторических эпох пределяется сменой религии Поэтому необходимо, считает философ, дать людям новую религию – религию любви человека к человеку. В этом Фейербах встает на субъективно-идеалистические позиции (общественное сознание определяет у него общественное бытие).

14.Причины возникновения, основные идеи и сущность марксисткой философии. Марксистская философия, как и марксизм в целом, является одним из главных направлений в философии XIX–XX вв. Создавая новое мировоззрение,Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) критически использовали то ценное, что содержалось в предшествующей философской мысли, социальных учениях в области политической экономии и утопического социализма, современного им тестествознания. Марксизм претендовал на роль выразителя потребностей пролетариата, международного рабочего движения. Бесспорной заслугой, новым в области философии является создание марксизмом новой формы материализма, диалектического материализма, и материалистического понимания истории общества. В предшествующей философии по ряду причин получалось так, что материализм был в основном метафизическим, а диалектика была преимущественно идеалистической Философы не видели связи материализма и диалектики и аже часто противопоставляли их друг другу Маркс и Энгельс преодолели этот разрыв. Если Гегель говорит о диалектике идеи, то в марксизме диалектика понимается как наука о связи явлений и наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Объективная диалектика первична, а субъективная диалектика, диалектика мышления – отражение бъективной диалектики.Философия марксизма утверждает материальное единство мира; идеальное, сознание – высший продукт развития материи; марксистская философия отрицает существование каких-то неизменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя существует в виде качественно разнообразных, изменяющихся вещей, явлений. Основные формы существования материи –пространство и время. Движение – способ существования материи, оно абсолютно, несотворимо и неуничтожимо.Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию законов и категорий диалектики, раскрыли их методологическую роль(например, проанализированы различные формы противоречий и способы их разрешения, взаимосвязь явления и сущности, необходимости и случайности и др.) В марксистской философии по-новому понимается процесс познания Маркс и Энгельс указали на социальную обусловленность познания; общественная практика образует основу и является критерием истины До Маркса и Энгельса все мыслители,как идеалисты, так и материалисты, полагали, что в развитии общества решающая роль принадлежит сознанию людей Маркс и Энгельс разработали материалистическое понимание истории Они исходили из того, что основой общественной жизни, истории общества является труд, материальное производство «Способ производства… обусловливает социальный, политическийи духовный процессы жизни Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс)Исторический процесс, будучи результатом деятельности людей, в то же время объективен, закономерен. Законы общества («законы-тенденции») определяют в общих чертах тенденции развития общества. Одним из этих законов является закон соответствия производственных отношений характеру и состоянию производительных сил общества. Действие этого закона определяет специфику и смену общественно-экономических формаций Маркс и Энгельс развивают теорию классов и классовой борьбы, теорию государства, социальной революции. При характеристике общественного сознания в целом и его отдельных форм они постоянно проводят мысль об их специфической материальной обусловленности (в частности, о классовом характере морали в классовом обществе).

15.Судьбы макрсксист. Философии. Как философское и общественно-политическое течение марксизм существует уже полтора столетия. Развитие философский идей Маркса и Энгельса в России осуществляли Г.В. Плеханов (1856-1918) и В.И. Ленин (1870-1924). Первым русским марксистом был Г.В. Плеханов. Из его многочисленных произведений выделяются следующие: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по истории материализма», «Основные вопросы марксизма», «О роли личности в истории». В них он стремился раскрыть философские и социологические основания марксизма, доказывая, что все стороны миросозерцания Маркса теснейшим образом связаны между собой и нельзя заменить одну их них взглядами из иного мировоззрения.

Марксизм, по Плеханову, является целостным миросозерцанием, современной, высшей формой материализма. В нем наряду с историческим материализмом и политической экономией имеются такие стороны как диалектика и теория познания.

Для Плеханова диалектический материализм есть философия действия. Он отстаивал научно-материалистическое мировоззрение марксизма в борьбе с буржуазной философией и ревизионизмом. Уже в первых своих работах, направленных против идеологии русского народничества, он подверг критике идеалистическую философию и социологию народников, смыкавшихся в западноевропейскими позитивистами.

В соответствии со своим убеждением, что «наиболее последовательные и наиболее глубокие мыслители всегда склонялись к монизму» Плеханов проводил монистический принцип в диалектическом материализме. Здесь он в качестве «исходного начала» или субстанции принимал материю, наделенную такими атрибутами как протяженность и мышление. Он заявлял, что материя сама по себе, в качестве субстанции, нам «совершенно неизвестна». Это вело к дуализации материи на «вещь в себе» и «чувственные впечатления» или «иероглифы», к утверждению, что это вообще «гносеологический предрассудок идеализма» желает знать то, что такое материя помимо наших ощущений.

Обращаясь к истории диалектической мысли, он высоко ценил диалектику Гегеля как «алгебру революционного прогресса». При этом он отмечал, что общественное развитие не только не «отменяет» диалектики, но дает новые неопровержимые доказательства диалектического развития, отрицание старых, отживших форм жизни.

