1. Древне - китайская философия как особый тип мышления.
2. Основные школы китайской философии.
3. Основные черты мировоззрения древней Индии.
4. Основные философские школы в древней Индии.
5. Даосизм, легизм – посмотреть.
6. Джайнизм, чарвака – посмотреть.
Что такое? Мировоззрение, мифология, религия, наука, антология, гносеология, аксеология, антропология, материализм, идеализм, дуализм, агностицизм.
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Мифология - наука, изучающая мифы и соответствующие им сказания.
Религия - это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в Бога, сотворившего мир и человека.
Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать.
Антология - учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Гносеология - филос. учение о познании.
Аксиология - учение о природе ценностей. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
Материализм - это философское направление, утверждающее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального.
Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Дуализм - филос. теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Д. — это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей, мировоззрений, жизнеустремлений и т.п.
Агностицизм - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.
Лекция от 14.09.2012
Основной вопрос философии.
Носит чисто мировоззренческий характер. Позволяет определить специфику мировоззрения и дать отправную точку для выстраивания своего отношения к миру. Только философию интересует отношение человека к миру.
Имеет две стороны:
1) Антологическая сторона. Эта сторона поможет понять, что реально существует, откуда оно взялось. Основной вопрос: что первично: материя, природа или сознание, дух.
В связи с ответом на этот вопрос формируются два направления:
1.1. Материализм - это такое философское направление, в котором признается первичность материи по отношению к сознанию, что означает, что этот мир не сотворим и неуничтожим, т.е. он существовал вечно как саморазвивающаяся система. Сознание является продуктом деятельности высоко организованной материи - мозга. Бывает двух видов:
- метафизический. В нем мир статичен. Для него характерны только количественные преобразования, движения и изменения по кругу. Внешний источник количественных преобразований.
- диалектический. Развитие понимается как саморазвитие за счет внутренних противоречий и противоположностей, как преобразование внутренней структуры с появлением качественно новых форм и состояний.
1.2. Идеализм – это такое философское направление, в котором мир рассматривается как результат деятельности духовной субстанции. Субстанция – то, что лежит в основе. Бывает двух видов:
- объективный идеализм. Субстанцией мира является некоторое духовное начало: Бог, Дух, «мир идей» - концепция Платона.
- субъективный идеализм. Единственной реальностью обладает сознание отдельного индивида. Представители: Беркли, Юм (мир – это комплекс моих ощущений).
1.3. дуализм. Существует две равнозначные материи – материя и сознание. Родоначальник – Декарт.
2) гносеологическая сторона. Основной вопрос: познаваем ли мир.
- a gnosis – незнание или агностицизм. Представитель – Кант. Для агностиков мир непознаваем или познаваем частично на уровне его проявления. Сущность для человека непостижима, закрыта.
- гносеологические оптимисты – гностики. Ее сторонники убеждены, что мир принципиально познаваем, но познание – это процесс, движение от незнания к неполному, частичному знанию и от него к истине. Мир неисчерпаем.
- скептики. Мир постоянно изменчив, текуч, ухватить его в знании невозможно и ставить вопрос о познаваемости мира бессмысленно.
Функции философии:
1) Мировоззренческая функция.
2) Гносеологическая функция позволяет познавать, получать знания, помогает скорректировать отношение человека к миру.
3) Аксиологическая функция позволяет раскрывать спектр ценностей.
4) Методологическая функция (чисто философская функция). Занимается выработкой методов научного поиска.
5) Прогностическая функция помогает, объединяя спектр знаний, приводить человека к определенным выводам.
6) Критическая функция.
Античная философия.
Этапы истории философии:
1) Античная философия (7 в. до н.э. – 4 в. н.э.).
2) Средневековая философия (4 – 14 вв.).
3) Философия эпохи возрождения (конец 14 – 16 вв.). Зарождается в Италии.
4) Философия нового времени (17 в.).
5) Философия эпохи просвещения (18 в.).
6) Немецкая классическая философия (конец 18 – 19 в.).
7) Русская философия (19 – начало 20 вв.).
8) Современная западная философия (конец 19 – 20 вв.).
В античной философии выделяют три периода:
1) Досократики
2) Классическая античность (Сократ, Платон и Аристотель)
3) Эллинистическая философия (Эпикур, Стоики, Скептики).
