Воля – способность человека ставить цели и мобилизовать себя для достижения целей.
Эмоции – ценностно окрашенные реакции на внешние воздействия.
Эмоции - ценностно-окрашенные реакции человека на внешнее воздействие. Сюда можно отнести мотивы, интересы, потребности личности в единстве со способностями в достижении цели
3.Важнейший уровень сознания – абстрактно-логическое мышление, выступающее в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, различные логические операции.
Понятие - отражение в мышлении общих, наиболее существенных признаков предметов, явлений объективной действительности, их внутренних, решающих связей и законов;
Суждение - мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел.
Умозаключение - форма мышления, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, в котором содержится новое знание о предметах и явлениях Необходимым компонентом сознания являются сознательное и бессознательное.
Характеристики, которыми обладает сознание:
- активность;
- интернациональность;
- способность к рефлексии (периодические состояния).
3. Как Вы понимаете афоризм Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе»?
Афоризм Конфуция «Не делай другим того, чего не желаешь себе» можно соотнести с одним афоризмом «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе».
Мы живем в мире, где все всегда возвращается. Сделал добро - возвратилось добро, сделал зло – получи зло. Делая другим людям плохо, мы делаем плохо себе, будущему себе.
Конечно же, добро, которое ты совершил другому человеку, не всегда возвращается добром. Но оно вернется от других людей, может быть не сразу, но вернется. Гарантии, что к тебе отнесутся также как и ты, к сожалению, нет, но всегда должна оставаться надежда.
Прежде, чем совершить какой-либо поступок нужно тщательно подумать: а понравилось бы нам то, что мы хотим сделать. Нельзя делать другому то, что не понравилось бы самому себе, неприятно было бы это получить. Используя данное правило, мы не будем хуже, мы будем наоборот лучше, будут улучшаться отношения с другими людьми. Если мы любим получать хорошее от других людей, то и нужно отдавать хорошее этим людям.
В наше время нравы настолько поменялись, что непонятно как к тебе отнесутся люди, которым хочется помочь. Но все еще остаются надежды, что такие люди остались и человеческое отношение не потеряно.
Задание №11
1. Раскрыть проблему единства мира и дать характеристику основным вариантам ее решения.
Мир бесконечно многообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Существует множество различных состояний и структурных уровней реальности, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется специфическими пространственно-временными свойствами, формами движения.
С одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с другой - являет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей.
Проблема единства мира является одной из древнейших проблем в философии. Решение указанной проблемы непосредственно зависит от исходной мировоззренческой позиции, на которой стоит тот или иной философ. В идеалистическом направлении возможны различные позиции, как утверждающие единство мира на основе его бытия или вселенской духовности (идеалистический монизм), так и отрицающие таковое единство. Сторонники материалистического монизма стремятся объяснить единство мира, исходя из него самого, считая его самодовлеющим, ни в ком и ни в чем не нуждающимся для поддержания своего бытия, который из самого себя порождает все многообразие сущего. Они признают в качестве доказательства только рациональное обоснование и согласующийся с ним опыт и опираются в этом на общественную практику и науку, природа которой сугубо рациональна.
Теория Канта - Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, дала основание говорить о единстве космических тел Солнечной системы. Закон сохранения и превращения энергии показал, что все силы, действующие в природе, являются различными формами проявления универсального движения. Теория клеточного строения живых организмов позволила структурно объединить все живое. Периодический закон Д.И. Менделеева связал воедино все химические элементы, а теория происхождения видов Ч. Дарвина не только объяснила единство многообразия всего живого, но и приоткрыла возможности для понимания природы идеального сознания как неразрывно связанного с живым веществом.
Создание теории относительности и квантовой существенно расширило и укрепило понимание того, что мир един и все со всем взаимосвязано. С появлением во второй половине XX в. мощнейших ускорителей современная наука еще больше продвинулась в изучении микромира и сумела доказать единство поля и вещества, корпускулярных и волновых материальных объектов, обосновала неразрывное единство материи, движения, пространства и времени. С точки зрения современной теоретической физики, мир един, потому что на самом элементарном уровне это ни что иное, как элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.
Помимо естественнонаучных доказательств идея единства мира нуждается также и в историческом обосновании, чего нельзя сделать без философии, которая рассматривает весь мир в виде целостной системы, обнаруживает единство в многообразии и многообразие в единстве.
2. Определить понятие цивилизации. Рассмотреть цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
В содержательном отношении понятие цивилизация имеет целый ряд значений. Его употребляют как конкретный этап в развитии народов и регионов. Морган и Энгельс определяли его как ступень исторического развития, следующая за эпохой дикости. Всю неоднородность употребления понятия цивилизация можно свести к опреленным смыслам: как синоним культуры; как стадия разложения локальных культур; как эпоха, следующая за варварством; как ступень развития отдельного региона или этноса. Можно выделить 3 подхода: локально-исторический; историко-стадиальный; всемирно-исторический. Каждому из них присуща своя классификация цивилизации. Разнообразен и выбор основ цивилизации. Тойнби и Вебер считали ее основой религиозную веру; Ясперс - философскую веру. Для других базис цивилизации - материальное образование. Крапивницкий, исходя из детерминирования влияния техники на общество, считал, что в фундаменте цивилизации лежит технико-технологический базис. Он включал в себя: технику, технологический способ производства и технологические отношения. Техника - базис и продукт цивилизации; самостоятельность ее относительная; она зависит от социума в целом. То, как человек воздействует на природу - то же техника, но считается технологией - совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Технологический способ производства характеризируется специфическими средствами труда; системой труда; характером труда. В результате отношений людей к предметам иссредствам своего труда, а также между собой в ходе технологического процесса складываются технологические отношения. Основы цивилизации не исчерпываются. В реальном историческом процессе в фундаменте общества выдвигают природные условия его жизни; этнические особенности; социально-психологический компонент. Важную роль играют формы организации общественного характера: натуральная, товарная, планомерно-регулируемая.
