Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Унифицированный язык моделирования UML




Методика IDEF1X

 

IDEF1 — методика информационного (инфологического) проектиро­вания приложений, в настоящее время применяется ее усовершенство­ванный вариант IDEF1X. В IDEF1X имеется ясный графический язык для описания объектов и отношений в приложениях. Это язык диаграмм сущ­ность-связь.

Основные компоненты описаний в IDEF1X: сущности (блоки), отно­шения (связи), атрибуты.

Сущность — множество объектов, обладающих общими свойствами (в языках программирования понятие сущности совпадает с понятием типа). Конкретные элементы этого множества называют экземплярами сущности. Атрибуты характеризуют свойства сущностей, их значения однозначно идентифицируют экземпляры сущностей. Если сущность А может быть определена только с помощью ссылки на свойства некоторой другой сущности В, то А называется зависимой (дочерней) сущностью, а В высту­пает в роли родительской сущности.

Сущности в IDEFIX-диаграммах изображаются в виде прямоугольни­ков, при этом у зависимых сущностей углы прямоугольников должны быть скругленными.

Отношения (связи) между сущностями в IDEF1X являются бинарными отношениями. Выделяют идентифицирующие отношения — связи типа ро­дитель-потомок, в которых потомок (зависимая сущность) однозначно оп­ределяется своей связью с родителем, и неидентифицирующие отношения, означающие, что у связанного этим отношением экземпляра одной сущности может быть, а может и не быть соответствующего экземпляра второй сущ­ности (пример идентифицирующего отношения изготовитель-товар, не­идентифицирующего отношения — рабочая станция — дигитайзер). Иден­тифицирующее отношение изображают на диаграмме сплошной линией между прямоугольниками связанных сущностей, неидентифицирующее от­ношение показывают пунктирной линией. На дочернем конце линии должно быть утолщение (жирная точка). Мощность k связи — число экземпляров за­висимой сущности, соответствующее одному экземпляру родительской сущности. Известное значение мощности может быть указано около утол­щенного конца линии связи. При этом символ р означает k > 1, а символу z соответствует k = 0 или 1. Отсутствие символа интерпретируется k > 0.

Различают также специфические и неспецифические отношения. Не­специфические отношения — это связи типа «многие ко многим» и обозна­чаются сплошной линией с утолщениями на обоих концах.

В отношениях родитель-потомок возможно наличие у потомка единст­венного родителя (характеристическая связь) или нескольких родителей (ассоциативная связь). Выделяют также отношения категоризации (насле­дования), отражающие связи между некоторой общей сущностью и вариан­тами ее реализации (категориями). Примером категориальной связи являет­ся отношение тип прибора — альтернативные варианты этого прибора.

Среди атрибутов различают ключевые и неключевые. Значение ключе­вого атрибута (ключа) однозначно идентифицирует экземпляр сущности. Внешний ключ — это атрибут (или атрибуты), входящий в ключ родителя и наследуемый потомком. На IDEF1Х-диаграммах ключи записывают в верх­ней части прямоугольника сущности, причем внешние ключи помечают мет­кой FK (Foreign Key), неключевые атрибуты помещают в нижнюю часть прямоугольников. В идентифицирующих отношениях все ключи родителя входят и в ключи потомка, в неидентифицирующих — ключи родителя от­носятся к неключевым атрибутам потомка.

Нормальные формы отношений позволяют выявить атрибуты, кото­рые целесообразно (с целью устранения избыточности) считать сущно­стями. Известно несколько нормальных форм, обычно используют пер­вые три из них.

Первая нормальная форма требует, чтобы шапка таблицы (отношения) была одноэтажная (т. е. все атрибуты характеризуются атомарными значе­ниями), строки-дубли должны быть устранены.

Вторая нормальная форма устанавливается для сущностей, удовлетво­ряющих условиям первой нормальной формы и имеющих составные клю­чи. Она определяется отсутствием атрибутов, зависящих только от части составного ключа. Подобные атрибуты должны быть выделены в отдель­ные сущности.

Третья нормальная форма дополнительно характеризуется отсутствием транзитивных связей (взаимозависимости) атрибутов.

Разработка информационной модели по IDEF1X выполняется за не­сколько стадий.

Стадия 0. Выяснение цели проекта, составление плана сбора информа­ции. Обычно отправным пунктом для разработки информационной модели является IDEFO-модель.