Философия зарождается в 7 веке до н.э. первым назвал себя философом Пифагор, потому что философия складывается из двух слов phileo – любовь и sopia – мудрость, то есть любовь к мудрости. Мудрость – это целостное системное миропонимание.
В городе Милет проживали три мудреца – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Их называют натурфилософами или стихийными материалистами. Они занимаются поиском субстанции мира. Для них материя первичная. Они занимались изучением природы. Субстанция мира – это первовещество, вывод, сделанный ими. Фалес утверждает, что первовеществом является вода животворящая, наполненная разными противоположностями, порождающая развитие, преобразование, изменение. Анаксимен утверждает, что это воздух. Присутствие его неощутимо. Анаксимандр первый уходит от конкретной позиции. Он говорит, что первой субстанцией является «апейрон» - первочастичка. Именно она приводит к созданию всего мира. Найти ее в природе невозможно.
Гераклит считал, что огонь является первоначалом. Гераклит – родоначальник диалектики как учении о развитии. Мир состоит из противоположностей, которые, взаимодействуя, приводят к изменению, развитию, появлению новых форм и состояний. Его диалектику называют диалектикой в образах и символах или стихийной диалектикой.
Теория причинности буддизма: нет поступков, которые не имели бы последствий; все имеет свою причину; непостоянство элементов; в мире все непостоянно; человек сам создает свои страдания; средний путь – стремись к умеренности и избегай крайностей.
Благородный муж думает о морали, а низкий человек о том, как бы лучше устроиться. Благородный - о том, как бы не нарушить законы, а низкий – как бы извлечь выгоду (Конфуций).
Благородный муж медленный в словах и быстрый в делах (Конфуций).
Лекция от 21.09.2012
Классическая античность.
Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит.
Сократ (469-399 до н.э.). Самая знаменитая фраза: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Любил ходить по городу в местах сбора людей и беседовать с ними на разные темы. Сократ меняет предмет философии. Он считает, что человек должен направить свой поиск на познание себя. Человек становится предметом философии и те законы, по которым он живет. А законами, по которому живет общество, являются добродетели. К добродетелям он относит сдержанность, мужество, справедливость. Сдержанность – умение управлять своими страстями, эмоциями. Мужество – умение преодолевать препятствия. Справедливость – законы, по которым обустроено общество, в котором он живет. Выработал специфический философский метод под названием майевтика (рождение истины). Компоненты метода: рождение истины возможно в диалоге. Диалог предполагает взаимодействие двух людей, человека и информации. Другим компонентом являются вопросы, дабы расширить информационное поле диалога. Сомнение – компонент, появляющийся в процессе диалога, когда оппоненты начинают сомневаться в истинности своего мнения. Некоторые другие компоненты метода: движение от частного к общему, формулировка дефиниций (общих понятий).
Сократ был осужден за развращение умов молодежи. Мера наказания – выпить чашку яда. При попытке освобождения его учениками, Сократ отказался покинуть тюрьму.
Две линии в античной философии: материализм и идеализм. Первая линия связана с таким философом, как Демокрит (460-370 до н.э.). Демокрит создает работы по разным дисциплинам: физика, этика, риторика и т.п. но больше всего он прославился за счет создания учения под названием «Атомистика». Суть: в основе мироздания лежат неделимые физические частички – атомы. Их свойства: они неизменны, наименьшие, постоянно движущиеся, имеют различную форму, отличаются величиной, положением и порядком. Атом – это движущаяся материя, бытие. Однако, атому нужно двигаться где-то. Соответственно, существует и пустота, т.е. небытие. Небытие, утверждает Демокрит, непознаваемо. Мир находится в постоянном преобразовании. Существует множество миров одновременно, но находятся они на разной стадии развития. Миры последовательно сменяют друг друга. Данная теория просуществовала долгое время.
Атомисты создали такую картину мира, где развитие, преобразование является саморазвитием, не нуждается во внешнем источнике.