Но выдвижение понятий цивилизации технико-технологического базиса как определенного компонента позволяет обнаружить существующие черты цивилизации:
- цивилизация характеризует собственно-социальную организацию общества;
- цивилизация есть социальная организация индивидов с базисно - социальным образом;
- целью цивилизации является воспроизводство и преумножение общественного богатства.
Цивилизационный подход позволяет выдвинуть конкретные исторические формы общественного хозяйства и понять их роль в развитии общества; понять гинезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических форм общества; обогатить представления о социально-психологическом облике конкретного общества; наращивать интеграционные тенденции в обществе.
3. Как Вы понимаете слова И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»?
По-моему мнению, в словах Канта звездное небо – это что-то необъятное. Постоянно осматривая звездное небо мы можем увидеть что-то новое, удивительное. Мы будем постигать это, считая, что того, что мы видели недостаточно. Это касается знаний. Ведь знания появляются каждую минуту, и, найдя что-то новое для себя мы будем раздумывать об этом знании, принимать для себя новое; то, что до этого момента мы не знали. Умный человек не будет хвастаться много знанием, он будет совершенствоваться, и, возможно. В некоторые моменты будет недоволен своим недостаточным количеством знаний. Ведь важно уметь осмыслять все новое, что мы получаем, уметь применять это и уму это нравится.
Нравственный закон в словах Канта – моральные принципы, которыми должен руководствоваться каждый человек. Человек должен действовать согласно принципам морали, которые существуют в обществе, где он живет. Сюда можно даже отнести фразу «Относись у другим людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Этичный человек всегда будет задумываться о своем поведении, считать его не совершенным и стремиться его улучшить, осмысляя и анализируя.
Поэтому слова Канта имеют следующее значение: знание и нравственность обогащают душу, человек совершенствуется и становится лучше. Знание необъятное, но стремление его получить позволяют человеку узнать новое и улучшить старое. Улучшение своего поведения обогащают человека как социального существа.
Задание №12
1. Определить понятие диалектики и проанализировать ее исторические формы.
Диалектика – первоначально искусство вести беседу, рассуждать. Затем диалектика рассматривалась как инструмент решения политико-правовых и этических вопросов, превратилась в метод поиска истины (Сократ), в метод анализа и синтеза понятий (Платон). В современном понимании – теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Исторические формы диалектики:
1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит). Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Д-ка – источник развития. А развитие – это взаимоотнош. противополож. сфер.
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель). Действительность – не только предмет познания, но и предмет деят-ти. Принцип развития – исход. принцип познания.
3. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин). Д-ка - наука о наиболее общих законах движ. природы и общества. Существует объективная(первична) и субъективная(вторична) д-ка.
2. Проанализировать закономерности развития общественного сознания.
Общественное сознание возникло одновременно с возникновением общественного бытия.
На ранних этапах развития общества общественное сознание формирование под непосредственным воздействием бытия, в дальнейшем это воздействие приобретало опосредованный характер - через государство, политические, правовые, нравственные, религиозные отношения, а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает непосредственный характер.
Общественное сознание - не сознание отдельного индивида, а духовная жизнь вообще, всеобщее духовное состояние, зафиксированное в языке и других формах культуры. Не каждое индивидуальное сознание в своей объективной форме входит в общий массив общественного сознания.
Элементами общественного сознания являются:
- формы общественного сознания
- сферы
- уровни
Развитие:
- Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой.
- Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.
- Общественная психология - это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.
- Идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе.
3. Тождественные понятия «причина» и «повод»?
Я считаю, что понятия «причина» и «повод» в каком-то смысле являются синонимами, но различие их заключается в том, что причина отвечает на вопрос «Почему?», а повод «От чего?».
Повод – это случай, предлог, который может послужить для достижения определенной цели. Очень часто повод один, а причин может быть несколько. Причина является основанием к действиям. Повод нужен чтобы что-то сделать, а причины используются для взвешивания всех «за и «против», чтобы потом решить делать это или нет.
Примером связи причин и повода может послужить следующая ситуация: на протяжении длительного времени мальчика в классе постоянно унижали по причине лишнего веса, однажды он уронил портфель одного из обидчиков и это стало поводом для драки. Еще один пример – снег, который лежит на горах. Из-за шума может сойти лавина. Поводом является шум, а причина – это то, что снег на горах ничем не «закреплен», а еле держится.
По сути, причина является более широким понятие, а повод – уже последней каплей после ряда причин. Повод всегда на виду, а причины потом уже нужно искать.
Объясняя повод, очень часто оправдывают так свои действия, так как не существовало объективных причин для совершения действия. Чтобы обосновать повод, нужны причины.
Задание №13
1. Охарактеризовать объективную и субъективную диалектику, показать их единство и различие.
Диалектика выступает в двух формах: объективной и субъективной.
Объективная диалектика – диалектика развития объективного мира, т.е. природы и материальной основы общественной жизни.
Субъективная диалектика – диалектика развития субъективного мира, прежде всего – человеческого мышления. Субъективная диалектика – отображение объективной, причем всегда неполное. Абсолютное совпадение субъективной диалектики с объективной возможно только при абсолютном познании мира, т.е. в бесконечном развитии мысли.