Стадия 1. Выявление и определение сущностей. Это неформальная процедура.

Стадия 2. Выявление и определение основных отношений. Результат представляется или графически в виде ER-диаграмм или в виде матрицы отношений, элемент которой AtJ = 1, если имеется связь между сущностями / и у, иначе Ау = О. Транзитивные связи не указываются.

Стадия 3. Детализация неспецифических отношений, определение ключевых атрибутов, установление внешних ключей. Детализация неспе­цифических отношений заключается в замене связей «многие ко многим» (М <-» М) на связи,«М «-»1» и «1 <-> М» введением сущности-посредника. Например, отношение «преподаватель — студенческая группа» может быть заменено на отношения этих сущностей с сущностью-посредником «распи­сание».

Стадия 4. Определение атрибутов и их принадлежности сущностям.

Основные элементы графического языка IDEF IX представлены на рис. 7.

 

Рис. 7. Элементы языка IDEF1X

 

Между IDEFO и IDEFIX-моделями одного и того же приложения су­ществуют определенные связи. Так, стрелкам на IDEFO-диаграммах соот­ветствуют атрибуты некоторых сущностей в IDEFlX-моделях, что нужно учитывать при построении информационных моделей.

Обзор других методик IDEF

 

Методика IDEF4 реализует объектно-ориентированное проектиро­вание больших систем. При процедурном программировании кодирова­нию предшествует удобное для пользователя изображение программы на графическом языке граф-схем или диаграмм потоков данных. Целесооб­разно иметь аналогичные средства, учитывающие специфику объектно-ориентированного программирования.

В частности, такие средства предоставляет IDEF4. Другим вариантом графического языка поддержки объектно-ориентированного проектирова­ния ПО является язык UML (Unified Modeling Language), рассматриваемый консорциумом OMG на предмет стандартизации.

Методика IDEF4 содержит графический язык для изображения взаи­мосвязей классов, атрибутов, методов в виде ряда диаграмм: типов, насле­дования, протоколов, клиентов, таксономии методов. Примеры диаграмм приведены на рисунках. В этих диаграммах прямоугольники с поперечны­ми линиями соответствуют классам, имена которых указаны ниже попе­речных линий, а сверху линий записаны идентификаторы атрибутов. Про­цедуры (методы) в IDEF4 изображены прямоугольниками без поперечных линий. Передаваемые параметры записаны в овальных фигурах.

Примеры диаграмм типов дан­ных и наследования приведены на рис. 8 и 9 соответственно. В при­мере рис. 9 объекты класса «Де­таль» наследуют часть атрибутов из рис. 8. IDEF4-диаграмма типов классов «Геометрия» и «Материал».

Из рис. 10 ясно, что для проце­дуры моделирования некоторой схе­мы входными параметрами являются атрибуты источников сигналов и па­раметры компонентов схемы, а ре­зультатом — значения выходных па­раметров.

На рис. 11 показан пример классификации методов, согласно ко­торой методы решения перечислен­ных частных задач относятся к мето- Рис'6'9' ">ЕР4-диаграмма наследования дам дискретной оптимизации.

 

 

Рис. 10. IDEF4-диаграмма протоколов

 

Связи вызывающих и вызываемой процедур представлены на рис. 12.

Методика IDEF5 направлена на представление онтологической ин­формации приложения в удобном для пользователя виде. Онтология связана с определениями и понятиями, используемыми для характери­стики объектов и процессов вместе с их взаимосвязями.

FTP — протокол файлового обмена (реализуется режим удаленного узла), клиент может запрашивать и получать файлы с сервера, адрес кото­рого указан в запросе;

HTTP (Hypertext Transmission Protocol) — протокол для связи Web-серверов и Web-клиентов;

SMTP, IMAP, РОРЗ — протоколы электронной почты;

SNMP — протокол управления сетью.

Указанные протоколы поддерживаются с помощью соответствующего ПО. Как правило, прикладной протокол реализуется серверной и клиент­ской программами. Клиентская программа запрашивает информационную услугу, серверная программа выполняет запрос. Для Telnet, FTP, SMTP на серверной стороне выделены фиксированные номера протокольных портов.

Электронная почта — средство обмена сообщениями по электронным коммуникациям (в режиме off-line). Посылка сообщения осуществляется по инициативе отправителя. Можно пересылать текстовые сообщения и архи­вированные файлы. В последних могут содержаться данные (например, тексты программ, графические данные) в различных форматах.