Идеализм. Самым ярким представителем является Платон (428-347 до н.э.). Он стал родоначальником объективного идеализма. Субстанцией мира он видел идеи. «Мир идей» он вне пространственный, вневременной, вечный, неизменный. Идеи по словам Платона – это образы, эталоны, по которым создана природа; это причины бытия всех вещей; идеалы, к которым все стремится; общие понятия о смысле предметов. Платон создает иерархию идей:
1) Идеи высших ценностей: идеи блага, истины, прекрасного, справедливого.
2) Идеи физических процессов и явлений: покой, движение, цвет, звук, огонь. Все, что человек фиксирует из внешнего мира.
3) Идеи отдельных разрядов существ: животных и человека.
4) Идеи предметов, которые созданы ремеслом человека: дом, стол, теория, музыка, поэма.
Антология Платона (учение о бытии). Все мироздание он поделил на два уровня: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным Платон считал мир идей, производным является многообразный мир, который человек воспринимает посредством своих чувств и ощущений. «Вещи – это тени идей, их отображение, а идеи – это прообразы вещей». Отношение между вещью и ее идеей Платон описывает с помощью трех основных категорий: 1) подражание, что означает, вещи возникают, так как стремятся к своей идее как к цели; 2) причастность, что означает, что однажды возникнув, вещь всегда привязана к своей идее; 3) присутствие – каждая вещь существует, так как в ней присутствует ее идея. Например, существует человек, потому что есть идея человека. Материя может принять любую форму, так как она сама по себе бесформенная, неопределенная. Материя – это лишь возможность, в действительность она превращается, соединяясь с идеей.
Космология Платона. Платон выделяет «мир идей», представляющих собой иерархическую структуру. На вершине находится Бог (благо). Богом предстает Демиург, т.е. творец, создатель. В концепции Платона, Бог обезличен – это не сущность. Идеи получили название - эйдосы; материя - хора. Демиург с помощью эйдоса и хоры творит мироздание. Эйдосы, соединяясь с материей, образует предметы.
Гносеология Платона. Гносеология Платона представлена в виде пещеры. Находясь в пещере, при слабом источнике освещения, человек видит очень мало. Так и в реальной жизни. Человек находится в мире теней. Истина всех предметов и явлений находится в идеях. Образ пещеры предполагает, что человек должен выйти к свету из мира теней за счет разума. Только разумом можно познать истину, проникнуть в мир идей. Платон, помимо создания совершенно новой картины мира, основанной на основе объективного идеализма (объективный - природный мир существует как реальность, но реальность эта лишь возможность перехода от материи к идее), прославился и тем, что он открывает известную всем школу под названием «Академия Платона» (387 до н.э.). Школа эта просуществовала до 587 года.
Афоризмы Платона:
«Никто не становится хорошим человеком случайно».
«Основа всякой мудрости есть терпение».
«Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности».
«Глупца узнаем по двум приметам: он много говорит о вещах для него бесполезных и высказывается о том, про что его не спрашивают».
Человек есть мера всех вещей: Протагор.
Пифагор – 570-490 гг. до н.э. создатель школы «Пифагорейцы». Самая известная поговорка о Пифагоре «Пифагоровы штаны на все стороны равны». Впервые назвал философию таковой. Именно он ввел такое понятие, как космос. Пифагор считал, что все разделено на три части. Поэтому необходимо все вещи представлять в виде треугольника для решения проблемы. Пифагор утверждал, что для познания мира следует изучать алгебру и геометрию. Был известен и популярен в свое время как проповедник, несущий идеи реенкорнации (переселение душ). Пифагор был против умерщвления животных, употреблению мяса. Сам Пифагор питался луком, нарциссами, маком. Кровопролитие приравнивал к первородному греху, по которому бессмертная душа изгоняется в бренный мир, вечно перерождаясь. Для души это очень плохо. Чтобы освободить душу, следует ее очистить. Воздержание от излишеств: пьянство, поедание мяса; строгое соблюдение правил, принятых в обществе. Высшим благом считал дружбу. Утверждал необходимость наличия совместного имущества у друзей. Пифагорейцы пытались применить умозаключения Пифагора к законам развития природы и космоса. Ранние Пифагорейцы утверждали, что земля плоская. Позднее, пришли к выводу, что она имеет сферическую форму. Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, где власть – высшая сила, которой с помощью нравственного авторитета подчинялось общество.