Применяя материалистическую диалектику, Плеханов показывал, что развитие в обществе идет на основе борьбы внутренних противоречии. При этом революцию как способ разрешения противоречий он считал неотвратимым законом общественной жизни, суть которого в переходе количественных изменений в качественные. «Для популярности» Плеханов приводит большое количество примеров, свидетельствующих о единстве и борьбе противоположностей в явлениях природы и общества. В трудах Плеханова содержатся глубокие мысли об отрицании отрицания, о диалектике содержания и формы, свободы и необходимости, о конкретности истины. Отмечалась также необходимость учета диалектики в познании. Правда, диалектику он брал как «сумму примеров». Центральное место в философском творчестве Плеханова занимали вопросы исторического материализма. Будучи сторонником не просто материалистического, а монистического понимания истории, он осуществлял монистическую корректировку идеи Маркса об определяющей роли экономических отношений в пользу выделения «основания» этих отношений в виде географической среды. По его мнению, географическая среда определяет характер производительных сил, создавая объективные предпосылки для развития надстройки.

16.Позитивизм и его эволюция. Во всторой пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия (онтологию,гносеологию). П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощать ся с попыткой судить о мире в целом. 3 этапа в эволюции позитивизма: 1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер…2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус…3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел. Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: "Курс позитивной филос" Основные идеи этой работы:1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология)..2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута….3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов... б)Метафизическая - бог становится субъстанцией... в) Позит 19219e41t ивная стадия - это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением….4.позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса.

17.Иррационализм и его эволюция. Иррационализм (иррациональный (лат.) - неразумный - направление, скептически относящееся к возможностям разума в познании).Иррациональные философы утверждали, что вера в разум, в его могущество - источник всех социальных зол. На место разума они ставили волю, слепую, бессознательную силу. Лидер Артур Шопенгауэр (1789-1860), немецкий философ-идеалист. Основное сочинение - "Мир как воля и представление" (т. 1--2, 1819-- 1844) Мир по Шопенгауэру - "представление" субъекта и слепая, безосновная "воля к жизни". Ученики создают в конце XIX "философию жизни". Среди них Ницше Фридрих (1844 -1900), немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт и музыкант. Для него культура - тонкая кожура над раскаленным хаосом. Европа болеет нигилизмом: "Бог умер!" - ценности стали привычкой. Для человека мерой и целью должен стать сам человек. Отсюда, идея "Сверхчеловека": он должен отвергнуть общепринятые ценности, найти идеалы в своей душе и тогда бог вернется. Данная работа посвящена теме бессознательных процессов в поведении человека и сложности социально-экономической, политической и духовной ситуации второй половины Х1Х в., что нашло свое отражение в философских концепциях этого периода, которые характеризуются трансформацией основных философских проблем, сменой ценностей и ориентиров. Бессознательное - это не только один из центральных и основных психологических вопросов, но, в гораздо большей степени, вопрос методологический, т.е. лежит в основе построения самой психологической науки. Следовательно, цель работы - дать характеристику этому сложному явлению как внутренней модели собственного мира человека, указать исторические предпосылки трактовки понятия бессознательного; исследовать структуру предмета через призму философских взглядов мыслителей прошлого.

18.Неотомизм. Под неотомизмом понимается христианская философия, считающая своим предшественником Фому (Томазо) Аквинского (1225–1274) В свое время он создал богословско-философскую систему, использующую аристотелизм для обоснования и защиты католического вероучения. Философия XVII–XVIII вв отвергла средневековую схоластику Во второй половине XIX в. Ситуация изменилась. Усиливаются иррационалистические умонастроения, оппозиция атериализму. Первый Ватиканский собор (1864–1870) объявил философию Фомы Аквинского единственно истинной. Затем было принято решение восстановить в католических школах преподавание философии, основывающееся на его идеях. В 1914 г были опубликованы «24 томистских тезиса», извлеченных из философии Фомы Аквинского, в которых сформулированы основоположения католической философии. Руководствуясь этими тезисами, католические философы ведут преподавание философии и осуществляют ее разработку Исходная идея неотомизма – принцип гармонического единства разума и веры Этьен Жильсон (1884–1978) образно говорил, что достижение гармонии между философией и верой – тайна томизма Неотомисты утверждают, что вера и разум не должны противоречить друг другу, при правильном использовании они дополняют друг друга Ведь вера основывается на откровении божества, разум Бог внедрил в человека, поэтому вера и разум имеют общий источник Но разум по своей природе ограничен, ему не все доступно Как говорил Жак Маритен (1882–1973), разум «останавливается» и «сохраняет молчание» перед такими вопросами, как вопросы о смысле жизни личности, о бессмертии души и т. п. Именно здесь возникает потребность в вере Соотношение теологии и философии в неотомизме сформулировано в догмате: «Философия – служанка богословия» Служебная обязанность философии –доказать, что Бог есть Как это сделать? Человек не может «непосредственно-духовно» созерцать Бога Но богопознание возможно, поскольку Бог пребывает в мире как его сокровенная основа И вслед за Фомой неотомизм предлагает его апостериорные и доказательства – от движения, причин, совершенств и т. д. к их источнику – Богу. Кроме пяти доказательств Маритен предложил еще одно: опыт человеческого мышления приводит к выводу, что оно бессмертно и «предсуществует» до времени в разуме Бога В онтологии неотомизм различает чистое бытие и существование Чистое бытие – неизменная духовная субстанция, тождественная с Богом. Существование – мир сотворенных вещей Неотомисты утверждают принцип творения мира Богом из ничего (креационизм). Человек – единственный носитель божественного духа в материальном мире. В момент рождения порожденное родителями тело и сотворенная Богом душа образуют субстанциальное единство человека Душа бессмертна. У души есть две главные способности– познание и воля. Познание через ощущения, суждения и умозаключения стремится к истине, раскрывая в познаваемых объектах их духовные прообразы, формы. Человеку дана свобода воли, выбора поведения. Бог дал человеку свободу воли, выбора между посюсторонним и потусторонним благом. Надо избежать ложного пути. Говоря о взаимоотношениях людей, неотомизм отвергает индивидуализм и коллективизм в их обычном понимании, пропагандирует идею солидаризма, объединяющего людей принципом любви к ближнему, в основе которой – любовь к Богу. Анализируя ситуацию в современном мире, неотомисты говорят, что технические средства и достижения материальной культуры, базирующиеся на науке, имеют двойственный характер: они и объединяют, и разъединяют людей Подлинная цивилизация должна опираться не на «материальный принцип», а на «духовные факторы».

