Исторические условия и предпосылки возникновения философии
Причиной возникновения философии является возникновение древнегреческого рабовладельческого общества, рабовладельческой демократии, когда каждый свободный гражданин мог принять участие в формировании государственной власти, быть избранным на государственную должность. Но чтобы добиться власти, мало личных симпатий, нужно победить в конкурентной борьбе за эту должность. А для этого необходимо убедить избирателей, доказать свою правоту и способность вести государственные дела, обнаружить понимание общественных интересов и задач. На этой основе возникает риторика, т.е. искусство красноречия, а последнее невозможно без умения доказывать, строить логически безупречную информацию и аргументацию. Все это требует развития культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному доказательству. Таким образом, философия формируется как особая форма духовного производства, духовной мыслительной деятельности, целью которой, с одной стороны, является преодоление религиозно-мифологического представления мира, а тем самым, выработки научного объяснения мира, а с другой стороны - как средство формирования культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному мышлению, необходимому во всех сферах общественной деятельности человека.
Предмет философии в его историческом развитии. Специфика и структура философского знания.
Философия – есть мировоззрение, совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Предмет философии — всеобщее в системе «мир-человек». Фил первая теоритическ форма изучен мира,которявл основ для науки, как теории. Структура философского знания: Онтология – философское учение о бытии и сущем. Направлена на теоретическое изучение фундаментальных принципов и основ мироздания, наиболее общих форм, явлений и процессов существующей объективной реальности мира. Гносеология – философское учение о познании. Исследует природу и сущность познания в целом, познавательные возможности человека, всеобщие предпосылки и границы человеческого познания, виды и формы познавательной деятельности, уровни и ступени процесса познания, выявляя при этом определяющие условия его достоверности и истинности. Аксиология – философское учение о ценностях. Выявляет природу и сущность ценностей, специфику ценностного восприятия мира, систему и структуру мира ценностей, их виды, уровни и формы, а также их взаимосвязь с общественной практикой и межличностными отношениями. Праксиология – философское учение о действии. Изучает исходные основы, природу и сущность, специфику и направленность человеческой деятельности в общественной среде, её активно–преобразовательный характер, виды и формы общественной практики. Антропология – философское учение о человеке.
Место и роль философии в системе культуры. Функции философии.
Возникла фил в VI в. до н.э. 1-ой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мироздания, возникновении культуры и человека. Мифол представляет собой комплекс мифов, в которых излагаются представл о происхождении и устройстве мира, вопросы, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Миф, есть начало человеческой культуры. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы утверждали систему ценностей, и запрещали определенные формы поведения.важное св-во мифолог сознания - символичность. Древний человек оперирует не понятиями и категориями, а символами и образами.
Философия возникает как поиск мудрости; предлагает рациональные понятия и категории.Философия выстраивает причинно-следственные цепочки для объяснения культурных или природных явлений. Культура -области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека, выделяют материальную и духовную сферы. Материальная культура — вся сфера материальной деятельности человека. Духовная культура — сфера сознания, познания, воспитания и просвещения. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культуры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.
В духовную культуру входят: наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Функции философии: 1.мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);2. методологическая функция (филос выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком); 3. прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира); 4 критическая функция (принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям); 5. аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.); 6 социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).