На ЭВМ пользователя должна быть установлена программа-клиент, поддерживающая функции создания, передачи и приема сообщений. На почтовом сервере, выделяемом в корпоративной или локальной сети, орга­низуется промежуточное хранение поступающих сообщений. Связь инди­видуальных пользователей с почтовым сервером осуществляется по прото­колам IMAP или РОРЗ.

В территориальных сетях почтовые сообщения проходят через ряд промежуточных федеральных или региональных узлов. В таких узлах уста­навливают ПО (так называемый агент передачи сообщений), выполняющее функции сортировки и маршрутизации сообщений.

Разработан ряд альтернативных протоколов электронной почты для прикладного уровня. Расширение числа возможных кодировок и форматов данных по сравнению с SMTP сделано в MIME (Multipurpose Internet Mail Extensions). Применение MIME упрощает пересылку графических и звуко­вых файлов, реализацию шифрования и электронной подписи.

Примерами программ электронной почты могут служить Lotus cc: mail, Microsoft Mail, Outlook Express и др. Они позволяют посылать сообщения индивидуальному пользователю, на доску объявлений, последовательный просмотр несколькими исполнителями с возможностями коррекции сооб­щения; осуществляют поиск сообщений, пришедших в почтовый сервер, по контексту, адресу, времени отправки.

В настоящее время при разработке многих программных систем пре­дусматривают интерфейс со средствами электронной почты, клиентские программы E-mail стараются включать в Web-браузеры сети Internet, а так­же во многие прикладные программные системы САПР, АСУ, документо­оборота.

Письма в E-mail состоят из заголовка и тела (текста). В заголовке ука­зывается кому предназначено письмо, от кого оно поступило, кому посланы копии, дата отправки, указатель ключа, по которому пользователь может определить ключ для декодирования текста. В протоколе IMAP (Internet Message Access Protocol) сначала клиенту передается заголовок, а текст ос­тается на сервере, затем пользователь при желании может получить и весь текст. В протоколе РОРЗ при обращении к почтовому серверу на клиент­ский узел переписывается все сообщение.

Файловый обмен — доступ к файлам, распределенным по различным компьютерам. Доступ возможен в режимах off-line и on-line. В режиме off­line посылается запрос к FTP-серверу, сервер формирует и посылает ответ на запрос. В режиме on-line осуществляется интерактивный просмотр ката­логов FTP-сервера, выбор и передача нужных файлов. На ЭВМ пользовате­ля устанавливается FTP-клиент.

При запросе файла по протоколу FTP пользователь должен знать, где находится нужный ему файл. Обращение к FTP-клиенту происходит по ко­манде:

пр[<параметры>][<имя сервера>] (1)

 

В качестве имени сервера указывается IP-имя или IP-адрес удаленного компьютера.

В большинстве серверов Internet для входа по FTP-команде нужны предварительная регистрация пользователя и указание пароля. Однако это не требуется при обращениях к общедоступным (анонимным) серверам. Такие серверы создают и обслуживают организации, заинтересованные в распространении информации определенного вида.

После выполнения команды (1) FTP-клиент переходит в командный режим. Примеры субкоманд, которые могут выполняться в командном ре­жиме (ниже-удаленный компьютер обозначен S, локальный компьютер — Т):

open [<имя S>] — устанавливает связь с удаленным компьютером;

close [<имя S>] — разрывает связь с удаленным компьютером, оставаясь в командном режиме;

quit — то же, что и close, но с выходом из командного режима (из ftp);

cd [<имя каталога в S>] — выбор каталога на сервере;

IDEF9 (Business Constraint Discovery) нацелена на выявление разнообразных ограниче­ний (технических, физических, юридических, политических, организационных), которые должны быть учтены при разработке системы, и для анализа их влияния на принимаемые решения в процессе реинжиниринга. Обычно в качестве систем фигурируют сложные ин­формационные системы с ориентацией на экономические и управленческие приложения. Ограничение — это отношение, которое должно соблюдаться. Ограничения делятся на кон­тексты (группы родственных ограничении). Применение IDEF9 заключается в выполнении нескольких шагов: 1) сбор свидетельств (фактов, указывающих на наличие ограничения); 2) классификация — определение контекстов, объектов, отношений; 3) прогнозирование — выявление ограничений на основе свидетельств; 4) отбор значимых ограничений; 5) опреде­ление экспертов для тестирования результатов; 6) детализация и фильтрация ограничений. В методике даны рекомендации по выполнению этих шагов. Предлагается графический язык, элементами которого являются система, блоки ограничений, контексты, линии связи, логи­ческие связки OR. AND, XOR (исключающее ИЛИ).