Субъективную диалектику можно представить более расчленено, различив в ней диалектику логического мышления и диалектику познания в целом. В этом плане диалектика выступает в трех формах: объективной диалектики, логики и теории познания.
Диалектика, как философская наука в целом, выступает в качестве теории, т.е. объяснения развития в природе, обществе и мышлении, и метода, т.е. способа, подхода к познанию и изменению мира.
2. Определить понятие истины. Проанализировать соотношение истины и заблуждения. Дать основные характеристики истины.
Истина носит объективно–субъективный характер. Её объективность заключается в независимости ее содержания от познающего субъекта. Субъективность истины проявляется в ее выражении субъектом, в форме, которую ей придает только субъект.
Истина – это бесконечный процесс развития уже имеющегося знания о конкретном объекте или о мире в целом. Для характеристики процессуальной природы истины применяются понятия объективной, абсолютной, относительной, конкретной и абстрактной истины.
Абсолютность истины означает, во-первых, полное и точное знание об объекте, что является недостижимым гносеологическим идеалом; во-вторых, то содержание знания, которое в определенных границах познания объекта никогда не может быть опровергнуто в будущем.
Относительность истины выражает ее неполноту, незавершенность, приблизительность, привязку к определенным границам постижения объекта.
Существуют две крайние точки зрения на абсолютность и относительность истины. Это догматизм, преувеличивающий момент абсолютности, и релятивизм, абсолютизирующий относительность истины.
Связь истины с определенными конкретными условиями, в которых она действует, обозначается понятием конкретной истины. Для знания, условия выявления истинности которого не достаточно полны, употребляется понятие абстрактной истины. При изменении условий применения абстрактная истина может превращаться в конкретную и наоборот.
В процессе познания субъект может принимать неистинное знание за истину и, наоборот, истину за неистинное знание. Это несоответствие знания действительности, выдаваемое за истину, называется заблуждением. Если мы убедились, что данное знание – заблуждение, то этот факт становится уже истиной, хотя и отрицательной.
3. Как Вы понимаете китайскую мудрость: «Нельзя построить новый колодец, не разрушив старый»?
Рассматривая выражение в прямом смысле, необходимо действительно, перед тем как строить новый колодец, разрушить старый, переложить полностью стены, основания.
Так и в жизни, что постичь новых знаний, необходимо найти противоречия старых знаний с новыми, таким образом разрушив старые знания. Ведь сколько времени прошло, прежде чем были приняты концепции о том, что Земля круглая, ведь люди разрушили свои старые знания о том, какой формы Земля есть на самом деле. Или же знания о том, что вращается: Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли. Ведь долгое время люди верили и знали, что Солнце вращается вокруг Земли, а потом появилось новое знание и доказали, что все-таки все наоборот и у людей предыдущее знание разрушилось. Эта же проблема касается и мировоззрения. Поменялось мировоззрение – как бы человеку не хотелось, чтобы принять новое мировоззрение, он должен разрушить старое. Поэтому, китайская мудрость «нельзя построить новый колодец, не разрушив старый» понимается мною как то, что нельзя постичь новое знание об одном и том же предмете или явлении, не разрушив старое знание о том же предмете или явлении.
Задание №14
1. Раскрыть диалектику как систему принципов, законов и категорий.
Диалектика как философская концепция представляет собой систему категорий, принципов и законов, все они характеризуют различные аспекты движения и развития.
Категории - это фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Категории воспроизводят свойство и отношения бытия и познание о всеобщей и наиболее концентрированной форме природы. Рассмотрим такие категории как общие и единые.
1) Категория общая: отражает некие общие существенные стороны бытия. Существует ли общее объективно и если да то как это понимать. Общее существует объективно, но не как нечто самостоятельное независимое от конкретных вещей, а лишь как признак, свойство, сторона. Существуют самостоятельные отдельные материальные объекты, имеющие некие общие и существенные признаки. Категория различия фиксирует лишь отличительные признаки материальных объектов. Общее и единичное существует лишь в отдельном, в виде сторон отдельных объектов.
2) Категория является ступенями познания, в них закрепляются результаты познавательной деятельности, в этом заключается гносеологический аспект категории.
3) Категория является формами человеческого мышления. Без категорий невозможен мыслительный процесс. В этом состоит логическое значение категории. При анализе категорий необходимо учитывать выше изложенные три аспекта.
Принципы - это то, что лежит в основе, некоторой совокупности факторов или знаний. Принцип - это исходный пункт объяснения. Различают принципы бытия и познания. Принцип материального единства мира, принципы развития, принцип всеобщей связи.т.д. Что такое закон?
Закон - это необходимое существенное, относительно устойчивое, повторяющееся, всеобщее, связь явлений мира. Закон является неполным и приблизительным.
2. Рассмотреть основные концепции теории познания в истории философии: эмпиризм, рационализм, иррационализм.
Познание - процесс постижения окружающего мира. Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.
Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное (эмпирическое) и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философиями по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источником знаний (Гоббс, Локк).
Кроме того, существует еще и иррациональное познание. Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых в историческом плане. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материальных объектов. Она - предпосылка без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Для познания объектов необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно - практической деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения материального объекта.
Эмпиризм (опыт)- утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений.
Рационализм - учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует и проявление. Рациональное познание занимается идеализированными объектами. Главное – математика и логика. Вера в разум, в очевидность рационального рассмотрения. Недостатки рационализма – в недоверии к опытным фактам и переоценка достоверности умозрительных конструкций. Логические принципы часто опровергаются жизненной практикой. Рационализм не знает диалектику – знание всегда стоит на месте. Нет синтеза. Познание должно соприкасаться с практикой. Рационализм проявляется в психологии (отсутствие бессознательного, иррационального), искусстве (реализм, не мистическая картина мира, рациональный характер творчества), этике (рациональные стороны поведения, страх уголовного наказания).