Пифагор очень часто предсказывал землетрясения, лечил людей. Современники Пифагора боготворили этого человека и уважали.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
В 335 г. до н.э. в Афинах открывает Ликей. Занятия проводились в процессе прогулки Аристотеля с его учениками. Перипатетики – «прогуливающиеся». Взгляды Аристотеля: критикует и развинчивает мнение Платона о мире идей. Выделяет два раздела в знании: экзотерические (предназначены для любого человека), эзотерические знания – знания, предназначенные для его учеников. Эти знания представляют собой систему знаний, созданных самостоятельно. Труды Аристотеля: Органон – здесь излагается учение о логике; Метафизика (первая философия) – излагается его философская система; Никомахова этика – наука о морали, нравственности; книга «О душе» - излагаются психологические воззрения; Политика – труд излагает социально – политические знания. Все науки Аристотель делит на три вида: теоретические, практические, творческие. К теоретическим наукам он относит физику, которая изучает различные материи и состояния тел в природе; математику, которая изучает взятые в абстракции свойства тел; метафизику - науку о неизменных началах и причинах всего сущего. Творческие науки призваны удовлетворять чувство прекрасного. Именно Аристотель дает определение науки.
В антологии выделяет 4 вида причин многообразия мира:
1) Материальная. Обозначает субстрат каждой вещи, т.е. то, из чего она состоит.
2) Формальная причина. Делает объект таким, каков он есть, т.е. оформляет бытие.
3) Действующая причина. Это энергия бытия. Превращает возможность в действительность.
4) Целевая причина (энтелехия) – направление развития, то к чему стремится процесс.
Материя – пассивное состояние мира, форма придает качество материи, превращает ее в конкретный объект. Форма – это действительность того, возможностью чего является материя.
Движение он определяет как переход чего-либо из возможности в действительность. Виды движения:
1) Качественное. Проявляет само содержание изменения.
2) Количественное движение.
3) Пространственное движение. Фиксирует перемещение.
4) Возникновение и уничтожение.
В гносеологии (теории познании) можно выделить следующие взгляды: человек обладает двумя видами знаний: диалектическими (приобретает в процессе знаний) и аподиктическими (достоверные знания). Цель науки – дать полное определение предмету. Научное знание движется от частного к общему и от общего к частному. Знания об отдельных свойствах объекта приобретаются из опыта, но выявить общие свойства, доказать наличие всеобщих знаний, значит сформулировать категорический силлогизм (логическое умозаключение), в котором из двух суждений, посылок получается третье – вывод.
Средневековая философия
Вв. н.э.
Основные черты:
1) Теоцентризм (theos) – картина мира, в центре которой находится Бог. Здесь формируется целое направление теология – сборник, призванный обосновать эту картину миру.
2) Креационизм – такое понимание мира, в соответствии с которой Бог – творец, создатель неживой и живой материи.
3) Провиденциализм – это такая черта, которая объясняет, что всеми процессами в природе, в человеческом обществе и в личной жизни каждого человека управляет Бог.
4) Философия – «служанка богословия» только при помощи философии можно было обосновать новую картину мира, опершись на объективный идеализм.
Первый период в философии средних веков – патристика (падре – отец, священнослужитель).
Тертуллиан говорит: «Верую, потому что абсурдно». Филон Александрийский высказал и обосновал необходимость выработки метода аллегорического толкования, так как духовный смысл Писания следует понимать иносказательно. Скрытый смысл библейских сказаний открывается только избранным.
Аврелий Августин. В 34 года принял христианство. Он говорил: «Верую, чтобы понимать». Его работа «О граде божьем» обосновывает разделение мира на земной град и град божий. Первый мир – это мир, в котором живет человек, воспринимает его своими чувствами. Этот мир несет много информации, но и заблуждений. В этом мире властвует сатана. Он все время нашептывает стремление к желаниям, удовольствию, что является причиной совершения грехов. Град божий – мир потусторонний. В этом мире управляет всем Бог. Любовь – главная категория, средство, при помощи которого Бог творит этот мир. Человек также через любовь обращается к Богу, другому человеку. Знания человеку даются не в опыте, а через откровение.