IDEF14 (Network Design) предназначена для проектирования корпоративных вычисли­тельных сетей, их представления на графическом языке с описанием конфигураций, очере­дей, сетевых компонентов, требований к надежности и т. п. Чаще всего методика применяет­ся для модернизации уже существующих сетей. Поэтому в ней предусматривается разработка моделей как «AS IS», так и «ТО BE». Проектирование включает в себя определе­ние топологии сети или схемы коммуникаций, реализацию нужного качества обслуживания, анализ функционирования (трафик, дисциплины обслуживания в узлах, протоколы доступа). Модель топологии дополняется моделями очередей, надежности, материальных затрат. Важную роль играет библиотека методов построения и компонентов сетей. Методика осно­вана на выполнении ряда шагов: установление целей модернизации, исследование сущест­вующей сети, определение типов компонентов в ней, построение модели «AS IS», ее вери­фикация, анализ результатов, корректировка с переходом к «ТО BE». В графическом языке IDEF14 сети и подсети изображаются в виде облаков, топологические связи представляются линиями, для узлов используются специальные иконки, возможны поясняющие надписи, список характеристик размещается в прямоугольниках.

Унифицированный язык моделирования UML

 

Язык UML положен в основу Rational Unified Process (RUP) — извест­ной методологии проектирования информационных систем, развиваемой фирмой Rational Software. В UML также используется ряд диаграмм.

К основным следует отнести прежде всего диаграммы классов. Они имеют следующие отличия от аналогичных диаграмм в IDEF4.

Во-первых, в прямоугольнике класса имеются три секции, в верхней секции записывается имя класса, в средней секции — атрибуты, в нижней части — процедуры класса. При записи атрибутов указываются символ доступности (+ — public, # — protected,-----private), идентификатор атрибута, тип атрибута. Запись процедуры аналогична подобным записям в языках программирования: указываются имя процедуры и в скобках. — список параметров.

Во-вторых, в диаграммах классов UML отображение отношений часть-целое (отношений агрегации) выполняется с помощью линий с ромбовид­ной стрелкой, направленной от класса-части к классу-целому, и отношений наследования (суперкласс-подкласс) — с помощью линий с обычной стрелкой, направленной от подкласса к суперклассу.

Поведенческий аспект моделирования отражен в диаграммах процес­сов, имеющихся в UML. Они бывают двух типов — диаграммы сценариев (ДС) и диаграммы взаимодействия объектов (ДВО).

Сценарий — это последовательность событий, заключающихся в воз­действиях (посылках сообщений) одного объекта на некоторый другой объект. В ДС объекты изображаются прямоугольниками и располагаются в горизонтальном ряду объектов. Ось времени направлена от этого ряда вер­тикально вниз. От каждого объекта параллельно оси времени идут так на­зываемые их линии жизни (lifelines). Каждое событие изображается гори­зонтальной линией со стрелкой от линии жизни объекта, посылающего сообщение, к линии жизни объекта, принимающего сообщение. Над этими линиями возможен поясняющий текст. Линии располагаются одна над дру­гой в порядке, в котором события совершаются (пример ДС на рис. 16).

Диаграмма ДВО представляет собой граф, в котором вершины соответ­ствуют объектам, а ребра — воздействиям. Около ребер возможны поясняю­щие записи, в частности, последовательные номера, указывающие порядок совершения событий.

К числу других диаграмм относятся диаграммы использования, цель которых — отобразить взаимодействие системы с пользователем. В этих диаграммах ото­бражены в виде овалов те функции, кото­рые непосредственно должен (или может) выполнять пользователь. При этом поль­зователи различаются ролями, выполняе­мыми ими при эксплуатации системы.

Проектирование информационной системы в RUP начинается с построения диаграмм использования. При этом определяется и согласовывается внешняя функциональность системы, и в итоге формируется техническое задание на разработку ПО.

 

 

Рис.6.Вид диаграммы сценариев

 

Далее разрабатываются диаграммы взаимодействия «поль­зователь-система», при этом выявляются необходимые объекты, строятся диаграммы классов, формируется компонентная структура ПО.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 478 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2369 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.