Иррационализм (Бергсон, Дильтей, Ницше) - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт. Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре случая, слепой воле (иррациональностью в частности является экзистенциализм). Тактика иррационализма: человека объемлет реальность, но она дана ему не в полной мере и постигнута вся быть не может.
3. Можно ли считать правильным высказывание: «Это было верно в свое время, сейчас это неверно»?
По моему мнению, выражение «Это было верно в свое время, сейчас это неверно» можно считать правильным.
В мире все непостоянное. Мир постоянно развивается, меняется. Вместе с миром меняется и окружающий мир, и люди вокруг нас. Меняются принципы морали, нравы.
То, что было много лет назад сейчас непреемлемо. Допустим, в древних государствах было нормальным отрубать головы на глазах у тысячи людей за то, что человек в чем-то провинился. Раньше продавали людей и это было нормальным. В настоящее время продажа людей также существует, но это преследуется законом, это запрещено, это неверно.
Сколько мы слышим от бабушек-дедушек «А вот в наше время…». Они осознают, что изменение мира приводит к изменению поведения людей и то, что было нормальным либо ненормальным раньше, сейчас поменялось.
Какое количество было цензуры на телевидении в прошлом веке, запрещалось даже говорить о громких событиях, а сейчас уже это является вполне нормальным явлением, даже необходимым. Люди узнают о событиях с различных ресурсов и не боятся, что за это их будут преследовать власти.
Поменялись законы, обычаи, традиции. Это все представляет собой развитие, прогресс населения. Определенные изменения играют положительную роль, но есть и отрицательные, нежелательные изменения.
Задание №15
1. Рассмотреть становление идеи развития в истории философии и науки.
Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
Принцип – это исходное, основополагающее начало, относительно устойчивый элемент теории, он служит объединяющим центром, основой и стержнем теории. Принципом может быть не любое суждение, а такие знания которые играют определяющую роль по отношению к остальным знаниям, и выполняют функцию их интеграции. Благодаря принципам теория становится логически обоснованной. В диалектике существуют много принципов: объективности, единства мира, причинности, детерминизма, историзма, всеобщей связи и развития. В теории познания существуют такие принципы, как познаваемость мира, отражения, единство теории и практики, конкретности истины. Принцип всеобщей связи отражает универсальные связи бытия. Всеобщая связь выражает целостность объективного мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его составных компонентов – предметов, явлений, процессов.
Отношение – это понятие отражающее способ бытия предметов и явлений, оно возникает как результат сравнения двух вещей по одному какому то признаку.
Связь – такое отношение, когда один предмет зависит от другого, когда изменения некоторых свойств, элементов являются необходимым и достаточным условием для изменения других свойств и элементов.
Познание и руководство принципом всеобщей связи имеет большое значение для практической деятельности, дисциплинирует каждого специалиста, способствует объективному анализу реальности, исключает односторонний метафизический подход. Как правило, неверные теории в медицине, сомнительные методы лечения, диагностические ошибки происходят из-за нарушения требования всестороннего исследования явлений.
Реализация всего многообразия связей и взаимодействий выступает как движение и развитие. Вся доступная нам природа образует систему, некую совокупную связь тел. Развитие – высшая форма движения, необратимая последовательность качественных изменений системы, характеризующаяся определенной направленностью (прогрессом или регрессом).
2. Дать толкование понятиям общественного и индивидуального сознания и обосновать их диалектическая взаимосвязь.
Общественное сознание - необходимая и специфическая сторона общественной жизни, оно является не только отражением изменяющегося общественного бытия, но осуществляет вместе с тем организующую, регулятивную и творчески-преобразующую функцию. Оно носит общественно-исторический характер. Это определенная совокупность идей, представлений, ценностных установок, нормативов общения, мышления и практической деятельности. Индивидуальное сознание есть сознание отдельного человека, который, конечно, немыслим вне общества. Сознание каждого человека с необходимостью включает и качестве своего основного содержания идеи, нормы, установки, взгляды и т. п., имеющие статус общественного сознания.
Индивидуальное сознание − это единичное сознание, в котором в каждом отдельном случае свободно сочетаются черты, общие сознанию данной эпохи, черты особенные, связанные с социальной принадлежностью личности, и индивидуальные черты личности, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни индивида.
Индивидуальное сознание общественно в том смысле, что оно пронизано, организовано, насыщено общественным сознанием. Оно способно содержать в себе такие новые идеи, представления, оценки, которые отсутствуют в содержании общественного сознания и лишь со временем могут войти в него. Общественное сознание, рассматриваемое в плане его содержания, фиксировано в "социальной памяти" как необходимое условие его "живого" бытия во множестве индивидуальных сознаний.
Одной из важнейших характеристик сознания является его идеальность. Дело в том, что образ, создаваемый в голове человека, не сводится ни к самому материальному объекту, находящемуся вне человека, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу.
3. Как Вы относитесь к высказыванию А. Камю: «Что такое жизнь и стоит оно труда быть прожитой»?
Очень часто перед этим вопросом стоят молодые люди, когда выбирают себе место в жизни. В это время человек делает важный выбор, ставит цель для своей жизни. А.Камю, как я считаю, в этом выражении ищет смысл жизни каждого из нас. Если человек сам поймет, в чем его предназначение, будет заниматься любимым делом, обретет то, что по его мнению является счастьем, он сможет понять что для него жизнь и стоит ли она труда быть прожитой.