19.Экзистенциальная философия и её основные направления. Экзистенциальная философия представляет собой множество разнородных течений, объединяемых общей тематикой – проблемой существования человека, его духовного развития, его отношения к природе, обществу, Богу, культуре и другой личности. Самая ранняя по времени форма экзистенциального философствования – это религиозный, литературный и персоналистский экзистенциализм. С. Кьеркегора, Ф. Достоевского и Л. Шестова считают первыми мыслителями экзистенциального мировоззрения, побудившими европейскую культуру к осмыслению проблемы человеческого существования. Значение и влияние экзистенциальной философии на европейскую культуру в целом огромно. Экзистенциалисты привлекли внимание к проблеме смысла существования человека в трагических и абсурдных жизненных ситуациях, ведущих к кризису и потере веры в рациональность устройства мира и собственных поступков. Но, описывая трагизм эпохи, общий духовный кризис, слабость и конечность человека, безжалостность смерти и обреченность на неизбежное распыление смысла жизни на производственные и социальные функции, экзистенциализм настойчиво призывает человечество к поиску мудрости нравственного поступка в соответствии с истинной сущностью человека, к личной ответственности, к экзистенциальному выбору в пользу подлинного существования, к выбору в пользу уникального, единственного и неповторимого «самого себя». Сёрен Кьеркегор (1811-1855), датский философ и писатель, изучавший философию в Берлине в то время, когда там читали свои лекции старый Шеллинг, а затем в одно и то же время Гегель и Шопенгауэр. В его философии впервые появляется понятие «экзистенции» как способа существования человека в мире, отличающего его от существования других существ в силу осознания человеком своего внутреннего бытия, ставшее принципиально важным для экзистенциальной философии ХХ века. Его ощущение «растревоженной экзистенции» - прямая противоположность самоуверенному «Я» классической философии. «Где я? Кто Я? Как я пришел сюда? Что это за вещь, которую называют миром? Что это слово значит? Кто тот, который заманил меня в бытие и теперь покидает меня? Как я оказался в этом мире? Почему со мной не посоветовались, почему не познакомили с его обычаями, а просто сунули в один ряд с другими, как будто я куплен у некоего продавца душ? Экзистенция (существование), безусловно, есть полемика – и могу ли я просить, чтобы и моя точка зрения была принята к рассмотрению?»….. Мартин Хайдеггер.Идеи Сёрена Кьеркегора о том, что человек – лишний элемент ландшафта, а его существование абсурдно и проблематично, оказали сильнейшее влияние на философию Мартина Хайдеггера. Ощущение бесприютности, заброшенности, одиночества, тоска по бытию, озабоченность своим существованием, страх перед смертью, перед будущим нашли отражение в ранней работе Хайдеггера «Бытие и время»….. Ж.-П. Сартр (1905-1980) - один из ярчайших философов и идеологов французского экзистенциализма. Его философские и литературные произведения, тесно переплетенные между собой в единый творческий сплав экзистенциальной философии, стали классикой ХХ века. При этом Сартр не принадлежит к числу абстрактных философов, кабинетных теоретиков, академических светил философии. Его по праву можно назвать «идеологом» в прямом смысле этого слова, агитатором и адвокатом свободы личности и индивидуальности.

20.Герневметика.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 666 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2294 - | 1982 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.