Второй период философствования – схоластика (школьная дисциплина). Это тип философствования, который преподавался в университетах Европы несколько столетий. Схоластика – это не творческая наука, а застывшая школьно – университетская дисциплина, цель которой философски обосновать религиозные догматы. Библия воспринималась как жесткий нормативный текст, как абсолютная истина. Схоласты вели длительные споры не об идеях библии, а о четкости понятий и формулировок.
Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.)– систематизатор средневековой схоластики. Его философия легла в основу католицизма. Томизм – понятие, также связанное с его именем. Выдвигает доказательства бытия Бога. Выдвигает 5 доказательств его существования:
1) Движение – все что движется, движимо чем-то другим. Есть перводвигатель – Бог.
2) Причина – все, что существует имеет свою причину. Первопричина – это Бог.
3) Случайность и необходимость – случайное зависит от необходимого. Первоначальная необходимость – это Бог.
4) Степени качеств – мир демонстрирует разные качества. Высшее совершенство – это Бог.
5) Цель – Бог придает смысл всему и направляет все к цели.
В 1878 году учение Фомы Аквинского решением папы Римского объявлено официальной идеологией католицизма.
Неотомизм – современное философское религиозное учение, основанное на работах Фомы Аквинского.
«Удовлетворение плоти не превращай в похоти». Человек должен удовлетворять свои желания разумно.
Философия эпохи возрождения.
- формирование простого товарно-денежного хозяйства.
- рост городов.
- Д. Аличьери, Ф. Петрарка, Л. Валла, Н. Кузанский, П. дела Миранда, Д. Бруно, Г. Галилео.
Основные черты мировоззрения эпохи возрождения:
1. Меняется сам характер размышления. Философия носит антисхоластический характер. Философия начинает противостоять религии. Возникает светская культура. Философия начинает тесно переплетаться с искусством и гуманитарными науками.
2. Антропоцентризм – такое миропонимание, в центре которого находится человек как цель мироздания.
3. Гуманизм – образованность, человечность. Человек становится центральной проблемой и центральным субъектом преобразования общества. Гуманизм развивается как социальная практика.
4. Пантеизм – растворение Бога в природе. Секуляризация – борьба с привилегиями церкви. К религии отношение было положительным. Борьба шла со священнослужителями. Н. Кузанский – наиболее яркий представитель этой эпохи.
Он говорил: человек – это малый мир, универсум (окружающий мир) – это большой мир, божественный абсолют – это максимальный мир. Малый мир подобен большому, а том в свою очередь подобен максимальному. Вывод - человек подобен Богу. Человек подобен Богу в своем творчестве. Творчество выделяется как главная особенность представителя мироздания. Представляет природу человека как многоугольник, вписанный в круг.
5. Природу человека можно безгранично совершенствовать. Заложенное Богом творческое начало нужно развивать, смысл существования человека в его творческой деятельности. Природа человека возделывается усилиями самого человека. Бог наделяет человека свободой. Человек находится во власти собственных решений, он делает свободный выбор. Казанский говорит: «Человек может как вознестись до ангела, так и опуститься до скотского состояния». Оборотной стороной свободы является ответственность, самоконтроль. Меняются идеалы человека. Идеалом становится Мастер, человек, полностью поглощенный творчеством. В прошлом периоде это был монах. Творчество направлено на создание своего внешнего мира, предметно-вещественной материальной культуры, создание современных условий своего бытия. Человек направляет свое творчество и на самого себя.
6. Гуманисты говорят, что человек самостоятелен и независим от творца, опирается на собственные силы, его успехи определяются не знатным происхождением, а его умом, знаниями, предприимчивостью. Т.о. идеал человека – человек, творящий свою судьбу сам. Интерес человека обращен к земной жизни. На первый план выходит требование совершенствовать земную жизнь, появляется стремление к земной славе. На первый план выходит неповторимая индивидуальность человека.
Л. Валла утверждал, что смысл жизни человека – получение наслаждения. А высшей формой наслаждения является творческий труд.
Реабилитируется телесность человека. Тело – хранитель души.
Эразм Роттердамский («Похвала глупости»). Глупость, лесть, самолюбие – база, на которой строится все происходящее.
Пантеизм – философское учение, растворяющее Бога в природе. Основные черты (натурфилософская теория мира):
- определяет Бога как имманентный (внутренне - присущий) природе. Мир понимается как одухотворенная природа.