Выделяют еще такой феномен, когда человек останавливается на каком-то отрезке своей жизни и начинает отматывать назад, анализируя весь пройденный до этого времени жизненный путь, вспоминая о том, чего достиг, о том, в чем потерпел неудачи.
А, уже достигая жизненного пика, начинает понимать чего он не сделал, а мог бы. А есть люди, которые имеют все, что хотели иметь и оглядываясь назад, понимают, что сделали все, что могли сделать и выполнили свое предназначение.
Для каждого человека смысл жизни свой. Жизненный путь для кого-то является просто трудом, работой, которая скоро закончится, а для кого-то это дар, это то, для чего он пришел на землю. Смысле жизни для одного человека может быть карьера, деньги, для другого – семья, дети, внуки, путешествия и.т.д.
И, выбирая свой жизненный путь, необходимо руководствоваться тем, что для нас является главным, чего мы хотим, чтобы потом не жалеть о бесполезном труде, проделанным в такой работе, как жизнь.
Задание №16
1. Проанализировать развитие как принцип диалектики.
Реализация всего многообразия связей и взаимодействий выступает как движение и развитие. Вся доступная нам природа образует систему, некую совокупную связь тел. Движение есть основа развития. Развитие – высшая форма движения, необратимая последовательность качественных изменений системы, характеризующаяся определенной направленностью (прогрессом или регрессом).
Принцип развития утверждает, что весь мир, все предметы и явления находятся в постоянном изменении и развитии. Существуют две концепции развития – диалектическая и метафизическая, которые различным образом понимают источник, механизм и направленность развития. Диалектическая концепция видит источник развития в борьбе внутренних противоположностей, что это саморазвитие. Метафизика понимает источник развития как внешний толчок, как действие сверхъестественных сил. Механизм развития, согласно диалектике, состоит во взаимном переходе количественных и качественных изменений. Метафизическая концепция рассматривает развитие только как количественные или только как качественные изменения. Направление развития в диалектической концепции выступает в виде спирали, как повторение некоторых этапов на более высоком уровне, а в метафизической концепции – как движение по кругу.
Различают несколько типов развития: прогрессивное, регрессивное и одноплоскостное. Прогресс - это такое развитие, которое идет от простого к сложному, от низшего к высшему и ведет к накоплению структур и функций, увеличивает относительную независимость систем, возможность их развития в будущем. Регресс есть развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, с ограничением возможности систем. Одноплоскостное развитие есть переход от одного качества к другому в пределах той же сложности.
Принцип развития не только утверждает, что все находится в изменении и развитии, ни и требует правильно понять развитие, правильно понять источник, механизм и направленность развития. Чтобы познать действительность, надо изучить предметы и явления в динамике, в развитии.
2. Осветить проблему узнаваемости мира и основные варианты ее решения.
Основными проблемами являются: сущность познавательного процесса, его закономерности, условия и предпосылки, возможности и границы, всеобщие основания и социокультурные детерминанты. При постановке и решении этих проблем мнения философов расходятся, все они имеют аргументацию.
Проблема получения истинного знания о мире, т.е. вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии. Данная проблема составляет содержание стороны основного вопроса философии.
В истории философии сложились три основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости действительности: 1)познавательный оптимизм; 2) скептицизм; 3) агностицизм (познавательный пессимизм).
Познавательные оптимисты считают, что явления действительности, в сущности, познаваемы, хотя мир – в силу своей бесконечности - до конца не познаваем.
Сторонники скептицизма сомневаются в возможности получения достоверных знаний о мире, абсолютизируя момент относительности в истинном знании, указывая на его формальную недоказуемость.
Представители агностицизма отрицают возможность познания сущности явлений. Абсолютизируя несовершенство чувственного восприятия действительности, агностики в своих крайних выводах даже отрицают существование объективной реальности.
Теоретико-познавательная ситуация имеет свою структуру, включающую субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс.
Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек, так и различные социальные группы.
Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».
Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям.
Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца.
3. Как, на Ваш взгляд, связано понятие «необходимость» и «свобода»?
Свобода есть необходимостью для существования каждого человека. В цивилизованном обществе свободный человек предоставлен сам себе. Но свободный человек, чтобы быть действительно свободным, зависим от обстоятельств. У него существует необходимость питаться, одеваться, иметь крышу над головой и.т.п. Чтобы все это иметь, человек должен работать, зарабатывать деньги, чтобы получать все, что ему нужно для ощущения себя свободным человеком.
Человек не может быть полностью свободен. Он зависим от необходимостей. Эти необходимости существуют даже когда человек находится один на необитаемом острове. У него все равно остаются необходимости питаться, иметь жилье. Чтобы удовлетворить эти необходимости снова нужен труд, чтобы построить даже самое примитивное жилье, добыть пищу, забыв о свободе. Свобода будет у него в этот момент, но это будет свобода перемещаться. Человек может быть свободен от других людей, но необходимые обстоятельства будут делать его зависимым.
Состояние ограничения будут вынуждать человека забывать о свободе и добывать все то, что необходимо ему для существования. Поэтому понятия свобода и необходимость, как я считаю, являются связанными.
Задание №17
1. Раскрыть закон перехода количественных и качественных изменений, показать его мировоззренческое и методологическое значение.
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно.
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей. При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры).
При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок). В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
-резко, одномоментно;-незаметно, эволюционно.
Что касается незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры, то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
2. Осветить проблему критерия истины в истории философии и дать оценку различным подходам к этой проблеме. Охарактеризовать роль практики в познании.
Главная цель познания — достижение научной истины. Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской. С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания. Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины.
Идеалисты — сторонники рационализма — в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет. Такие философы, как Декарт, Лейбниц исходили из представления о самоочевидности первоначальных истин, постигаемых с помощью интеллектуальной интуиции. Их доводы опирались на возможности математики объективно и беспристрастно в своих формулах отображать многообразие реального мира. На помощь здесь должна была прийти логика с ее строгостью доказательства и его неопровержимостью.
Субъективные идеалисты — сторонники сенсуализма — усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными. Главный упор при этом делается именно на логическую возможность уточнения, а не на фактическую.
Сторонники ведущей роли активности человека в познании (ученые прагматисты) пытались преодолеть ограниченность логических методов в установлении критерия истины. Важно отметить, что с точки зрения прагматизма сама по себе полезность не является критерием истины, понимаемой как соответствие знаний действительности. Иными словами, реальность внешнего мира недоступна человеку, поскольку человек непосредственно имеет дело именно с результатами своей деятельности. Вот почему единственное, что он способен установить — не соответствие знаний действительности, а эффективность и практическая польза знаний. Подчеркнем еще раз, что объективный или реальный мир существует не просто сам по себе, но только когда речь идет о его познании.
3. Согласны ли Вы с утверждением Пиррона, что счастье человека в невозмутимости и спокойствии духа?
Счастье является одной ценностей для любого человека. Быть счастливым, по мнению Пиррона, это быть невозмутимым, безразличным, сохранять спокойствие духа.
Стремление к счастью – главная цель для любого человека. В выражении Пиррона существует цель стремления к счастью, особенно выделяя тот факт, что человек должен быть безразличным и спокоен. Ведь пирон был скептиком, он видел, что каждый человек должен стремиться только к собственному счастью и быть невозмутимым по отношению другому счастью или несчастью.
Я не совсем согласна с этим утверждением. Ведь счастье характеризует качество человека, его отношение к жизни в целом. И этот факт, чтобы быть невозмутимым и безразличным ко всему смущает, так как нужно жить не только в удовольствие себе, а нужно думать еще и о людях, которые тебя окружают и которые могут сделать тебя счастливым. Как можно оставаться безразличным в ситуации, когда другой человек нуждается в помощи? Ему нужно помочь и осознание того, что ты спас чью-то жизнь тоже сможет принести счастье.
Если человек ведет добродетельную жизнь, он будет счастлив. Для счастья нужно довольствоваться тем, что имеешь, тем, что в настоящее время делает тебя счастливым. Нужно уметь радоваться чужой радости, помогать преодолеть чужую боль и тогда человек почувствует себя действительно счастливым.
Задание №18
1. Рассмотреть закон единства и борьбы противоположностей, показать его мировоззренческое и методологическое значение.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.). Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.
По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Пример: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Можно также выделить различные виды борьбы:
-борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование);
-борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
-антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
-содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
-солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);
-нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
-мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
2. Рассмотреть проблему взаимоотношений личности и общества.
Проблема личности и общества, их взаимоотношения — актуальная проблема коммунистического строительства, предмет острой идеологической борьбы. Личность — продукт и субъект общественно-исторического развития. Общество не есть механическая сумма индивидов, как представляли общество народники и как утверждают сегодня идеологи буржуазии. Марксизм показал, что люди никогда не жили и не живут изолированно друг от друга. В процессе производства и потребления они всегда взаимосвязаны, их деятельность взаимообусловливается, именно в своем взаимодействии люди и составляют органическое целое — общество.
С точки зрения экономической структуры общество, как его определил К. Маркс, есть совокупность отношений, вступая в которые люди производят. Отношения производства обусловливают в конечном счете и все другие отношения: классовые, национальные, семейные и т. д.
Марксизм показал, что эти общественные отношения формируют человека, его личность. Критикуя буржуазных идеологов, рассматривавших личность вне ее связи с обществом, К. Маркс писал: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
Личность не есть что-то раз навсегда данное, неизменное. Личность — явление конкретно-историческое, а в классовом обществе — классовое. Например, в капиталистическом обществе существуют личность буржуа и личность рабочего. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Личность представляет собой всегда конкретное единство единичного, особенного и общего. Она обладает индивидуальными, неповторимыми чертами, отличающими ее от других. Каждой личности свойственны и особые черты, присущие определенной общности людей: профессиональные, социально-классовые, национальные. И конечно, каждой личности свойственны черты, характерные для данного общества, эпохи в целом.
Личность не только продукт, но и субъект общественного развития, производственной и иной социальной деятельности. Как субъект истории она действует не изолированно, а лишь как часть социального коллектива (семьи, класса, нации, народа). Самой большой общностью, в которой личность действует как субъект истории, является народ. Взаимоотношения общества и личности. Личность формируется и может развиваться лишь в обществе, коллективе. В свою очередь развитие личности оказывается фактором, влияющим на развитие коллектива, общества. Развитие личности и общества в процессе их взаимодействия — общесоциологическая закономерность, проявляющаяся в специфической форме в различных общественно- экономических формациях.
Взаимоотношения общества и личности проявляются прежде всего по линии соотношения их интересов (экономических, социально-политических и духовных) и по линии их взаимного влияния, развития коллективизма, и самоутверждения, индивидуализации личности. Оба вида взаимоотношений опосредуются коллективом, в классовом обществе — классом.