- гилозоизм.
- утверждает, что мир – это целостность, совмещающая противоположности.
- человек – часть природы, их свойства совпадают.
Кузанский создает мистический пантеизм. Суть: переход от Бога к миру осуществляется при помощи «развертывания». Бог как абсолютное начало содержит в себе все в потенциальном свернутом виде. Поэтому создание мира не единовременный акт, а вечный процесс саморазвёртывания божественной сущности. Бог – это свернутый мир, мир – это развернутый Бог.
Философия Нового Времени.
Ренессанс (Возрождение). Возвращение к представлениям античности. Человек ставится во главу угла.
Основные черты.
Эмпиризм. Индуктивный метод.
Рационализм. Дедуктивный метод.
Семинар от 6.10.2012
Эмпиризм. Родоначальник – Ф. Бэкон. Посмотреть его учение о заблуждениях, метод познания. Посмотреть других представителей эмпиризма: Локк, Декарт.
Лекция от 12.10.12
Немецкая классическая идеалистическая философия.
Родоначальник – Кант (1724 - 1804).
Ф. Шеллинг (1775 - 1854).
И. Фихте (1762 - 1814).
Г. Гегель (1770 - 1832).
Л. Фейербах.
К. Маркс.
Кант
Творчество Канта делится на 2 периода: докритический и критический. 1770 год является границей.
В первом периоде Кант занимается естествознанием. Он пишет в 1775 году «Всеобщая естественная история и теория неба». Выдвигает гипотезу о естественном происхождении солнечной системы из первоначальной туманности. Рассеянные материальные частицы в результате тяготения образовывали огромное облако, внутри которого притяжение и отталкивание образовывали вихри, шарообразные сгустки, нагревающиеся от трения. Это и были будущие солнце и планеты.
Идея множественности миров – одновременно существует множество миров. Существует непрерывный процесс их возникновения и исчезновения.
Была сформирована Канта-Лапласовская теория о происхождении вселенной и существовании множества миров.
Во втором периоде Кант написал три критические работы:
1) Критика чистого разума.
2) Критика практического разума.
3) Критика способностей суждения.
Вопросы, которыми задавался Кант:
1) Что я могу знать? Это вопрос знания.
2) Что я должен делать? Это вопрос нравственности.
3) На что я могу надеяться? Это вопрос веры.
Процесс познания включает три этапа:
1) Чувственное познание
2) Рассудочное познание
3) Разумное познание.
Чувствами предметы нам даются, рассудком они мыслятся. Разум не связан с опытом, направлен на рассудок, занимает особое место в познавательном процессе.
Все знания человек берет из опыта и опыт никогда не заканчивается.
Кант вводит в оборот такое понятие, как «Вещь в себе». К вещам он относит объективно – существующие объекты окружающего мира, которые воздействуют на наши чувства. Вещами в себе он называет весь окружающий мир.
Кант выделяет два вида знаний:
1) Апостериорное – знание, полученное опытным путем. Это знание предположительное, недостоверное, его каждое положение нужно проверять на опыте. Оно отличается субъективностью.
2) Априорное – доопытное знание. Это знание существует в разуме изначально, не требует доказательства на опыте, достоверное и всеобщее. К априорным принципам мышления Кант относит такие принципы, как необходимость, причинность, единство, множество, принадлежность, возможность. Кант называет 12 таких признаков. Представления о пространстве и времени – главные формы суждения по Канту.
Трансцендентные знания.
3) Вещь в себе. Это понятие означает невозможность познать мир в его сути, внутренних закономерностях. Человек имеет лишь поверхностные представления об окружающем мире.
Кант сталкивается с противоречиями практического разума – с тем, что разум объяснить не может.
Утверждает, что человек как природное существо подчинен законам природы. Он как нравственное существо свободен. Человек подчиняется только нравственному закону. Нравственный закон – это категорический императив. Императив образован от слова повелевать. Императив – форма повеления, форма заповеди для всех. Она не связана ни с пользой, ни с выгодой, ни со стремлением человека быть успешным.
Нравственный закон (категорический императив) – поступай так, чтобы правило твоего поведения стало правилом поведения для всех. В основе нравственности лежит добрая воля, а не страх, желание выглядеть лучше в глазах других.