В первобытной общине низкий уровень развития производительных сил порождал общую собственность, коллективный труд, общий интерес. Здесь имел место первобытный коллективизм. Но первобытный человек, ни в своей деятельности, ни в своем сознании еще не выделяет себя из коллектива. Личность была, как бы растворена в нем.
3. Как Вы понимаете выражение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»?
Источником данного выражения является то, что Аристотель был учеником Платона, а также его другом. И когда Платон занял определенную позицию, произнес определенные идеи, Аристотель раскритиковал его учение и выступил против его позиции.
Данное выражение Аристотеля я понимаю так, что если ты сомневаешься и абсолютно не согласен с мнением своего пусть даже самого лучшего друга, нужно уметь занять свою позицию. Если этот друг будет пытаться провести какие-либо провокации, нужно иметь силу, храбрость, чтобы сохранить и придержаться своего мнения.
Никогда нельзя сдаваться, когда ты не согласен с мнением других,надо высказать свое мнение, свою мысль, если считаешь ее правильной. Истина является верховенством даже в самых противоречивых ситуациях.
В наше время, данное выражение используется для того, чтобы показать, что даже мнение самого авторитетного человека не дает ему право считать, что его мнение самое правильное и все должны принять его мнение как истину. Утверждение можно принять, если считаешь что оно является истиной, но, с другой стороны, если истиной оно не является, то его нужно опровергнуть.
Задание №19
1. Осветить сущность закона отрицания отрицания, показать его мировоззренческое и методологическое значение.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры: смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); «эстафета поколений»; смена вкусов в культуре, музыке; эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);
Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
-развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
-развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
-развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.
Пример-организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие).
Таким образом, развитие скорее идет не по прямой, а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
2. Осветить проблему смысла жизни человека в духовном опыте человечества.
В истории человечества проблема смысла жизни предстает одной из самых сложных, разрешить которую предлагают различные мировоззренческие системы. Метафорично об этом высказался французский философ Жорж Батай: «Человечество постоянно пишет одну огромную книгу, в которую каждый из нас пытается внести несколько слов, или хотя бы знаков препинания».
Основные аспекты проблемы смысла жизни можно выразить в ряде фундаментальных для каждого человека вопросов: Является ли смысл жизни лишь итоговым аккордом жизненного пути человека, или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации, из череды которых складывается весь жизненный путь человека? Обретает ли человек смысл жизни в неких высших ценностях (Бог, высшие идеалы и т.п.), или этот смысл можно и надо обретать в обычных, земных, повседневных жизненных ценностях? Связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или он обретаем в единичных, индивидуальных ценностях каждого человека? Человечество постоянно сталкивается с этими вопросами и пытается найти на них ответ. Однако, как писал австрийский философ Виктор Франкл, невозможно определить смысл жизни, в общем, он различается от человека к человеку и от момента к моменту. Важность этих вопросов для каждого человека определяется следующими моментами.
Во-первых, жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных целей, задач, мечтаний, которые каждый человек ставит перед собой. Осознание человеком того, что он живет, что его жизнь наполнена определенным смыслом, обеспечивает ему психическую устойчивость, психическую нормальность, общую комфортность.
Во-вторых, в отличие от животного человек осознает свою смертность, поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Однако это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом, поэтому обретение смысла выступает предварительным условием человеческого бессмертия в памяти потомков.
В-третьих, жизнь является абсолютной ценностью, но может иметь различную цену, что заставляет каждого человека стремиться повысить ценность своей жизни в своих глазах и в глазах окружающих. Для этого он сам для себя формулирует свое предназначение, определяет смысла жизненные ценности и на их основе ставит перед собой смысла жизненные цели.
Австрийский философ Виктор Франкл, исследуя смысла жизненные ценности, разделил их на три группы:
• ценности созидания (все то, что человек создает своим трудом);
• ценности переживания (выражают чувственное отношение человека к действительности, дающие духовное наслаждение жизнью - поэзия, музыка, театр и т.п.);
• ценности отношения (возникают тогда, когда человек не может достичь ценностей переживания, в результате чего появляются мужество, твердость духа, достоинство, которые и придают смысл его жизни).
Таким образом, для человека поиск смысла жизни является естественным процессом, который обусловлен потребностью самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя.
3. Как Вы понимаете выражение Сократа: «Познай самого себя»?
Я считаю, что выражение «Познай самого себя» заключается в том, что человек – это существо, которое способно мыслить. Познавая весь мир, мы устанавливаем особенности предметов, явлений, которые нас окружают. Человек с помощью познания формирует для себя знание о мире.
Когда человек неправильно осознает то, зачем и каким образом он живет в мире, он очень часто потерпев неудачу, скидывает это все на судьбу, говоря, что так и должно быть. Мир меняется, человек должен меняться вместе с ним, а не сдаваться при всякой трудности.
Познавая мир, его изменения, его предметы, явления, реальность, человек должен адаптироваться к нему, ко всему, что в нем происходит, даже, несмотря на то, что кажется, что ничего не изменить, это судьба.
Сколько известно случаев, когда человек выживал в самых экстремальных, сложных ситуациях. Ведь нужно не спирать все на судьбу, а нужно брать ответственность за себя, за свою жизнь, осознавать, что жизнь в наших руках. Пусть даже судьба и существует для каждого из нас, но мы ее способны изменить, какие бы задачи она нам выставляла. Познавая свои возможности изменить себя, мир, человек познает то, зачем он сюда пришел.