Практический императив гласит: поступай так, чтобы человечество в твоем лице, также как и в лице другого употреблялось как цель и никогда как средство. Человек не может быть ни чьим рабом и этим устраняется призрение к самому себе как к человеку вообще.
Нравственные обязанности:
1) Забота человека о сохранении жизни и здоровье. Пороки – самоубийство, обжорство, пьянство.
2) Добродетели – честность, искренность, собственное достоинство, добросовестность. Пороки – ложь, злословие, раболепие, высокомерие.
3) Совесть – нравственное судилище.
4) Любовь – это удовольствие от счастья других.
Лекция от 19.10.2012
Философская система Гегеля – объективный идеализм.
Абсолютный дух – первооснова мира. Он существует до природы и человека как чистая мысль.
Абсолютный дух - это саморазвивающаяся динамичная субстанция, благодаря чему и мир находится в непрерывном изменении и развитии. Развитие Гегель понимает не как простой количественный рост, а как сложный противоречивый процесс. Гегель разрабатывает диалектику как теорию развития, как метод познания, сформулировав его основные категории и законы. «все вещи противоречивы в самих себе, противоречие есть корень всякого движения и жизнедеятельности». В ходе саморазвития абсолютный дух на определенном этапе отчуждает от себя природу.
Природа – отчужденная форма абсолютного духа. Природа также является саморазвивающейся системой и на каком-то этапе ее развития появляется человек. Человек – отчужденная высшая форма саморазвития природы.
Системоорганизующим признаком у Гегеля является принцип триады. В каждом развивающемся объекте или явлении выделяют три стадии:
1) Тезис – начало всякого движения. Исходный момент развития
2) Антитезис – отрицание тезиса, переход в противоположность.
3) Синтез – объединение первых двух этапов в новом качестве, возврат якобы к старому.
В саморазвитии абсолютной идеи Гегель выделяет три этапа и пишет три части своего учения:
1) Логика. Абсолютная идея существует в форме чистых логических сущностей (тезис).
2) Философия природы. Природа как отчужденная форма абсолютного духа.
3) Философия духа. Идея возвращается к себе в сознании человека, в обществе, существует в разных формах духовности и познает самого себя (синтез).
Историю Гегель представляет как процесс восхождения духа по ступеням свободы. Свободу Гегель понимает как свободу интеллектуальную, свободу духа. Рассматривает историю мира в 3 стадиях:
1. Восточный мир. Для него характерна деспотия, свободен в этом обществе один, а остальные несвободны.
2. Античный мир – Греция и Рим. В этой стадии свободны уже некоторые.
3. Германский мир – христианский мир. Для этого этапа характерна истинная монархия, в которой все свободны, так как осознают свою духовную сущность, свою интеллектуальную свободу.
В трех высших формах самосознания абсолютного духа завершается всемирная история. Осознание осуществляется в следующих формах:
1) Искусство – дух созерцает себя в чувственных формах
2) Религия – дух проявляется во внутренних переживаниях человека, в его внутренних переживаниях.
3) Философия – дух мыслит себя в научных понятиях.
Бытие не вечно, оно должно из чего-то возникнуть. Оно возникает из небытия, из «ни что». Бытие из небытия возникает в процессе становления. Становление – диалектический процесс возникновения какой-либо вещи из предпосылок. Становление – это переломное состояние, когда вещи еще нет, но нельзя сказать, что ее вообще нет. Становление – это устойчивое беспокойство, которое оседает в некоторый устойчивый результат. Процесс уничтожения, исчезновения Гегель рассматривает при помощи категории снятие и отрицание. Новое отрицает старое, но не уничтожает его окончательно, а сохраняет все его ценные элементы для созидания нового. Отрицание – это всегда длительный процесс, включающий три элемента: тезис, антитезис, синтез. Речь идет о диалектическом отрицании как механизме развития на основе преемственности.
Противоречие между системой и методом:
1) Система – это избранный философом порядок изложения материала, общее построение теории.
2) Метод - это «движение самой сути дела».
Диалектический метод Гегеля противоречит его консервативной системе.
Домашнее задание на 27.10.2012