Человек должен осознать, что он – это «Я», который живет в мире, и, воспринимая полностью реальность вокруг него, он сможет изменить свое место в жизни. Я знаю немного людей, которые воспринимает изменение мира как лучшее, как то, с помощью чего они смогут изменить свою жизнь. Но такие люди есть, и, как я думаю, они способны познать самого себя и правильно определить свое место в жизни. Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.
Задание №20
1. Раскрыть диалектику процесса познания. Обосновать единство чувственного, рационального и интуитивного в познании.
Исходной ступенью познания является чувственное познание, в котором объект познается главным образом посредством органов чувств. Органы чувств – это непосредственный канал связи субъекта с действительностью, через который он получает первичную информацию об объекте. Основными формами чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление. В ощущениях непосредственно отражаются отдельные стороны, свойства объекта. Восприятие – это целостное отражение объекта органами чувств, представляющее собой единство всех ощущений. Представления – это чувственно наглядные образы объектов, которые сохраняются и воссоздаются в сознании человека вне непосредственного воздействия объектов на органы чувств. Возникновение представлений происходит на основе памяти, то есть способности психики сохранять и воспроизводить прошлый опыт субъекта.
Рациональная ступень познания основана на абстрактном мышлении, представляющем собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие - форма мысли, выражающая совокупность наиболее существенных признаков объекта. Суждение - форма мышления, в которой посредством понятий что-либо утверждается или отрицается об объекте. В языке любое высказывание (словосочетание и простое предложение) является примером суждений. Например, «все металлы – проводники электричества», «знание – сила», «мыслю - следовательно существую» и т.д.
Умозаключение представляет собой форму мышления, в которой из нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Так, представление о том, что Земля имеет форму шара, было получено в древности на основе умозаключения: все шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска, во время лунных затмений Земля отбрасывает на Луне тень в форме диска, Следовательно, Земля – шарообразное тело.
Рациональное познание неразрывно связано с чувственным, но играет ведущую роль в процессе познания. Это проявляется, во-первых, в том, что истинное знание на уровне сущности и закона формулируется и обосновывается на рациональной ступени познания; во-вторых, чувственное познание всегда «управляется» мышлением.
По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познании в истории философии сложились два противоположных течения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты считали чувственное познание, основной формой достижения истинного знания, рассматривая мышление лишь количественным продолжением чувственного познания. Рационалисты стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины могут быть выведены только из самого мышления. Чувственным данным отводилась лишь случайная роль.
В истории философии довольно распространенным течением является также интуитивизм, считающий интуицию основным средством достижения истины в отрыве от чувственной и рациональной ступеней познания.
В реальном познании все сосуществует одномоментно, формы познания в реальном познавательном акте неразделимы.
2. Рассмотреть развитие философии в России и в Украине во второй половине XIX и ХХ вв.
При исследовании вопроса «Философия в Украине во второй половине XVIII - начале XXI вв.» Стоит обратить внимание на то, что в конце XVIII в. Григорий Саввич Сковорода (1722-1794), создал философскую систему, которую по праву можно назвать новым этапом в развитии философской мысли в Украине. Философию Сковорода понимал как любовь к мудрости. Основными положениями его философской системы является учение о двух натуры и три мира. Все в мире имеет двойственную природу или состоит из двух натур: видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной, бренной и вечной. Большое место в работах Сковороды отведено выяснению роли сердца в жизни человека. Оно всему голова, считает мыслитель.
Важное влияние на развитие философской мысли в Украине в XIX в. оказала деятельность Кирилло- Мефодиевского братства (1845-1847). Его участники призвали к объединению в свободную федерацию, в которой каждый народ имел бы свою республику и развивал свой язык, культуру, традиции. Яркими представителями кирилло - мефодиевцев были Т. Шевченко, Н. Костомаров и Кулиш.
Важную роль в истории украинской философии сыграл выдающийся писатель и общественный деятель Иван Франко (1856-1916). В своей поэзии Франко разрабатывал идею героя, личности, свободной в обществе, но несвободной от общества; идею героя, является носителем духа, «вечным революционером».
В конце XIX -XX вв. развитие философской мысли в Украине сказался формированием философских школ и направлений, которые были тесно связаны с европейской философией. В 20 - х годах XX в. активизируются усилия по разработке философии украинской идеи. В центре дискуссии - концепция, предложенная Н. Волновым (1893-1933), который считал необходимым отказаться от ориентации на пассивно - страдальческой россиянского культуру и повернуться лицом к Европе. Открытие в 1944 году философского факультета в Киевском университете и создание в 1946 году Института философии АН Украины активизировало философское жизни в Украине.
Вторым направлением, плодотворно развивается в Украине в этот период, является историко - философские исследования. Прежде всего, осваивается наследие немецкой классической философии. Школа, возглавляемая В. Шинкаруком (1928-2001), осуществляет глубокую разработку проблем диалектики, логики и теории познания на основе анализа философии Канта, Гегеля, Фейербаха и других представителей немецкой философской классики. Осмысливаются достижения зарубежной философии XX в., В частности, феноменология Э.Гуссерля, философия жизни, экзистенциализм, неофрейдизм т.п.. Произошли заметные сдвиги и в разработке вопросов истории философии Украины.
19-20 века - период, который назван «Серебряным веком» в истории Российской философии. Сама эта эпоха отличается тем, что практически все культурное и творческую жизнь находилась в расцвете. Впервые в истории философии России были созданы оригинальные и уникальные философские системы. Многие культурологов относят начало эпохи, основным достижением которой является русская философия Серебряного века до времени образования Философского общества при Санкт - Петербургском университете в 1897 году. Окончанием этого периода считается 1917 год, время революционных потрясений. Членами этого общества стали А. Лосев, Н.